Рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература»





НазваниеРабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература»
страница1/7
Дата публикации06.03.2015
Размер0.95 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7

Калининград 2011



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 31


Рассмотрено на заседании методического объединения учителей _______________ МАОУ СОШ № 31

протокол № 1 от 29 .08.2011

Утверждена на заседании МС МАОУ СОШ № 31

Протокол № 1 от 30.08.2011

Разрешена к применению приказом директора

МАОУ СОШ № 31

Приказ № ___от 31.08.2011

М.П..

Рабочая программа

«ЛИТЕРАТУРА»

базовый уровень, 10 класс

/адаптированная на основе Примерной программы «Литература»; УМК под ред.

Ю.В. Лебедева/


Директор

МАОУ СОШ № 31

Иванова Е.В.

Подпись


Составитель:

Макущенко И.А., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 31,

Высшая квалификационная категория




Пояснительная записка

Пояснительная записка.

Базовый уровень

Настоящая программа по литературе составлена на основе:

1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

2. Обязательного минимума содержания образования.

3.Программы В. Я. Коровиной.

4. Учебника литературы – Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. В двух частях. Под редакцией Лебедева Ю.В. - М.: Просвещение, 2007г.
Общая характеристика учебного предмета.
Сформулированные в стандарте цели литературного образования сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями. При этом все цели являются равноценными по их значимости. Цели сформулированы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой подчёркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В документе подчёркнуто: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной самореализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Школьный курс «Литература» обладает особым потенциалом в духовно – нравственном воспитании личности, развитии её моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико – литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература представляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт подростков.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно – эстетическую ценность; освоить идейно – эстетическое богатство родной литературы в её лучших образцах, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

– выразительное чтение;

– различные виды пересказа;

– заучивание наизусть стихотворных текстов;

– определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

– анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

– выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

– участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

– подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Ц е л и.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Структура курса.

  1. литература первой половины XIX века.

  2. литература второй половины XIX века.

  3. литература народов России.

  4. зарубежная литература второй половины XIX века.


Место предмета в базисном учебном плане.
Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 105 часов, три часа в неделю.

В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в 19 веке. В его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук. При этом учитывая, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры.

Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» дает возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса.

Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру.

В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.

Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим литературным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций авторов (Русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка).

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования.

В X «А», X классе в 2009 – 2010 учебном году из школьного компонента выделяется дополнительно 1 час в целях более глубокого изучения курса литературы XX века. Таким образом, в XI «А» отводится 4 учебных часа в неделю.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.



Методы и формы обучения
Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.

В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.


  1. Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.

  2. Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей

  3. Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям

  4. Уроки внеклассного чтения.


Учебно-методический комплект.

1. Ю.В. Лебедев, Романова А.Н. «Литература» 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2006.

2.И.М. Скоркина «Литература» 10 класс. Поурочное планирование. Издательство «Учитель – АСАР», г. Волгоград, 2002 год.

3.И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова «Поурочные разработки по русской литературе», 10 класс в двух частях. Издательство Москва «ВАКО», 2004 год.

4.Л.И. Косивцова. Литература 10 класс. Поурочные планы по учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература.19 век. 10 класс». Издательство «Учитель», Волгоград, 2007.

5. Т.М. Фадеева. Дидактические материалы по литературе. 10 класс. К учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература.19 век. В 2-х частях. 10 класс». Издательство «Экзамен», Москва, 2007.

6. Н.А. Миронова. Тесты по литературе. 10 класс. К учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература.19 век. В 2-х частях. 10 класс». Издательство «Экзамен», Москва, 2007.

7. Русская литература 19 века. 10 класс. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией Ю.И. Лыссого.М., Просвещение, 2001.

8. И.А. Фогельсон. Литература учит. 10 класс. Книга для учащихся. М., Просвещение, 1990.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература» iconПояснительная записка Рабочая учебная программа курса «Литература...
Коровиной В. Я. (Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень)10-11 (профильный). В. Я. Коровина,...
Рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература» iconРабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература....
Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных...
Рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
«Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина», 2006). Реализуется в учебнике : Литература 11 класс. Учебник...
Рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература» iconЛитература 11 класса составлена на основе авторской программы по...
Рабочая программа по предмету литература 11 класса составлена на основе авторской программы по литературе для 11 класса. «Русская...
Рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету литература 10 класса составлена на основе авторской программы. «Русская литература» (базовый уровень),...
Рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература» iconМоу «сош №15»
Рабочая программа учебного предмета составлена на основе примерной программы «Программы общеобразовательных учреждений. Литература....
Рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература» iconРабочая программа литература 10 класс среднее (полное) общее образование
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11классы (Базовый уровень) Под редакцией В. Я. Коровиной». М., Просвещение,...
Рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература» iconРабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе Программы...
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) Под ред. В....
Рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература» iconЛитература для учителя и учащихся Пёрышкин А. В. Физика. 7 класс:...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образова­ния: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень)
Рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература» iconРабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе федерального...
Москва: Просвещение, 2011 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. К данному варианту программы прилагается методическое...
Рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература» iconРабочая программа по литературе составлена на основе федерального...
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень) / Под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение,...
Рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература» iconРабочая программа по литературе ( 10-11 классы)
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных...
Рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература» iconКонспект урока, 3 класс
Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни....
Рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы «Программы для общеобразовательных...
Рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература» iconРабочая учебная программа «Литература», 8 класс базовый, основное общее
Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных...
Рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс /адаптированная на основе Примерной программы «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе следующих...
Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск