Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания»





Скачать 488.39 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания»
страница1/3
Дата публикации18.02.2015
Размер488.39 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Литература > Методические указания
  1   2   3


федеральное агенство по образованию
Кемеровский технологический институт

пищевой промышленности
Кафедра технологии и организации общественного питания

Методические указания к выполнению курсовой работы

по дисциплине «Технология продуктов функционального питания»

для студентов всех форм обучения специальности

260505.65 «Технология детского и функционального питания»


Кемерово 2010

Составители:

С.Ю. Баранец, канд. техн. наук, ст. преподаватель

Н.И. Давыденко, канд. техн. наук, доцент


Рассмотрено и утверждено на заседании

кафедры биотехнологии, товароведения и управления качеством

Протокол № 2 от 20.09.2010
Рекомендовано методической комиссией экономического факультета

Протокол № 119 от 01.10.2010


Рассматриваются вопросы, связанные с условиями и порядком выполнения курсовой работы. Даны общие требования к курсовой работе, выбору темы, руководству, структуре и содержанию, правила оформления.

Для студентов, обучающихся по специальности 260505.65 «Технология детского и функционального питания».


КемТИПП, 2010

Введение
Подготовка всесторонне развитых специалистов, способных регулярно пополнять и углублять свои знания, а также эффективно работать в постоянно меняющихся условиях, требует интеграции науки, образования и производства.

Важным этапом профессиональной подготовки инженера является выполнение курсовой работы, в которой закрепляются и углубляются полученные знания по общетехническим и специальным дисциплинам, прорабатываются специальные разделы с элементами научного поиска. Выполнение курсовой работы должно быть связано с решением конкретных задач производства продуктов функционального питания, что облегчает внедрение полученных результатов в практику.

Изучение конкретных задач, нахождение оптимальных решений диктуют необходимость глубокого осмысления имеющейся информационной базы, получения недостающих сведений экспериментальным путем, что, в свою очередь, требует овладения методами исследования, накопления и обработки полученных результатов.

Действующие учебные планы по специальности 260505.65 «Технология детского и функционального питания» предусматривают выполнение курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания».

Закрепление тем курсовых работ производится заблаговременно с учетом места практики, работы. На этом этапе рекомендуется согласовать план с руководителем, что поможет студенту самоорганизоваться, рационально распределить время и силы, так как выполняются курсовые работы преимущественно во внеаудиторное и внерабочее время.

Курсовые работы по технологии продуктов функционального питания носят в основном научно-исследовательский характер и связаны с научно-исследовательской работой кафедры технологии и организации общественного питания КемТИПП или с деятельностью предприятий общественного питания и современных коммерческих структур (ООО, ОАО, НПО, ИП и др.), где студенты изучают производство, структуру ассортимента, качество и свойства функциональных продуктов питания.

При выборе темы курсовой работы студент должен исходить из практических интересов предприятия, на материалах которого она выполняется, возможности сбора необходимых материалов, личного участия в проведении работ.

Важное значение имеет сотрудничество с пищевыми контрольно-производственными лабораториями, аккредитованными испытательными лабораториями и др.


1 Основные направления исследований,

примерная тематика курсовых работ
Потребительская кооперация является многоотраслевой системой. Она сочетает производственную, заготовительную, маркетинговую деятельность и общественное питание, поэтому объектами исследования в курсовых работах служат: пищевое сырье, используемое в потребительской кооперации, а также пищевые продукты, блюда и кулинарные изделия, вопросы совершенствования качества продукции в испытательных лабораториях, органах по сертификации, включая научные разработки.

В современных условиях, когда заметно выросла роль предприятий малого бизнеса, разрешается выполнять курсовые работы на базе фермерских хозяйств, заготовительных организаций (предприятий), мини-пекарен, линий и цехов по производству отдельных видов функциональных продуктов, в том числе совместных с зарубежными фирмами, а также предприятий пищевой промышленности и общественного питания разных форм собственности, в аккредитованных лабораториях, органах по сертификации.

В области переработки, производства и коммерческой деятельности, связанной с пищевой продукцией и питания различных групп населения, основными направлениями научных исследований и соответственно курсовых работ являются:

- углубленная переработка сырья с применением ресурсосберегающих и безотходных технологий, современных добавок и заменителей, поиск и обоснование использования нетрадиционных видов сырья для производства продукции;

- разработка и освоение ассортимента новых конкурентоспособной продукции сбалансированного состава, в том числе новых пищевых продуктов различного назначения: общего, диетического, лечебно-профилактического, для различных групп населения (детей, учащихся школ, спортсменов, беременных и кормящих женщин, пожилых людей);

- производство новых видов продуктов функционального назначения;

- изучение ассортимента и качества определенной группы функциональных продуктов питания.

Примерная тематика курсовых работ, разработанная кафедрой с учетом приоритетных направлений развития науки и коммерции, а также в соответствии со спецификой отрасли и региона, где предстоит работать инженеру-технологу, приводится ниже.

Выбор темы курсовой работы - это серьезная проблема, так как при этом определяются направление и характер исследовательской деятельности в период теоретического и практического обучения, что позволяет на примере отдельной группы продуктов функционального назначения глубоко изучить вопросы будущей практической деятельности специалиста, научиться решать практические проблемы, что позволит в будущем выполнить дипломную работу.

После предварительного выбора темы и изучения необходимой литературы по выбранному направлению, а также консультаций с предполагаемым научным руководителем курсовой работы студент уточняет ее тему, определяет объекты исследования, разрабатывает предварительный план ее выполнения с учетом места прохождения производственных практик и возможности получения на них необходимых материалов.

В процессе прохождения производственных практик и выполнения экспериментальных исследований план курсовой работы может корректироваться, в первую очередь с целью усиления работы в направлениях, представляющих интерес для фирм, предприятий и организаций, на базе или на материалах которые проводится при выполнении курсовой работы.

Темы курсовых работ студентов заочной формы обучения рекомендуется формировать с учетом профиля и места их работы.

Как правило, курсовая работа должна состоять из технологического раздела.

Темы курсовых работ должны быть увязаны с направлением научных работ кафедры технологии и организации общественного питания.

После выбора темы курсовой работы, ее обсуждения и согласования с предполагаемым научным руководителем студент должен написать заявление на имя заведующего кафедрой технологии и организации общественного питания с просьбой о разрешении выполнять курсовую работу по определенной теме и утверждении руководителя работы. Типовая форма заявления представлена в приложении А. Заявление подписывают научный руководитель и заведующий выпускающей кафедры.

После закрепления темы студент совместно с руководителем разрабатывает календарный план проведения работы. В календарном плане предусматриваются следующие этапы:

  • работа с научной литературой,

  • освоение экспериментальных методов исследований,

  • выполнение экспериментальной или аналитической работы,

  • анализ полученных данных,

  • написание и оформление работы.

Руководителями курсовой работы, как правило, являются преподаватели кафедры технологии и организации общественного питания. Кафедра может привлекать для руководства курсовыми работами преподавателей аналогичных кафедр других вузов, а также высококвалифицированных специалистов из научно-исследовательских институтов, имеющих высшее образование специалистов-практиков из числа опытных работников предприятий пищевой промышленности и общественного питания.

В отдельных случаях при разработке многоплановых тем для руководства курсовой работой могут привлекаться два и более руководителей или консультантов, но в пределах общего лимита средств (времени), выделяемого на руководство курсовой работой.

Научный руководитель оказывает студенту консультационную помощь в составлении плана выполнения работы, проведении эксперимента, при анализе, обработке собранных материалов и результатов исследований, формулировке выводов и предложений, оформлению курсовой работы, подготовке ее к защите.

Руководитель должен осуществлять контроль за ходом и своевременностью выполнения задания, а также информировать кафедру о степени готовности работы к защите. Студент обязан выполнять все указания научного руководителя.

Курсовая работа студентом должна быть сдана для проверки руководителю не позднее, чем за неделю до установленных сроков защиты.
Примерная тематика курсовых работ:

1. Специфика применения факторного анализа при определении частоты потребления различных групп пищевых продуктов;

2. Структурный анализ факторов формирующих и сохраняющих качество пищевых продуктов различного назначения (детского, функционального, специализированных и т.п.);

3. Технологические особенности производства блюд для детей дошкольного, школьного возрастов.

4. Технология производства функциональных пищевых продуктов детского питания детей с избыточной и недостаточной массой тела;

5. Применение функциональных продуктов в питании школьников различных возрастов;

6. Технологические основы производства функциональных пищевых продуктов (на примере продуктов определенной товарной группы);

7. Влияние структуры питания на здоровье школьников различных возрастов;

8. Анализ энергозатрат школьников различных возрастов;

9. Характеристика и оценка качества продуктов, используемых при формировании рационов питания детей дошкольного и школьного возраста;

10. Особенности применения растительного сырья для производства продуктов функционального назначения;

11. Характеристика местного растительного сырья, используемого для производства функциональных продуктов питания;

12. Основные пищевые вещества и их значение для организма детей дошкольного возраста, определение фактического содержания макро- и микронутриентов в сырье и готовых продуктах.

13. Разработка рациона для лиц, страдающих обменными заболеваниями (фенилкетонурия, целиакия, поливалентная пищевая аллергия и т.п.).

14. Анализ меню организованных коллективов (дошкольные, школьные учреждения, санатории и т.п.) и разработка рекомендаций по их коррекции.

15. Разработка функциональных пищевых продуктов с целью профилактики различных алиментарно-зависимых заболеваний (йоддефицит, селенодефицит, витаминная недостаточность и т.д.).

16. Анализ технологии приготовления блюд для организованных коллективов (на примере реального производства), определение критических контрольных точек.


2 структура и содержание курсовой работы

Курсовая работа включает в себя:

  • титульный лист;

  • аннотацию;

  • содержание;

  • введение;

  • обзор литературы;

  • объекты и методы исследования;

  • экспериментальная часть;

  • заключение, включающее выводы и предложения (рекомендации);

  • список использованных литературных источников;

  • приложения (при необходимости).

Основными требованиями к курсовой работе являются:

  • четкость и логическая последовательность изложения материала;

  • краткость и точность формулировок, исключающая возможность неоднозначного их толкования;

  • конкретность изложения результатов экспериментальных исследований, их анализа и теоретических положений;

  • обоснованность выводов, рекомендаций и предложений.

Содержание курсовой работы должно соответствовать названию темы.

Работа считается выполненной в полном объеме в том случае, если в ней нашли отражение все проблемы и вопросы, предусмотренные заданием на выполнение курсовой работы.

Титульный лист является первым листом курсовой работы и заполняется по форме, приведенной в Приложении Б.

Аннотация. В аннотации излагается сущность выполняемой работы. Текст должен состоять из 5-10 предложений максимально емкого содержания.

Содержание включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала разделов, подразделов или пунктов.

Введение должно быть кратким (2-4 страницы).

Во введении необходимо обосновать актуальность избранной темы, ее новизну, значение для деятельности соответствующего предприятия.

Основная часть курсовой работы состоит из обзора литературы и экспериментальной части.

Обзор литературы. Сведения, содержащиеся в этом разделе, должны давать полное представление о состоянии и степени изученности поставленной в работе проблемы. Предметом анализа этого раздела должны быть идеи и проблемы, возникающие при решении поставленных в курсовой работе целей, а также имеющиеся в научных публикациях экспериментальные данные, позволяющие правильно выбрать пути и методы решения поставленных задач.

Данный раздел курсовой работы по существу должен представлять собой аналитический обзор имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме, позволяющий найти пути решения поставленных задач и выявить умение автора обобщать и критически рассмотреть имеющиеся теоретические воззрения и экспериментальные данные.

Написание первого раздела работы (обзора литературы) проводится на базе предварительно подобранных литературных источников, в которых освещаются вопросы, в той или иной степени раскрывающие тему дипломной работы. Подбор необходимой научной литературы проводится с использованием библиотечных каталогов, реферативных журналов, научных журналов по специальности и соответствующему научному направлению, а также монографий, учебников, справочников, нормативной документации, патентной литературы и других публикаций. Проводится ознакомление как с отечественной, так и с зарубежной литературой, опубликованной на разных языках.

Без личного ознакомления с оригиналом или квалифицированным переводом, основываться на литературном анализе иностранной информации других авторов не рекомендуется, поскольку каждый автор прорабатывает литературу применительно к своей теме исследования.

Кроме непосредственно относящейся к теме информации, необходимо проработать основную литературу по родственным специальностям.

Изучение литературных источников целесообразно проводить в определенном порядке, переходя от более простого к более сложному.

Изучение литературных источников следует начинать с работ общего обзорного характера, а затем знакомиться с работами по более узкой тематике и узкопрофильным публикациям.

Вначале следует ознакомиться с общетеоретической литературой (учебники, статьи в теоретических журналах), а затем с работами по прикладному направлению.

Поиски требуемых литературных источников следует проводить в обратно-хронологическом порядке: т. е. вначале выявлять необходимые источники среди материалов, опубликованных в последние годы, а затем переходить к поиску более ранних публикаций (как правило, за последние 5-10 лет).

Особое внимание следует обратить на нормативно-техническую документацию, посвященную рассматриваемой проблеме и объектам исследования, патентную литературу и каталожные издания.

По возможности, следует изучить рассматриваемую проблему не только по печатным источникам, но и по неопубликованным и рукописным материалам информационных центров, предприятий, институтов, архивов и т.д. К непубликуемой информации следует отнести также метод, получивший известность как общение с компетентными людьми. Не будет ошибкой сказать, что этот метод правомерно рассматривать не только в качестве форм информации, но и как элемент самого исследования. Общение с компетентными людьми представляет собой особый, эффективный метод получения научно-технической информации. Преимущества этого метода, осуществляемого при личном контакте со специалистами, состоят в том, что в этом случае исследователь получает сведения непосредственно от их обладателей и которые не могут быть получены другим путем, при общении с компетентными людьми могут быть получены сведения любой глубины и направленности, так как в диалоге поступающая информация может быть направлена по необходимому руслу.

Еще решая вопрос выбора темы и путей проведения самого исследования, студент должен ознакомиться с содержанием основных работ по избранной теме. При этом следует составить список вопросов, являющихся основой содержания намеченной темы, разделив их примерно на такие группы: вопросы, получившие общее признание; недостаточно разработанные дискуссионные вопросы, требующие изучения; неразработанные вопросы, появившиеся в порядке постановки или вытекающие из ранее проведенных исследований.

Важное место в работе над литературными источниками должно занимать изучение «истории» вопроса. Знакомство с работами исследователей, ранее изучавшими данную проблему, страхует от дублирования ранее выполненных работ и повторения, давно раскритикованных ошибок, позволяет определить место предполагаемого исследования в общем ходе изучения проблемы, облегчает использование опыта предшественников, дает возможность проследить за общими тенденциями развития вопроса и на этой базе строить свой прогноз.

История вопроса обычно излагается вслед за теоретическими основами рассматриваемой проблемы, так как исследователь, приступая к изучению истории вопроса, должен в какой-то мере владеть теоретическими знаниями, что также ориентирует его в направлении отбора того или иного материала.

Излагая содержание работ своих предшественников, следует показать их вклад в изучение проблемы, а также отметить пропущенные или принципиальные ошибки, объективно оценить значимость работы, ее роль в решении исследуемой проблемы.

При подборке и анализе материалов необходимо отказаться от тенденциозности подборки: в равной мере в обзоре должны указываться данные, подтверждающие и отрицающие выбранную автором теоретическую концепцию, согласующиеся и не согласующиеся с его представлениями и полученными экспериментальными данными.

Используя при составлении обзора различного рода реферативные материалы, статьи обзорного характера, справочники, учебники и др., следует не забывать, что в центре внимания должен быть первоисточник, знакомство с которым позволяет избежать ошибок, неточностей и тенденциозности, которые достаточно часто выявляются при ознакомлении с «вторичными» материалами.

Работа над первоисточниками состоит в основном из двух этапов:

1) предварительного просмотра материала, когда выделяется основное содержание работы в целом и ее главные мысли. Это позволяет оценить важность данной работы и обосновать необходимость более детальной ее проработки;

2) изучения материала с критическим анализом и соответствующими выписками на библиографические карточки.

При работе с научными книгами (монографиями, сборниками трудов и т.д.) необходимо ознакомиться с их содержанием по оглавлению, просмотреть книги, прочитать аннотацию, введение, заключение. В том случае если имеющиеся в книге материалы представляют интерес, следует провести детальное изучение данной работы.

При работе с первоисточниками и монографиями целесообразно придерживаться определенных правил работы с научной литературой: отделить в материале основное от второстепенных деталей; разобраться в незнакомой терминологии, понятиях и определениях; записать возникающие при чтении вопросы; прочитать главу книги или статью, составить для себя конкретные вопросы типа: «В чём главная мысль работы?», «Каковы аргументы в подтверждение этой мысли?», «Что можно возразить автору?», «Какие выводы вытекают из работы?».

В процессе ознакомления с информационными источниками исследователь должен делать соответствующие записи. Это необходимо потому, что:

- исследователь освобождает себя от необходимости запоминать множество различной информации;

- проработка информационных материалов неизбежно вызывает у исследователя, занятого разработкой определенной проблемы, какие-то ассоциативные мысли.

Любая, даже замечательная мысль может быть безвозвратно утеряна, если она своевременно не записана. Дело в том, что ассоциации часто бывают уникальными и их невозможно повторить. Именно потому активно работающие ученые и изобретатели, которые знают цену таким ассоциациям, нередко просыпаются ночью и записывают появившиеся во сне мысли.

Возникают вопросы: «Как делать такие записи?», «Каким целям они должны удовлетворять?». Можно назвать следующие способы ведения записей: в тетрадях, журналах, на отдельных карточках, а также с помощью пометок на полях книг и статей (разумеется, собственных).

Следует отрицательно характеризовать первый из указанных способов. Очевидно, что в современных условиях лавинообразно растущих потоков информации такой метод ведения записей создаст непреодолимые трудности в их использований. Также неудобна для использования запись журнального типа. Наилучшим способом записи следует считать выписывание необходимых сведений в специально подготовленные для этой цели карточки, представляющие собой законченную форму информации по какому-либо частному вопросу.

Карточки должны быть выполнены из плотной бумаги или картона 125х65 мм. В графах карточки на одной стороне должны быть проставлены: шифр, автор, название работы, где и когда опубликована, стр., на обратной стороне – краткое резюме (содержание).

Два самостоятельных вопроса не могут быть записаны на одной карточке, так как это затруднит ее последующую классификацию и хранение.

Карточки должны быть разграфлены, что позволит их систематизировать по различным признакам, а это значительно облегчает поиск и использование необходимых сведений.

Как сделать записи в карточках? Можно привести следующие рекомендации:

- выписывать только цитаты, отражающие текст, над которым необходимо работать;

- цитировать, по возможности целыми абзацами и целыми положениями, если потребуется что-то изъять, это должно быть помечено (обычно многоточием) в тексте карточки;

- ставить цитату в кавычки. Применяют и свободное изложение мысли автора (пересказ).В таких случаях это должно быть как-то помечено использованием таких, например, оборотов: «как указывает автор», или «Т.А. Лахтин указывает, что …» и далее содержание цитируемой мысли.

Завершающим этапом этого раздела курсовой работы должны стать анализ современного состояния вопроса, выявление круга неразрешенных задач, что весьма важно для определения перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Объем обзора литературы, состоящего, как правило, из нескольких подразделов, не должен превышать 20-30 страниц машинописного текста. Иллюстрации, графический и табличный материалы могут быть приведены в этом разделе работы только в случае крайней необходимости, если приведенные в них материалы не могут быть сформулированы словами в виде закономерностей и зависимостей.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания» iconМетодические указания по самостоятельной подготовке к практическим...
Представлены методические указания по дисциплине «Маркетинг» к выполнению курсовой работы, проведению практических занятий, библиографический...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине...
«Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания»
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания» iconМетодические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине...
«Технология продуктов общественного питания» направления 260500 «Технология продовольственных продуктов специального назначения и...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания» iconКонспект лекций для студентов, обучающихся по специальностям 260501...
«Технология продуктов общественного питания», 260505 «Технология детского и функционального питания», 100101 «Сервис»
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания» iconМетодические указания по выполнению дипломного проекта (работы) для...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания» iconМетодические указания для самостоятельной работы со студентами Дисциплина «Б иохимия»
Методические указания предназначены для студентов специальности 240902 «Пищевая биотехнология», 260202 «Технология хлеба, кондитерских...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы научных исследований»
«Прикладная биотехнология» Наумовой Н. Л. Методические указания к выполнению курсовой работы предназначены для студентов 2 курса...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы для студентов...
Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства: Методические указания по выполнению...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Финансы предприятия»
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Финансы предприятия» для студентов специальностей 050104 «Финансы»,...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания» iconМетодические указания к курсовой работе по дисциплине «Фемтосекундная оптика и фемтотехнологии»
Настоящие методические указания с рекомендациями к выполнению курсовой работы предназначены для студентов дневной формы обучения...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания» iconНаучное обоснование принципов проектирования состава и потребительских...
Технология и товароведение пищевых продуктов и функционального и специализированного назначения и общественного питания
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы и подготовке к...
Приводятся методические указания и требования к выполнению курсовой работы и подготовке к экзаменам по дисциплине «Бухгалтерский...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки» / Уфимск гос авиац техн ун-т; сост.: Л....
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 05. 18. 15 «Технология...
Научная специальность 05. 18. 15 «Технология и товароведение пищевых продуктов, и функционального, и специализированного назначения...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы 1 Содержание и структура работы
Задание на выполнение курсовой работы по дисциплине «стратегический менеджмент», тематика курсвых работ
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технология продуктов функционального питания» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика отрасли»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск