Фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин»





Скачать 281.24 Kb.
НазваниеФольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин»
страница1/3
Дата публикации23.02.2015
Размер281.24 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи


Мухаметзянов Ильяс Мулланурович


Фольклор в поэме Кутба

«Хосров и Ширин»


10.01.02 – Литература народов Российской Федерации

(татарская литература)
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук



Казань – 2009

Работа выполнена в отделе текстологии Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан


Научный руководитель:


доктор филологических наук, профессор

Хисамов Нурмухаммет Шагвалеевич


Официальные оппоненты:

доктор филологических наук

Исламов Рамиль Фанавиевич (г. Казань);
кандидат филологических наук

Ахунов Азат Марсович (г. Казань)


Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Елабужский государственный педагогический университет»


Защита диссертации состоится «26» февраля в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 022.001.01 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420111 Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Казанского научного центра РАН (420111 Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31).

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ «26» января 2009 г. (http://www.iyali.antat.ru/dissertacii.html). Режим доступа: свободный.

Автореферат разослан «24» января 2009 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор филологических наук А.А.Тимерханов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Поэт Золотой Орды, известный под псевдонимом Кутб, написавший поэму «Хосров и Ширин», занимает выдающееся место в истории литературы народов, входивших в это государство. Его поэма «Хосров и Ширин» представляется важным показателем уровня развития духовной культуры и литературы своего времени, продолжением традиций древней литературы, произведением, оказавшим влияние на развитие булгаро-татарской и средне-азиатской литературы.

У каждой эпохи многовековой татарской литературы есть свое лицо – это великие литераторы, привязывающие ее к общему литературно-историческому процессу. Кутб – один из них. Его единственное известное нам произведение «Хосров и Ширин» помогает достаточно хорошо представить характер, идейно-эстетическое богатство, художественное совершенство золотоордынской литературы. Данное произведение служит важным источником, показывающим преемственность и развитие традиций тюрко-татарской литературы, идущих со времен поэмы «Кутадгу билик». Он также помогает при определении степени усвоения Поволжьем культурных традиций Востока. Поэма «Хосров и Ширин» оказало положительное влияние и на последующую литературу тюрко-татар. Тот факт, что к наследию Кутба обращались многие советские и зарубежные учёные и дали высокую оценку ему, свидетельствует о большой значимости творчества поэта.

О поэме Кутба «Хосров и Ширин» написано много научных трудов на разных языках мира. Но они не вполне отвечают сегодняшним потребностям при изучении истории литературы. Во-первых, большинство из них освещает только лингвистическую сторону произведения. Во-вторых, в них наблюдаются противоречивость суждений, повторы, натяжки, порой безосновательные выводы. В-третьих, важнейшие моменты творчества Кутба в них не освещены должным образом, или вообще опущены. Также в них очень слаба привязка поэмы «Хосров и Ширин» к литературному процессу и к социальной жизни Золотой Орды.

Исходя из вышеизложенного, творчество Кутба еще ожидает своего всестороннего изучения.

Актуальность исследования определяется необходимостью глубокого и детального изучения фольклора поэмы Кутба «Хосров и Ширин», так как фольклор в поэме Кутба содержит в себе «энциклопедию» средневекового тюркского мира.

Данная работа представляет собой первый опыт всестороннего монографического исследования поэмы Кутба «Хосров и Ширин». В ней впервые осуществляется фольклорно-литературоведческое изучение данной поэмы.

Объектом изучения является поэма Кутба «Хосров и Ширин».

Предметом исследования является фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин».

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые осуществляется фольклорно-литературоведческое исследование поэмы Кутба «Хосров и Ширин» в монографическом плане. На основе проведенного исследования выявляется фольклорная связь литературных традиций Ирана, и поволжских тюрко-татар и общность их культурного наследия.

Цель исследования состоит в определении роли фольклора в поэме Кутба «Хосров и Ширин». Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Определить степень влияния фольклора на сюжетное построение и трактовку героев поэмы Кутба, при этом рассмотрев типологическое сходство иранских и тюркских фольклорных традиций в средневековой литературе тюрко-татар.

  2. Проанализировать поэму как фольклорно-этнографический источник для изучения жизни тюрко-татар золотоордынского периода.

  3. Выявить круг нравственно-этических проблем, поднятых поэтом Кутбом в своем произведении, и нашедших свое выражение в разнообразных литературных формах.

Материалом исследования послужил текст поэмы Кутба «Хосров и Ширин», подготовленный польским исследователем А.Зайончковским в 1958 году и издание, подготовленное Х.У.Усмановым в 1968 году на основе арабской графики.

Методологическую основу исследования составили труды Н.Ш.Хисамова, М.И.Ахметзянова, Н.Ф.Исмагилова, Х.Ю.Миннегулова, А.А.Зайончковского, Р.Ф.Исламова, Ф.М.Кюпрюлюзаде, А.Т.Тагирджанова, Х.У.Усманова, Е.Э.Бертельса, А.Н.Самойловича, Г.Ю.Алиева и научно-теоретические труды других ученых. В работе использовался широкий круг художественного, литературоведческого, исторического и фольклорного материала.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: исторический, сравнительно-исторический, описательный, структурно-семантический, метод комплексного анализа.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что её результаты могут быть использованы составлении методических пособий по истории литературы, написании обновленной истории татарской литературы, составлении учебных программ и написании учебников, чтении лекций в высших учебных заведениях по истории татарской литературы и преподавании татарской литературы в школах и гимназиях, а также могут быть использованы в научно-исследовательской работе студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Поэма Кутба «Хосров и Ширин» представляет собой литературную переработку одноименной поэмы Низами. Вместе с тем это произведение включает в себя отдельный пласт тюрко-татарского фольклора, который свидетельствует о богатстве собственного фольклора поволжских тюрок. При этом обнаруживается близость менталитета иранцев и тюрок, имевших общие культурные корни, тесные экономические и политические связи.

2. Поэма Кутба представляет интерес для глубокого фольклористического исследования, так как это позволяет предметно представить мировоззрение человека в средневековом обществе.

3. Авторские мудрые изречения, встречающиеся в большом количестве в тексте поэмы «Хосров и Ширин», свидетельствуют об активном взаимодействии устного народного творчества и письменной культуры.

4. Произведение Кутба является важным источником для изучения культуры Золотой Орды, так как свидетельствует о высокой развитости ее литературно-письменной традиции, о контактах этого государства с другими странами, о причастности золотоордынской культуры к общемировому культурному процессу, о заимствовании передового культурного опыта разных народов.

5. Большое количество народных пословиц и поговорок в поэме свидетельствуют о высокоразвитой духовной жизни и языковом богатстве тюрко-татар Поволжья.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на итоговых научных конференциях молодых ученых Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета в 2006-2008 гг., а также на Всероссийской научно-практической конференции «Восток и Запад: диалог культур в полилингвальной среде» (ТГГПУ, 2008). Основные положения диссертации отражены в десяти публикациях автора.

Объём и структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, мотивируется выбор объекта изучения, определяются цель и задачи работы, методы анализа материала, раскрывается научная новизна диссертации, устанавливается теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Влияние фольклора на сюжетное построение и трактовку героев» рассматривается роль персидско-тюркской фольклорной традиции в построении сюжетной композиции поэмы Кутба «Хосров и Ширин». Констатируется тот факт, что произведение Кутба – яркий образец фольклорно-литературного взаимодействия. Автор назире черпал основной материал у Низами Гянджеви.

§ 1. Типологическое совпадение иранских и тюркских фольклорных традиций. В поэме «Хосров и Ширин» заключен глубокий духовный опыт иранцев и тюрок, накопленный на протяжении длительного времени, содержащий отголоски мифологического прошлого и развитой религиозно-философской системы нравственных и духовных ценностей монотеизма. По сюжету главные герои исповедуют зороастризм. Когда в Иране и Золотой Орде распространился ислам, в иранскую и тюркскую культуру были привнесены исламские культурно-нравственные ценности. В поэме также встречаются элементы христианской культуры.

Это фольклорно-литературное произведение свидетельствует о культурной и духовной близости, родстве иранских и тюркских народов.

Важным моментом этого исследования является понимание термина фольклор, как «народной мудрости». Народная мудрость является источником вдохновения поэта при написании этой поэмы о любви.

На протяжении всей поэмы отмечается обилие фольклора, связанного с религиозно-мифологическими представлениями древних персов и тюрок: 1) религиозно-мифологические персонажи (боги, ангелы, духи и др.); 2) мифологизированные характеристики героев (чувственный мир, духовная сила); 3) их связь с природными силами (небо, ветер, небесные светила, животные, растительный мир и др.).

Отличительной чертой поэмы является четко прослеживаемая дидактичность произведения. Основное содержание поэмы пронизано идеей божественной справедливости и человеческой благодетели, что выражено в различных мудрых изречениях и афоризмах. Своеобразным образчиком для Кутба служило и творчество Кул Гали, который создал свое знаменитое произведение в духе божественного откровения мусульман – Корана. Кроме того, в сюжете поэмы значительна роль сновидений. В произведении Кутба мы отчетливо прослеживаем связь человека с природой, находящая отражение в метафорических описаниях небесных тел, природных явлений – все это призвано возвеличить человека как существо с живой и прекрасной душой, как венец божественного творения.

Дидактическая составляющая в поэме играет одну из ключевых ролей в замысле произведения: прежде всего произведение посвящено правителю Тинибеку, и призвано повлиять на его сознание, воспитать его в духе справедливости и мудрости. В поэме мы видим обилие назидательных и нравоучительных советов автора. Здесь и представления о мужчине и женщине, о достоинстве человека, о земной и божественной любви, о справедливом и мудром правителе, о красоте человеческих поступков, советы о здоровом образе жизни и др.

Произведение Кутба «Хосров и Ширин» создано по образцу персидских фольклорно-литературных шедевров средневековья (Фирдоуси, Низами и др.). Об этом свидетельствуют и кочующие образы, поэтические средства выразительности, лексические и грамматические кальки, героико-романтический дух лиро-эпического повествования, религиозно-мифологические представления о мироздании, схожий повседневный быт правителей и простых людей в средневековом иранском и тюркском обществах и др. Такая традиция была характерна для всей булгаро-татарской литературы, начиная с Волжско-Булгарского периода, развиваясь в периоды Золотой Орды и Казанского ханства и вплоть до ХХ века (поэзия Г.Утыз-Имяни, Г.Кандалый, Г.Тукая и др.).

§ 2. Использование собственного тюркского эпического опыта. Важнейшим моментом, характеризующим тюркскую природу поэмы «Хосров и Ширин» является посвящение произведения правителю Золотой Орды хану Тинибеку. Другое яркое впечатление от произведения – это отношение Кутба к женщине, которое отличалось от свойственного сасанидского общества. Еще со времен Ибн Фадлана известно, что тюркские женщины во многом были равны с мужчинами. Высоко ценилась женская смелость, ловкость и другие качества. Это, видимо, повелось еще с кочевых времен, когда и мужчины и женщины в равной степени должны были быть достаточно мобильными, чтобы с легкостью преодолевать большие расстояния при кочевании. Третий момент – это отражение в поэме тесных межгосударственных связей Золотой Орды и Египта.

В «Хосров и Ширин» можно встретить некоторые детали, которые отличают быт кавказских народов (у Низами) от степных тюрок (у Кутба). Например, в еде: у Низами – кебаб «шашлык», у Кутба – аш «бульонная мясная еда». Также встречаются такие тюркские названия пищи: сусын «хмельной напиток», бал «мед», каймак «сметана».

Исполнителей на музыкальных инструментах саз, кубыз, быргу поэт передает одним словом кубызчы. Ярким свидетельством продолжения традиций тюрко-татарской литературы служит обращение Кутба к известному в средневековой мусульманской культуре эталонному образчику мужской красоты и добродетели – образу прекрасного Йусуфа (Иосифа), воспетого ранее булгарским поэтом Кул Гали. Но в то же время фиксируется и новшество, привнесенное Кутбом в тюрко-татарскую поэзию. По мнению Н.Ш. Хисамова, «если прежние авторы Й.Баласагуни, Кул Гали давали статическую модель справедливости, у Кутба мы находим живой показ трудного и сложного пути ее постижения»1.

Одним из важных вех в сюжетной последовательности поэмы являются сновидения главного героя. Этим его образ сродни образу Йусуфа, когда сон и толкование сна имели решающее значение в дальнейшей судьбе героя дастана Кул Гали. Хосров разговаривает во сне с дедом Ануширваном, который предсказывает награду в будущем за лишения в настоящем, когда Хосров понес наказание перед отцом по ложному обвинению.

Произведение Кутба «Хосров и Ширин» написано в традиционном жанре персо-тюркской эпической поэзии маснави. В форме маснави создан шедевр персоязычной литературы – героическая поэма «Шахнаме» Абулкасима Фирдоуси (XI в.), философско-дидактическая «Хамса» («Пятерица») Низами Гянджеви (XII в.), романтическая «Лейла и Меджнун» Алишера Навои (XV в.). Первым тюркоязычным произведением в жанре маснави считается поэма «Кутадгу билик» («Наука о счастье») Юсуфа Баласагуни (XI в.). Позднее в тюркоязычной литературе XIV века в Поволжском регионе были написаны «Мухаббатнаме» Хорезми, «Гулистан бит-тюрки» и «Сухаил и Гульдурсун» Саифа Сараи.

Жанр маснави существовал в татарской поэзии вплоть до начала ХХ века, хотя и претерпевал изменения. Данный жанр в поэме Кутба представлен в нескольких разновидностях: эпической, философско-дидактической и романтической.

По традиции, в предисловии маснави пишется о причинах создания данного произведения, восхваляется правитель, даются автобиографические сведения и только затем начинается основное повествование. Такой порядок зачина произведения с традиционным посвящением придает произведению фольклорность (народная мудрость), духовность, осмысленность, основательность.

В структуре маснави у Кутба есть эпические, исторические и повествовательные разделы, рассказывающие об основных вехах жизни главных героев и их родины – Ирана и Армении. В нравоучительных разделах поэмы Кутб говорит о нравственности, о необходимости стремиться к знаниям и мудрости.

Значительное место в поэме принадлежит лирическому повествованию о Хосрове и Ширин: о том, как зарождалась их любовь, происходило их знакомство, какие испытания чувств они проходили, и, наконец, счастливое воссоединение влюбленных. Но особенностью поэмы маснави Кутба является ярко выраженная доминанта именно любовной линии в произведении, между тем как эпические и философско-дидактические разделы подчинены ей, носят фоновый характер для развития основных романтических событий в поэме. Любые исторические или бытовые детали в произведении призваны знаменовать стадии романтических отношений Хосрова и Ширин (встречи, разлуки, воссоединения и т.д.).

Вторая глава «Поэма Кутба “Хосров и Ширин” как фольклорно-этнографический источник» состоит из двух параграфов, в которых рассматривается жизнь средневекового золотоордынского общества. Поэма Кутба – это своеобразная энциклопедия, которая условно делится на четыре раздела: человек и его внутренний мир, культурная среда жизни человека, религиозно-мифологическая структура сознания человека и научная картина мира.

Хотя речь в диссертации и идет о выделении персидского и тюркского фольклорного пласта в произведении Кутба, все же она должна идти не о заимствовании чего-либо у кого-либо, а о легком усвоении тюрками знакомого и близкого в культурном плане материала через готовые литературно-обработанные образцы, созданные ранее в сасанидском Иране.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин» iconИдейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша»
Ii. Иронический контекст и специфические средства выражения иронии в поэме «Тамбовская казначейша»
Фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин» iconПримерная рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья»
Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному...
Фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин» iconУрок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Тема урока: «Итоговый урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Сравнительный анализ экранизации поэмы с авторским текстом»
Фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин» iconРеферат по дисциплине «Литература» на тему: «Фольклор периода Великой...
На войне нет времени для отдыха, но есть отдушины в череде суровых солдатских будней. В русской армии одной из таких отдушин всегда...
Фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин» icon«Календарный фольклор». Приглашаем к участию в Школе студентов старших...
Сектор фольклора Российского института истории искусств (Санкт-Петербург) с 27 по 31 октября 2014 г проводит Всероссийскую научную...
Фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин» iconКонспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить...
Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин» icon«Афроамериканский фольклор»
Песенные жанры: обрядовые и необрядовые, приуроченные и неприуроченные, традиционные и поздние
Фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин» iconЛитература и фольклор
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин» iconТема урока Часы
История создания народной песни. Коллективное творчество в народных песнях. Фольклор
Фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин» iconЭкзаменационные билеты по литературному чтению 4 класс. Билет №1...

Фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин» iconОбщественный смотр знаний
А. С. Пушкина «Капитанская дочка», поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин» iconТермодинамика
Цели: 1 продолжить знакомство с героями поэмы «Полтава»; познакомиться с изображением Полтавской битвы в поэме
Фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин» iconКонституционная реформа
Цели: 1 продолжить знакомство с героями поэмы «Полтава»; познакомиться с изображением Полтавской битвы в поэме
Фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин» iconЦыгане и русская культура литература и фольклор
Работа выполнена на кафедре истории русской литературы Тверского государственного университета
Фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин» iconУрок в 6 классе по теме
Цели: 1 продолжить знакомство с героями поэмы «Полтава»; познакомиться с изображением Полтавской битвы в поэме
Фольклор в поэме Кутба «Хосров и Ширин» iconДомашнее задание на 31 января 2014 года 5 "А" класс
Литература: на формате А3 обложку рисунок к поэме Н. А. Некрасова "Крестьянские дети"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск