Скачать 106.02 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Цель: дать возможность абитуриенту составить представление о структуре экзамена по литературе, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Задача: повышение литературоведческой и языковой компетенций абитуриента. Требования: выполнение экзаменационной работы по литературе потребует от абитуриентов следующих знаний и умений: - уметь определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений школьной программы ( тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, поэтические тропы и т.п.); - рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с другими литературными произведениями; - знать не только конкретное произведение, но и анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности: - уметь определять проблематику анализируемого произведения; - уметь построить полноформатное письменное высказывание на литературную тему проблемного характера. Форма проведения: вступительный экзамен по литературе проводится в виде тестов, соответствующих по своей структуре тестам ЕГЭ. Все тесты включают в себя произведения школьной программы по литературе в старших классах. Все тестовые задания разбиты на 3 части, включающие задания разных уровней сложности. Часть 1 - свидетельствует об узком художественном кругозоре, ограниченных художественных интересах и знаниях. Часть 2 – говорит о более расширенных знаниях по литературе и вместе с тем о наличии у тестируемых собственных суждений. Часть 3 – это признак широты художественных интересов и расширения творческого кругозора. Это творческая часть тестового задания. К каждому из предлагаемых для анализа художественных текстов ( фрагмент эпического или драматического произведения, текст лирического произведения ) отнесено два задания с развёрнутым ответом в объёме 5 - 10 предложений. В заключительной части работы экзаменуемый выполняет наиболее объёмное задание, предполагающее создание полноформатного связного высказывания на литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса ( одного из трёх предложенных по выбору ). Подобная комбинация заданий призвана обеспечить необходимую содержательную валидность экзамена и одновременно выявить уровень сформированности у абитуриентов основных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций – читательских, литературоведческих и речевых. Часть1, предполагающая анализ фрагмента эпического ( или драматического) произведения, состоит из 7 заданий с кратким ответом (В) и 2 заданий с развёрнутым ответом ограниченного объёма ( С1, С2 ). При выполнении задания с кратким ответов от экзаменуемого требуется написание слова или сочетания слов. Задание с развёрнутым ответом ограниченного объёма (С1 – С2) требует написания связного текста в объёме 5 – 10 предложений. Часть 2 предполагает анализ лирического произведения и включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (С3, С4 ). Общие требования к выполнению этих заданий те же, что и для части 1-ой. Часть 3 проверяет умение построить связное содержательное речевое высказывание. Каждое задание типа В оценивается в один балл. Задание С1 и С3 оценивается максимально в три балла. Задание С2 и С4 оцениваются максимально в четыре балла. Часть 3 оценивается максимально в 14 баллов. Время выполнения работы В целом вся работа занимает 235 минут . Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом Оценка выполнения заданий С1, С3 Развёрнутый ответ ограниченного объёма (5 – 10 предложений)
Максимальный балл 4 Оценка выполнения заданий С2, С4 Развёрнутый ответ ограниченного объёма (5 – 10 предложений)
Максимальный балл - 4 Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3 Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение задания части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт (член комиссии) по первому (содержательному) аспекту ставит «0» баллов, задание 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется.
Работа состоит из трёх частей. Часть 1 включает в себя анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (В1 – В7), требующих написание слова, или сочетания слов, или последовательность цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (С1, С2). Примерные образцы заданий: Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В2; С1,С2.( Например, отрывок из произведения И.С. Тургенева »Отцы и дети» В1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях». В2. К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»? В3. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности? В4. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА А) Евгений Базаров 1) получает ранение на дуэли Б) Николай Кирсанов 2) женится на сестре Одинцовой В) Павел Кирсанов 3) умирает от тяжёлой болезни 4) делает Фенечку законной женой. В5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики ( например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича? В6. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении, как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении? В7. В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи? С1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения? С2. В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с произведением И.С.Тургенева «Отцы и дети»? Часть 2 включает в себя анализ лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (В8-В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (С3,С4). Примерные образцы заданий: Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; С3, С4.( Например стихотворение А.А.Блока «Россия» ) В8. Назовите модернистское поэтическое течение начала ХХ века, одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок. В9. Укажите номер строфы, в которой поэт использует анафору? В10. Укажите приём, к которому прибегает автор в строках: Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слёзы первые любви! В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения.
В12. Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока. С3. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России? С4. В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А.А.Блока? Часть 3 включает в себя три задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов. Примерные образцы заданий: С5.1 Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью? С5.2. В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? ( По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) С5.3. Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? ( По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» Литература
|
Литература (тест) Порядка приема в вузы, информация о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих по результатам вступительных... | 3. вопросы вступительных испытаний Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных абитуриентов имеющих высшее образование для поступления в... | ||
Программа вступительных испытаний в аспирантуру по специальности... ... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 220700... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76 | ||
Структура и содержание программы вступительных испытаний для поступления в магистратуру раздел I Целями вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению... | Iii вопросы к собеседованию: Информатика Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных выпускников бакалавриата и специалитета для поступления в... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки... ... | В аспирантуру, проводимых академией Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных... | ||
Программа вступительных испытаний по специальности Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по специальности «Кардиология» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 38. 06.... Управление финансами: объекты и субъекты управления. Органы управления финансами, их задачи и функции | Программы вступительных испытаний, проводимых Кубгу самостоятельно,... Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. –М.: Ооо «тид «Русское слово-рс»,... | ||
Программа вступительных испытаний по специальности «Нервные болезни» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по специальности лор-болезни Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | ||
Программа вступительных испытаний по специальности «Травматология и ортопедия» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по специальности «Акушерство и гинекология» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... |