Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе»





Скачать 112.98 Kb.
НазваниеПрограмма общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе»
Дата публикации14.01.2015
Размер112.98 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа общеуниверситетского факультатива

«Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе»




Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Общеуниверситетский факультатив

Программа дисциплины
Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе

Авторы программы: д. филол. наук, проф. Цветкова М.В., канд. филол. наук Крылова Л.К.

Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «08» апреля 2014 г.

Зав. кафедрой докт. филол.н., проф. В.Г.Зусман _______________________
Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «08» апреля 2014 г.

Председатель В.Г.Зусман _______________________
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород « » 2014 г.

Председатель В.М. Бухаров ________________________

Нижний Новгород, 2014 г.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный общеуниверситетский факультатив, и студентов всех направлений бакалавриата (1-4 курс) и магистратуры (1-2 курс), изучающих дисциплину «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе».

2. Цели освоения дисциплины


Цель дисциплины - познакомить студентов с интерпретацией вечных образов и вечных сюжетов в мировой литературе и кинематографе. Рассматриваются ключевые произведения искусства, в которых представлены сюжеты, темы, образы, возникшие в определенном культурно-историческом контексте, получившие впоследствии внеисторическую значимость и оказавшие сильнейшее влияние на культуру последующих эпох. Большое внимание уделяется проблеме взаимодействия различных видов искусств.

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Общеуниверситетский факультатив рекомендуется включить в качестве факультатива в учебные планы подготовки бакалавров и магистров всех направлений, профилей и специализаций.

    Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин общенаучного и базовой части профессионального циклов.

    Знания, умения и навыки, приобретенные в ходе общеуниверситетского факультатива, должны быть использованы в дальнейшем в процессе выполнения научно-исследовательских работ по социокультурной проблематике, а также в профессиональной деятельности, связанной с межкультурной коммуникацией.

    4. Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов


Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары




1

Тема 1

Вечные образы и вечные сюжеты как знаки культуры.

16

4



10


2

    Тема 2

    Дон Кихот – вечный спутник человечества. Тема донкихотства в литературе и кинематографе.

12

4

4


10



3

Тема 3

Шекспировские образы в литературе и кинематографе.

16

4

4



10


4

    Тема 4

    Образ Фауста в литературе и кинематографе

12

4

4



10

5


Тема 5

Образ Дон Жуана в литературе и кинематографе.

12

2

4


10




Тема 6

Женские вечные образы в литературе и кинематографе.


12

2

4

18




Итого

108

20

20

68



5. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

3 модуль


Параметры

Текущий

(неделя)

Реферат

10 неделя

Презентация

Итоговый

Зачет


*

Устный зачет 90 минут



  1. Критерии оценки знаний, навыков


Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями.

Высшая оценка (10 баллов) выставляется при качественной подготовке теоретических вопросов к устной части зачета по всему курсу, при наличии презентации.

Оценка 8-9 баллов предполагает качественное выполнение презентации, 1-2 фактические ошибки в устной части зачета.

Оценка 6-7 баллов выставляется при наличии отдельных неточностей и замечаний к презентации, допускает частичную неполноту на устном зачете.

Оценка в 5 баллов выставляется, если презентация и устный ответ содержат значительное количество ошибок.

оценка в 4 балла выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике;

оценка в 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в устном ответе или в презентации.

2 балла выставляется при полном отсутствии знаний.

1;0 – неправильные ответы сопровождаются демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к теме и предмету в целом.


  1. Содержание дисциплины


Тема 1. Вечные образы и вечные сюжеты как знаки культуры.

    Понятие вечного образа в литературоведении и культурологии. Классификация вечных образов. Вечный образ и миф. Вечный образ и архетип. Понятие вечного (бродячего) сюжета. Инвариантность вечных образов и вечных сюжетов. Вечные образы и вечные сюжеты в постмодернизме.

    Тема 2. Дон Кихот – вечный спутник человечества. Тема донкихотства в литературе и кинематографе.

    Образ Дон Кихота в литературе (Филдинг, Унамуно, Борхес). Дон Кихот в русской культуре. И.С. Тургенев и Д.С. Мережковский о Дон Кихоте. Рыцарь Печального Образа в кинематографе: первые экранизации - «Сон Дон Кихота», 1908 г.; «Дон Кихот» в главной роли с Ф. Шаляпиным, 1933 г.; «Дон Кихот», 1947 г.; «Дульсинея», 1967 г.). Трансформация образа Дон Кихота в кинематографе (Дон Кихот «в юбке» - «Виридиана» Л.Буньюэля, 1961 г.; «американские Дон Кихоты»).

    Тема 3. Шекспировские образы и сюжеты в литературе и кинематографе.

Гамлет и гамлетовский вопрос. Истоки и мифологический прототип образа. Русский гамлетизм. Образ Гамлета в литературе. Гамлет в мировом кинематографе («Гамлет» Л. Оливье – человек, страдающий от отсутствия решительности; «Гамлет» Г. Козинского; «Розенкранц и Гильдестерн мертвы»). Антигамлетизм.

Ромео и Джульетта: «Ромео и Джульетта» Ф.Дзеферелли и Б.Лурмана. Трансформация сюжета (любовь-смерть) и образов в американском кинематографе («Воры, как мы» Р.Олтман, «Прирожденные убийцы», «Калифорния»).

Король Лир: «Король Лир» Г. Козинцева.

    Тема 4. Образ Фауста в литературе и кинематографе.

    Легенда о Фаусте. Интерпретация образа в литературе и кинематографе. Феномен фаустовской культуры.

    Тема 5. Образ Дон Жуана в литературе и кинематографе.

    Миф о Дон Жуане. Прототип образа. Интерпретация образа и переработка сюжета в зарубежной и отечественной литературе (Тирсо де Молина, Джилиберти, Мольер, Корнель, Самора, Гольдони, Байрон, Дюма, Мюссе, Чапек, Пушкин, А. К. Толстой). Дон Жуан и Фауст. Образ Дон Жуана в культуре ХХ века. Кинематограф.

Тема 6. Женские вечные образы.

Образ Золушки в литературе и кинематографе. Трансформация образа Золушки в кинематографе 21 века. Кармен как вечный образ: литература, музыка, театр, кино.



    8.Образовательные технологии:

- лекции по дискуссионным вопросам

- семинары по проблемным темам

- просмотр видеоматериалов по заданной проблематике

- обсуждение произведений мировой литературы



8.1. Методические рекомендации преподавателю

При проведении занятий рекомендуется использование активных форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

Для достижения целевых установок дисциплины преподавателю необходимо интегрировать во взаимосвязанный комплекс содержание лекционных, практических занятий и подготовкой участниками общеуниверситетского факультатива презентаций по отдельным темам.

8.2. Методические указания студентам

Программой курса предусмотрено чтение лекций по тематике каждого из разделов и проведение занятий в виде семинаров, семинаров-диспутов, семинаров-уроков по содержанию курса. На занятиях предусматривается просмотр фрагментов произведений киноискусства в соответствии с темой занятия.


9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Проблема вечных образов и вечных сюжетов в литературоведении.

  2. Проблема вечных образов и вечных сюжетов в культурологи и философии.

  3. Национальное и универсальное в вечном образе.

  4. Соотношение вечный образ / миф, вечный образ / архетип.

  5. Основные типы вечных сюжетов.

  6. Трансляция вечных образов и сюжетов в эпоху постмодернизма.

  7. Русские интерпретации образа Дон Кихота. Донкихотство русской интеллигенции.

  8. Тема донкихотства в отечественном и зарубежном кинематографе.

  9. Возникновение и эволюция русского гамлетизма.

  10. Шекспир в мировом кинематографе.

  11. Модификации легенды о докторе Фаусте в литературе.

  12. Фауст в западноевропейской культуре. Фаустовский тип культуры (О.Шпенглер).

  13. Образ Дон Жуана в национальных литературах различных эпох.

  14. Интерпретация сюжета о Дон Жуане в мировом кинематографе.

  15. Литературная обработка образа Золушки. Золушка как героиня современного кино.

  16. «Путешествие» образа Кармен в культуре 19-21вв.


10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, содержательность презентации по реферату. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем. Преподаватель оценивает презентацию по реферату.

Накопленная оценка по 10-ти бальной шкале за текущий контроль будет учитывать результаты студента следующим образом:

Онакопленная = 0,6*Ореферат + 0,4*Оаудиторная

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,6·Онакопленная

Оценки округляются арифметическим способом.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Основная литература


  1. Багно В.Е. Дон Кихот в России и русское донкихотство. – М., 2009. – 260 с.

  2. Багно В.Е. Русское донкихотство как феномен культуры // Вожди умов и моды. Чужое имя как наследуемая модель жизни. - СПб.: Наука, 2003. - с. 217-233.

  3. Гайдин Б.Н. Вечные образы как константы культуры (интерпретация «гамлетовского вопроса»: Автореф. дис. … канд. филос. наук. - М., 2009. - 17 с.

  4. Дон Жуан русский: антология. – М., 2000. – 575 с.

  5. Захаров Н.В. Вхождение Шекспира в русский культурный тезаурус // Знание. Понимание. Умение. — 2007. — № 1. — С. 131–140.

  6. Зиновьева А.Ю. Вечные образы // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001

  7. История зарубежного кино (1945–2000 гг.): учеб. / отв. ред. В. А. Утилов. – М. : Прогресс-Традиция, 2005. – 568 с.

  8. История отечественного кино: учеб. / отв. ред. Л. М. Будяк. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 528 с.

  9. Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Об искусстве / Ю. М. Лотман. – СПб. : Искусство, 2005. – С. 288–373.

  10. Луков В. А., Захаров Н. В., Гайдин Б.Н. Гамлет как вечный образ русской и мировой культуры. – М., 2010

  11. Митта А. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве… – М. : Эксмо-Пресс : Подкова, 2002. – 480 с.

  12. Миф о Дон Жуане / Сост. В. Багно. — СПб.: Terra Fantastica, Corvus, 2000

  13. Новейшая история отечественного кино, 1986–2000. Ч. 2: кино и контекст. В 4 т. / концепция и сост. Л. Аркус. – СПб.: Сеанс, 2002.

  14. Платонова Э.Е. Тенденции в литературе и кинематографе в конце XX века // Культурология : учеб. пособие. – М. : Академический Проект, 2003. – С. 723–746.

  15. Пронкевич О. Дон Хуан сквозь призму национального мифа // Слово и время. – 2003. - №4. – с. 56-62.

  16. Рейзен О. Бродячие сюжеты в кино. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Материк, 2005. – 232 с.

  17. Тынянов Ю. Н. Кино // Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов – М.: Наука, 1977. – С. 320–349.

  18. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. – М.: Академический Проект, 2002. – 512 с.


11.2. Дополнительная литература

  1. Каблуков В. В. «Гамлет» У. Шекспира в метасознании русской лирики первой трети ХХ века // "Знание. Понимание. Умение". – 2008. - №5.

  2. Казмирчук О.Ю. Интерпретация образов Гамлета и Офелии в русской поэзии «серебряного века» // Новый филологический вестник. - 2005. - № 1

  3. Кино в мире и мир в кино: сб. ст. – М. : Материк, 2003. – 212 с.

  4. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. – М.: Академический Проект, 2005. – 448 с.

  5. Суминова, Т. Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы). – М.: Академический Проект, 2006. – 480 с.



11.3. Справочники, словари, энциклопедии, электронные ресурсы


24. Руднев, В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века : ключевые понятия и тексты. – М., 2001

25. KinoX.ru: новая энциклопедия кино: http://www.kinox.ru/

26. Интернет-архив журнала «Искусство кино»: http://www.kinoart.ru/

27. Интернет-архив журнала «Киноведческие записки»: http://www.kinozapiski.ru/

28. Интернет-архив журнала «Сеанс»: http://www.seance.ru/

29. Интернет-портал «Русский Шекспир»: http://www.rus-shake.ru

30. Электронная энциклопедия «Мир Шекспира»: http://www.world-shake.ru

11.4 Дистанционная поддержка дисциплины


В процессе обучения используются современные профессиональные базы данных, информационные справочные и поисковые системы отечественных и зарубежных электронных ресурсов.

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для лекций и семинаров используется компьютер/ноутбук; проектор; экран.
Составители М.В. Цветкова

Л.К. Крылова


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе» iconТемы вашего учебного проекта
Что такое нравственное отступничество? Как в искусстве трансформируются Евангельские образы от традиционных до парадоксальных? Иисус...
Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе» iconБернарда шоу и оскара уайльда
Также существуют вечные проблемы между мужчиной и женщиной, между добродетелями и пороками, вечные споры о красоте и искусстве и...
Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе» iconПрограмма общеуниверситетского факультатива ниу-вшэ преподаватель
Гасан Чингизович Гусейнов, доктор филологических наук, профессор школы филологии ниу-вшэ
Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Вечные проблемы философии античного периода в «зеркале» современного общества»
Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе» iconЦель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает...

Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе» iconКлассный час на тему: “Вечные ценности”. 11класс
Способствовать успешному протеканию процесса самосознания личностей учащихся, принятию личностью нравственно – ценных идей
Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе» icon"Александр Македонский в литературе и кинематографе"

Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе» iconС 12 по 14 мая 2014 года международный симпозиум «Мир русской пословицы:...
Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных
Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве;...
Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе» iconПрограмма общеуниверситетского факультатива «Китайский культурный мир: история и язык»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный общеуниверситетский факультатив, и студентов всех направлений бакалавриата...
Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе» iconУрок «Род имён существительных» (5 класс 15 февраля 2013г) Литературное...
...
Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе» iconЮ. С. Сопранцова
Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают...
Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе» iconРабочая программа дисциплины
Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают...
Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе» iconЛингвистические гендерные исследования
Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают...
Программа общеуниверситетского факультатива «Вечные образы и вечные сюжеты в литературе и кинематографе» iconТойтукова Айнура Ормошевна
Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск