Нехвороща Александра Владимировна. Форма урок





Скачать 51.94 Kb.
НазваниеНехвороща Александра Владимировна. Форма урок
Дата публикации13.08.2013
Размер51.94 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Литература > Методическая разработка
Методическая разработка урока

по русскому языку в 7 классе
Наречие. Повторение изученного материала.

         

        Учитель высшей категории

Нехвороща Александра Владимировна.


     Форма урока – интеллектуальная игра по типу «Умники и умницы».

    Цели: - повторить и обобщить все изученное о наречии как части речи; закрепить приобретенные при изучении темы знания, умения, навыки;

                - развивать орфографическую и речевую грамотность, зоркость, смекалку, творческие способности;

                - воспитывать любовь к русскому языку, народной речи, родной природе; воспитывать дух здорового соперничества и взаимоподдержки.

    Оборудование: доска, учебники, карточки с индивидуальными заданиями, тестом; карта-план класса, награды умникам: «У», «у» - за ответы и дополнения к ответам, сигнальные карточки; картинки «Прогулка в лесу» для творческого задания.

   

                                                Ход урока.

   1. Оргмомент. Объяснение правил урока–игры: Учащиеся рассаживаются по рядам, что соответствует дорожкам в известной телеигре: красной, желтой и зеленой: на 1-й – тот, кто считает, что его отметка –«4» и «5», он не имеет права допускать в ответах ошибок; на 2-й – тот, чья отметка – «4» (редко – «3»); на 3-й – тот, чья отметка – «3». (В классе –  9 человек,  класс средний по знаниям, потому в каждом ряду получится по 3 ученика).

    За правильный ответ ученик получает жетон с буквой «У», за правильное дополнение к чужому ответу – учитель отмечает на карте-плане класса учащегося значком «у». За неправильный ответ забирается знак «у». Побеждает тот, кто наберет в конце урока больше наградных знаков и жетонов.

  2.   –Давайте же вместе с вами определим, что должны будем сделать, чтобы получить награду – звание Умника или Умницы.

Целеполагание: должны будем повторить все, что знаем о наречиях, грамотно их писать, уметь использовать в своей речи.

   - Как вы думаете, а может ли человек с уверенностью сказать, что он знает о чем-то абсолютно все?  (Нет.) Вот поэтому попытаемся и сегодня узнать еще что-то новое об этой части речи, сделаем, может быть, для себя маленькое открытие.

  3.  Игра.   

     1.Теория вопроса.

     - Наречие – одна из самых «молодых» частей речи, споры о нем ведутся издавна, не прекращаются они и по сей день.

     Сообщения учеников «А знаете ли вы, что…»

        -  Долго ученые считали, что наречие – это не часть речи, а форма  имени прилагательного. Ломоносов М.В. писал в «Российской грамматике», что нельзя причислять к наречиям слова по сути имена прилагательные в среднем роде типа «весело», «смешно».

          - А языковед Буслаев утверждал, что «наречия не есть особая часть речи, это понятие синтаксическое и может быть выражено целым предложением», т.е. слово «хорошо» может отвечать на вопрос «как?» лишь  в некоторых предложениях. А вообще – это имя прилагательное и отвечает на вопрос «каково?».

      -  Наречия на –о и –е стали формироваться как особый вид наречия с середины 19 века. Процесс их образования не прекращается и сейчас. Устаревают или вымирают местоименные наречия: доселе, дотоле, отсель, столь и другие. Происходят изменения наречий типа: под тишком – исподтишка.

 – Дадим точное научное толкование наречию как части речи.

        (Ученик рассказывает правило, используя в ответе примеры из художественного текста.)

2.  Запись учеником на доске предложения:

  Всегда ученик отвечает осознанно, если правило раньше им было осознано.

    Задания: 1. Фонетический разбор наречия «всегда»; 2. Морфемный и словообразовательный разбор наречий (всегда, осознанно, раньше); 3. Морфологический разбор наречия «раньше»; 4. Синтаксический разбор предложения. (Синтаксический разбор осуществляет ученик, записавший предложение; затем к доске вызываются по 1 человеку с ряда и они выполняют по 1 оставшемуся заданию, а остальные работают за партами с тестами).

3.  Тест (самостоятельная работа за партами по карточкам с тестом):

        Определите смысловую принадлежность наречий.

        1 – образ действия; 2 – время; 3 – место; 4 – причина; 5 – цель; 6 – мера;

        7 – неопределенные.

    Дышится легко, повернул налево, намного интересней, бежал впереди, специально собирал, явился засветло, дважды перепрыгнул, нечаянно уронил, где-нибудь увижу, всегда готов, коснуться невзначай, одеться по-походному.

    (ответ: 1, 3, 6-1, 3, 5, 2, 6, 4, 7/3, 2, 4, 1).

4.Выборочный и объяснительный диктант.

    Учитель читает предложения, а учащиеся «по цепочке», по одному, выходят к доске и  выписывают наречия с последующим объяснением орфограмм; остальные дети работают за партами:

   Ночью звезды вдаль плывут по синим рекам. Колышется даль голубая, не вижу нигде берегов. Здесь удивленно плещется вода и нелегко уснуть мне до рассвета. Сначала первый луч проснулся, а уж затем и солнце встало. Давным-давно пропел петух и разбудил мою деревню. Впятеро больше я встречу друзей в этот день.

      5. Устный диктант (с использованием сигнальных карточек).

       Правописание НЕ с наречиями:

       День был необычайно тихим. Мы немедленно отправились в лес. По тропе свернули не влево, а вправо. Неподвижно нам нами парил коршун. На поляне мы задержались не очень долго. Ведь совсем не далеко находилась река. Неожиданно открылись новые дали. Некогда было стоять на месте. Не медленно, а очень быстро побежали все к берегу. Вовсе не охотно дети отправились с берега реки домой.

    6. Работа с учебником. Самостоятельное выполнение упражнения  №244  на

проверку орфографической зоркости.  (Учебник - Русский язык.7 класс. М.Т.Баранов., Л.А.Ладыженская и др.)  После выполнения работы ученики меняются тетрадями с товарищами в группе; на доске вывешивается плакат – образец правильного выполнения, по которому и осуществляется взаимопроверка.

7. Задание товарищам. (По 1 человеку от ряда готовили дома).

    - Исправь речевые ошибки: 1. Дождь идет обратно сегодня. 2. Мой друг пробежал кросс больно быстро.3. Лена танцует красиво, а Таня более красивее. 4. В этом году заместо отметок по музыке будут ставить «зачтено» и «незачтено».

    - На перемене 2 ученика между собой завели спор. Один из них утверждал, что слова «зло, подряд, тепло, добро» являются наречиями, а другой причислял их к именам существительным. Кто же прав?  

    - Живой, разговорный язык долго хранит слова, которые когда-то были нормативными, а затем устарели. А вы хорошо ли понимаете речь своих бабушек? Я буду называть наречия – диалектизмы, а вы попытайтесь найти их общеупотребительный вариант. Например, летось – это в прошлом году. А что такое позалетось, протипыл, ужо, всусветне, торопно, воноечка тамоечка, нани, туды, раза, вкоренную, больно.

    /в позапрошлом году, против жара-пыла (готовить в русской печи), вечером (позже), очень сильно, очень быстро, вон там далеко, даже, туда, по-настоящему (постоянно), очень.

  8. Творческое задание в группах.

    На партах у учеников лежат иллюстрации  на тему «Прогулка в зимнем лесу». Задание: учащимся необходимо составить коллективный связный рассказ по картинке, описать действия детей, используя наречия. 

    (Учитель во время самостоятельной работы детей контролирует долю участия каждого при составлении рассказа).

    Чтение рассказов (картинка одна, но историй 3), оценка работы товарищей и ребят из других групп.

4.   Подведение итогов.

    Подошла к концу наша интеллектуальная игра. Можно подвести итоги. Давайте это сделаем вместе.

   - Повторили то, что изучили о наречии, узнали новое, постараемся теперь всегда писать грамотно и в речи не употреблять те формы наречий, которые не являются нормативными, но  уважительно будем относиться к живому языку, которым говорят наши односельчане.

 - Подсчет наград, выявление Умников и Умниц; выставление отметок. 

  5. Домашнее задание.   Подготовка к контрольной работе (диктант с грамматическим заданием): вопросы на с.105-106, упражнение № 243.

   

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нехвороща Александра Владимировна. Форма урок iconУрок восхождение по русскому языку по теме «Причастие особая форма глагола»
Урок – восхождение по русскому языку по теме «Причастие – особая форма глагола» ( 7 класс) – учитель русского языка и литературы...
Нехвороща Александра Владимировна. Форма урок iconТема: Военные походы Александра Македонского
Цель: познакомить учащихся с военными походами Александра Македонского и определить причины побед Александра Великого
Нехвороща Александра Владимировна. Форма урок icon«Опричнина» #
Основные направления внутренней и внешней политики России в период правления Ивана IV, Петра I, Екатерины II, Александра I, Александра...
Нехвороща Александра Владимировна. Форма урок iconТематическое планирование уроков музыки в начальных класс
Составила: учитель музыки гоу сош №188 Кокорева Александра Владимировна Г. Санкт-Петербург
Нехвороща Александра Владимировна. Форма урок iconФ. И. О: Цибулько Александра Владимировна
Полный почтовый адрес места жительства (с указанием индекса), электронный адрес участника олимпиады: 662060 Красноярский край, г....
Нехвороща Александра Владимировна. Форма урок iconАлеева Нелли Владимировна, учитель китайского языка, фгкоу «Уссурийское...
Александрова Ульяна Викторовна, учитель музыки мбоу сош №32 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург
Нехвороща Александра Владимировна. Форма урок iconУрок на тему: «Император Освободитель»
Данный урок завершает раздел «Времена Российской империи» и посвящён эпохе «Великих реформ» во время правления Александра II. Урок...
Нехвороща Александра Владимировна. Форма урок iconСеминарское занятие № Урок как основная форма организации учебного...
Раскройте сущность понятий «форма обучения», «урок», «классно-урочная система», «целостный педагогический процесс»
Нехвороща Александра Владимировна. Форма урок iconУрок разработала Протодьяконова Александра Николаевна учитель изо....
Развивающие развить умения использовать геометрические фигуры и тела для художественного творчества
Нехвороща Александра Владимировна. Форма урок iconБуслович Тамара Владимировна Тема урок
Этот урок. В этом вам помогут опорные слова
Нехвороща Александра Владимировна. Форма урок iconАнфалова Ольга Владимировна Учитель английского языка Высшее первая Нет конспекты урок
Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-...
Нехвороща Александра Владимировна. Форма урок iconТематическое планирование по истории России. 8 Б класс
Знать годы царствования Александра I; называть характерные черты внутренней политики Александра I; делать оценочные суждения
Нехвороща Александра Владимировна. Форма урок icon280о 6 Хузифа же, или Олимпиада, мать Александра, пошла в землю,...
И потом царствовали 4 подчиненных Александра. И взял Македонию Арридей, брат Александра, который Филиппом прозвался, и он царствовал...
Нехвороща Александра Владимировна. Форма урок iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме «Системы уравнений»
Урок разработала и провела Кабанова Елена Владимировна маоу «сош№122», город Пермь
Нехвороща Александра Владимировна. Форма урок iconУрок – урок открытия новых знаний. Форма урока
Это урок, завершающий знакомство учащихся с системой образов романа И. А. Гончарова «Обломов»
Нехвороща Александра Владимировна. Форма урок iconУрок 38 Первые страницы нового царствования Урок 39 Попытки укрепить...
Урок 35 Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. Первые организации будущих декабристов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск