Закон обратной перспективы в иконописи





Скачать 233.66 Kb.
НазваниеЗакон обратной перспективы в иконописи
Дата публикации02.01.2015
Размер233.66 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Литература > Закон
«Древнерусская иконопись»


  1. Икона как произведение искусства.

  2. Византийский иконописный канон, его освоение и трансформация на Руси.

  3. Специфика образности, композиции, цветописи в иконе.

  4. Закон обратной перспективы в иконописи.

  5. Канон и стиль русской иконы. Основные иконографические типы образов.

  6. Икона как сложный синтез изобразительно- пространственных форм.


Рекомендуемая литература


  1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978.

  2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

  3. Кызласова И. Русская икона 14-16 веков. Государственный исторический музей. М.;Л., 1988.

  4. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970.

  5. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала 16 века. М.,1983.

  6. Овчинников А., Кишилов Н. Живопись древнего Пскова. М., 1971.

  7. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М., 1975.

  8. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина 13 – начала 15 века. М., 1976.

  9. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М., 1991.

  10. Тихомиров М.Н. Русская культура 10-18 веков. М., 1968.

  11. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Русь. История и художественная культура 10-17 веков. М., 2003.




  1. Отражение философско-религиозного сознания человека Древней Руси конца 14 - начала 15 вв. в иконе А. Рублева «Троица».

  2. Сергий Радонежский в иконописном образе.

  3. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси.

  4. Образ Христа в домонгольской русской иконе.

  5. Трансформация идей исихазма на русской почве и их отражение в иконе.

  6. Распятие Дионисия из иконостаса Павлова-Обнорского монастыря.

  7. Новое в иконографии русской иконы 16 века.

  8. Житийная и «портретная» икона в 14-16 вв.

  9. Гимнографические образы Богоматери.

  10. «Горний» и «дольний» мир в русской иконе XVI века.

  11. Иконы-притчи и их своеобразие.

  12. Искусство Строгановских иконописцев в собрании Русского музея.

  13. Варианты иконы «Битва новгородцев с суздальцами».



«Феофан Грек – выдающийся русский иконописец, художник-мыслитель»


  1. Творческая деятельность Феофана Грека в Византии:

  1. влияние на становление мастера художественных и философских традиций Византии;

  2. воздействие на творчество Феофана Грека исихазма – мистического учения о нравственном и физическом совершенствовании человека.

  1. Творчество Феофана Грека в Новгороде:

  1. работа над фресками в церкви Спаса Преображения:

а) тематика росписей храма и их философский смысл;

б) роспись купола и барабана;

в) яркая индивидуальность и сложность психологической характеристики ветхозаветных старцев: Адама, Авеля, Сифа, Ноя, Мельхиседека;

г) смелость создания образов:

-экспрессивность и драматизм живописного языка;

-темпераментность и экспрессивность, напряженность манеры;

д) динамичная композиция;

е) своеобразие цветовой палитры:

- сдержанность колорита, лаконизм и насыщенность цвета;

- символизм в использовании цвета;

2) фрески новгородской церкви Спаса Преображения – величайшее произведение мирового средневекового искусства;

3) Феофан и новгородское искусство (росписи церквей Федора Стратилата на Ручью и Успения на Волотом поле).

  1. Феофан Грек в Москве.

1) Росписи в Благовещенском соборе Московского Кремля:

а) драматично-эмоциональная трактовка образов;

б) пластичность изображений.

  1. Миниатюры и иконы Феофана Грека, созданные в Москве.

  2. Феофан Грек в истории искусства.


Рекомендуемая литература


    1. Алпатов М.В. Феофан Грек. М.,1979.

    2. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М.,1983.

    3. Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М.,1976.

    4. Голейзовский Н., Ялицков С. Феофан Грек и его школа. М.,1970.

    5. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М.,1961.

    6. Маясова Н. К истории иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Культура Древней Руси. М.,1966.


«Новгородская школа иконописи»


    1. История возникновения новгородской школы иконописи.

    2. Расцвет новгородской школы иконописи и формирование ее типологических примет в первой половине XV века:

а) демократизм;

б) лаконизм композиции;

в) создание многорегистровых икон;

г) склонность к детализации;

д) тяготение к орнаментальности;

е) условность изображения;

ж) четкий рисунок, использование контурности;

з) красочная мажорность икон, ярко выраженная их декоративность, оригинальность цветовой гаммы.

3. Воздействие с середины XV века на новгородскую иконопись искусства Москвы:

а) усложнение композиции;

б) измельченность формы;

в) строго догматическое воплощение темы.

4. Отличие новгородской школы иконописи от московской, псковской, Строгановской и т.д.
Рекомендуемая литература


  1. Лазарев В.Н. Искусство Новгорода. М.;Л., 1947.

  2. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Русь. История и художественная культура X – XVII веков. М., 2003.

  3. Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV в. М., 1982.

  4. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.



  1. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и в новгородской иконописи.

  2. Цвет в византийских и новгородских иконах.

