Пояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии





НазваниеПояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии
страница1/6
Дата публикации04.03.2015
Размер0.62 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6


Пояснительная записка

В основу программы «Детская литература» положены следующие принципы:

  • историко-хронологический — детская литература рассматривается в ее историческом развитии;

  • единство литературного процесса — детская литература является частью мировой литературы в целом;

  • специфики детской литературы — т.е. ее связи с развитием общественной мысли, педагогическими и социологическими теориями и историей культуры.

Курс детской литературы имеет целью: получить целостное представление о детской литературе как о вполне самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы, а также педагогической мысли; дать понятие о специфике детской литературы; познакомить студентов с наиболее значительным авторами и их произведениями; научить студентов анализу произведений детской литературы.

В результате изучения дисциплины студент будет иметь представление об историческом развитии детской литературы.

  • знать творчество выдающихся детских писателей, поэтов и драматургов.

  • уметь использовать различные методы литературоведческого анализа.

  • иметь навыки аналитического подхода к художествен­ному тексту, имеющему своим адресатом ребенка или под­ростка.



Рабочая программа
1. Содержание и структура дисциплины
1.1 Сводные данные об учебной дисциплине




Блок, модуль, раздел, тема

Количество часов занятий

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

Введение. Детская литература как учебная дисциплина

2










2

Возникновение детской литературы и ее развитие в 17—18 вв.

2










3

Детский фольклор и детская литература: проблемы взаимодействия




2







4

Детская литература 1-й половины 19 в. Творчество А.С. Пушкина для детей

2










5

Литературная сказка 1-й половины 19 века (на примере сказок А. Погорельского и В. Одоевского)




2







6

Детская литература 1-й половины 19 в. (И.А. Крылов, В.А. Жуковский, П. Ершов, В.И. Даль, С. Аксаков)










2

7

Творчество Л.Н. Толстого для детей. Художественные особенности рассказов Л.Н. Толстого

2










8

Автобиографическая повесть Л.Н. Толстого «Детство»: Проблематика и поэтика




2







9

Повесть С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

2










10

Русская поэзия второй половины 19 в. для детей










2

11

Святочный рассказ в детской литературе конца 19—начала 20 вв.




2







12

Детская литература конца 19—начала 20 вв.

2










13

Детская литература конца 19—начала 20 вв. (Ф.М. Достоевский, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.П. Чехов, Л.Н. Андреев)










2

14

Повесть А.М. Горького «Детство»: Проблематика и поэтика




2







15

Творчество Л. Чарской










2

16

Повести о гимназическом детстве. Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы», А. Куприн «На переломе». Д. Мамин-Сибиряк «Из далекого прошлого».










2

17

Поэзия С.Я. Маршака

2










18

Поэтические сказки К.И. Чуковского. Фольклорные традиции в стихотворениях поэта




2







19

Творчество В.В. Маяковского для детей

2










20

Своеобразие поэзии обэриутов для детей




2







21

Художественное своеобразие рассказов Б. Житкова

2










22

Повесть «Детство Никиты» А. Толстого










2

23

Литературная сказка 20—30-х гг. ХХ века. Роман-сказка Ю.К. Олеши «Три толстяка»




2







24

Сложные судьбы жанра литературной сказки в детской литературе 20—30 гг.










2

25

Тема беспризорного детства в произведениях Л. Пантелеева

2










26

Проблематика и поэтика повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»




2







27

Повесть В. Катаева «Белеет парус одинокий»










2

28

Творчество А.П. Гайдара

2










29

Тема семьи в рассказах А.П. Гайдара «Голубая чашка» и «Чук и Гек»




2







30

Художественно-познавательная литература для детей










2

31

Юмористическая литература. Творчество Н.Н. Носова

2










32

Детская научно-техническая книга










2

33

Повесть Р. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»










2

34

Поэзия А. Барто и С. Михалкова




2







35

Повести и рассказы периода Великой Отечественной войны










2

36

Жанр приключенческой повести в творчестве В. Каверина («Два капитана») и А. Рыбакова («Кортик»)










2

37

Детская поэзия конца 50—90-х гг.

2










38

Литературная сказка 50-х гг.










2

39

Поэтика сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца»




2







40

Произведения К. Паустовского в детском и юношеском чтении










2

41

Природоведческая литература 60—90-х гг.










2

42

Рассказы для детей А. Платонова










2

43

Рассказы для детей М. Зощенко










2

44

Психологическая повесть и психологический рассказ в детской литературе 50-90-х гг.

2










45

Военная тема в детской литературе 60—80-х гг.










2

46

Повесть В. Железникова «Чучело»




2







47

Исторический жанр в детской литературе 60—80-х гг.










2

48

Творчество Э. Успенского

2










49

Сказки и сказочные повести 60—80-х гг.










2

50

Повести В. Крапивина










2

51

Образ подростка в современной детской литературе




2







52

Тема семьи в детской литературе 70—80-х гг.










2

53

Современная детская поэзия (конец 90-х ХХ в.—начало ХХI века)

2










54

Моя любимая детская книжка




2







55

Сказочные и фантастические образы в детской прозе 60—90-х гг.










2

56

Современная детская проза (конец 90-х ХХ в.—начало ХХI века)

2











1.2 Лекции

Введение. Детская литература как учебная дисциплина

Детская литература как учебная дисциплина. Понятие «детская литература» и «детское чтение». Функции детской литературы как искусства слова. Место детской литературы в литературной процессе. Специфика детской литературы.
Возникновение детской литературы и ее развитие в 17—18 вв.

Первые книги для детей, рукописные книги. Первые печатные книги (буквари, азбуковники, потешные листы, «фряжские» листы).

Зарождение поэзии для детей. Учебно-педагогическая литература петровской эпохи. Появление литературной сказки. Литературно-педагогическая и издательская деятельность Н.И. Новикова. Журнал «Детское чтение для сердца и разума» — первый детский журнал.
Детская литература 1-й половины 19 в. Творчество А.С. Пушкина для детей

Появление первых русских детских писателей (А. Зонтанг, А. Ишимова, В. Бурнашев, П. Фурман).

Сказки А.С. Пушкина. Их источники. Создание «национального стиля» в сказках Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» и переосмысление фольклорного источника. «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»: трансформация фольклорных героев и ситуаций. «Сказка о попе и о работнике его Балде» и юмор народных бытовых сказок.
Творчество Л.Н. Толстого для детей. Художественные особенности рассказов Л.Н. Толстого

Деятельность Л.Н. Толстого в яснополянской школе. «Азбука» и «Русские книги» - итог художественных и педагогических исканий Л. Толстого. Жанровое разнообразие произведений Л. Толстого.
С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Формирование детской души—основная тема повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Особенности автобиографического повествования писателя. Детские впечатления автора как основа повествования в повести.
Детская литература конца 19—начала 20 вв.

Новые тенденции в поэзии для детей конца 19—начала 20 вв. Глубокий интерес символистов к поэзии детства (А. Блок, К. Бальмонт, С. Городецкий, П. Соловьева). Преобладание поэтической сказки в пейзажной поэзии (М. Пожарова). Детские игры в поэзии Р. Кудашевой. Продолжение традиций серебряного века писателями-эмигрантами. «Детский остров» Саши Черного. «Дневник Фокса Микки»—остроумный взгляд на человеческую жизнь глазами животного.
Поэзия С.Я. Маршака

Жизнь и творчество С.Я. Маршака. Жанровый диапазон его поэзии. Тематическое разнообразие поэзии Маршака. Смысловые возможности ритма в поэзии Маршака. Сказки и пьесы-сказки в творчестве Маршака.
Творчество В.В. Маяковского для детей

Язык плаката и содержание газеты в детской поэзии В. Маяковского. Экспериментаторский характер детского публицистического стиха, его разнообразие. Политическая поэзия для маленьких. Особенности игровых стихов. Тема труда в творчестве В. Маяковского.
Художественное своеобразие рассказов Б. Житкова

«Морские истории»—первый сборник рассказов писателя. «Что бывало» и «Помощь идет»—сборники рассказов для читателей младшего возраста. Рассказ о подвиге—главная тема рассказов Б. Житкова.

Рассказы Б. Житкова о детях. Рассказы Б. Житкова о животных. Традиции Л. Толстого в рассказах Б. Житкова.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Детская литература г. Томск 2010...
Курс «Детская литература» предполагает последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в литературе для детей и юношества, а...
Пояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 14 Детская литература Курс «Детская литература»
Курс «Детская литература» предполагает последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в литературе для детей и юношества, а...
Пояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии iconО. А. Овсянникова детская музыкальная литература
Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки...
Пояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии iconЛитература по психологии,классичес
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Пояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии iconПрактикум Детская литература (наименование дисциплины) Базовый модуль №1
Светловская Н. Н., Пиче-Оол Т. С. «Детская книга и детское чтение». – М.: Академия,1999. – 248С
Пояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии iconСписок бесплатных электронных библиотек
Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,...
Пояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии iconРабочая программа дисциплины в. Од. 4 Детская литература Профессиональный...
«Русский язык и культура речи», «Психология развития», «Дошкольная педагогика». «Детская литература» является основой для дальнейшего...
Пояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской...
Пояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии iconПояснительная записка Статус документа
Программа. Литература. 9 класс// Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной....
Пояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
«Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина», 2006). Реализуется в учебнике : Литература 11 класс. Учебник...
Пояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии iconРабочая программа дисциплины детская литература Направление

Пояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии iconЛитература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка
Поэтому основным методическим приемом в данной работе стал хронологический принцип, знакомый студентам начальных курсов по школьному...
Пояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии icon1. Пояснительная записка Литература
Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для 10 «Б»...
Пояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии iconЛитература для детей: «Библиотека мировой литературы для детей»....
«Библиотека мировой литературы для детей». Под ред. Алексеева С. П. Изд. «Детская литература», М., 1989 г
Пояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии iconПояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной...
В основу программы элективного курса положены принципы расширения и систематизации знаний, развития интереса у учащихся к самостоятельному...
Пояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены следующие принципы: историко-хронологический детская литература рассматривается в ее историческом развитии iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск