Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык







Скачать 300.07 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык
страница1/3
Дата публикации06.03.2015
Размер300.07 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка



Трофимова О.В.


СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011

Трофимова О.В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011. 15 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Современный русский язык [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Оригинал хранится в отделе аспирантуры и докторантуры ТюмГУ.

Рекомендовано к изданию кафедрой русского языка.

Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой русского языка О.В. Трофимова



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Трофимова О.В., 2011.

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель. В соответствии с ООП ППО по направлению Филология общей целью дисциплины является формирование у аспирантов понимания связей современной филологии и гуманитарных наук, получение знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии; овладение основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации; формирование умений совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности и осуществлять на этой основе научно-исследовательскую деятельность.

Цель преподавания дисциплины – подготовка к сдаче кандидатского экзамена по специальности 10.02.01 – русский язык; формирование понимания ключевых проблем теории и истории русского языка, а также знания истории лингвистических учений.

Задачи дисциплины:

  • углубление и структурирование имеющихся у аспирантов знаний по основной дисциплине специальности;

  • систематизация представлений о традиционных и современных научных школах в области русистики и их достижениях.


1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Преподавание дисциплины цикла ОПД.Р.2.1 (Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности) предусматривается на третьем курсе, в шестом семестре, когда аспирант прослушает все курсы ООП. Курс составлен с учетом «Программы-минимума кандидатского экзамена по специальности 10.02.01 “Русский язык”» филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (М., 2007), а также паспорта (формулы) специальности в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре и содержанию ОПОП послевузовского профессионального образования (аспирантуры), утвержденными приказом Министерства образования и науки от 16 марта 2011 № 1365.

  1. 3. Требования к результатам освоения дисциплины


Выпускник по направлению подготовки «Филология» с квалификацией (степенью) «аспирант» должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра (специалиста) и магистра:

а) общекультурными (ОК):

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

б) профессиональными (ПК):

  • способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

  • способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

  • владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5).


В результате освоения дисциплины аспирант должен:

  • Знать: основные положения и концепции в области грамматики русского языка и лингвистического анализа текста

  • Уметь: применять полученные знания в области теории грамматики русского языка и лингвистического анализа текста

  • Владеть: свободно русским языком в его литературной форме, методами коммуникативно-прагматического анализа речевых произведений, методами классификации и моделирования



  1. Трудоемкость дисциплины

    Курс второй, семестр шестой. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

    3. Тематический план

    Таблица 1

    Тематический план



    Тема

    Всего часов

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    из них в интерактивной форме

    Формы контроля

    лекции

    самостоятельная работа

    1

Фонетика и орфоэпия




2

4

1

тест

    2

Лексикология и фразеология. Лексикография




2

5

1

контрольная работа

    3

Морфемика, морфонология и словообразование




2

5




тест

    4

Именные части речи




2

4




тест

    5

Глагол и система глагольных форм




2

4

1

тест

    6

Наречие и неполнозначные части речи




2

4




тест

    7

Синтаксис словосочетания




2

4

1

тест

    8

Синтаксис простого предложения




2

5




тест

    9

Синтаксис сложного предложения




2

5




тест

    10

Стилистика русского языка




2

5

1

реферат

    11

Орфографическая и пунктуационная системы современного русского языка




2

5

1

контрольная работа



Итого

72

22

50

6






из них часов в интерактивной форме




6




6





Таблица 2

  1. Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Фонетика и орфоэпия

конспектирование научной литературы по теме

презентация

4

2

Лексикология и фразеология. Лексикография

подготовка к контрольной работе

презентация

5

3

Морфемика, морфонология и словообразование

конспектирование научной литературы по теме




5

4

Именные части речи

-//-




4

5

Глагол и система глагольных форм

-//-

презентация

4

6

Наречие и неполнозначные части речи

-//-




4

7

Синтаксис словосочетания

-//-

презентация

4

8

Синтаксис простого предложения

-//-




5

9

Синтаксис сложного предложения

-//-




5

10

Стилистика русского языка

подготовка реферата




5

11

Орфографическая и пунктуационная системы современного русского языка

подготовка к контрольной работе

презентация

5




ИТОГО:







50




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Научно-исследовательская работа (диссертация)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+




  1. Содержание дисциплины


Тема 1. Фонетика и орфоэпия

Артикуляционная фонетика. Артикуляционная характеристика звуков речи.. Акустическая фонетика. Перцептивная фонетика. Перцептивные эталоны. Понятие о звуковом символизме.

Методы артикуляционных, акустических и перцептивных исследований.

Правила фонетической транскрипции.

Сегментные и суперсегментные единицы. Классификации звуков. Теории слога. Слогораздел. Ударение и его особенности в русском языке. Типологии ударения.

Особенности русской интонации. Интонация и коммуникативная структура текста.

Фонология. Понятийный аппарат. Учение о фонеме. Основные фонологические школы. Фонологическая транскрипция. Фонологическая система русского литературного языка.

Понятие орфоэпии. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных. Русское литературное произношение и его исторические основы.

Системы автоматического распознавания речи.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальностей
Русская литература, 10. 01. 09 Фольклористика, 10. 02. 01 Русский язык, 10. 02. 02 Языки народов Российской Федерации (татарский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской...
«Русский язык» направления подготовки 032700. 68 «Филология», форма обучения очная
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск