Скачать 200.89 Kb.
|
Настоящая программа не может быть использована другими вузами или подразделениями университета без разрешения разработчика программы. УМК по дисциплине «История зарубежной литературы пер. пол. 19 века. Романтизм» для заочного отделения (фрагменты). Автор-составитель к.ф.н., доц. Каф. Литературы ИФФ КГПУ Шилова Н.Л. Пояснительная записка. История мировой литературы первой половины XIX века ознаменовалась формированием и развитием нового влиятельного литературного направления — романтизма. Необходимым условием изучения европейского и американского романтизма является понимание его мировоззренческих основ, а также статуса целостного явления культуры, которое проявило себя, помимо литературы, в других искусствах, а также философии, науке, нравах и т.д. Следует обратить внимание «на единство истоков всего романтического движения и вместе с тем на национальные различия» (Храповицкая Г.Н., Калинникова Н.Г. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Пояснительная записка //История зарубежной литературы. Программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. - М., 2001. - С. 67). При изучении переводной лирики особое внимание следует уделять также выбору наиболее удачных переводов художественных текстов, а также по возможности ориентировать студентов на знакомство с оригиналами произведений в двуязычных изданиях, учебниках и т.д. На заочном отделении курс романтизма предполагает проведение лекционных занятий (18 ч.). Лекционный блок носит установочный характер и включает в себя несколько разделов. Вводные разделы посвящены историческому контексту появления романтизма в зарубежных литературах, а также эстетическим и поэтическим константам этого художественного направления. Отдельные разделы посвящены различным национальным формам романтизма (немецкий, английский, французский, североамериканский, североевропейский). В рамках каждого из разделов материал рассматривается в хронологическом порядке — от ранних форм к позднему романтизму. Значительная часть часов отводится на самостоятельную работу студентов. Сюда входит самостоятельное знакомство студентов с ключевыми текстами изучаемого периода и направления, изучение и конспектирование научно-исследовательской литературы, подготовка рефератов и контрольных работ. Основной формой контроля является зачёт.
2. Цели и задачи преподавания дисциплины 2.1 Цель:Знакомство студентов с основными закономерностями развития мирового литературного процесса в первой половине XIX века - в период господства романтического направления.2.2 Задачи. В результате изучения дисциплины студент будет иметь представление : - об особенностях европейского и американского историко-литературного процесса первой половины XIX века;
- о русско-зарубежных литературных связях в первой половине XIX века. знать:
уметь: - анализировать основные произведения романтической литературы, выявляя специфику данного литературного направления. иметь опыт (навыки):
3. Содержание и структура дисциплины Раздел 1. Особенности историко-литературного процесса в первой половине XIX века. Тема 1. Зарубежная литература 1789-1830 гг.: общая характеристика. Исторические вехи периода. Периодизация литературного процесса. Классицизм и романтизм. Романтизм и реализм. Раздел 2. Тема 1. Романтизм как эпоха духовного развития общества. История возникновения понятия. Многообразие проявлений романтизма в литературе, искусстве, философии, нравах и пр. Система мировоззренческих принципов романтизма. Тема 2. Романтизм как литературное направление. Основные принципы эстетики и поэтики. Жанровая парадигма романтизма. Проблема национального своеобразия романтических литератур Европы и Америки. Относительность понятия романтизма как эстетической системы. Раздел 3. Романтизм в Германии. Тема 1. Веймарский классицизм и романтизм: проблема разграничения и сосуществования. Периодизация развития немецкого романтизма. Тема 2. Первый этап развития немецкого романтизма. Йенская школа романтиков: основные эстетические идеи. Связь с философией Фихте и Шеллинга. Теория романтического романа (Фр. Шлегель). Теория романтической иронии. Творчество Л. Тика. Реализация романтической эстетики и поэтики в творчестве Новалиса. Роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген». Тема 3. Второй этап развития немецкого романтизма. Гейдельбергская школа и проблема народности. Романтизм и фольклор. Деятельность братьев Гримм. Поэзия Арнима и Брентано. Тема 4. Поздний немецкий романтизм. Творчество Генриха Клейста. Проблема трагического в драматургии Клейста. Особенности новеллистики писателя. Особенности творческого метода Э.-Т. Гофмана. Эстетические идеи первого периода его литературной деятельности. Двоемирие как основная черта эстетики. Социальные мотивы позднего Гофмана («Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра»). Гофмановское влияние в мировой литературе. Раздел 3. Романтизм в Англии. Тема 1. Общая характеристика английского романтизма. Предпосылки для формирования романтической эстетики в английской культуре. Феномен английского преромантизма. Тема 2. Ранний английский романтизм. Этапы литературного процесса. «Озерная школа» в английской литературе. Лирика У. Вордсворта, С. Колриджа, Дж. Китса. «Озёрная школа» и традиция народной английской баллады. «Предисловие к лирическим балладам» У. Вордсворта и С. Кольриджа как манифест «лейкистов». «Сказание о Старом Мореходе» С. Кольриджа. Тема 3. Творчество Дж.Г. Байрона и П.Б. Шелли. Основные мотивы лирики Байрона. Особенности поэтики и проблема жанра «Странствий Чайльд-Гарольда». Мотив романтического бунта в цикле «восточных поэм». Проблема байронизма. Байрон и русская литература. Байрон и Пушкин. Основные темы и мотивы лирики Шелли. Драматургия Шелли – «Прометей Освобождённый», «Ченчи». Тема 4. Литературная деятельность В. Скотта и жанр исторического романа. Историзм романов Скотта. Романтизм и Средневековье. Романтическая поэтика в романе «Айвенго». Раздел 4. Романтизм во Франции. Тема 1. Особенности французского романтизма. Периодизация литературного процесса во Франции пер. пол. XIX в. Повести Р. Шатобриана. «О Германии» Ж. де Сталь. Тема 2. Жанр исповедального романа во французской литературе. «Исповедь сына века» А. де Мюссе: особенности проблематики и повествовательной техники. Тема 3. Творчество В. Гюго. Предисловие к «Кромвелю» как манифест романтизма. Взаимодействие романтического и реалистического начал в романе «Собор парижской Богоматери». Система образов и особенности стиля в романе. Раздел 5. Романтизм в американской литературе. Тема 1. Место романтизма в американской национальной литературе. Основные вехи развития романтического направления в американской литературе. Творчество В. Ирвинга и Ф. Купера. Цикл романов о «Кожаном Чулке» Ф. Купера. Тема 2. «Зрелый этап» развития американского романтизма. Бостонская школа: основные темы и творческие принципы. Американский трансцендентализм: философия Эмерсона и «Уолден» Г.Д. Торо. «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло в переводе И. Бунина. Тема 3. Поздний американский романтизм. Лирика и новеллистика Э. По. Роман Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит»: особенности поэтики и символики. Раздел 6. Романтизм в странах Северной Европы. Тема 1. Становление романтической литературы в Дании и Норвегии. Философия С. Кьеркегора. Сказки Х-К. Андерсена.
не предусмотрены 3.4 Самостоятельная работа студентов (по всем разделам):
4. Список литературы по дисциплине Основная литература:
Дополнительная литература:
* См. также список литературы для конспектирования. 6. Требования к уровню освоения дисциплины и используемые формы текущего, промежуточного и итогового контроля 6.1 Требования к уровню освоения дисциплины Специалист должен владеть знанием, необходимым для его трансляции обучающимся в соответствии с образовательной программой; в т.ч. знать: - требования к минимуму содержания и уровню подготовки по предмету, устанавливаемых государственным образовательным стандартом;
особенности развития европейских и североамериканской литератур в указанный период; специфику романтизма как литературного направления; творчество основных авторов-романтиков. Студент должен уметь: - адекватно интерпретировать произведения художественной литературы первой половины XIX века; - комментировать указанные произведения с точки зрения присутствия в них черт романтической эстетики и поэтики. Студент должен владеть: - навыком самостоятельного поиска необходимой научной и методической информации; - навыками работы с научной литературой. 6.2 Используемые формы контроля
Методические материалы для студентов Список художественных произведений к прочтению (обязательный и рекомендательный.) Обязательная часть Тик Л. Белокурый Экберт. Новалис. Гимны к ночи. Генрих фон Офтердинген. К. Брентано. «Жила на Рейне фея…»; «Мария, куда ты вечор уходила…»; «Тихо-Тихо, тук-тук-тук…»// Европейская поэзия 19 в. – М., 1977 (серия «Библиотека всемирной литературы»). Клейст Г. Принц фон Гомбург. Михаэль Кольхаас. Гофман Э.-Т. Золотой горшок. Крошка Цахес по прозванию Циннобер. Дон Жуан. Байрон Дж. Паломничество Чайльд-Гарольда. Тьма. "Хочу я быть ребенком вольным" Из дневника в Кефалонии. Восточные поэмы (1 на выбор). Шелли П.Б. Индийская серенада. Философия любви. Облако. Гимн интеллектуальной красоте. Шелли М. Франкенштейн, или Освобождённый Прометей. Кольридж С. Сказание о Старом Мореходе. Вордсворт У. Нас семеро. Сонет о сонете. Китс Дж. Ода соловью. Ода греческой вазе. Ода меланхолии. Ушедший день. Скотт В. Айвенго. Шатобриан. Рене. А. де Мюссе. Исповедь сына века. Гюго В. Предисловие к «Кромвелю». Собор парижской Богоматери. Ирвинг В. Рип Ван Винкль. Легенда о сонной лощине. Торо Г.Д. Уолден, или жизнь в лесу. Купер Ф. Последний из могикан. По. Э. Низвержение в Мальстрим. Падение дома Ашеров. Золотой жук. Морена. Ворон. Аннабел Ли. Мелвилл Г. Моби Дик. Андерсен Г.-Х Сказки. Рекомендательная часть Шлегель Ф. Фрагменты. В кн.: Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.,1980; Люцинда. Брентано К. Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль. Тик Л. Странствия Франца Штернбальда. Клейст Г. Разбитый кувшин. Маркиза д’О. Обручение в Сан-Доминго. Гофман Э.Т.А. Песочный человек. Серапионовы братья. Житейские воззрения кота Мурра. Шамиссо А. Удивительная история Петера Шлемиля. Блейк У. Песни невинности. Песни опыта. Уолпол Г. Замок Отранто. Радклиф А. Итальянец, или Тайна одной исповеди. Мэтьюрин Ч.Р. Мельмот-скиталец. Скотт В. Мармион. Уэверли. Квентин Дорвард. Жермена де Сталь. О литературе. О Германии. Констан Б. Адольф. А. де Виньи. Лирика. В. Гюго. Эрнани. Лирика. Жорж Санд. Консуэло. Эмерсон Р.У. Эссе. Природа. Доверие к себе. Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате. По Э. Приключения Артура Гордона Пима. Леопарди Д. Лирика. Примерный список статей для конспектирования. Обязательно: Берковский Н Я. Романтизм в Германии (вводная глава.) Дополнительно (любые 5 источников на выбор): Аверинцев С. С. Поэзия К. Брентано // Аверинцев С. С. Поэты. М., 1996. Бент М. И. От философской повести к новелле-сказке: “Необыкновенная история Петера Шлемиля” Шамиссо // Филологические науки. 1992. № 1. Берновская Н. М. Энтузиаст и обыватель в романтической сатире Гофмана // Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та. 1967. Вып. 246. Демченко В. Д. Специфика исторического конфликта в “Михаэле Кольхаасе”// Проблемы метода, жанра и стиля. Вып. 2. Днепропетровск, 1975. С.44–48. Жирмунский В. М. Проблемы эстетической культуры в произведениях гейдельбергских романтиков // Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981. Жирмунский В. М. Уильям Блейк // Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981. Затонский Д. В. Романтики и чувство истории // Затонский Д. В. Искусство романа и ХХ век. М., 1973. С.104–111. Зверев А. Мелвилл и ХХ век // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982. Клименко Е. И. Лирико-эпическая поэма Байрона (основы жанра) // Проблемы сравнительной филологии: (К 70-летию В. М. Жирмунского). М.; Л., 1964. С.394–400. Михайлов А.В. Судьба классического наследия на рубеже XVIII-XIX веков // Михайлов А.В. Обратный перевод. М., 2000. С. 19-34. Петрова И.А. Понятие нефабульности. Дж. Г. Байрон «Паломничество Чайльда Гарольда» // Петрова И.А. Лироэпическая нефабульная поэма: генезис, эволюция, типология. – Пермь, 1991. С. 10-14. Пинский Л. Е. Исторический роман Скотта // Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. М., 1989. По Э. Философия творчества //Эстетика американского романтизма. - М.,1977. Трубников Н. Н. Притча о Белом ките // Вопросы философии. 1989. № 1. Ханмурзаев К.Т. К проблеме личности в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» // Вестник Московского университета. Сер. 10. Филология. 1975. № 2. С. 30-40. Шевякова Э. М. Семантическая структура романа Мюссе “Исповедь сына века” // Эстетика и творчество русских и зарубежных романтиков. Калинин, 1983. Шейнкер В. Н. Романы Купера о Кожаном Чулке и некоторые вопросы американского романтизма // Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та. 1968. Т. 427. Шейнкер В. Фольклорная традиция США и национальное своеобразие новелл В. Ирвинга // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX–XX веков. Иваново, 1982. Элиот Т. С. Шелли и Китс // Элиот Т. С. Назначение поэзии. Киев, 1997. Примерные задания контрольных работ. Вариант 1.
- какие романтические мотивы можно выделить в тексте стихотворения? - как можно сформулировать его основную поэтическую идею? - какую функцию имеют многочисленные антитезы «Романса»? - каковы особенности лексического оформления поэтической идеи «Романса»? Текст: РОМАНС Заветное имя сказать, начертать Хочу - и не смею молве нашептать. Слеза жжет ланиту - и выдаст одна, Что в сердце немая таит глубина. Так скоро для страсти, для мира сердец Раскаяньем поздно положен конец Блаженству - иль пыткам?.. Не нам их заклясть: Мы рвем их оковы - нас сводит их власть. Пей мед; преступленья оставь мне полынь! Мой идол, прости меня! Хочешь - покинь! Но сердце любви не унизит вовек: Твой раб я, - не сломит меня человек. И в горькой кручине пребуду я тверд: Смирен пред тобой и с надменными горд. Забвенье с тобой - иль у ног все миры?.. Мгновенье с тобой все вместило дары! И вздох твой единый дарит и мертвит И вздох твой единый дарит и живит. Бездушными буду за душу судим: Не им твои губы ответят, - моим! (пер. Вяч. Иванова) 4 мая 1814 Вариант 2.
- жанровая характеристика предложенного текста; - перечислите романтические мотивы «Сонета»; - какие антитезы задействованы в художественной организации стихотворения и какую функцию они выполняют? Текст: СОНЕТ Тому, кто в городе был заточен, Такая радость - видеть над собою Открытый лик небес и на покое Дышать молитвой, тихой, точно сон. И счастлив тот, кто, сладко утомлен, Найдет в траве убежище от зноя И перечтет прекрасное, простое Преданье о любви былых времен. И, возвращаясь к своему крыльцу, Услышав соловья в уснувшей чаще, Следя за тучкой, по небу скользящей, Он погрустит, что к скорому концу Подходит день, чтобы слезой блестящей У ангела скатиться по лицу. (пер. С. Маршака). Вариант 3. Сопоставительный анализ переводов 1 стихотворения любого из европейских или американских романтиков. Примерные темы рефератов.
Примерные вопросы к зачету. 1. Философские и эстетические принципы романтизма. Относительность романтизма как эстетической системы. 2. Особенности поэтики романтизма. 3. Н.Я. Берковский о немецком романтизме. 4. Романтизм в Германии. Общая периодизация и национальное своеобразие. 5. Йенская школа романтиков. Эстетические идеи и художественная практика. 6. Творчество Новалиса. «Генрих фон Офтердинген». 7. «Гимны к ночи» Новалиса: особенности содержания и поэтики. 8. Новелла Л. Тика «Белокурый Экберт» и литературная сказка немецкого романтизма. 9. Гейдельбергская школа романтиков и проблема народности в литературе. 10. Драматургия Г. фон Клейста. «Принц Гомбургский». 11. Трагедия Михаэля Кольхааса в одноименной новелле Клейста. 12. Творчество Э.-Т. Гофмана. Периодизация, особенности художественного метода. 13. Переплетение сказочной фантастики и действительности в повести Гофмана «Золотой горшок». 14. Мотив двоемирия в новеллистике Гофмана («Дон Жуан). 15. Особенности английского романтизма. 16. «Озерная школа»: эстетические идеи и художественная практика. 17. Новаторство С. Кольриджа в поэме «Сказание о Старом Мореходе». Символизм поэмы. 18. Творчество Дж. Г. Байрона. Периодизация, тематика, вклад в мировую литературу. 19. «Паломничество Чайльд Гарольда»: движение к бесфабульной поэме и роману в стихах. 20. Байрон и Пушкин. 21. Творчество П.Б. Шелли. 22. Принцип создания исторического романа в тв-ве В.Скотта Айвенго. 23. Особенности романтической школы во Франции. 24. Творчество Ф. Шатобриана. «Рене». 25. Теория драмы и гротеск в предисловии к драме Гюго «Кромвель». 26. Воплощение теории контрастов в «Соборе Парижской Богоматери». 27. Жанр исповедального романа у А. Мюссе. 28. Национальная специфика американского романтизма. 29. В. Ирвинг – основоположник американской новеллистики. 30. Дж. Ф. Купер – романист. 31. Г.Д. Торо и американский романтизм. Философские основы и литературные связи книги «Уолден, или Жизнь в лесу». 33. Символика романа Г.Мелвилла «Моби Дик». Варианты интерпретации романа. 34. Творчество Э. По. Стихотворение «Ворон» и эстетическая программа писателя. 35. Новеллистика Э. По. 36. Особенности романтизма в Дании и Норвегии. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Рекламный менеджмент» Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | Рецензенты: кафедра математического моделирования экономических процессов Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | ||
National Research University Higher School of Economics Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Техника и технология сми» Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста по рекламе Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | ||
Программа дисциплины «Социология» Для специальности 080500. 62 Менеджмент Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | Программа дисциплины Макроэкономика для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | Программа дисциплины "Социальная антропология" для специальности 032401 «Реклама» Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | ||
Программа дисциплины "Социальная антропология" для специальности 032401 «Реклама» Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста по связям с общественностью Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | ||
Программа дисциплины Экономическая теория (Макроэкономика) для направления... Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | Программа дисциплины «Финансовый и управленческий учет» для направления 080200. 62 «Менеджмент» Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... |