МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Филиал ФГБОУ ВПО
«Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева» в г. Канске
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЖУРНАЛИСТИКИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность: 050301.65 – Русский язык и литература
Канск
2012
УМКД составлен преподавателем филиала Е.К. Шваргоновой
Обсужден на заседании Совета филиала
«_03»_сентября_2012 г.
Председатель Совета филиала А.Л. Андреев
Протокол согласования рабочей программы дисциплины
«ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ Журналистики»
с другими дисциплинами специальности 050301.65 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину
| Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.
| Принятое решение (протокол №, дата) Совета филиала
| Современный русский литературный язык
Теория языка
Риторика
Литературоведение
История журналистики
Основы рекламы и связи с общественностью.
| -
| 01/12 от 03.09.2012
|
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1. ____________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ____________________________________________________________
Внесенные изменения утверждаю: Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева "____"___________ 20__г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
| 6
| 2 Рабочая программа дисциплины
| 7
| Выписка из стандарта
| 8
| Введение
| 9
| Содержание теоретического курса дисциплин
| 11
| Тематический план
| 13
| Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины
| 14
| Карта литературного обеспечения
| 16
| Технологическая карта рейтинга
| 18
| Методические рекомендации для студентов
| 20
| Банк контрольных те стов
| 24
| Вопросы к зачету
| 30
| 6.Тематика для рефератов 32 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Введение в теорию журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» состоит из следующих элементов:
Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.
Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Введение в теорию журналистики».
Банка контрольных тестов по дисциплине «Введение в теорию журналистики» для индивидуальной проверки знаний студентов.
Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентами компетенций в области «История журналистики»
Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые этапы истории журналистики и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.
Методическое издание «Введение в теорию журналистики» напечатано в виде брошюры.
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЖУРНАЛИСТИКИ
| ВЫПИСКА ИЗ СТАНДАРТА «Введение в теорию журналистики» относится к разделу дисциплин по выбору, дополняющих по содержанию обязательные дисциплины предметной подготовки федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050301 Русский язык и литература, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 707 пед/сп (новый).
Настоящая рабочая модульная программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студентов и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
|
|
Введение Место дисциплины в реализации основных задач ОПП: дисциплина «Введение в теорию журналистики» относится к циклу дисциплин специализации. Типовая программа не предусмотрена. Рабочая программа дисциплины специализации «Введение в теорию журналистики» соответствует действующему учебному плану специальности 050301 – Русский язык и литература.
Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента и в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ОПП: дисциплина «Введение в теорию журналистики» является спец.дисциплиной профессиональной образовательной программы по специальности 050301.65 – Русский язык и литература, в рамках изучения которой осуществляется специальная подготовка учителя для преподавания русского языка и литературы в учреждениях среднего (полного) общего образования.
В современных условиях развития системы дополнительного образования в школе, изучение дисциплины «Введение в теорию журналистики» расширяет возможности реализации преподавателя русского языка и литературы. Изучение дисциплины направлено на знакомство с основами журналисткой профессии, на выявление творческого самоопределения и социализации личности, что соответствует приоритетным направлениям современной образовательной политики. Кроме того, изучение основ данной дисциплины способствует формированию таких профессионально значимых для будущего педагога качеств, как коммуникативные и речевые навыки и умения.
Задачами данной дисциплины является: знакомство студентов с журналисткой профессией, тенденциями ее развития и роли в обществе, понимание специфики в ряду других информационно-творческих, социально ориентирующих профессий. Создание представление о задачах, видах, характере деятельности, парадоксах, достоинствах и сложностях профессии; изучение основ современного законодательства в области СМИ и этических норм журналистской профессии.
В результате студенты, прослушавшие курс «Введение в теорию журналистики»» должны:
- освоить содержание всех разделов дисциплины в их взаимосвязи;
- иметь представление о журналистике как сфере массово-информационной деятельности;
- знать типологическую структуру СМИ и условия эффективной деятельности журналиста;
- овладеть навыками самостоятельного изучения учебной и научной литературы по предмету, самостоятельного анализа деятельности определенного СМИ, самостоятельного анализа журналистского произведения, выполненного в определенном жанре, самостоятельного составления индивидуального словаря журналистских терминов. Технология процесса обучения по дисциплине «Введение в теорию журналистики» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде зачета.
Содержание теоретического курса дисциплины МОДУЛЬ 1. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности. Тема 1. Специфика журналисткой профессии. Рынок информации и рынок журналистов. Разнообразие типов и видов изданий различной направленности и задачи подготовки высококвалифицированных журналистов. Специфика массово информационной деятельности. Проблема «информационного порядка» в обществе. Функции журналистики. Журналистика и социальная защита граждан. Специфика журналисткой профессии. Типы профессий в профессиологии. Место и роль журналистской профессии в обществе в процессе функционирования информации в социуме. Тема 2. Государственная политика в системе СМИ Принципы - основа деятельности СМИ. Журналистика как инструмент политики. Политическая культура журналиста. Политический анализ: требования и процесс. Журналистские организации и профессиональные издания. Профессиональная этика журналиста. Журналистский корпус и профессиональные объединения. Внутригосударственные и международные организации журналистов. Уставные требования. Характер и организация деятельности. Общественные центры защиты журналистов в мире. Учебно-научные учреждения. Журналистские издания.
Тема 3. Работа с источниками информации. Формирование жанровой принадлежности Природа и сущность журналисткой информации. Интернет как источник информации. Автор – аудитория, проблемы взаимодействия. Сенсация как тип информации. Методы сбора информации. Понятие жанра. Информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры. Природа и назначение факта в журналистском произведении. Помощники и ингибиторы общения. Глубокое интервью. Методология ведения интервью. Вопросник: принципы создания. Тема 4. Журналистское произведение. Тема, замысел, идея, факт. Работа журналиста над текстом Композиционные формы в построении журналистского произведения. Критерии оценки журналистского произведения. Репортаж: истоки становления и тенденция развития.
В.А. Гиляровский - «Король репортеров». Телевизионный репортаж. Новости. Структура и специфика деятельности информационного отдела. Классическая формула новостного сюжета Информационный повод как поиск смысла Составные части телевизионного сюжета. Виды и приемы телевизионного монтажа. Язык экрана. Кадр, кадрик. Понятие «план». Журналистика как область творческой деятельности. Действенность и эффективность журналистики
Тематический план
изучения дисциплины «Введение в теорию журналистики»
по специальности 050301.65 «Русский язык и литература»
№ п/п
|
Название модулей и тем
| Количество часов
| Всего
| Из них аудиторные занятия:
| Лекции
| Семинарские
| Лабораторные
| Самостоятельная работа
| I.
| Журналистика как сфера массово-информационной деятельности.
| 67
| 6
| 4
| 2
| -
| 61
| 1.
| Специфика журналисткой профессии.
| 16
| 1
| 1
| -
| -
| 15
| 2.
| Государственная политика в системе СМИ
| 16
| 1
| 1
| -
| -
| 15
| 3.
| Работа с источниками информации. Формирование жанровой принадлежности
| 17
| 2
| 1
| 1
| -
| 15
| 4.
| Работа с источниками информации. Формирование жанровой принадлежности
| 18
| 2
| 1
| 1
| -
| 16
|
| Итого:
| 67
| 6
| 4
| 2
| -
| 61
|
учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины
____________________________ Введение в теорию журналистики ____________________________
(наименование)
для студентов основной образовательной программы
специальности 050301.65 «Русский язык и литература»
(наименование, шифр)
по заочной форме обучения
Модуль
|
Трудоемкость
в часах
| №№ раздела,
темы
| Лекционный курс
| Занятия (номера)
| Самостоятельная работа студентов
| Формы контроля
| Вопросы, изучаемые на лекции
| Часы
| семинарские
| Часы
| Лабораторные
| Часы
| Содержание
| Часы
|
| Журналистика как сфера массово-информационной деятельности.
| 16
| 1.Специфика журналисткой профессии.
| Рынок информации и рынок журналистов. Разнообразие типов и видов изданий различной направленности и задачи подготовки высококвалифицированных журналистов. Специфика массово информационной деятельности.
| 1
| -
| __
| —
| —
| Типы профессий. Место и роль журналистской профессии в обществе в процессе функционирования информации в социуме. Функции журналистики.
| 15
| Выполнение тестов, обзор литературы по теме вопроса, подготовка рефератов, вопросы к зачету
| 16
| 2.Государственная политика в системе СМИ
| Журналистика как инструмент политики. Политическая культура журналиста. Политический анализ: требования и процесс. Профессиональная этика журналиста
| 1
| __
| __
| __
| __
| Журналистские организации и профессиональные издания. Общественные центры защиты журналистов в мире. Учебно-научные учреждения. Журналистские издания
| 15
| Выполнение тестов, подготовка рефератов по теме, обзор литературы по теме, Вопросы к зачету
| 17
| Работа с источниками информации. Формирование жанровой принадлежности
| Природа и сущность журналисткой информации. Интернет как источник информации. Автор – аудитория, проблемы взаимодействия. Методы сбора информации. Понятие жанра.
| 1
| Помощники и ингибиторы общения. Глубокое интервью. Методология ведения интервью.
| 1
| __
| __
| Сенсация как тип информации. Природа и назначение факта в журналистском произведении. Вопросник: принципы создания.
| 15
| Выполнение тестов, подготовка выступлений , обзор литературы по теме вопроса. Вопросы к зачету
|
| 18
| Журналистское произведение.
| Тема, замысел, идея, факт. Работа журналиста над текстом Композиционные формы в построении журналистского произведения..
| 1
| В.А. Гиляровский - «Король репортеров».
| 1
| __
| __
| Репортаж: истоки становления и тенденция развития .Критерии оценки журналистского произведения Журналистика как область творческой деятельности. Действенность и эффективность журналистики
| 16
| Выполнение тестов, подготовка рефератов. обзор литературы по теме вопросы к зачету
| Всего
| 67
|
|
| 4
|
| 2
| —
| —
|
| 61
|
|
КАРТА литературного обеспечения дисциплины
(включая мультимедиа и электронные ресурсы)
«Введение в теорию журналистики»
для студентов образовательной профессиональной программы
специальности 050301.65 «Русский язык и литература»
(наименование, шифр)
по __заочной_ форме обучения
№
п/п
| Наименование
| Наличие
место/
| Количество экз.
| Обеспеченность
|
| Обязательная литература
|
|
|
|
| Модуль №1
|
|
|
| 1
| Прохоров Е.П. Введение в теорию
журналистики: учебник.- М.: Аспект-Пресс,
2009. Доп. Мин.обр.РФ.
| Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) /
ч/з
| 25
| 1,2
| 2
| Корконосенко С.Г. Основы журналистики:
учебник.- М.: Аспект Пресс, 2008. Доп. Мин.
обр. РФ.
| Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) ч/з
| 20
| 1
| 3
| Ворошилов В.В. Теория и практика массовой
информации: учебник.- СПб.: Михайлова В.А., 2008.
| Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) / ч/з
| 20
| 1
|
| Дополнительная литература
|
|
|
| 1
| Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста.-М.:Аспект, 2009
| Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) / ч/з
| 25
| 1,2
| 2
| Ким М.Н. Новостная журналистика: учебник.- СПб: Михайлова, 2005.
| Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) / ч/з
| 20
| 1
| 3
| Шваргонова Е.К. Введение в теорию журналистики. Контрольно-измерительные материалы для самоконтроля 2012.
| Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) / ч/з
| 30
| 1,5
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА
Наименование
дисциплины/курса
| Уровень / ступень образования
| Название цикла дисциплины в учебном плане
| Количество зачетных единиц/кредитов
| Введение в теорию журналистики
| Специалист
| Цикл предметных дисциплин Дисциплины специализации
| 2
| Смежные дисциплины по учебному плану
|
| Последующие: История журналистики, Основы рекламы и связи с общественностью,
| Стилистика, Практикум по речевой культуре. Техника и технология современных СМИ
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1
|
| Форма работы
| Количество баллов 80%
| min
| max
| Текущая работа
| Выполнение тестов
| 13
| 18
| Подготовка медиа-презентации по теме, изучаемой внеаудиторно
| 8
| 14
| Подготовка рефератов по теме, изучаемой внеаудиторно
| 8
| 14
| Обзор литературы по теме вопроса
| 9
| 16
|
| Обзор электронных СМИ
| 10
| 18
| Итого
| 48
| 80
| |