Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20»





Скачать 126.82 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20»
Дата публикации02.01.2015
Размер126.82 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Негосударственное (частное) образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный институт предпринимательства»

(НОУ ВПО «Северный институт предпринимательства»)


Принята на заседании Ученого совета

Протокол №5 от «20» 02 2014 г.




ПРОГРАММА

вступительного испытания по русскому языку


Архангельск 2014
Составитель: Мусатова Г.В., преподаватель кафедры

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20»02 2014г.

Зав.кафедрой: к.п.н __________________ Белов В.К.
ВВЕДЕНИЕ

Программа вступительного испытания по курсу русский язык составлена в соответствии с современными требованиями проверки знаний абитуриентов, имеющих законченное среднее (полное) общее и среднее профессиональное образование, поступающих в Негосударственное (частное) образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный институт предпринимательства» по направлению Менеджмент и Юриспруденция.

Настоящая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по русскому языку.

Вопросы тестовых заданий строятся с учётом требований ЕГЭ базового курса русского языка средней школы.

Тестовые задания предлагаются абитуриенту в компьютерном виде. Абитуриент по завершению предварительно установленного времени обязан предоставить заполненный на компьютере бланк ответа на предложенные ему вопросы. Фиксированный таким образом ответ является основанием для выставления соответствующего количества баллов.

Продолжительность экзамена по русскому языку – 3,5 часа (210 минут).

Форма проведения – компьютерное тестирование.

Пользоваться сотовыми телефонами категорически запрещается.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общие сведения о языке

Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык — нормированная и обработанная форма общенародного языка.Русский язык как один из индоевропейских языков. Место русского языка в кругу родственных славянских языков. Язык и культура. Язык и история народа. Основные изменения в русском языке за последние десятилетия. Проблемы экологии языка. Русский язык в современном мире. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русские писатели о богатстве и художественной выразительности русского языка. Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики. Основные лингвистические словари. Выдающиеся ученые-русисты.
Раздел I. Система языка

Язык как система. Основные уровни языка. Фонетика. Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная роль звуков речи. Понятие о фонеме.

Ударение в русском языке. Смыслоразличительная роль словесного ударения. Изобразительные средства фонетики русского языка.

Интонация. Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение и понижение голоса, тон речи и др.). Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.

Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значение слова; однозначные и многозначные слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Исторические изменения в словарном составе языка. Архаизмы и историзмы. Основные источники пополнения лексики. Неологизмы. Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова. Старославянизмы. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы, профессионализмы, слова-термины. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Источники фразеологизмов. Лексические средства выразительности речи.

Морфемика и словообразование. Состав слова, его современная структура. Исторические изменения в структуре слов. Этимология как раздел лингвистики.Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфология. Морфология как учение о частях речи. Принципы классификации частей речи в русском языке. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Морфологические средства выразительности речи.

Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные виды словосочетаний по характеру главного слова (именные, глагольные, наречные). Синонимия словосочетаний. Предложение как минимальное речевое высказывание. Интонационные и грамматические признаки предложения. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Морфологические способы выражения главных и второстепенных членов предложения. Простое предложение и его виды: двусоставное и односоставное, распространенное и нераспространенное, полное и неполное. Осложнение предложения однородными, обособленными членами, вводными и вставными конструкциями, обращениями. Сложное предложение и его виды: бессоюзное, союзное (сложносочиненное и сложноподчиненное), сложное предложение с разными видами связи. Синонимия синтаксических конструкций. Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.
Раздел II. Культура речи

Культура речи, ее предмет и задачи. Две ступени овладения литературным языком: речь правильная и речь хорошая. Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Вариантность нормы. Основной критерий хорошей речи — коммуникативная целесообразность речи. Коммуникативные качества хорошей речи: точность, ясность, выразительность, уместность. Информация о языковой норме в разных типах лингвистических словарей. Справочная литература о культуре русской речи.

Орфоэпические нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Исторические изменения в произношении и ударении. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Правильное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, причастий и деепричастий. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Нормы правописания. Русское правописание как система общепринятых норм письма. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении между людьми. Справочники по орфографии и пунктуации. Орфография как система правил. Разделы русской орфографии и принципы написания. Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания. Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов. Анализ трудных случаев правописания. Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. Принципы русской пунктуации. Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи и ее синтаксического строя. Знаки препинания отделительные и выделительные. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них:

  1. знаки препинания в конце предложения;

  2. знаки препинания внутри простого предложения;

  3. знаки препинания между частями сложного предложения;

  4. знаки препинания при передаче чужой речи;

  5. знаки препинания в связном тексте.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Анализ трудных случаев пунктуационного оформления письменного высказывания. Речевая культура в бытовом, научном и учебном общении. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Отбор этикетных формул в зависимости от условий речевого общения. Основные признаки выразительной речи. Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.). Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

Речь. Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Виды речевой деятельности, связанные с восприятием чужой речи (аудирование и чтение) и с созданием собственного высказывания (говорение и письмо). Разновидности речи по форме использования языка (устная и письменная речь). Разновидности речи по характеру участия собеседников в процессе общения (речь диалогическая и монологическая). Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п. Формы письменных высказываний (письмо, записка, деловая бумага, рецензия, статья, репортаж, сочинение (разные типы), конспект, план, реферат и т. п.); их признаки. Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи — типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д. Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного и устного высказывания.

Текст как речевое произведение. Основные признаки текста: смысловая и композиционная целостность, формальная связность, относительная завершенность высказывания. Содержательно-композиционный анализ текста. Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема в предложении. Способы сцепления предложений — цепной и параллельный. Средства связи предложений: лексический повтор, местоимение, однокоренные слова, слова близкой семантики (целое и его части), синонимы, антонимы, деепричастные обороты, союзы и др.

Типы речи. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Семантические разновидности описания и повествования: описание предмета, места, состояния окружающей среды, состояния человека; повествование изобразительное и информативное. Рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. Оценка действительности. Типологический анализ текста.

Стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Речь разговорная и книжная, устная и письменная. Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Стилистическая окраска средств языка. Синонимы. Средства словесной образности. Тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола; ирония, аллегория, олицетворение, перифраза. Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, параллелизм (одинаковое синтаксическое построение предложений), анафора (повтор слов или оборотов в начале отрезков речи), эпифора (повтор слов или выражений в конце смежных предложений), антитеза (сопоставление противоположных или контрастных понятий), оксюморон (соединение понятий, логически исключающих друг друга), градация, эллипсис (пропуск члена предложения), умолчание и т. д.
Орфограммы и пунктограммы по следующим дидактическим единицам:


Правописание безударных гласных, проверяемых ударением

Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением. Двойные согласные в корне (словарное слово)

Чередование гласных в корне (включая исключения)

Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные

Двойные согласные на стыке приставки и корня и корня и суффикса

Употребление букв -ы-/-и- в корне после приставки на согласный

Правописание приставок

Правописание приставок на -з-/-с-

Правописание приставок пре-/при- (очевидные случаи)

Правописание приставок пре-/при- в словах с труднообъяснимыми значениями и иноязычных словах

Правописание приставок с чередованием -а-/-о-

Правописание гласных после шипящих и -ц-

Употребление разделительных букв -ъ- и -ь-

Употребление букв -ъ- и -ь- для обозначения грамматических форм

Употребление буквы -ь- для обозначения мягкости согласного

Правописание падежных окончаний имен существительных

Правописание формообразующих суффиксов существительных и суффиксов, придающих дополнительные оттенки

Правописание сложных слов

Правописание сложных прилагательных, первая часть которых соотносится с наречиями

Правописание падежных окончаний имен прилагательных и причастий

Правописание суффиксов имен прилагательных

Правописание неопределенных и отрицательных местоимений

Правописание личных окончаний глагола

Правописание суффиксов глагола

Правописание суффиксов причастий

Правописание наречий:

правописание буквы -ь- на конце;

правописание –а-/-о- на конце наречий;

правописание наречий через дефис;

слитное и раздельное написание наречий, образованных от прилагательных

Слитное и раздельное написание наречий, соотносимых с предложно-падежной формой существительных

Правописание -н-/-нн- в суффиксах слов разных частей речи

Правописание предлогов:

слитное написание предлогов с последующим словом;

сложные предлоги (типа из-за);

составные предлоги (типа ввиду, в виде)

Правописание союзов

Правописание частиц

Правописание частиц не и ни со словами разных частей речи

Согласование сказуемого с подлежащим и главных членов предложения со второстепенными

Тире между подлежащим и сказуемым

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения

Знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями (неочевидные случаи)

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Обособление причастного оборота

Обособление деепричастного оборота

Обособление приложений

Обособление определений

Обособление дополнений и обстоятельств, выраженных предложно-падежными формами существительных

Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами

Знаки препинания в предложениях:

с вводными словами и конструкциями;

случаи, требующие особого семантического толкования, типа наконец и т.п.

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении

Знаки препинания в сложном предложении с несколькими придаточными и в сложном предложении с разным типом связи

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении:

пропуск знака;

замена знака.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 кл. Учебник (Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.) М.: Русское слово, 2011.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ИСТОРИИ ПО 100-БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ

В систему заданий по русскому языку включены тестовые задания.

Максимальное число баллов может составить 100.

100 - 75 баллов выставляется поступающему, если он продемонстрировал полноту и системность знаний, отражающие знакомство с дополнительной, справочной и научной литературой.

74 - 55 баллов выставляется, если поступающий показывает владение терминологией и системным представлением о курсе, дает полный ответ, показывают лишь необходимый и достаточный уровень знаний, не выходящий за рамки минимума.

54 – 30 баллов выставляется, если ответы содержат неполные знания, недостаточный уровень владения анализом взаимосвязей явлений и процессов, знание информации на основе учебников.

Ниже 30 баллов выставляется за работу абитуриента, если в ней содержатся ошибки, составляющие 60% и более неправильных ответов.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20» iconНазвание ресурса
...
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20» iconРабочая программа по философии утверждена Цикловой методической комиссией гуманитарных дисциплин
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол №
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20» iconСердечно-легочная реанимация (слр)
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол №
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20» iconКак составляются и толкуются гороскопы
...
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20» iconФорма экзамена: тест Продолжительность
...
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20» iconМатериалы для самообследования (тесты)
...
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20» iconПрограмма кандидатского экзамена научная специальность
Составители рабочей программы: профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, д филос н., доцент Музяков С. И.; доцент кафедры...
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20» iconА. В. Федотов. О некоторых проблемах толкования и применения ст. 110 Ук РФ
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол №
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20» iconОтвет: б Под амбивалентностью в психологии понимают
...
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20» iconОтвет: б Под амбивалентностью в психологии понимают
...
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20» iconУрок из этой отставки может извлечь бизнесмен?
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол №
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Одобрена на заседании...
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20» iconПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00....
Составители рабочей программы: профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, к п н. Горбачев В. Т.; профессор кафедры гуманитарных...
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20» icon«Наука логики» была переведена на ряд западноевропейских языков: итальянский {
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол №
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20» iconЛабораторные работы (14) Практические работы
...
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск 2014 Составитель: Мусатова Г. В., преподаватель кафедры п рограмма рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20» iconРабочая учебная программа дисциплины
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала ранхигс...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск