Скачать 338.39 Kb.
|
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена» Руководитель МО Заместитель руководителя по УР Директор школы _____________ /Исенбаев В. Р./ ______________ /Исанаева Е. А. / _______________ / Дмитриева Э. А./ Протокол № _____ от «_____» _____________2011 г Приказ № ____ от «_____» _____________2011 г «____» _________2011 г Рабочая программа муниципальное общеобразовательное учреждение Бимская средняя общеобразовательная школа Агрызского района Республики Татарстан Самарина Светлана Гавриловна, учитель русского языка и литературы второй категории по русской литературе, 10 класс Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № _________ от «_____» ____________2011 г 2011 – 2012 учебный год Пояснительная записка Цели и задачи обучения русской литературы в 10 классе общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения Задача курса – познакомить учащихся с образцами русской и мировой художественной культуры, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской литературе, потребность в чтении художественных произведений на русском языке, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Эти задачи определяют цель преподавания литературы - становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией. Достижение этой цели возможно только при умелой организации глубокого и вдумчивого чтения. Только на основе чтения и вдумчивого чтения. Только на основе чтения и нравственно-эстетитической направленности изучения художественных произведений развиваются эстетические чувства, обогащается духовный мир ученика, укрепляется потребность в постоянном общении с книгой. Такая потребность является одной из важнейших в системе духовных ценностей школьника. При чтении и изучении литературного произведения важно учитывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности конфликта, характеров действующих лиц, художественное своеобразие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эстетическую направленность анализа и выявить не только конкретно-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение. Общими показателями достижения цели литературного образования являются: - начитанность учащихся в области художественной литературы; разносторонность, систематичность, направленность чтения; - складывающиеся читательские интересы; - глубина освоения идейно-нравственного содержания произведений (личностный характер восприятия, обоснованность и самостоятельность оценок; - уровень овладения знаниями о литературе (умение применить их к анализу и оценке художественных произведений); - качество речевых навыков и умений, формируемых в процессе преподавания русской литературы. Изучение литературы в 5- 9 классах направлено на реализацию ряда целей, обусловленных задачами основного общего образования во всех типах общеобразовательных учреждений России: - воспитание духовно развитой личности с гуманистическим мировоззрением и гражданским самосознанием, чувством патриотизма и любви к отечественной культуре; - развитие эмоционального восприятия художественной литературы, творческого воображения, читательской культуры; - формирование начальных представлений о специфике литературы как одного из видов искусства; - освоение текстов художественных произведений на базе овладения умениями и навыками чтения и анализа художественного произведения; - развитие устной и письменной речи учащихся в процессе освоения литературного текста. Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету В результате изучения русской литературы в 10 классе ученик должен знать: - образную природу словесного искусства; - общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления); - авторов и содержание изученных произведений; их оценку критикой и уметь определять своё отношение к авторской позиции; - основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, постоянные эпитеты, гипербола, сравнение, роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы, автобиографичность литературного произведения . Уметь: - выразительно читать эпические произведения за героя и за автора; - сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие; - сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие; - перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни; - видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения; - определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения; - сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги); - сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели; - использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.); - создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.); - отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении; - характеризовать и оценивать главных героев произведения по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять значение деталей портрета; - читать выразительно наизусть и уметь составлять план; - объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним; - определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов и жанров; - давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; - писать сочинения на литературные и публицистические темы. Художественные произведения в 10 классе изучаются в контексте всего творчества писателя, в из взаимосвязи с другими произведениями и с некоторыми этапами историко-литературного процесса. Художественные тексты в программе 10 класса распределены по двум рубрикам: 1) для чтения и изучения и 2) для самостоятельного чтения. Учителю даётся право, исходя из собственной читательской и эстетической позиции, эстетического вкуса, заменять часть произведений в курсе класса, что позволяет более свободно и раскованно определяться в своём выборе. Учащимся рекомендуется выучить наизусть не менее 10 стихотворений. Биография писателя подробно изучается. Основу курса 10 класса составляет чтение и изучение русской литературы 19 века. В программу включены произведения классиков русской литературы: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, Н.С.Лескова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.К.Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Из зарубежной литературы в программе представлены произведения В.Шекспира, М.де Сервантеса-Сааведры, Д.Байрона, И-В.Гёте, О.де Бальзака Программа 10 класса включает и список произведений для бесед по современной литературе, с которыми учитель может познакомить учащихся в связи с изучением соответствующих тем программы. Часть произведений может быть прочитана учащимися в конце курса 10 класса. Необходимо учитывать, что уроки-беседы по современной литературе носят ознакомительный характер. Беседа по произведениям В.П.Астафьева, К.Д.Воробьёва, В.Л.Кондратьева, Ч.Т.Айтматова, А.В.Вампилова, Е.И.Носова, А.И.Солженицына, В.Г.Распутина поможет учащимся сопереживать трагедию и подвиг народа в ВОВ 1941-1945 гг, осмыслить судьбу крестьянства, осознать сложность положения человека в тоталитарном обществе. В ходе беседы по произведениям современной литературы важно показать учащимся её связь с прогрессивными традициями литературы прошлого, раскрыть художественно-эстетическое богатство литературы последних десятилетий. Для бесед по современной литературе: Ф.Абрамов «Безотцовщина»; Ю.Бондарев «Горячий снег»; В.Быков «Сотников»; А.Вампилов «Провинциальные анекдоты»; Б.Васильев «Завтра была война»; К.Воробьёв «Убиты под Москвой»; Е.Носов «Потрава»; В.Распутин «Прощание с Матёрой», «Пожар»; А.Рыбаков «Дети Арбата»; А.Солженицын «В круге первом»; В Шукшин. Сборник рассказов «Беседы при ясной луне». Для самостоятельного чтения: А.С.Пушкин «Телега жизни», «Храни меня, мой талисман», «Поэт и толпа», «Пиковая дама». Н.В.Гоголь «Нос», «Коляска». А.Н.Островский «Бесприданница». И.А.Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада». И.С.Тургенев «Накануне» Н.С.Лесков «Пигмей» М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города». Ф.М.Достоевский «Бедные люди», «Белые ночи» Л.Н.Толстой « Анна Каренина» А.П.Чехов «Палата №6» Д.Г.Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда» О.де Бальзак «Гобсек» Программа предлагает ознакомление учащихся с критическими статьями В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова, А.В.Дружинина, А.А.Григорьева, Н.Н.Страхова, а также с работами современных критиков. Такой объём произведений, включённых в программу, предполагает разные подходы к их изучению. Крупные эпические и драматические произведения рекомендуется читать в сокращении или избранные главы. Кроме того, учитель по своему усмотрению при планировании занятий может определять глубину и характер изучения произведений, включённых в программу. Поскольку литература 19 века изучается в течение одного года, в историко-литературный курс не включены древнерусская литература и литература 18 века, с которыми учащиеся познакомились ещё в 9 классе. Роман «Евгений Онегин» Пушкина, роман «Герой нашего времени» Лермонтова, комедия Грибоедова «Горе от ума», поэма Гоголя «Мёртвые души» перенесены в соответствии со «Стандартом…» в программу 9 класса. Программа даёт возможность учителю не только определить круг изучаемых в школе произведений, но и позволяет творчески решить вопрос о характере изучения каждого произведения, включённого в программу. Программа составлена с учётом специфики восприятия русской литературы учащимися национальной школы, их читательского опыта. Рабочая программа разработана на основе примерных программ по русскому языку, представленных в сборнике нормативных документов. Русский язык и литература. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение»2005 г Используемые на уроке литературы педагогические технологии: - иллюстративно-объяснительная -проектная технология Средства обучения: - учебник русской литературы - учебно-методический комплекс кабинета литературы - материалы сети Интернет Класс: 10 Учитель: Самарина Светлана Гавриловна Количество часов: 70, в неделю 2 ч На развитие речи – 8 ч Внеклассное чтение – 8 ч Учебник-хрестоматия для 10 класса национальных школ в двух частях, 1997 г Отделение издательства «Просвещение» Авторы: Н.Н.Вербовая, К.М.Нартов, Л.В.Тодоров Дополнительная литература: Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классы. Изд-во «Дрофа» 1997 г, Т.Г.Кучина, А.В.Леденёв Тесты. 9-11 классы. Изд-во «Дрофа» 1998 г. Автор-составитель И.М.Михайлова Методические журналы «Литература в школе» Поурочные разработки по литературе 10 класс под редакцией И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова, издательство «Вако», 2005 г Материалы сети Интернет Электронные разработки
|
Н. Н. Вершин / 2011 г Приказ № от 2011 г Протокол Положение о предметных комиссиях региональной и территориальной экзаменационных комиссий | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведено заседаний (даты): 10. 09. 2010; 13. 10. 2010; 24. 11. 2010; 18. 01. 2011; 01. 03. 2011; 27. 04. 2011; 18. 05. 2011; 02.... | ||
Приказ от 28 февраля 2011 г. N 158н об утверждении правил обязательного... В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 74 "О правилах обязательного медицинского... | Августа 2011 г сентября 2011 г. Приказ № Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего... | ||
Отчет о самообследовании негосударственного образовательного учреждения... На основании решения Ученого совета Института (протокол №1/18 от 02. 11. 2011г.) в период с 02. 11. 2011 по 15. 11. 2011 комиссией,... | План работы школы выполнялся с задачами, поставленными на 2011-2012... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г | ||
Протокол №1 от 30. 08. 2011 И. о председателя педсовета Н. В. Золотаренко 2011 Методические рекомендации к проведению занятий по программе «Юные исследователи Сарова» | Протокол №4 общеобразовательная школа №4 от «17» января 2011 г г.... Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго | ||
Отчет о самообследовании Филиала фгбоу впо «Ростовский государственный... Минеральные Воды проведено на основании решения Ученого Совета ргупс по подготовке к аттестации и аккредитации ргупс в 2011 году... | Отчет о самообследовании Филиала фгбоу впо «Ростовский государственный... Минеральные Воды проведено на основании решения Ученого Совета ргупс по подготовке к аттестации и аккредитации ргупс в 2011 году... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... МОин РФ №100-3977 от 12. 08. 2011 об учебных планах на 2011-2012 уч год от 12. 08. 2011 с учётом учебного плана мбоу сош №3, утвержденного... | Рабочая программа по Кубановедению для 5 класса составлена на основе... В нее необходимо внести небольшие дополнения в связи с методическими рекомендациями на 2011-2012 уч год. См. Приказ дон №3760 от... | ||
Приказ №842 г. Новосибирск Новосибирской области на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 22. 08. 2011 №363-п... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Бурятия от 14 марта 2011 года n 1907-iv "о программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 2015 годы" за 2011... | ||
Протокол № от января 2011 г. Комитет образования Администрации Великого Новгорода Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №22» (маоу «сош №22») на 2011-2015... | Приказ от 11. 01. 2011 г №2/2 Протокол №1 Муниципальное общеобразовательное учреждение “Марковская средняя общеобразовательная школа” |