Скачать 112.98 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Общеуниверситетский факультатив Программа дисциплины Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе Авторы программы: д. филол. наук, проф. Цветкова М.В., канд. филол. наук Крылова Л.К. Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «08» апреля 2014 г. Зав. кафедрой докт. филол.н., проф. В.Г.Зусман _______________________ Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «08» апреля 2014 г. Председатель В.Г.Зусман _______________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород « » 2014 г. Председатель В.М. Бухаров ________________________ Нижний Новгород, 2014 г. 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный общеуниверситетский факультатив, и студентов всех направлений бакалавриата (1-4 курс) и магистратуры (1-2 курс), изучающих дисциплину «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе». 2. Цели освоения дисциплиныЦель дисциплины - познакомить студентов с интерпретацией вечных образов и вечных сюжетов в мировой литературе и кинематографе. Рассматриваются ключевые произведения искусства, в которых представлены сюжеты, темы, образы, возникшие в определенном культурно-историческом контексте, получившие впоследствии внеисторическую значимость и оказавшие сильнейшее влияние на культуру последующих эпох. Большое внимание уделяется проблеме взаимодействия различных видов искусств. 3. Место дисциплины в структуре образовательной программыОбщеуниверситетский факультатив рекомендуется включить в качестве факультатива в учебные планы подготовки бакалавров и магистров всех направлений, профилей и специализаций. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин общенаучного и базовой части профессионального циклов. Знания, умения и навыки, приобретенные в ходе общеуниверситетского факультатива, должны быть использованы в дальнейшем в процессе выполнения научно-исследовательских работ по социокультурной проблематике, а также в профессиональной деятельности, связанной с межкультурной коммуникацией. 4. Тематический план учебной дисциплины
5. Формы контроля знаний студентов
Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями. Высшая оценка (10 баллов) выставляется при качественной подготовке теоретических вопросов к устной части зачета по всему курсу, при наличии презентации. Оценка 8-9 баллов предполагает качественное выполнение презентации, 1-2 фактические ошибки в устной части зачета. Оценка 6-7 баллов выставляется при наличии отдельных неточностей и замечаний к презентации, допускает частичную неполноту на устном зачете. Оценка в 5 баллов выставляется, если презентация и устный ответ содержат значительное количество ошибок. оценка в 4 балла выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; оценка в 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в устном ответе или в презентации. 2 балла выставляется при полном отсутствии знаний. 1;0 – неправильные ответы сопровождаются демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к теме и предмету в целом.
Тема 1. Вечные образы и вечные сюжеты как знаки культуры. Понятие вечного образа в литературоведении и культурологии. Классификация вечных образов. Вечный образ и миф. Вечный образ и архетип. Понятие вечного (бродячего) сюжета. Инвариантность вечных образов и вечных сюжетов. Вечные образы и вечные сюжеты в постмодернизме. Тема 2. Дон Кихот – вечный спутник человечества. Тема донкихотства в литературе и кинематографе. Образ Дон Кихота в литературе (Филдинг, Унамуно, Борхес). Дон Кихот в русской культуре. И.С. Тургенев и Д.С. Мережковский о Дон Кихоте. Рыцарь Печального Образа в кинематографе: первые экранизации - «Сон Дон Кихота», 1908 г.; «Дон Кихот» в главной роли с Ф. Шаляпиным, 1933 г.; «Дон Кихот», 1947 г.; «Дульсинея», 1967 г.). Трансформация образа Дон Кихота в кинематографе (Дон Кихот «в юбке» - «Виридиана» Л.Буньюэля, 1961 г.; «американские Дон Кихоты»). Тема 3. Шекспировские образы и сюжеты в литературе и кинематографе. Гамлет и гамлетовский вопрос. Истоки и мифологический прототип образа. Русский гамлетизм. Образ Гамлета в литературе. Гамлет в мировом кинематографе («Гамлет» Л. Оливье – человек, страдающий от отсутствия решительности; «Гамлет» Г. Козинского; «Розенкранц и Гильдестерн мертвы»). Антигамлетизм. Ромео и Джульетта: «Ромео и Джульетта» Ф.Дзеферелли и Б.Лурмана. Трансформация сюжета (любовь-смерть) и образов в американском кинематографе («Воры, как мы» Р.Олтман, «Прирожденные убийцы», «Калифорния»). Король Лир: «Король Лир» Г. Козинцева. Тема 4. Образ Фауста в литературе и кинематографе. Легенда о Фаусте. Интерпретация образа в литературе и кинематографе. Феномен фаустовской культуры. Тема 5. Образ Дон Жуана в литературе и кинематографе. Миф о Дон Жуане. Прототип образа. Интерпретация образа и переработка сюжета в зарубежной и отечественной литературе (Тирсо де Молина, Джилиберти, Мольер, Корнель, Самора, Гольдони, Байрон, Дюма, Мюссе, Чапек, Пушкин, А. К. Толстой). Дон Жуан и Фауст. Образ Дон Жуана в культуре ХХ века. Кинематограф. Тема 6. Женские вечные образы. Образ Золушки в литературе и кинематографе. Трансформация образа Золушки в кинематографе 21 века. Кармен как вечный образ: литература, музыка, театр, кино. 8.Образовательные технологии: - лекции по дискуссионным вопросам - семинары по проблемным темам - просмотр видеоматериалов по заданной проблематике - обсуждение произведений мировой литературы 8.1. Методические рекомендации преподавателю При проведении занятий рекомендуется использование активных форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Для достижения целевых установок дисциплины преподавателю необходимо интегрировать во взаимосвязанный комплекс содержание лекционных, практических занятий и подготовкой участниками общеуниверситетского факультатива презентаций по отдельным темам. 8.2. Методические указания студентам Программой курса предусмотрено чтение лекций по тематике каждого из разделов и проведение занятий в виде семинаров, семинаров-диспутов, семинаров-уроков по содержанию курса. На занятиях предусматривается просмотр фрагментов произведений киноискусства в соответствии с темой занятия. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
10. Порядок формирования оценок по дисциплине Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, содержательность презентации по реферату. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем. Преподаватель оценивает презентацию по реферату. Накопленная оценка по 10-ти бальной шкале за текущий контроль будет учитывать результаты студента следующим образом: Онакопленная = 0,6*Ореферат + 0,4*Оаудиторная Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,6·Онакопленная Оценки округляются арифметическим способом. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1 Основная литература
11.2. Дополнительная литература
11.3. Справочники, словари, энциклопедии, электронные ресурсы24. Руднев, В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века : ключевые понятия и тексты. – М., 2001 25. KinoX.ru: новая энциклопедия кино: http://www.kinox.ru/ 26. Интернет-архив журнала «Искусство кино»: http://www.kinoart.ru/ 27. Интернет-архив журнала «Киноведческие записки»: http://www.kinozapiski.ru/ 28. Интернет-архив журнала «Сеанс»: http://www.seance.ru/ 29. Интернет-портал «Русский Шекспир»: http://www.rus-shake.ru 30. Электронная энциклопедия «Мир Шекспира»: http://www.world-shake.ru 11.4 Дистанционная поддержка дисциплиныВ процессе обучения используются современные профессиональные базы данных, информационные справочные и поисковые системы отечественных и зарубежных электронных ресурсов. 12. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для лекций и семинаров используется компьютер/ноутбук; проектор; экран. Составители М.В. Цветкова Л.К. Крылова |
Темы вашего учебного проекта Что такое нравственное отступничество? Как в искусстве трансформируются Евангельские образы от традиционных до парадоксальных? Иисус... | Бернарда шоу и оскара уайльда Также существуют вечные проблемы между мужчиной и женщиной, между добродетелями и пороками, вечные споры о красоте и искусстве и... | ||
Программа общеуниверситетского факультатива ниу-вшэ преподаватель Гасан Чингизович Гусейнов, доктор филологических наук, профессор школы филологии ниу-вшэ | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Вечные проблемы философии античного периода в «зеркале» современного общества» | ||
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает... | Классный час на тему: “Вечные ценности”. 11класс Способствовать успешному протеканию процесса самосознания личностей учащихся, принятию личностью нравственно – ценных идей | ||
"Александр Македонский в литературе и кинематографе" | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
С 12 по 14 мая 2014 года международный симпозиум «Мир русской пословицы:... Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве;... | ||
Программа общеуниверситетского факультатива «Китайский культурный мир: история и язык» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный общеуниверситетский факультатив, и студентов всех направлений бакалавриата... | Урок «Род имён существительных» (5 класс 15 февраля 2013г) Литературное... ... | ||
Ю. С. Сопранцова Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают... | Рабочая программа дисциплины Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают... | ||
Лингвистические гендерные исследования Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают... | Тойтукова Айнура Ормошевна Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают... |