Качеством образования





НазваниеКачеством образования
страница1/33
Дата публикации18.01.2015
Размер4.13 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

ДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ




Выпуск 2


Издательство БИРО

Уфа 2007

УДК 371

ББК 74.20

С 23
Рекомендовано РИС БИРО.

Протокол № 5 от 05.07.07.

Диагностика как средство управления качеством образования. Выпуск 2. Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2007. – 124 с.

Редакционная коллегия:

Аллаяров З.А., министр образования РБ

Кузбеков Ф.Т., ректор БИРО, д.филол.н., профессор

Шакурова Л.Ф., проректор по учебно-методической работе БИРО, к.п.н., доцент

Галанов А.Б., проректор по научной работе БИРО, к.п.н.

Рямов Р.Ф., директор Центра управления качеством образования

Мурзакаева Л.С., старший научный сотрудник Центра УКО БИРО,

Душанбаева Х.И., лаборант-исследователь БИРО
Ответственный за выпуск:

Мурзакаева Л.С., старший научный сотрудник Центра управления качеством

образования БИРО, заслуженный учитель РБ и РФ

Второй выпуск сборника содержит материалы по итогам второй республиканской выборочной диагностики уровня обученности и развития учащихся образовательных учреждений республики, проведенной разными кафедрами Башкирского института образования.

В них рассматриваются вопросы об уровне усвоения учениками знаний и умений, о результативности (успешности) деятельности учителей, о диагностике как основе коррекции и развития образовательного процесса.

Рекомендуется использовать их в целях создания школьной и муниципальной систем управления качеством образования как самим учителям, так и руководителям ОУ, ШМО, РМО, РОО (ГОО).
© Авторы, 2007.

© Издательство БИРО, 2007.
Мурзакаева Л.С., старший научный сотрудник

Центра управления качеством образования БИРО
ДИАГНОСТИКА – ОСНОВА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
Итоги II республиканской диагностики уровня обученности
и развития школьников

Социально-экономические и социально-культурные преобразования, происходящие на современном этапе, затронули все сферы общественной жизни России, в т.ч. и образование, выдвинув новые требования к качеству подготовки выпускников всех уровней образовательной системы.

Проблема подготовки образованных и конкурентоспособных граждан высокой культуры, отвечающих запросам завтрашнего дня, способных реализовать свой потенциал в жизни, связана с разработкой новых показателей работы школы, учителя и учащихся и критериев их оценки. Неслучайно одним из направлений перестройки образования является создание общероссийской системы оценки качества образования (СОКО).

Сегодня важно определить, в какой мере образование, предоставляемое школой, соответствует изменившимся потребностям как общества, так и каждого субъекта образовательного процесса. Этим объясняется и необходимость совершенствования механизмов контроля и оценки качества образования.

Качество образования – многофакторное явление. Его определяют и конечные результаты образования, и эффективность образовательного процесса, и кадровые ресурсы, и система отслеживания и оценки результативности образовательной деятельности.

Цели образования в школе определяются различными субъектами:

  • сам ученик является непосредственным заказчиком своего образования;

  • его родители тоже претендуют на свою часть заказа в образовании своего ребенка;

  • школа также определяет свою концепцию и образовательную программу;

  • государство и общество устанавливают свой заказ, выраженный в федеральном (и региональном) компоненте образовательных стандартов.

Отсюда результаты образования, его качество проектируются с учетом заказов перечисленных групп и степени реализации главных задач системы образования в условиях данной школы.

Поэтому Центр управления качеством образования БИРО на первом этапе своей деятельности ставит целью систематическое получение развернутой информации об исходном состоянии образовательного процесса для своевременного установления факторов, влияющих на это состояние, для определения тенденций и перспектив развития системы образования в республике.

Диагностика уровня обученности, развития и воспитанности учащихся с позиций уровневого подхода к оценке качества достижений обучаемых делает ее одним из механизмов реализации и личностно ориентированного подхода в условиях развивающего, тем белее профильного обучения. А систематическая педагогическая диагностика выступает важным аспектом развития образовательного процесса и средством управления качеством образования, позволяющим прогнозировать возможные отклонения и корректировать качество образования.

Организуя II республиканскую диагностику уровня достижений учащихся, Центр управления качеством образования прежде всего планировал получить развернутую объективную информацию:

  • о состоянии и качестве образования в предметных областях: о его соответствии государственным образовательным стандартам; об уровнях усвоения учебного материала (знаниевом и уровне практического применения); о динамике развития качества образования;

  • о тенденциях развития образовательного процесса в республике;

  • о системе оценки качества образования на уровне муниципальных органов управления образованием.

Кроме того, Центр в 2007 г. расширил рамки педагогической диагностики, включив еще один аспект – состояние кадровых ресурсов.

В этом учебном году вторая выборочная диагностика уровня обученности и развития школьников проведена в 54 районах и 20 городах республики, т.е. охвачена вся республика, кроме г. Межгорья. В диагностике приняли участие 11400 учащихся 408 образовательных учреждений по 13 проблемам (в 2006 году – 7555 учеников 222 ОУ по 7 предметам). Кроме того, продиагностированы 4580 учащихся 1-11 классов с целью выявления одаренности и творческих способностей. Таким образом, диагностические задания выполняли 15880 учащихся 1-4, 5, 7, 8, 9, 10-х классов.

При этом репрезентативность (представительность) выборки для получения достоверных данных об уровне и состоянии образовательного процесса всего региона обеспечена по всем предметам, кроме 2 (башкирского языка и русского языка в 1, 4 классах школ с нерусским языком обучения).

Диагностикой охвачены учащиеся, обучающиеся в разных условиях: городских и сельских, русских и национальных школах, у учителей с разным уровнем квалификации.

Кроме того, в диагностике участвовали ученики 48 ОУ – победителей конкурса школ, внедряющих инновационные образовательные программы (в 2006 г. – 41 школа).

Предлагаем таблицу с данными о составе участников II республиканской диагностики уровня обученности и развития школьников (таблица 1)

Таблица 1

п/п

Предмет


Охват диагностикой

Класс

Города

Районы

ОУ

Классы

Учащиеся

Кол-во

в %



Русский язык в школах с русским языком обучения

4

3

5

20

39

704

91,5 %



Русский язык в ОУ с нерусским языком обучения

1 и 4

-

3

10

20

143 и 97

95,9% и 98,5%



Литература

10

5

9

49

87

1310

90%



История Отечества

10

3

6

24

41

697

95,7%



Общеучебные умения (ОУУ)

9

5

8

34

75

1036

90,7%



Математика

9

3

10

34

78

1535

91,2%



Математика

10

3

10

30

74

678

85,7%



Физика

8

2

5

18

39

624

91,5%



Физика

10

4

5

30

52

789

92%



Информатика

10

4

5

24

44

758

88%



Химия

9

1

11

30

71

1161

88%



Биология

9

1

9

31

55

808

89%



География
Башкортостана

9

1

9

27

43

643

88,6%



Башкирский язык

5

2

-

6

12

82

91%



Технология:

7





















    • обслуживающий труд




-

9

26

29

206

92%



    • сельскохозяйственный труд




-

6

15

16

129

96%



Итого










408

775

11400



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Качеством образования iconПрограмма дисциплины «Основы управления качеством»  для направления...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Качеством образования iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Управление качеством» профиль «Управление качеством у социально-экономических системах» очной и заочной форм обучения
Качеством образования iconПрограмма дисциплины «Средства и методы управления качеством» ...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Качеством образования iconПрограмма дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Качеством образования iconУчебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии»
«Управление качеством» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта к дисциплине «Управление качеством»....
Качеством образования iconРабочая программа составлена на основе
«Стандартизация и управление качеством продукции», утвержденной решением кафедры управления качеством от 21. 12. 2010 г. №6
Качеством образования iconРабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины
«Теория организации», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении курса «Средства и методы...
Качеством образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сущность качества и управления им, основные методы управления качеством, сферы приложения методов управления качеством, сферы приложения...
Качеством образования iconСемь простых (старых) инструментов контроля и управления качеством
Концепция Всеобщего Управления Качеством (tqm). Процессный подход
Качеством образования iconПримерная программа дисциплины "Управление качеством" Рекомендуется...
Управление качеством в современных условиях международной конкуренции становится востребованным на всех уровнях управления, начиная...
Качеством образования iconПрограмма развития на 2010-2015 гг. «Управление качеством образования...
Программа развития моу «Васильевская основная общеобразовательная школа» «Управление качеством образования в социально – ориентированной...
Качеством образования iconПрограмма эксперимента Управление качеством образования на этапе...
Программы развития школы «Общеобразовательная школа – социокультурный центр», на реализацию Проекта образовательного эксперимента...
Качеством образования iconПрограмма дисциплины "Информационные технологии в управлении качеством и защита информации"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 221400....
Качеством образования iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 221400. 62
«Управление качеством» профиль «Управление качеством в социально-экономических системах» очной и заочной формы обучения
Качеством образования iconРабочая программа по курсу "управление качеством"
Знание этого материала необходимо для включения его в контекст изучаемой проблемы и использования для решения практических задач...
Качеством образования iconПрограмма эксперимента Управление качеством образования на этапе...
Проекта перспективного развития на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направлена на реализацию Проекта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск