Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов





НазваниеПояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов
страница1/6
Дата публикации16.02.2015
Размер0.72 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов под ред. И.Н. Сухих (М.: Издательский центр «Академия», 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.

Место предмета

На обучение литературе в 6 «Б» классе базисным учебным планом ГБОУ гимназия № 61 Выборгского района Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным базисным учебным планом на 2014-2015 учебный год отводится 102 часов (3 часа в неделю).

Цели и задачи изучения литературы

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Обоснование отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской программой.В результате сопоставления рабочей и авторской программ выявлено расхождение в распределении часов, отводимых на изучение ключевых тем курса. Тематическое планирование авторской программы предполагает минимальное количество уроков литературы в неделю — 2 часа (70 часов в году). В учебном плане ГБОУ гимназия №61 количество часов на изучение литературы в 6 классе – 3 часа в неделю (105 часов в учебном году). Впланирование были внесены следующие изменения: увеличено время на чтение и изучение произведений, работу по развитию речи, просмотр экранизаций и их обсуждение и сопоставление их с произведениями – всего 35 часов.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Ведущая тема года «Открытие человека» подразумевает знакомство шестиклассников с образами персонажей, созданными в разные эпохи и в разных странах с помощью художественных средств, выбор которых продиктован особенностями литературных направлений и индивидуальной манеры писателей. «Открытие человека» — это и обнаружение сегодняшним школьником многообразия человеческих характеров и позиций, точек зрения, обусловленных средой и мировоззрением или мирочувствованием личности. И,наконец, «Открытие человека» предполагает столкновение этических и эстетических оценок в сознании ребенка. Все это вместе учит его формировать собственное суждение о персонажах словесного искусства, суждение не однозначное (нравится — не нравится; хорошо — плохо), а сложное и обязательно обоснованное.

Автор произведения тоже становится объектом открытия и субъектом диалога с читателем. Здесь начинается формирование представлений об авторе-творце и авторе-повествователе в соотнесении с рассказчиками. Одна из главных задач курса — учить читателя видеть проявление автора-творца во всех элементах художественного произведения. Безусловно, за один учебный год эта задача не решается — формирование и развитие этого умения будет продолжаться вплоть до окончания учеником средней школы.

В основе методики, которая предлагается учителю, лежат акмеологический, деятельностный и компетентностный подходы, дифференциация и персонализация образовательного процесса, метод проектов (коллективных творческих дел), а также современные информационные технологии в литературном образовании. Выбор методологии обусловлен главной целью литературного образования — литературным развитием школьников, которое рассматривается авторами учебно-методического комплекта как триединый процесс: культурное развитие ребенка, совершенствование его читательской деятельности и развитие его творческих способностей, прежде всего литературно-творческих.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной программе. Основной формой проверки и оценки результатов обучения поданной программе являются: сочинения на литературную тему, итоговые тесты по теме и разделу, создание художественных проектов, итоговая контрольная работа за год.

Технологии обучения: проблемное обучение, технология исследовательского обучения и метод проектов, технология обучения на основе схемных и знаковых моделей, игровые технологии, кейс-технологии, современные технологии контроля и оценки, в т.ч. тестирование с применением ИКТ.

Настоящая программа предназначена к реализации в 6 «Б» классе. Учащиеся данного класса характеризуются разным уровнем подготовленности и темпа работы, также неоднородны они и по степени самостоятельности и ответственности. В связи с этим предполагается дифференциация учебного материала при проведении проверочных работ и распределении заданий на дом. Класс активный, любознательный. Определенную проблему создает неумение учащихся слушать, поэтому необходимо постоянно акцентировать внимание школьников на важных моментах учебного курса, четко проговаривая цели и задачи урока, требования при выполнении того или иного задания.

Результаты обучения

Личностные

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении;

- формировать уважение к истории;

- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

- потребность в самовыражении через слово;

- способствовать развитию культурной и этнической толерантности;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Метапред-метные

Регулятивные УУД:

- обучение целеполаганию;

- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- самостоятельно ставить новые цели урока;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные УУД:

- давать определения понятиям;

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- излагать содержание прочитанного текста;

- строить рассуждения.

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять сравнение;

- обобщать понятия;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения;

- пользоваться словарями, справочниками;

- пользоваться различными видами аудирования;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- продолжать обучение основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- пользоваться монологической и диалогической формами речи;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.


Предметные

- знать биографические сведения о писателе;

- знать содержание прочитанных литературных произведений;

- знать отличительные признаки стихотворной речи;

- знать изученные теоретико-литературные понятия;

- сон как художественный приём;

- мистика как способ отражения действительности;

- жанры: баллада, басня, сказка, былина, миф, новелла, рассказ;

- знать жизнь сказки в эпосе и лирике;

- знать приёмы создания героического характера;

- знать отличие мифа от сказки.

- уметь формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;

- уметь использовать при анализе произведения понятия баллада, басня, сказка, былина, миф, новелла, рассказ;

- уметь различать перевод и переработку художественного произведения;

- уметь правильно применять изученные теоретико-литературные понятия;

- уметь анализировать литературное произведение;

- понимать смысловую нагрузку эпиграфа;

- уметь различать эпическое и драматическое произведения;

- уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях;

- уметь анализировать литературную сказку, видеть роль художественной детали в тексте;

- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев;

- уметь сопоставлять произведения;

- уметь видеть в тексте приёмы создания героического характера, в т.ч. гиперболу;

- уметь различать героический эпос, былину и миф;

- читать выразительно наизусть стихотворение;

- уметь определять стихотворный размер;

- воспринимать текст литературного произведения;

- уметь выявлять заложенные в произведение вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;

- отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе для 6 класса на 2014-2015 учебный...
Т. В. Рыжкова, И. Н. Гуйс, Г. Л. Вирина \ под ред. И. Н. Сухих.– М.: Издательский центр «Академия», 2010, в соответствии с требованиями...
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе для 8 на 2014-2015 учебный год составлена...
Лыссый, М. А. Снежневская, О. М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого – 5-е изд., испр и доп. – М.: «Мнемозина», 2011,...
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в...
Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе для 8 «Б» класса на 2010-2011 учебный...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Саянское
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс на 2013-14 учебный год
Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconПояснительная записка Статус программы: рабочая программа по литературе...
В 2 ч под ред. Коровиной В. Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г. Данная рабочая программа составлена для класса компенсирующего обучения....
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для...
Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов под редакцией И. Н. Сухих. – М.,...
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
«Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 8 классов общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной»
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего...
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconПриказ № от августа 2014 г рабочая программа по литературе для 8 2 класса (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и авторской...
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск