Реферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина»





Скачать 372.11 Kb.
НазваниеРеферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина»
страница1/3
Дата публикации22.02.2015
Размер372.11 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3


Муниципальное образовательное учреждение

«Обидимская средняя общеобразовательная школа»

Экзаменационная работа

по литературе (реферат)

за курс средней школы

на тему

«Свобода в любовной лирике

А. С. Пушкина»

Выполнила

ученица 9 класса

МОУ «Обидимская СОШ»

Пупыкина Анастасия.

Проверила

учитель русского языка

и литературы

Чеканова

Жанна Александровна.

Обидимо - 2009

Содержание

Введение.

Глава 1. Формирование свободолюбивых взглядов А. С. Пушкина.

Глава 2. Первая любовь поэта.

Глава 3. Бакунина Екатерина Павловна.

Глава 4. Аннет Оленина.

Глава 5. Одесские женщины.

5.1. Каролина Собаньковская.

5.2. Амалия Ризнич.

5.3. Елизавета Воронцова.

Глава 6. Анна Петровна Керн.

Глава 7. Мария Волконская.

Глава 8. Зинаида Волконская.

Глава 9. Наталья Гончарова.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

Любовь чахнет под принуждением,

самая её сущность – свобода, она

не совместима с повиновением,

ревностью или страхом.

П. Шелли

Любовь – одно из самых светлых и важных чувств в нашей жизни, без которого невозможна яркая и полноценная жизнь. Разгадать ее таинственную природу человечество пытается на протяжении всей своей истории. И все же, что такое настоящая любовь? Это отказ от свободы или обретение её?

С одной стороны, любовь – это твоя жизнь для другого человека, жизнь его жизнью. Любовь – это биение одного сердца в такт другому, а иначе само существование человека кажется бессмысленным. Она не терпит эгоизма, любить – значит чувствовать ответственность за свою вторую половинку. Демокрит однажды сказал: «Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид». Любовь делает людей счастливыми и благодарными друг другу за терпение и уважение в столь самоотверженном подвиге, который они совершают, идя рука об руку по жизни. Действительно, любовь – это подвиг, так как нужно всегда быть готовым к любым испытаниям, и - что бы ни случилось - продолжать любить.

С другой стороны, любовь – это именно свобода. В современном мире люди борются за свободу, зачастую не понимая настоящего смысла этого слова. Наверное, настоящая свобода – это и есть любовь. Любовь – «единственная свобода в этом мире, ибо она поднимает душу к вершинам, не доступным ни для людских законов и обычаев, ни для законов и велений природы». И я полностью согласна с этим высказыванием английского мыслителя Д. Джеброна.

Тема свободы и любви - вечные темы в искусстве. Одни поэты, художники, скульпторы, музыканты посвящали всю свою жизнь воспеванию этого прекрасного чувства, другие - обращались к этой теме лишь в моменты подъема или угасания страсти к своей возлюбленной. Весь мир восхищается их талантливыми творениями: «Ромео и Джульетта» У.Шекспира, «Гранатовый браслет» А.И.Куприна, скульптурная группа Э.Фальконе «Орфей и Эвридика», также Генрих Семирадский «Красота и любовь». Так или иначе, тема любви волновала, и будет волновать человека на протяжении всего существования нашей цивилизации.

Традиции русской любовной поэзии богаты и многообразны. Как отмечал литературовед Ю.Тынянов, «важным признаком большинства произведений этой поэзии, который был связан с ее внутренним единством, чистотой и высокостью, но также и с относительной ее «неполнотой», являлась ярко выраженная сосредоточенность ее в пределах своей прямой темы. Любовь, будучи предметом поэтического изображения, как бы стремилась отдалиться в этих стихах от того, с чем она соприкасалась в человеческом общежитии, в реальной судьбе и в сознании любящего, и обособиться в свою собственную область». [4,67]

Большое значение тема любви имела и в лирике Пушкина. Пушкин... Как много слов сказано... Как много еще хочется сказать... Великий поэт оставил нам неисчерпаемые богатства своего творчества. Не одна плеяда замечательных писателей была воспитана на лоне его поэзии, не одно поколение читателей нашло в нем верного друга и наставника. Но особые волны нежности, страсти, тоски и какой-то сладчайшей грусти излучает его любовная лирика. Сколько пылких влюбленных признавались в своих чувствах стихами Пушкина!
Глубина чувств, заложенная в их недрах, возносит произведения поэта на пьедестал, недосягаемый для других. Возможно, я покажусь слишком банальной, но мне кажется, что лирика Пушкина вечная, как сама любовь. Каждая строка, каждое слово впитали в себя частичку его души. Не потому ли знаменитые пушкинские "послания" звучат так "искренно, так нежно"? Именно эти причины определили мой выбор темы реферата.

Я вступила в особую пору своей жизни, « когда грудь его полна тревоги и волнуется тоскливым порыванием без цели, когда горячие желания с быстротою сменяют одно другое и сердце, желая многого, не хочет ничего; когда определенность убивает мечту, удовлетворение подсекает крылья желанию, когда человек любит весь мир, стремится ко всему и не в состоянии остановиться ни на чем; когда сердце человека порывисто бьется любовью к идеалу и гордым презрением к действительности и юная душа, расправляя мощные крылья, радостно взвивается к светлому небу, желая забыть о существовании земного праха. В эту пору жизни человека любовь робка и стыдлива, жаждет одного только сочувствия и удовлетворяется долгим взглядом, таинством присутствия милого существа и за тихое пожатие руки не пожелает полного обладания». [7, 56] Это всё юношеская пора. Юность – поиск любви, формирование идеального образа любимого человека пора самоутверждения, самоопределения, когда хочется стать независимым от родителей, обрести свободу.

С увлечением читая стихи А.С.Пушкина, я обнаружила, что в его творчестве тема любви тесно переплелась с авторскими мечтами о свободе. Поэтому целью своей работы я считаю необходимость проследить взаимосвязь этих двух основных мотивов поэзии великого писателя.

В своем реферате я ставлю следующие задачи:

  1. Изучить формирование свободолюбивых взглядов Пушкина.

  2. Выявить взгляд Пушкина на проблему свободы в отношениях между мужчиной и женщиной.

  3. Выявить главные черты прототипов образов лирических героинь, привлекшие свободолюбивого поэта.

Глава 1.

Формирование свободолюбивых взглядов А. С. Пушкина.

Отроческие годы оставили у Пушкина мало отрадных воспоминаний. Недоставало душевного внимания к своеобразной внутренней жизни подростка. До сих пор не выявленные обстоятельства рано выявили охлаждение родителей к старшему сыну, столь контрастирующее с их обожанием младшего – Льва, родившегося в 1805 году.

Детство будущего поэта, как и вся последующая жизнь, не дало ему спокойных семейных радостей. Рано возникли тревоги и запросы выдающейся творческой натуры, смутно томившие душу и не встречавшие отклика. Непонимание и одиночество были его уделом уже родительском доме.

Но отсюда же он вынес и свои первые влечения к свободе. В отцовской библиотеке он познакомился с лучшими образцами русской и мировой поэзии и незаметно воспринял скептическую мысль старинного «вольнодумства». У старших он не встречал задержек свободному развитию этих новых смелых людей о природе и обществе. Сторонники передового литературного движения, ценители логики и муз, питомцы Просвещения, они создали благоприятную атмосферу для развития начинающего поэта. От них услышал он имена Вольтера и Радищева, навсегда завоевавших его сердце.

Вот почему из отцовского дома Пушкин вышел свободным от какого-либо преклонения перед «алтарем» и «троном». «Страстное стремление к независимости» уже в детстве становится основной чертой его характера. [2,36]

В начале января 1811 года было опубликовано правительственное постановление о новооткрывающемся учебном заведении – Царскосельском лицее.

В своей организации и деятельности лицей отражал основные черты правления и личности Александра I - этого «арлекина», по меткому выражения Пушкина,- которого поэт впоследствии не раз заклеймит своим сатирическим стихом за его двоедушие, «двуязычье» и «противочувствия».

Передовой мыслитель, декабрист по убеждениям, друг Николая Тургенева – профессор Куницын. Среди воспитанников – будущий великий поэт, «пророк свободы» Пушкин. А рядом с ним вырастал и его «друг бесценный», приобщивший к революционному движению Рылева, - Иван Пущин. Эти три имени превратили их мрачный монастырь в вольное братство молодой мысли и освободительных стремлений, из которого вышли лучшие люди поколения, ставшие величайшей честью своей родины.

Обнародованное 11 января 1811 года постановление о новой школе ставило её под особое покровительство царя, в непосредственное ведение министра народного просвещения; задачей нового учреждения объявлялось образование юношества, «особенно предназначенного к важным частям службы государственной». В программах отсутствовало естествознание, но наряду с науками историческими и «нравственными» видное место уделялось изучению языков и «первоначальным основанием изящных письмен».

У Карамзина летом 1816 года Пушкин встретил гусарского корнета Чаадаева. Позже Чаадаев познакомил Пушкина со своим однополчанином, юным Николаем Раевским, сыном знаменитого генерала 1812 года. В последние лицейские семестры Пушкин мечтает стать однополчанином Чаадаева, Каверина, Раевского. Он решает поступить в гусары.

Его новые друзья горели непримиримой враждой к рабству и тиранству. В них жила глубокая уверенность, что политический переворот в крепостной монархии будет произведен армией, уже освободившей страну от бедствий иноземного нашествия.

По ряду ранних политических стихотворений Пушкина, в которых он сближает Чаадаева с Брутом. Можно заключить, что эти настроения русских офицеров рано стали увлекать его своим протестующим духом. Победоносная война 1812 года, окрылившая мечты молодежи о падении рабства и произвола в России, обращала и юного поэта к заветной теме народной вольности. Он знал, что Батюшков в 1814 году послал Александру I стихотворение, в котором указывал на долг царя освободить после славной войны русский народ от рабства. Вскоре и первый поэт поколения обратился к мятежным песням о сокрушении самовластья во имя всенародной свободы.

Так чувствовал не один Пушкин. Иван Григорьевич Бурцов оказался одним из главных вдохновителем вольномыслия лицеистов. Выдающийся военный, по уму, по храбрости и знаниям он стал из активнейших членов возникших к тому времени тайных обществ. К его «мыслящему кружку» принадлежали и «спартанец» Вальховский, и пламенный мечтатель Кюхельбекер. Через этих друзей воздействие новейших освободительных идей сказывалось и на политическом развитии Пушкина. Первое дыхание декабристских идей коснулось его уже на лицейской скамье.

Декабризм был не только политической программой Пушкина – он сливался со всей жизнью поэта. Это была его честь и молодость, его первая любовь и верность до гроба. Автор «Вольности» жадно всматривается в круг близких ему одаренных и высокообразованных людей, несущих в себе мысль века и освободительную надежду целой эпохи. Как поэт, он начинает отражать в своем творчестве не только великие освободительные идей, но и личности лучших представителей своего поколения, пока еще в беглых строфах, написанных к случаю или по поводу, но уже закрепляющих в посвящениях и надписях профили его выдающихся современников.

После одной из бесед с Чаадаевым было написано стихотворение «Любви, надежды, тихой славы…», где, как в оде «Вольность», Пушкин отказывается от «юных забав» и высказывать намерение отдать весь жар и силы своей молодости борьбе с «властью роковой». «Свобода», «вольность святая», «отчизна» - вот высшие ценности, требующие беззаветного служения и сулящие «зарю пленительного счастья» его родине вместе с немеркнущей славой тем борцам, чьи отважные имена будут начертаны «на обломках самовластья». [2,49]

Вольнолюбивые стихи молодого Пушкина выражали высокое настроение революционного подъёма, о котором с таким жаром высказывался вскоре П. И. Пестель, говоря о том восхищении и восторге, которые охватывали участников тайных обществ при мысли о будущей счастливой России, преображенной переворотом.

Глава 2.

Первая любовь.

Уже в отчем доме происходит заметный внутренний перелом Пушкина –подростка: смена первоначальных наивных представлений живым и вдумчивым восприятием «всех впечатлений бытия». К 1806 году от неповоротливости и молчаливости ранних лет не остается и следа. По позднейшему свидетельству его отца, мальчик «оказывал большие успехи в науках и языках и, ещё в ребячестве, отличался пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом». [2,54]

К этому переломному времени относится и знаменательная запись в автобиографической программе Пушкина: ранняя любовь. Об этом событии с теплом и увлечением вспоминает поэт в лицейских стихах 1815 года:

Подруга возраста злотого,

Подруга красных детских лет,

Тебя ли вижу, взоров свет,

Друг сердца, милая Сушкова?

Везде со мною образ твой,

Везде со мною призрак милый:

Во тьме полуночи унылой,

В часы денницы золотой. [4, 94]

Фамилия в этих стихах прославлена исследователями Пушкина – сам он скрыл её под тремя звездочками. Но это, несомненно, Софья Николаевна Сушкова, дочь литератора, в семье которого часто бывал «маленький Пушкин». Она родилась в 1800 году (скончалась в 1848 году). Впечатление от этого детского увлечения вскоре заслонилось другими, более сильными и яркими, породившими знаменитые элегии и послания. И все же «друг сердца, милая Сушкова» запомнилась навсегда. Эта московская девочка, о которой мы знаем так мало, была первой вдохновительницей интимной лирики Пушкина, в будущем великого «певца любви, певца своей печали». В душевной биографии Пушкина встреча на детских балах с маленькой Соней Сушковой остаётся памятной датой.

Глава 3.

Бакунина Екатерина Павловна.

Екатерина Павловна Бакунина приходилась сестрой Александру Бакунину, лицейскому товарищу Пушкина.

Летом она подолгу жила в Царском Селе, и следы, оставленные «ногой ее прекрасной», поэт искал в царскосельских рощах и лесах.

В те дни… в те дни, когда впервые

Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь
…[4,74]


«Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не видно было! Наконец, я потерял надежду; вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, – сладкая минута!.. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!» – восклицал Пушкин в своем лицейском дневнике. [8,36]
Об этом увлечении поэта вспоминал его приятель С. Д. Комовский:
«Но первую платоническую, истинно пиитическую любовь возбудила в Пушкине сестра одного из лицейских товарищей его… Она часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы». [1,47]

Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели общий восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин, с пламенным чувством молодого поэта, живыми красками изобразил ее волшебную красоту в стихотворении своем под названием «К живописцу». Стихи эти очень удачно положены были на ноты лицейским товарищем его Яковлевым и постоянно пелись не только в Лицее, но и долго по выходе из него.

Бакуниной увлекались и другие лицеисты, в том числе И. И. Пущин, лицейский друг Пушкина. Но соперничество не послужило причиной охлаждения между друзьями.

Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, а также весну и большую часть лета 1816 года. За это время из-под его пера вышел ряд элегий, которые носят печать глубокой меланхолии. Никаких определенных выводов об отношениях, существовавших между поэтом и любимой девушкой, нельзя сделать на основании этих стихов элегический трафарет заслоняет живые черты действительности. Вероятно, весь этот типично юношеский роман повлек за собой лишь несколько мимолетных встреч на крыльце или в парке.
«Екатерина Бакунина, разумеется, не могла ответить никому из влюбленных лицеистов взаимностью, – считает литературовед Нина Забабурова. – Им было 17, а ей 21. В этом возрасте такой разрыв составляет пропасть, тем более что девушки, как известно, взрослеют быстрее. У Бакуниной был младший брат, ровесник влюбленного поэта, и такая ситуация была вдвойне невыгодна для пылкого поклонника. Она уже, поэтому должна была смотреть на него как на ребенка. По тем скудным сведениям, которыми поделились современники, Екатерина Павловна была девушкой достаточно строгой, серьезной и абсолютно чуждой игривого кокетства». [1,47]

Осенью Бакунины переехали в Петербург, и Пушкин, судя по стихам, долгое время был совершенно безутешен. Но молодость брала свое, каждый день приносил новые впечатления, начались первые литературные успехи и даже настоящие триумфы, каким оказалось публичное чтение на экзамене в присутствии стареющего Державина. Сердечная рана затянулась.

В 1817 году Екатерина Бакунина стала фрейлиной, а Пушкин окончил Лицей. Нет никаких сведений о том, что они встречались в Петербурге. Через много лет Екатерина Павловна встретилась с Пушкиным в Приютино в 1828 году, на праздновании дня рождения Екатерины Марковны Олениной. Но тогда он, скорее всего, был слишком занят Анной Олениной, чтобы помнить о своей лицейской любви.

Вышла замуж очаровательная Екатерина Бакунина уже в очень зрелом возрасте. Надежда Осиповна Пушкина, мать поэта, в 1834 году сообщала дочери:
«…Екатерина Павловна между тем стала замечательной художницей, – рассказывает Лев Анисов. – Имела выставки, много заказов. Однако прославилась она и осталась в памяти потомков именно влюбленностью в нее великого поэта. Вполне сознавая это, она как реликвию берегла до конца своих дней написанный рукою Пушкина на желтоватом листке альбомного формата его мадригал ко дню ее именин».[1,48]
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина» iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Реферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина» iconТема дружбы в лирике пушкина чувство дружбы у Пушкина это огромная...
Тема дружбы в лирике пушкина чувство дружбы у Пушкина — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя...
Реферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина» iconУрок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина»
Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой поэта, помочь разобраться в противоречивости любовной лирики С. Есенина на разных...
Реферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина» iconРеферат По дисциплине: «Права человека» На тему: «Свобода слова и...
Свобода слова предполагает право думать независимо и иметь свои взгляды, убеждения, излагать и отстаивать их
Реферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина» iconРеферат на тему «Элетротравмы»
Реферат подготовили ученицы Средней школы №20 г. Бреста Лукичёва Юлия и Светлана Черкас
Реферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина» iconРеферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»
Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –...
Реферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина» iconРеферат На тему: «Почему Луна не падает на Землю?»
Ученица 9 класса Исенбаевской средней общеобразовательной школы Нагимова Анастасия
Реферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: закрепить навыки пунктуации в сложноподчиненных предложениях, научить школьников комплексному анализу текста; обучить конструированию...
Реферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс организуется в целях подготовки выпускников школы к сдаче единого государственного экзамена по математике за курс средней школы...
Реферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина» iconРефератов «кругозор» Творческий реферат по литературе по теме «Адресаты любовной лирики Пушкина»
«А я, повеса, вечно праздный, потомок негров безобразный, взращенный дикой простоте, любви не ведая страданий, я нравлюсь юной красоте...
Реферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина» iconРеферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина»
Вступление
Реферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина» iconРеферат по литературе на тему: Россия в лирике А. А. Блока
Гражданственно-патриотическая поэзия А. Блока и тема будущего Родины. Россия прошлого и новый век. «На поле Куликовом»
Реферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина» icon«Самолеты истребители в Великую Отечественную войну». Узнав о конкурсе...
Илья, обучающийся 6 класса Мехонской средней общеобразовательной школы, победитель Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих...
Реферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблема нравственного выбора и размышления о рабстве и деспотизме в лирике Пушкина
Реферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина» iconТема любви и образ женщин в лирике А. С. Пушкина (осн мотивы, эволиция)
Основные учебники, учебные, учебно-методические пособия, опубликованные сотрудниками кафедры
Реферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск