Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Балашовское медицинское училище»
ТЕТРАДЬ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Учебное пособие
для студентов средних профессиональных учебных заведений
Балашов
2013
Рецензент:
доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «СГУ имени Н.Г.Чернышевского» Балашовский институт (филиал), кандидат филологических наук
Е.Ю. Кученева
Тетрадь для практических занятий по русскому языку и культуре речи
Составитель: преподаватель высшей категории ГАОУ СПО «Балашовское медицинское училище» дисциплины «Русский язык и культура речи» В.А.Скипина Балашов, 2012 г. – 40 с. Тетрадь предназначена для аудиторной и самостоятельной работы студента. Структура и методический аппарат учебного пособия позволят студенту освоить теоретический и практический материал курса, систематизировать знания по культуре языка и речи, а преподавателю – увидеть и объективно оценить результаты работы каждого студента.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данное пособие разработано в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов учреждений СПО и рабочей программы по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Оно предназначено для самостоятельной работы студентов всех отделений Балашовского медицинского училища.
Пособие освещает основные темы дисциплины, имеет краткий теоретический материал и задания для практической работы, которые направлены на развитие речи студентов, на соблюдение норм русского литературного языка, на устранение речевых и грамматических ошибок в речи студентов.
Актуальность данного пособия в том, что оно дает возможность студентам самосовершенствоваться в области грамотной речи, что является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста. Оно составлено таким образом, что обеспечивает формирование и отработку базовых лингвистических знаний.
Для успешного овладения курсом, студентам необходимо научиться работать с книгой. Самостоятельная работа – обязательная часть учебной деятельности. Поэтому каждый студент должен развивать навыки пользования учебной и справочной литературой. На занятиях по данному пособию в качестве основной литературы студентам необходимы издания, список которых предлагается ниже. Для удобства ссылки на эти книги даём их условные сокращения: – Русский язык и культура речи: Учебное пособие /Под ред.Л.А.Введенской – Р-н-Д: Феникс, 2013.
– Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 2009 (и другие издания).
– Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 2010 (и другие издания).
– Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2005 (и другие издания).
– Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х тт. – М., 1982 (и другие издания).
– Справочник по русскому языку «Практическая стилистика»/ Д.Э. Розенталь.- М.,2008
I. Русский язык. 1.1. Русский язык. Формирование и нормализация русского литературного языка
Вопросы для обсуждения
1.Русский литературный язык.
2.Разделы науки о языке.
3.Культура речи как часть общей культуры человека.
4. Формирование и нормализация русского литературного языка.
5.Обработанность и нормированность – важнейшие черты литературного языка. Практические задания 1.Найдите в учебниках определение "литературный язык". Запишите определение, которое представляется Вам более точным. Укажите источник.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Назовите основные разделы курса русского языка и элементы языковой системы, изучаемые в каждом разделе!
3.Какие учебники по нашему курсу Вы нашли в библиотеке? Дайте их библиографическое описание.
Автор
| Название
| Выходные данные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Когда сложился русский национальный язык? Какое историческое событие лежало в основе этого процесса? Какие русские говоры лежат в основе русского национального языка?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.Когда начался процесс формирования и нормализации русского литературного языка?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6.Какие черты отличают литературный язык от других разновидностей национального языка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Что такое языковая норма? Какова её роль в становлении и функционировании литературного языка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8.Назовите основные единицы общения!
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.В каких двух формах функционирует литературный язык?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Чем различаются устная и письменная формы литературного языка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Приведите примеры нормированного произношения, ударения, употребления грамматических форм, соответствия лексическим нормам и т.д.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Докажите, что русский литературный язык многофункционален. Представьте это схематично: Функциональные стили русского литературного языка
Контрольные вопросы по теме
Какой из сформулированных тезисов более всего точен по отношению к понятию «правильность речи»?
правильность речи – это владение нормами литературного языка;
правильность речи – это умение выразить мысль;
правильность речи – это грамотное письмо;
правильность речи – это умение пользоваться всеми богатствами национального языка.
II.Стили современного русского литературного языка 2.1.Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль.
1. Устная и письменная формы литературного языка.
2. Сферы речи.
3. Функциональные стили современного русского литературного языка.
4. Речевые жанры литературного языка.
5. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.
6. Основные разновидности научного стиля.
1. В каких двух формах функционирует литературный язык?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Чем различаются устная и письменная формы литературного языка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. В каких сферах речи функционирует русский литературный язык?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Впишите в таблицу известные Вам жанры каждой сферы речи.
бытовая
| деловая
| научная
| политическая
| религиозная
| эстетическая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Какие функциональные стили Вам известны?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6.Существует ли связь между сферой речи, формой речи и функциональным стилем? Как это выражается?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Какой сфере речи свойственен научный стиль?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.В какой форме: письменной или устной преимущественно находит своё выражение научная речь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9.Каковы основные функции научного стиля?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Назовите отличительные признаки научного стиля.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11.Какие речевые жанры выделяются в этом стиле.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Прочтите текст. Докажите, что он принадлежит к научному стилю.
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром, иногда до шквала. Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более тёплую подстилающую поверхность. (Статья из энциклопедического словаря)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметьте особенности этого текста в области:
жанровой принадлежности
_________________________________________________________________
функциональной направленности лексики
_________________________________________________________________
морфологического состава слов, их форм
______________________________________________________________________
синтаксических конструкций
______________________________________________________________________
выразительных средств
______________________________________________________________________ Основная функция научного стиля обусловила его основные отличительные признаки. В зависимости от «чистоты» их проявления научный стиль делится на три разновидности, три подстиля (собственно научный, научно-учебный, научно-популярный), обслуживающих соответственно сферу науки, сферу обучения, сферу просвещения.
|