  3. Иконостас в соборах Древней Руси.

  4. Византийская и древнерусская символика.


«Иконопись древнего Пскова»
1. Провинциальная зависимость Пскова от Новгорода и своеобразие псковского искусства.

2. Возникновение и расцвет псковской иконописной школы в конце XIV – начале XV в.

3. Связь живописной концепции изображения в Пскове с конструктивной концепцией архитектурного пространства:

1) поиск иконописцами художественных приемов, делающих икону световым фокусом интерьера;

2) своеобразие трактовки сюжета;

3) смелость композиционного решения иконы, графическая выразительность ее каждого компонента;

4) создание психологического образа святого:

а) особое построение глаз;

б) своеобразие моделировки лика;

в) необычность иконографического решения лика святого;

г) пристальное внимание к мгновенным движениям души, динамизм;

д) выработка приемов «скорописи»;

е) пристрастие к динамичным и многофигурным композициям;

ж) особое использование цвета.

4. Значение псковской иконописной школы в развитии живописи.
Рекомендуемая литература


  1. Алпатов М.В., Родникова И.С. Псковская икона XIII – XVI веков. Л., 1990.

  2. Живопись древнего Пскова. М.,1971.

  3. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века. М., 1983.


Тематика рефератов


  1. Иконография изображения Николы в псковской и новгородской школе живописи.

  2. Сюжет псковской иконописи «Собор Богоматери».

  3. Псковский вариант сюжета «Сошествие во ад» и его своеобразие.

  4. Необычность псковской житийной иконы.

  5. «Чудо Георгия о змие» в новгородской и псковской школе.


«Храм Василия Блаженного в Москве»


  1. Своебразие русской архитектуры 1450-1550 годов. Влияние зодчества итальянского Возрождения на русскую архитектуру конца 15- начала 16 вв.

  2. Покровский собор – жемчужина русской архитектуры 16 века:

1) история создания собора;

2) Покровский собор и ансамбль Москвы;

3) новое и традиционное в архитектуре Покровского собора;

4) элементы рационализма в архитектурной эстетике 1450-1600 гг. и Покровский собор.

3. Элементы архитектурной композиции Покровского собора и их взаимосвязь.

4. Русская народная фантастика в архитектурных формах Покровского собора:

1) народная фантастика в древнерусском зодчестве;

2) отражение народной фантастики в архитектуре Покровского собора.

5. Идейное содержание архитектуры Покровского собора:

1) отражение характерных особенностей русского мировоззрения 16 века и Покровский собор;

2) символика чисел в архитектуре Покровского собора;

3) архитектура Покровского собора и Русское государство середины 16 века;

4) архитектура Покровского собора и русская церковь 16 века;

5) Покровский собор как образ прекрасного града.
Рекомендуемая литература


  1. Александров Ю.А. Москва заповедная. М.,1991.

  2. Бондаренко И.А. Красная площадь Москвы. М.,1991.

  3. Бродский Я.Е. Москва от А до Я. М.,1994.

  4. Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор. М., 1988.

  5. Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. М., 1988.

  6. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1989.

  7. Забелин И.Е. История города Москвы. М.,1990.

  8. Зодчие Москвы. М.,1988.

  9. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1989.

  10. Ильин М.А. Каменная летопись Москвы. М.,1984.

  11. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.

  12. Курлат Ф.Л. Москва от центра до окраин. М.,1989.

  13. Латышева Г.П., Рабинович М.Г. Москва и московский край в прошлом. М.,1973.

  14. Московский Кремль. М.,1990.

  15. Николаев Е.В. Классическая Москва. М.,1975.

  16. Паламарчук П. Сорок сороков. Т.1-4. М.,1992-1995.

  17. Пыляев М.И. Старая Москва. М.,1990.

  18. Святыни древней Москвы. М.,1993.

  19. Тихомиров М.Н. Древняя Москва XII-XV вв. М.,1992.



Тематика рефератов


  1. Собор Св. Петра в Риме и Собор Василия Блаженного.

  2. Башнеобразные храмы в Индии и Покровский собор.

  3. Прообразы общей композиционной схемы Покровского собора в древнерусской архитектуре.

  4. Возникновение архитектурного типа храма – памятника.

  5. Древнерусский быт и архитектура Покровского собора.

  6. Храм Василия Блаженного в русской живописи 19 века.

  7. Храм Василия Блаженного в русской живописи конца 19 - начала 20 века.

  8. Храм Василия Блаженного в русской поэзии 19 века.



«Московский Кремль»
I. Стены и башни Кремля как величайший архитектурно-исторический памятник русского народа:

1. Стены и башни Кремля как фортификационное сооружение.

2. Спасская башня Кремля:

1) история создания;

2) часы Спасской башни.

3. Сенатская башня как одна из древнейших башен Кремля.

4. Троицкая башня.

5. Башня Кутафья как бесшатровый тип башни.

6. Боровицкая, Водовзводная (Свиблова), Благовещенская, Тайницкая, Безымянные 1я-2я, Петровская, Беклемишевская, Крнстантино-Еленинская, Набатная, Царская, Никольская, Средняя Арсенальная башни и др.

II. Архитектурно-исторические памятники Кремля:

1. Соборная площадь.

2. Успенский собор как главный храм Древней Руси, шедевр мировой церковной архитектуры:

1) история создания;

2) Успенский собор - усыпальница московских митрополитов и патриархов;

3) мотивы владимиро-суздальского зодчества в архитектонике собора;

4) Успенский собор - синтез древнерусской и итальянской архитектурной мысли;

5) пространственность интерьера;

6) росписи собора;

7) гармоничность собора;

8) иконостас Успенского собора:

- "Владимирская Богоматерь";

- "Св. Георгий";

- "Троица" неизвестного художника дорубревской эпохи;

9) предметы декоративно-прикладного искусства:

- Мономахов трон, или царское место Ивана Грозного;

- Бронзовый шатер.

3. Церковь Ризположения:

1) история создания церкви;

2) элементы московской и псковской архитектуры;

3) иконостас и роспись церкви.

4. Благовещенский собор как выдающийся историко-художественный и архитектурный памятник Московского Кремля:

1) история создания собора;

2) фрески Благовещенского собора:

- темы апокалипсиса;

- преемственность власти московских князей и киевских;

3) иконостас собора:

- иконы работы А.Рублева;

- иконы, написанные Ф.Греком.

5. Архангельский собор:

1) история создания;

2) собор как усыпальница московских князей и царей;

3) стенопись собора;

4) иконостас;

5) условные портретные изображения русских князей.

6. Колокольня Ивана Великого и звонница как величайшее сооружение мировой архитектуры XVI века:

1) история создания колокольни;

2) колокольня как композиционная ось кремлевского ансамбля;

3) построение колокольни;

4) колокола колокольни Ивана Великого.

7. Собор "Двенадцать апостолов" и Патриаршие палаты:

1) история собора;

2) построение собора;

3) деревянный иконостас в стиле русского барокко.

8. Грановитая палата.

9. Церковь Лазаря.

10. Теремной дворец.

11. Царь-пушка - замечательный памятник русского литейного искусства XVI века.

12. Царь-колокол.
Рекомендуемая литература


  1. Архитектура Московской Руси середины XV в. М.,1988.

  2. Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. Москва незнакомая. М.,1993.

  3. Зодчие Москвы. М.,1981.

  4. История русской архитектуры. СПб.,1994.

  5. Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля. М.,1990.

  6. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М.,1972.

  7. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Русь. История и художественная культура X-XVII веков. М.,2003.

  8. Некрасов А.И. Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII века. М.,1963.

  9. Николаева Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М.,1976.

  10. Осетров Е. Мое открытие Москвы. М.,1985.

  11. По Кремлю. Краткий путеводитель. М.,1975.

  12. Тихомиров М.Н. Русская культура X-XVIII вв. М.,1968.

  13. Толстая Т.В. Успенский собор Московского Кремля. М.,1979.



Тематика рефераты
1. Соборы Успения Богоматери во Владимире и Москве.

2. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля (1405).

3. Воплощение идеи "Москва - третий Рим" в русской фреске и иконе XVI века.

4. Фресковая живопись Москвы.

5. Деисусный чин Благовещенского собора Московского Кремля.

6. Успенский собор и итало-византийская архитектурная мысль эпохи Возрождения.

7. Творчество А.Фиораванти.

8. Оборонительные укрепления Московского Кремля и западноевропейское фортификационное искусство.

9. Грановитая палата и традиции древнерусских монастырских трапезных.

10. Часы на Спасской башне Кремля.

11. Звезды Московского Кремля.

12. Икона "Георгий" (конец XII в.) Успенского собора Московского Кремля.

13. Иконы "Богоматерь", "Спас на престоле", "Архангел Гавриил" Феофана Грека в Благовещенском соборе Московского Кремля.

14. Стенопись Благовещенского собора Московского Кремля.

15. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля.

16. Захоронения Архангельского собора Московского Кремля.

17. Оружие времен Московского Княжества.

18. Древнерусские шлемы и кольчуги из Оружейной палаты Московского Кремля.

19. Древнейшие образцы оружия из Оружейной палаты Московского Кремля.

20. Мастера золотого и серебряного дела Московского Княжества.

21. Серебряная и золотая посуда из Оружейной палаты Московского Кремля.

22. Драгоценные эмали по золоту и серебру из Оружейной палаты Московского Кремля.

23. Вышивка жемчугом из Оружейной палаты Московского Кремля.

24. Московский Кремль в картинах Апполинария Васнецова.

25. Герб Москвы.

26. История Московского Манежа.

27. Сады у Кремлевской стены.

«Архитектура Петербурга XVIII века»


  1. Разработать моноэкскурсию, посвященную истории создания и анализу одного из архитектурных памятников Петербурга XVIII века:

  1. Петропавловский собор (1712 – 1733 гг.).

  2. Кунсткамера (1718 – 1734 гг.).

  3. Меншиковский дворец. Начало 1710 г.

  4. Академия Художеств (1764 – 1788 гг.).

  5. Андреевский собор. (1764 – 1780 гг.).

  6. Летний дворец Петра I (1710 – 1714 гг.).

  7. Мраморный дворец (1768 – 1785 гг.).

  8. Зимний дворец (1754 – 1762 гг.).

  9. Малый Эрмитаж (1764 – 1775 гг.).

  10. Эрмитажный театр (1783 – 1787 гг.).

  11. Строгановский дворец (1752 – 1754 гг.).

  12. Дворец К.Г. Разумовского (1762 – 1766 гг.).

  13. Юсуповский дворец (1760-е гг.).

  14. Никольский собор (1753 – 1762 гг.).

  15. Инженерный замок (1792 – 1800 гг.).

  16. Шуваловский дворец (1753 – 1755 гг.).

  17. Большой Гостиный двор (1761 – 1785 гг.).

  18. Воронцовский дворец (1749 – 1757 гг.).

  19. Палаты Кикина (1714 – 1720 гг.).

  20. Таврический дворец (1783 – 1789 гг.).

  21. Шереметьевский дворец (1750 – 1755 гг.).

  22. Юсуповский дворец (на Фонтанке). 1790-е годы.

  23. Церковь св. Семиония и Анны (1731 – 1734 гг.).

  24. Владимирская церковь (1761 – 1769 гг.).

  25. Александро-Невская лавра. Троицкий собор (1776 – 1790 гг.).

  26. Чесменская церковь (1777 – 1780 гг.).

  1. Подобрать слайды, фрагменты фильмов, изображения архитектурного памятника для показа в аудитории.

  2. Разработать маршрут экскурсии:

  1. Петропавловская крепость.

  2. Летний сад.

  3. Дворцовая площадь.


Рекомендуемая литература


  1. Алексеева С.Б. Архитектура и декоративная пластика Зимнего дворца // Русское искусство барокко. М., 1977.

  2. Аркин П.Н. Растрелли. М., 1954.

  3. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. Л., 1971.

  4. Бастарева Л.И., Сидорова В.И. Петропавловская крепость. Путеводитель. Л., 1978.

  5. Всеобщая история архитектуры. Т.7. М., 1969.

  6. Грабарь И.Э. Пербургская архитектура XVIII – XIX веков. СПб., 1994.

  7. Денисов Ю.М., Питров А.Н. Зодчий Растрелли. Л., 1963.

  8. Дубяго Т.Б. Летний сад. М.; Л., 1951.

  9. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. Сб. статей/ Под ред. Ю.В. Артемьева и С.А. Прохватилова. СПб., 1997.

  10. Коршунова М.Ф. Джакомо Кваренги. Л., 1977.

  11. Кузнецова О.Н. Летний сад и летний дворец Петра I. Л., 1973.

  12. Лисаевич И. Первый архитектор Петербурга. Л., 1971.

  13. Овсянников Ю.М. Доменико Трезини. Л., 1987.

  14. Пушкинский Петербург. Автор – составитель А.М. Гордин. Л.,1974.

  15. Шварц В.С. Ленинград. Художественные памятники. М., 1956.


«Архитектурные ансамбли пригородов Санкт-Петербурга
I. Ансамбли дворцов и парков г. Пушкина (Царского Села).

1. Возникновение и развитие ансамбля дворцов и парков Царского Села.

2. Авторы программы застройки.

3. Большой дворец как один из шедевров архитектуры русского барокко XVIII столетия.

4. Ансамбль Екатерининского парка:

1) регулярная часть Екатерининского парка;

2) садовая скульптура;

3) павильон Эрмитаж;

4) гранитная терраса;

5) Башня-руина, Чисменская колонна, Кугульский обелиск,

6) статуя «Девушка с разбитым кувшином».

5. Александровский дворец.

6. Сооружения в Александровском парке:

1) Новый сад;

2) Китайская деревня;

3) Китайский театр;

4) Китайские мосты;

5) Большой каприз;

6) Белая башня.

7. Лицей.

8. Египетские ворота как выдающийся памятник русского чугунного литья.

II. Памятники архитектуры г. Павловска.

1. История формирования ансамбля дворца и парка г. Павловска.

2. Павловский дворец.

3. Павловский парк как произведение садового искусства.

4. Парковые сооружения.

III. Возникновение и развитие ансамбля дворцов и парков г. Гатчины.

1. Гатчинский дворец - уникальный памятник архитектуры русского раннего классицизма.

2. Дворцовый парк в г. Гатчине как типичный русский пейзажный парк XVIII века.

3. Регулярные сады г. Гатчины.

4. Парковые сооружения г. Гатчины.

IV. Дворцово-парковый ансамбль Петергофа:

1. История ансамбля Петергофа.

2. Верхний сад, его фонтаны и статуи.

3. Большой дворец как центр Петергофского дворцово-паркового ансамбля.

4. Большой грот с каскадами как уникальное произведение мирового искусства:

а) скульптуры Большого Каскада;

б) фонтаны Каскада.

5. Дворец Монплезир.

6. Дворец Марли:

а) Марлинские и Секторальные пруды;

б) Марлинский каскад ("Золотая гора");

в) фонтаны.

7. Дворцово-парковый ансамбль "Александрия".

8. Александрийский, Колонистный и Луговой парки.

9. Английский парк.

V. Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума:

1. Большой Ораниенбаумский дворец.

2. Нижний репулярный сад.

3. Верхний парк.

4. Дворец Петра III в Петерштадте.

5. Китайский дворец.

6. Павильон Катальной горки.
Рекомендуемая литература


  1. Архипов Н.И., Раскин А.Г. Петродворец. Л.; М.,1961.

  2. Возрожденные из пепла Петродворец. Пушкин. Павловск. Л.,1990.

  3. Ковалевская Н.Н. Русский классицизм. М.,1964.

  4. Лихачев Д.С. Поэзия садов. СПб., 1991.

  5. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л.,1985.

  6. Петров А.Н. Пушкин. Дворцы и парки. М.; Л.,1964.

  7. Раскин А.Г. Город Ломоносов. Дворцово-парковый ансамбль. Л.,1979.

  8. Раскин А.Г. Петродворец. Л.,1975.

  9. Раскин А.Г. Петродворец: дворцы, музеи, парки, фонтаны. Л.,1988.


Тематика рефератов
1. История янтарной комнаты Большого дворца в С.Петербурге.

2. Мосты в Екатерининском парке.

3. История возведения Чесменской колонны.

4. Статуя «Девушка с разбитым кувшином» и ее отражение в лирике А.С.Пушкина и А.А. Ахматовой.

5. Турецкая баня как памятник войны с Турцией в 1828-1829 гг.

6. Пруды и каналы Екатерининского и Александровского парков Царского Села.

7. Д.Кваренги как создатель Александровского дворца в Царском Селе.

8. Статуи Александровского дворца.

9. Китайские мотивы в Царском Селе.

10. Статуя А.С.Пушкина в Царском Селе.

11. Виды г. Павловска в русской гравюре.

12. Архитектурные сооружения Камерона в Павловске.

13. Архитектурные проекты В.Бренны в г. Павловске.

14. Мосты г. Павловска.

15. Статуи г. Павловска.

16. Памятники Павлу I в г. Павловске и г. Гатчине.

17. Готическая Капелла (церковь Александра Невского) ансамбля Петергофа.

18. Регулярная часть Екатерининского парка и сады Версаля.

19. Своеобразие русского садово-паркового искусства XVIII века.
«История в русской скульптуре и живописи XVIII в.»

    1. Античные мотивы в скульптуре и живописи XVIII в.

    2. Библейские сюжеты в скульптуре и живописи XVIII в.

    3. Отечественная история и государственные люди в скульптуре и живописи XVIII в.


Рекомендуемая литература

  1. Алпатов М.В. Очерки по истории русского искусства: В 2 т. М., 1967.

  2. Андроникова М. Об искусстве портрета. М., 1975.

  3. Андросов С. Скульптура Летнего сада (проблемы и гипотезы)//Культура и искусство России XVIII века. Новые материалы и открыгия/ Науч. ред. Б.В. Сапунов. Л., 1981.

  4. Антонов В.В. Живописцы-декораторы Скопи в России// Русское ис­кусство второй половины XVIII — первой половины XIX в. Материалы и исследования/Под, ред. Т.В. Алексеевой. М., 1979.

  5. Аркин Д. Образы скульптуры. Л., 1961.

  6. Архипов Н., Раскин А. Бартоломее Карло Растрелли, Л.; М., 1964.

  7. Белявская В. Росписи русского классицизма. М., 1940.

  8. Борзин Б.Ф. Росписи петровского времени. Л., 1986.

  9. Брук Я.Б. У истоков русского жанра XVIII века. М., 1990.

  10. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII в. М., 1983.

  11. Верещагина А.Г. Художник, время, история. Очерки русской историче­ской живописи XVIII— начала XX века. Л., 1973.

  12. Верещагина А.Г. Художник. Время. История: Очерки русской исторической живописи XVIII—XIX -- начала XX вв. Л., 1973.

  13. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978.

  14. Врангель Н.Н. Иностранные скульпторы XVIII века в России//Сгарые годы. 1907. № 7—9.

  15. Врангель Н.Н. Иностранцы в России// Старые годы. 1911. Июль — сентябрь.

  16. Всеобщая история архитектуры 12 т. М., 1968.

  17. Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. М., 1964.

  18. Грабарь И. История русского искусства. Т. 6-8. М., 1960—1964.

  19. Давыдова М.Д. Очерки истории русской театрально-декоративной жи­вописи XVIII—XX вв. М., 1974.

  20. Евангулова О. С. Русский портретХУЩ века и проблема «россики»//Ис-кусство, 1986. № 12.

  21. Евангулова О. С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М., 1994.

  22. Евангулова О. С., Рязанцев И. В. Древнерусские темы в Академии худо­жеств 1760—1770-х гг. и их источники//Вестник Московского универси­тета. Серия 8. 1992. № 2.

  23. Ермонская В.В., Нетунахина Г.Д., Попова Т.Ф. Русская мемориальная скульптура. К истории художественного надгробия в России XI— начала XX в. М., 1978.

  24. Избранные произведения русских мыслителей второй поло­вины XVIII. М., 1952.

  25. Ильина Т.В. Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество. М., 1979.

  26. Ильина Т.В; Римская-Корсакова С.В. Андрей Матвеев. М., 1984.

  27. Исаков С. Федот Шубин, М., 1938.

  28. Истерия русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. М., 1960-1964. Т. 6-8.

  29. История русского искусства / Ред. В. И. Плотников. М., 1980.

  30. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1964. Т. 2

  31. Каганович А.Л. Феодосии Федорович Щедрин. М., 1953.

  32. Каганович А.Л., И.И. Теребенев. М., 1956.

  33. Каганович А.Л. Антон Павлович Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. М., 1963.

  34. Каганович А.Л. Медный всадник. История создания монумента. Л., 1975.

  35. Калязина Н.В. Меншиковский дворец. Л., 1982.

  36. Калязина Н.В. Монументально-декоративная роспись в дворцовых ин­терьерах первой четверти XVIII века. (К проблеме развития стиля барокко в России)//Русское искусство барокко. Материалы и исследования/Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1977.

  37. Карпова Е.В. Пенсионерство И.П. Прокофьева в Париже (1779— 1784)//Труды Академии художеств СССР. М., 1987. Вып. 4.

  38. Кедринский А.А., Толстой В.П. Монументально-декоративная живо-пись//Русское декоративное искусство. XVIII век. В 2 т. М., 1963. Т. 2.

  39. Коваленская Н.Н. Мартос. М., Л., 1938.

  40. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. М., 1964.

  41. Комелова Г.Н. Русская светская миниатюра на эмали XVIII— начала XIX века (Специфика и основные направления)//Труды Государственного

  42. Коноплева М.С. Театральный живописец Джузеппе Валериани. Л., 1948.

  43. Лазарева О.П. Русский скульптор Федот Шубин. М., 1965.

  44. Лапшина Н. Федор Степанович Рокотов. М., 1959.

  45. Лебедев А.В. О русском провинциальном портрете второй половины

  46. Лебедев А.В. Портретная живопись в Америке и России и проблемы примитива//Искусство, 1989. № 5.

  47. Лебедев Т.Е. Русская живопись первой половины XVIII века. М., 1938.

  48. Лебедева Т.А. Иван Никитин. М., 1975.

  49. Лихачев Д.С. Поэзия садов. СПб., 1991.

  50. Лужецкая О.П. Техника масляной живописи русских мас­теров XVIII-XIX вв. М., 1965.

  51. Маркова И. Живописцы Адольские//Проблемы русской художествен­ной культуры XVIII века. Тезисы докладов конференции. М., 1991.

  52. Мацулевич Ж.А. Летний сад и его скульптура. Л., 1936.

  53. Михайлова К.В., Смирнов Т.В. Портретная миниатюра из собрания Государственного Русского музея. Л., 1974. Т. 1—2.

  54. Мозговая Е.Б. Исторический рельеф во второй половине XVIII века// 0течественное и зарубежное искусство XVIII в. Основные проблемы. Л., 1988.

  55. Мозговая Е.Б. Античное наследие в творчестве Ф.Г, Гордеева// Проблемы развития русского искусства XVIII—первой половины XIX века. Л., 1986.

  56. Молева Н.М., Белютин Э.М. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII в. М., 1965.

  57. Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. М., 1925.

  58. МюллерА-П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. М., 1925.

  59. Неверов О.Я. Памятники античного искусства в России петровского времени// Культура и искусство петровского времени. Публикации и ис-следования/Науч. ред. Г.Н. Комелова. Л., 1977.

  60. Новые открытия советских реставраторов. Солигаличские наход­ки/ Под ред. С. Ямщикова. М., 1976.

  61. Петров В.Н. Конная статуя Петра I работы К.-Б. Растрелли. Л., 1972.

  62. Петров В.Н. Михаил Иванович Козловский. М., 1977.

  63. Преснова Н.Г. Творчество Леонтия Семеновича Миропольского// Па-мятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1989 г. М., 1990.

  64. Примитив в искусстве. Грани проблемы. Сб. статей. М., 1992.

  65. Пронина И.А. Терем. Дворец. Усадьба. Эволюция ансамбля интерьера в России конца XVII— первой половины XIX в. М., 1996.

  66. Рогачевский В. Ф.Г. Гордеев. М.; Л., 1960.

  67. Романычева И.П. К биографии Ф.С. Рокотова//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1989 г. М., 1990.

  68. Ромм А. Русские монументальные рельефы, М., 1953.

  69. Русская архитектура. М., 1988.

  70. Русский портрет XVIII—XIX вв. в музеях РСФСР. М., 1976.

  71. Русский- скульптурный рельеф второй половины XVIII —первой половины XIX в. Сб. статей/ Под ред. Е.Б. Мозговой. Л., 1989.

  72. Русское искусство XVIII - первой половины XIX в. М., 1971.

  73. Русское искусство XVIII в.: Материалы и исследования. М.,1973.

  74. Русское искусство первой четверти XVIII в.: Материалы и исследования. М., 1974.

  75. Русское искусство. Барокко. М., 1977.

  76. Рязанцев И.В. Русская скульптура второй половины XVIII— начала ХГХ века (Проблемы содержания). М., 1994.

  77. Савинов А.Н. Академия художеств. М.; Л., 1948.

  78. Савинов АН. Иван Алексеевич Ерменев. Л., 1982.

  79. Сахарова И.М. Алексей Петрович Антропов. М., 1974.

  80. Селинова Т.А. Иван Петрович Аргунов. М., 1973.

  81. Сорокатый В.М. Вопросы биографии Г. Островского и искусство портрета в Великом Уотюге// Памягники культуры. Новые открытия. Еже­годник. 1989 г, М., 1990.

  82. Суслова Е.Н. Михаил Иванович Павлов, скульптор XVIII века. М.; Л., 1957.

  83. Турчин В. Надгробные памятники эпохи классицизма в России//0т средневековья к Новому времени. Материалы и исследования/ Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1984.

  84. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII — начала XIX вв. М., 1951.

  85. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII—начала XIX века. М., 1953.

  86. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. М., 1979.

  87. Шарандак Н.П. Русская портретная живопись петровского времени. Массовая библиотека по искусству. Л., 1987.

  88. Щукина Е.С. Медальерное искусство в России XVIII века. Л., 1962.

  89. Эрмитажа. Т. XXIII. Л., 1983.

  90. Ярославские портреты XVIII—XIX вв. 2-е изд,/ Под ред. И, Фе­доровой, С. Ямщикова. М., 1986.


Тематика рефератов


  1. «Восковая персона» Петра I.

  2. «Конная статуя Петра I» Б.К. Растрелли и памятник Марку Аврелию на Капитолии.

  3. Серия скульптурных портретов Петра I работы Б.К. Растрелли.

  4. «Портрет А.Д. Меншикова» Б.К. Растрелли.

  5. Барельефы Б.К. Растрелли об истории России.

  6. Портреты Петра I И.Г. Таннауэра.

  7. Парсуны «Преображенской серии».

  8. Детские портреты царской семьи работы И.Н. Никитина.

  9. Детские портреты И.Н. Никитина и Л. Каравакка.

  10. Миниатюрный портрет России XVIII века.

  11. Загадка картины И.Н. Никитина «Портрет напольного гетмана».


«Творчество Ф.С. Рокотова»
1. Формирование творческого метода Ф.С. Рокотова-портретиста.

2. Творчества Ф.С. Рокотова петербургского периода.

3. Творчество Ф.С. Рокотова второй половины 1760-70-х гг:

1) эволюция интимного, камерного портрета;

2) создание портрета-типа;

3) жанр парадного портрета в творчестве Ф.С. Рокотова. Поиски нового типа парадного портрета;

4) художественное своеобразие парадного портрета:

а) выявление многообразия, сложности внутренней жизни человека;

б) лирическая неопределенность изображения духовной жизни;

в) колорит как средство характеристики модели;

г) глубоко индивидуальная характеристика внутреннего мира героя.

4. Творчество Ф.С. Рокотова конца 1770-80-х гг.

Новое в композиционном и колористическом строе портретов Ф.С. Рокотова.

5. Позднее творчество Ф.С. Рокотова конца 1780-90-х гг.:

1) черты классицизма в портрете;

2) простота и статичность композиции портретов;

3) строгость формы;

4) своеобразие живописного языка.
Рекомендуемая литература


  1. Евангулова О.С. Русский портрет XVIII века и проблема "россики" // Искусство. 1986. №12.

  2. Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М.,1994.

  3. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. М.,1999.

  4. Лапшина Н. Федор Степанович Рокотов. М.,1959.

  5. Очерки русской культуры XVIII века. Ч.4. М.,1990.

  6. Романычева И.П. К биографии Ф.С.Рокотова // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1989. М.,1990.


Тематика рефератов
1. Портреты Павла I, выполненные художником Ф.С. Рокотовым.

2. Рокотовские портреты русских цариц.

3. Детские портреты работы Ф.С. Рокотова.

4. Портреты Екатерины II кисти Ф.С. Рокотова.

5. Образ вельможи в творчестве Ф.С.Рокотова и в поэзии М.Ломоносова, Г.Державина.

5. Рокотовские портреты опекунов как цикл.

6. Портреты семьи Воронцовых.

7. Портреты И.Воронцова Ф.С. Рокотова и Д.Г.Левицкого. Их близость и отличие.

8. Цикл юношеских портретов Рокотова.

9. Женские портреты Ф.С. Рокотова 70-х годов XVIII века.

10. Овальные портреты Ф.С.Рокотова 70-80-х годов XVIII века.

11. Женские портреты Ф.С.Рокотова 1780-х годов.
Индивидуальные задания
1. Портрет Ф.С. Рокотова в Чувашском государственном художественном музее.

2. Галерея портретов Ф.С. Рокотова в Третьяковской галерее.

3. Галерея портретов Ф.С. Рокотова в Русском музее Санкт-Петербурга.
«Портреты Д.Г. Левицкого»
1. Д.Г. Левицкий как крупнейший мастер русского парадного портрета XVIII в.

2. Портреты Левицкого 1770-х годов.

1) Жанр репрезентативного портрета в творчестве Д.Г. Левицкого 1770-х гг.:

а) «Портрет А.Ф. Кокоринова»;

б) «Портрет П.А. Денисова» как расширение рамок парадного портрета;

в) серия портретов "смолянок" Д.Г. Левицкого как ода юности:

- тематика и замысел серии;

- необычность композиции;

- своеобразие трактовки образов;

- колористическая гамма портретов;

г) «Портрет Дени Дидро»;

д) «Портрет М.А. Дьяковой»;

ж) «Портрет Н.А. Львова»;

е) «Портрет старика-священника».

3. Портреты Д.Г. Левицкого 1780-х годов:

1) появление черт классицизма:

а) "Потртет И.М. Долгорукого";

б) "Портрет Агаши";

в) "Портрет Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме";

г) "Портрет П.Н. Репниной";

д) «Портрет У. Мнишек».

2) подчеркивание типичных черт.

4. "Екатерина II в храме богини Правосудия" как репрезентативный портрет:

1) особенность трактовки образа царицы;

2) аллегорический язык портрета.

5. «Портрет А.Д. Ланского».

6. «Портреты Д.Г. Левицкого 90-х годов».
Тематика рефератов


  1. Портрет Орловой Ф.С. Рокотова и Д.Г. Левицкого.

  2. Образы "России интеллектуальной" в портретах Д.Г.Левицкого.

  3. Смольный институт и портретная серия смолянок Д.Г. Левицкого.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон обратной перспективы в иконописи iconУрока Тема урока Количество часов
«Зарождение и предмет кибернетики», «Компьютер и управление», «Управление и алгоритмы», «Линейные алгоритмы управления без обратной...
Закон обратной перспективы в иконописи iconНесимметрия напряжения
Несимметрия напряжений трехфазной сети характеризуется коэффициентом обратной последовательности напряжений k2U, определяемым отношением...
Закон обратной перспективы в иконописи icon«История иконописи»
Заключение 12
Закон обратной перспективы в иконописи iconПравовая культура как правовой институт современного общества //...
Федеральный закон от 31. 05. 2001 №73-фз «О государственной судебно-экспертной деятельности» (выдержки)
Закон обратной перспективы в иконописи iconДоклад «О модернизации бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых...
Полняя функцию независимой «обратной связи», ксо прямо способствуют развитию процессов прозрачности российской бюджетной политики,...
Закон обратной перспективы в иконописи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закон последствий: что посеешь, то и пожнёшь. Закон причины и следствия основной закон жизни
Закон обратной перспективы в иконописи iconИстория возникновения иконописи
Признание художественного значения древнерусской иконы и возрождение интереса к ней
Закон обратной перспективы в иконописи iconУрок математики во 2 классе Учитель 2Б класса моу сош №19 Дубина...
Проверить выполняется ли сочетательный закон сложения. Формировать вычислительный навык, используя сочетательный закон сложения
Закон обратной перспективы в иконописи iconЗакон независимости световых лучей. Закон прямолинейного распространения...
Направление светового луча совпадает с направлением распространения света. Или, проще говоря, световой луч можно представить как...
Закон обратной перспективы в иконописи iconII. История Иконописи III. Гонения на Иконы
Икона это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в
Закон обратной перспективы в иконописи iconЗакон от 23. 07. 2013 г. №200-фз "О внесении изменений в Федеральный закон "
Федеральный закон от 23. 07. 2013 г. №200-фз "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14. 3 Кодекса Российской...
Закон обратной перспективы в иконописи iconЗакон демографического развития 25 Закон времени и Закон демографического...
«холодной» войной между лагерем «социализма» и лагерем «капитализма»-«демократии» западного типа
Закон обратной перспективы в иконописи iconРешение обратной задачи, расчета распределения намагниченности по известному мсм контрасту

Закон обратной перспективы в иконописи iconАннотация дисциплины
Аннотация дисциплины «Искусство иконописи на Урале» для ооп направления 035400 «История искусств»
Закон обратной перспективы в иконописи icon21 ноября 2011 года принят Федеральный закон «О бесплатной юридической...
Федеральный закон, направленный на создание условий получения бесплатной юридической помощи для малоимущих и иных социально незащищенных...
Закон обратной перспективы в иконописи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск