«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой





Скачать 245.29 Kb.
Название«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой
страница1/3
Дата публикации14.02.2015
Размер245.29 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3
Белокурова Светлана Павловна – учитель русского языка и литературы гимназии № 405 Санкт-Петербурга, методист Научно-методического центра Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Заслуженный учитель РФ. 

Зазнобина Татьяна Изевна – учитель русского языка и литературы гимназии № 24 Санкт-Петербурга, методист информационно-методического центра Василеостровского района Санкт-Петербурга. Заслуженный учитель РФ.

 

Возможности диагностики сформированности универсальных учебных действий на базе

учебно-методического комплекта

«Литература. 9 класс»

под ред. И.Н. Сухих, С.П. Белокуровой
Учебно-методический комплект1 «Литература. 9 класс» принадлежит к завершенной предметной линии учебников для 5 – 11 классов под общей редакцией доктора филологических наук, профессора кафедры литературы Санкт-Петербургского государственного университета И.Н. Сухих. Учебник и методическое сопровождение к нему обеспечивают преемственность изучения предмета на базовом уровне основного общего образования, сохраняя методическое и дидактическое единство курса на основе общих для УМК 5 – 9 классов психолого-педагогических подходов, структуры и форм изложения материала, единого формата и техники исполнения учебников.

В содержании учебника для 9 класса представлены ключевые теории, понятия, факты, предусмотренные требованиями ФГОС для литературного образования учащихся 9 класса. Содержание курса литературы в 9 классе строится на историко-литературной основе. Историко-литературный принцип организации учебного материала отражен в структуре и последовательности глав и разделов учебника. В первой главе «Вечные образы: словарь культуры» представлены ключевые для формирования культурного контекста русской литературы XVIII – XIX вв. авторы и произведения мировой литературы: «Эдип-царь» Еврипида, «Божественная комедия» Данте, «Гамлет» Шекспира, «Дон Жуан» Мольера, «Фауст» Гёте. В соответствии с требованиями ФГОС материалы учебника направлены на мотивацию чтения и изучения художественных произведений русской литературы – от «Слова о полку Игореве» до поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», на осмысление их нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. Соотнесение общечеловеческого и конкретно-исторического подходов дает обучающимся возможность обратиться к вечным темам, актуализировать их применительно к своему жизненному и читательскому опыту. Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие на девятиклассников. Характер организации учебного материала – последовательное изучение литературных эпох и персоналий – способствует осознанию учащимися специфики историко-литературного процесса от античности до первой половины ХIХ века в тесной связи и преемственности с мировой литературой.

Учебник включает обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися зарубежными и отечественными произведениями, такими как комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», лирика, драматургия и роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», лирика М.Ю. Лермонтова и его роман в новеллах «Герой нашего времени», поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», но и показать их место в историко-литературном процессе и русской культуре в целом. Монографические темы дают максимально полную картину жизни и творчества писателей, и при этом судьба каждого автора, благодаря многочисленным отсылкам, перекличкам и реминисценциям, включена в широкий культурный контекст эпохи и шире – в контекст русской и мировой литературы. Так, например, пушкинская универсальность – отмеченная еще Ф.М. Достоевским «всемирная отзывчивость» поэта – становится предметом обсуждения и организующей учебный материал идеей в главах «Мудрость Пушкина» и «Роман романов: энциклопедия русской литературы». Фактический материал о писателях каждой из монографических глав обобщен в хронологических таблицах «Основные даты жизни и творчества», кратко и системно информирующих учащихся о главных вехах биографии изучаемых авторов. Работа с таблицами позволяет систематизировать знания девятиклассников в области истории литературы и организовать промежуточный контроль при изучении биографических тем.

В главах учебника последовательно реализуется принцип преемственности: поступательное развитие русской литературы XVIII – XIX веков открывается в исследовании трансформации литературных направлений изучаемого периода: классицизм (Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин) – сентиментализм (Н.М. Карамзин) – романтизм (раннее творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова) – реализм (зрелое творчество А.С. Пушкина, творчество Н.В. Гоголя). Освоение специфики литературных направлений и их роли в развитии русской культуры строится вокруг ключевых фактов истории литературы и подкрепляется теоретико-литературными знаниями, необходимыми на данном возрастном этапе школьного образования.

Методический аппарат учебника, как и его содержательная часть, развивает умение использовать профессиональную терминологию в процессе изучения предмета. Любое теоретико-литературное понятие вводится на основе практики и как ее итог. Освоение предусмотренных программой теоретико-литературных понятий осуществляется в ходе практического анализа художественных текстов, в непосредственной связи с произведением. В вопросах и заданиях отводится место контролю за освоением теории литературы как инструментария анализа художественного текста. Например, в главе «Василий Андреевич Жуковский» вопросы и задания концентрируют внимание девятиклассников на специфике творческого метода поэта, большое внимание уделяется теоретическому компоненту, в частности от учащихся требуется самостоятельное решение проблем идентификации творчества поэта с точки зрения его принадлкжности к литературному направлению, особенностей поэтики и др. На решение этих вопросов направлены задания, содержащие исследовательский компонент: на примере одного из произведений предлагается провести мини-исследование и сформулировать ответы на вопросы: 1. Какие романтические принципы проявились в поэзии Жуковского? Как вы понимаете определение А. Н. Веселовского «поэзия чувства и сердечного воображения»? 2. В чем своеобразие пейзажных стихотворений Жуковского? 3. Какова специфика баллад Жуковского? 4. Какую роль в поэзии Жуковского играют символические мотивы?

Последовательно во всех главах учебника, а также в «Практикуме» для учащихся новые для обучающихся термины литературоведения выделяются курсивом и истолковываются в сносках, например, понятие акростих в монографической главе «Гавриил Романович Державин», эпиграмма в главе «Александр Сергеевич Пушкин», апокрифический в главе «Александр Сергеевич Грибоедов» и другие. В учебнике в сносках также истолкованы новые для учащихся понятия, например, апология, антропоморфизм, эмпиризм и другие. Систематически даны переводы цитат на иностранных языках, включенных в текст учебника, толкование устаревших слов, географических наименований, упоминаемых имен литературных героев и исторических личностей. Краткие статьи о деятелях культуры и искусства, литературоведах, критиках, поэтах и писателях изучаемых эпох, не вошедших в список монографических тем, включены в «Словарь имён деятелей культуры» в конце 2-й части учебника. Там же приведена «Табель о рангах».

В главах учебника учащимся предлагаются для осмысления и обсуждения различные литературоведческие концепции, последовательно представлены методы научного познания (наблюдение, сравнение, анализ, синтез и др.) предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе на основном уровне общего образования. Для реализации обозначенных в ФГОС основной школы учебных задач используются следующие методы и технологии: методика «пристального (медленного) чтения», метод критического мышления, различные приёмы интерпретации произведения, сопоставительный анализ текстов, а также синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста. Конечная цель изучения литературного произведения – собственное истолкование, интерпретация текста учеником, активное включение его аналитических умений и творческих способностей. Учебник, как и УМК в целом, содержит сведения о новейших достижениях современного литературоведения, дискуссионные вопросы истолкования произведений, например, вопрос современного «прочтения» комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», столкновение интерпретаций образов Чацкого, Софьи и Молчалина в критике XIX века и в современном литературоведении, что способствует формированию интереса к углубленному изучению предмета. Задания «Практикума» предлагают технологию организации диспута об основных проблемах и персонажах комедии.

Научность включенного в учебник и «Практикум» учебного материала подкрепляется многочисленными суждениями классиков литературной критики: В.Г. Белинского, К.С. Аксакова, И.Ф. Анненского, Андрея Белого, В.В. Набокова и др.; приведены суждения признанных критиков и литературоведов ХХ века, таких как Ю.М. Лотман, В.С. Непомнящий, Ю. Манн, Д.С. Лихачёв, Г.А. Гуковский, современных литературоведов – И. Золотусского, А. Гениса, П. Вайля, Е.Н. Цимбаевой и др. Широко использован принцип дискуссионности: практически во всех разделах учебника и «Практикума» авторы сталкивают взгляды литературоведов на произведение, что позволяет школьникам объективизировать его оценку, увидеть множественность возможных прочтений и истолкований. По принципу дискуссионности выстроены, например, главы о «Горе от ума»: «Карикатуры и портреты: 25 глупцов?», «Странная комедия: странствия во времени». Тот же принцип множественности взглядов на персонажа используется в главах о «Слове о полку Игореве» (оценка поступка Игоря), о «Евгении Онегине» (Об Онегине), «Герое нашего времени» (о Печорине) и «Мертвых душах» (о помещиках и Чичикове). Кроме того, углубление интереса к предмету происходит за счет самостоятельной работы обучающихся с критической литературой: после текста каждой монографической главы или раздела учебника девятиклассникам предлагается рубрика «Литература для дополнительного чтения», содержащая список критических и литературоведческих текстов, дополняющих учебный материал. В процессе изучения темы и для самостоятельной работы обучающиеся могут использовать расширяющие литературный кругозор книги и статьи. Например, к монографической теме «Александр Сергеевич Пушкин» предложен список книг: Лотман Ю. М. Пушкин. – СПб.,1995; Онегинская энциклопедия. М.. Т. 1 – 2. М., 1999 – 2004; «Моцарт и Сальери», трагедия Пушкина: Движение во времени. Антология трактовок и концепций от Белинского до наших дней / Сост. В.С. Непомнящий. М., 1997; Непомнящий В. С. Пушкин. Русская картина мира. – М., 1999; А.С. Пушкин: pro et contra / Личность и творчество Александра Пушкина в оценке русских мыслителей и исследователей. Т./ 1 – 2 / Сост. В. М. Маркович, Г. Е. Потапова. – СПб., 2000 (Статьи В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского, Г. П. Федотова, Г. А. Гуковского, В. Э Вацуро); Тыркова-Вильямс А. В. Пушкин. Т. 1 – 2. – М., 2007 (Серия «Жизнь замечательных людей»); к «Слову о полку Игореве» предложены словари и лингвистические исследования доступного для обучающихся уровня: Зализняк А.А. «Слово о полку Игореве»: Взгляд лингвиста. – М., 2004; Словарь-справочник «Слова о полку Игореве».- Л., 1984; Энциклопедия «Слова о полку Игореве». – СПб., 1995. Обращение к этим материалам позволяет сформировать собственный взгляд на произведение и персонажей. Список литературы для учителя ко всем темам включен в «Книгу для учителя».

Методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему. Все задания учебника и «Практикума» структурированы таким образом, что позволяют осуществлять текущий и итоговый контроль обученности, предусматривают освоение обучающимися предметных и метапредметных УУД, аналитических и синтетических умений. Методический аппарат учебника содержит необходимое и достаточное количество заданий для проверки и самопроверки усвоения учебного материала, формирует навыки смыслового чтения и самостоятельной учебной деятельности. Структура заданий учебника в целом такова: задания к тексту главы; задания к изучаемому произведению; задания творческого и исследовательского характера; задания, связанные с проектной деятельностью или написанием рефератов и исследований. Например, к главе «Гавриил Романович Державин» в учебнике предложены проверяющие сформированность предметных и метапредметных УУД задания: 1. Сделайте краткий обзор исторических событий и подготовьте краткие «портреты» исторических лиц, с которыми связана жизнь Державина. 2. Составьте таблицу жанров, в которых работал Державин. 3. Определите специфику державинских од и проведите исследование по самостоятельно разработанным критериям, позволяющее увидеть, чем они отличаются от од Ломоносова. 4. На смерть А. В. Суворова Державин написал стихотворение «Снигирь» (1800). Почти через два века поэт, лауреат Нобелевской премии И. А. Бродский (1940 – 1996) использовал его строфу и мотивы в стихотворении «На смерть Жукова» (1974). Прочитайте эти тексты (тексты включены в задание). Напишите исследование или реферат: «Два полководца – два поэта».

Практически во всех тематических блоках «Практикума» с целью контроля смыслового чтения обучающимся предлагается заполнить таблицы, схемы или матрицы текстовым или цитатным материалом, записать результаты самостоятельного исследования и сделать выводы. Так, задание 2 «Практикума» к теме «Николай Васильевич Гоголь» содержит исследовательский компонент, синтезирует языковой и читательский опыт девятиклассников и предлагает ответить на проблемный вопрос с опорой на анализ прочитанного ранее: Наверное, вы уже не раз замечали, что фразы, которые часто звучат вокруг нас, принадлежат перу Гоголя. Закончите известные цитаты из разных произведений писателя и вспомните, откуда они «вылетели».

  • Есть еще порох в __________________

  • Чему смеетесь? ____________________

  • С Пушкиным на дружеской__________

  • А подать сюда Ляпкина-_____________

  • Брать борзыми ___________________

  • Легкость в мыслях_________________

  • Пренеприятное известие: к нам едет_______________

Продолжите список ставших крылатыми гоголевских фраз:

  • ______________________________________________

  • ______________________________________________

Как вы думаете, почему авторство расхожей фразы о том, что в России «две беды – дураки и дороги», приписывают Гоголю? Аргументируйте свою точку зрения. Выделение специальными значками вопросов и заданий разных типов и уровней сложности позволяет дифференцировать обучение внутри класса (Т – вопросы и задания к тексту главы учебника, теория; ! – творческое задание, П – вопросы задания к произведению; И – исследовательская работа; О – задания сопоставительного характера; * – задания повышенной сложности). К теме «Александр Сергеевич Пушкин» предложены среди прочих такие задания: Т1. Какими историческими и биографическими обстоятельствами продиктованы пушкинские строки: « Нам целый мир чужбина / Отечество нам Царское Село»? <…> 8. Что такое слова-сигналы? Какие слова-сигналы использованы в пушкинской вольнолюбивой лирике? П – <…> Каков основной конфликт поэмы «Цыганы»? Чем воля Алеко отличается от цыганской вольности? !Какую тему пушкинской лирики С. Л. Франк считал основной? Назовите стихи, которые ей в наибольшей степени соответствуют. Попробуйте найти произведения, которые ее уточняют или отрицают. <…> И Прочитайте стихотворение Д. Самойлова «Дом-музей» (далее приводится текст стихотворения). Какие детали стихотворения соответствуют пушкинской биографии, а какие ей противоречат? Можно ли считать Пушкина прототипом старого поэта? Почему имя поэта в стихотворении не названо? Каково отношение поэта ХХ века к своему предшественнику? * – Перечитайте описание гостей на именинах Татьяны («Гвоздин, хозяин превосходный, // Владелец нищих мужиков...»), Зарецкого («Теперь же добрый и простой // Отец семейства холостой»), представителей московского света («Все тот же шпиц и тот же муж») и др. Сочините свои эпиграммы на гостей Фамусова (А.С. Грибоедов «Горе от ума») или персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Можете проиллюстрировать эпиграммы. Такого рода визуальная дифференциация типов, структуры и уровня сложности заданий позволяет осуществить диагностику освоенности таких метапредметных УУД, как структурирование, обобщение, синтез учебной информации.

Методический аппарат учебника и «Практикума» также формирует критическое мышление, способность аргументированно высказывать свою точку зрения. Например, к вступительной главе «История и поэзия: кто – кого?» предлагается вопрос, позволяющий установить связи истории и литературы: 1. Какие известные вам исторические события нашли
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой iconРабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература....
Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных...
«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература. 5—11 классы (базовый уровень) / Под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев...
«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой iconКалендарно-тематическое планирование Русский литература Литература:...
Литература: 6 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / под. Ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009
«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
РФ, на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого, входящей...
«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
РФ, на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого, входящей...
«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
РФ, на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого, входящей...
«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой iconРабочая программа Литература
Планирование составлено на основании программы иосо рао и иоо «Министерства образования». Учебник: Литература. 6 класс. В 2 ч. Под...
«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой iconРабочая учебная программа по литературе 11 класс
Составлена на основе примерных программ под редакцией И. Н. Сухих «Литература. Программа для 10-11 классов. Базовый уровень», М.:...
«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой iconРабочая учебная программа по литературе 11 класс
Составлена на основе примерных программ под редакцией И. Н. Сухих «Литература. Программа для 10-11 классов. Базовый уровень», М.:...
«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой iconРабочая программа учебного предмета: «Литература»
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,...
«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
«Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина», 2006). Реализуется в учебнике : Литература 11 класс. Учебник...
«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой iconУрока Учитель: Башлай Наталья Александровна Учебный предмет: литература...
Умк: Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова;...
«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой iconРабочая программа по предмету “Литература
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой iconУчебник Дополнительная литература Методические пособия, используемые...
Планирование составлено на основе программы, автор программы: под ред. М. Г. Ахметзянова: «Программа средней школы. Русская литература....
«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой iconПримерная рабочая программа по обществознанию составлена на основе...
Обществознание. 7 класс: учебн для общеобразоват учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.— М., 2010
«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой iconУчебник: Русская литература ХХ века. 11 класс: учебник для общеобразовательных...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск