Программа вступительных испытаний по литературе





Скачать 106.02 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по литературе
Дата публикации20.06.2013
Размер106.02 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ


  1. Пояснительная записка

Цель: дать возможность абитуриенту составить представление о структуре экзамена по литературе, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Задача: повышение литературоведческой и языковой компетенций абитуриента.

Требования: выполнение экзаменационной работы по литературе потребует от абитуриентов следующих знаний и умений:

- уметь определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений школьной программы ( тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, поэтические тропы и т.п.);

- рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с другими литературными произведениями;

- знать не только конкретное произведение, но и анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности:

- уметь определять проблематику анализируемого произведения;

- уметь построить полноформатное письменное высказывание на литературную тему проблемного характера.

Форма проведения: вступительный экзамен по литературе проводится в виде тестов, соответствующих по своей структуре тестам ЕГЭ.

Все тесты включают в себя произведения школьной программы по литературе в старших классах.

Все тестовые задания разбиты на 3 части, включающие задания разных уровней сложности.

Часть 1 - свидетельствует об узком художественном кругозоре, ограниченных художественных интересах и знаниях.

Часть 2 – говорит о более расширенных знаниях по литературе и вместе с тем о наличии у тестируемых собственных суждений.

Часть 3 – это признак широты художественных интересов и расширения творческого кругозора. Это творческая часть тестового задания.

К каждому из предлагаемых для анализа художественных текстов ( фрагмент эпического или драматического произведения, текст лирического произведения ) отнесено два задания с развёрнутым ответом в объёме 5 - 10 предложений.

В заключительной части работы экзаменуемый выполняет наиболее объёмное задание, предполагающее создание полноформатного связного высказывания на литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса

( одного из трёх предложенных по выбору ).

Подобная комбинация заданий призвана обеспечить необходимую содержательную валидность экзамена и одновременно выявить уровень сформированности у абитуриентов основных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций – читательских, литературоведческих и речевых.

Часть1, предполагающая анализ фрагмента эпического ( или драматического) произведения, состоит из 7 заданий с кратким ответом (В) и 2 заданий с развёрнутым ответом ограниченного объёма ( С1, С2 ). При выполнении задания с кратким ответов от экзаменуемого требуется написание слова или сочетания слов. Задание с развёрнутым ответом ограниченного объёма (С1 – С2) требует написания связного текста в объёме 5 – 10 предложений.

Часть 2 предполагает анализ лирического произведения и включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (С3, С4 ). Общие требования к выполнению этих заданий те же, что и для части 1-ой.

Часть 3 проверяет умение построить связное содержательное речевое высказывание.
Каждое задание типа В оценивается в один балл.

Задание С1 и С3 оценивается максимально в три балла.

Задание С2 и С4 оцениваются максимально в четыре балла.
Часть 3 оценивается максимально в 14 баллов.

Время выполнения работы

В целом вся работа занимает 235 минут .
Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом

Оценка выполнения заданий С1, С3

Развёрнутый ответ ограниченного объёма (5 – 10 предложений)

1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

Баллы

экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, фактические ошибки в ответе отсутствуют

3

экзаменуемый отвечает на вопрос , но допускает 1 фактическую ошибку

2

экзаменуемый отвечает на вопрос поверхностно и/или допускает 2 фактические ошибки

1

экзаменуемый не отвечает на вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей

0

  1. Следование нормам речи

а) допущено не более 1 речевой ошибки ( 1 балл)

б) допущено более 1 речевой ошибки ( о баллов)




Максимальный балл 4

Оценка выполнения заданий С2, С4

Развёрнутый ответ ограниченного объёма (5 – 10 предложений)

Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов

Баллы

экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста ( то есть называет не менее двух произведений или писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный приём и т.д. ), и даёт обоснование для сопоставления; фактические ошибки в ответе отсутствуют

4

экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, но ограничивается минимальным литературным контекстом , даёт частичное обоснование сопоставления или/и допускает 1 фактическую ошибку

3

экзаменуемый отвечает на вопрос поверхностно, не даёт обоснования и / или допускает 2 фактические ошибки

2

экзаменуемый отвечает на вопрос , но допускает 3 фактических ошибки

1

экзаменуемый не отвечает на вопрос или допускает более 3 фактических ошибок

0

Максимальный балл - 4


Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3

Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение задания части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт (член комиссии) по первому (содержательному) аспекту ставит «0» баллов, задание 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется.

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

Баллы

экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свою позицию с учётом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы; демонстрирует знание проблематики произведения и обоснованность суждений; фактические ошибки отсутствуют

3

экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, ограничиваясь тезисами и связывая их с проблематикой произведения, но не подкрепляя необходимыми доводами, и / или допускает 1 – 2 фактические ошибки

2

экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет её смысл поверхностно или крайне упрощённо или/и допускает 3 – 4 фактические ошибки

1

экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе, и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей

0

2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями

Баллы

экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала

2

экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при анализе литературного материала

1

экзаменуемый не обнаруживает достаточного уровня владения теоретико-литературными знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов при анализе литературного материала

0







3. Обоснованность привлечения текста произведения

Баллы

текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, пересказ микротем текста с их оценкой, разного рода ссылки на изображённое в произведении)

3

текст привлекается, но не всегда целесообразно и обоснованно, и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом

2

текст привлекается только как пересказ изображённого без необходимого комментария

1

текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются

0

4. Композиционная цельность и логичность изложения

Баллы

части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

3

части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть повторы и нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания

2

части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе

1

грубые нарушения последовательности, нет связи между частями и внутри частей, есть повторения, отсутствует общая логика высказывания

0

5. Следование нормам речи

Баллы

а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка

3

допущено 2 – 3 речевых ошибки

2

допущено 4 речевых ошибки

1

количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания ( допущено 5 и более речевых ошибок)

0

Максимальный балл

14










  1. Содержательная часть программы

Работа состоит из трёх частей.

Часть 1 включает в себя анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (В1 – В7), требующих написание слова, или сочетания слов, или последовательность цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (С1, С2).

Примерные образцы заданий:

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В2; С1,С2.( Например, отрывок из произведения И.С. Тургенева »Отцы и дети»

В1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».

В2. К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

В3. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности?

В4. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Евгений Базаров 1) получает ранение на дуэли

Б) Николай Кирсанов 2) женится на сестре Одинцовой

В) Павел Кирсанов 3) умирает от тяжёлой болезни

4) делает Фенечку законной женой.

В5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики ( например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича?

В6. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении, как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

В7. В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

С1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

С2. В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с произведением И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

Часть 2 включает в себя анализ лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (В8-В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (С3,С4).

Примерные образцы заданий:

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; С3, С4.( Например стихотворение А.А.Блока «Россия» )

В8. Назовите модернистское поэтическое течение начала ХХ века, одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок.

В9. Укажите номер строфы, в которой поэт использует анафору?

В10. Укажите приём, к которому прибегает автор в строках:

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви!

В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения.

  1. гипербола

  2. инверсия

  3. ирония

  4. эпитет

  5. звукопись

В12. Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока.

С3. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

С4. В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А.А.Блока?

Часть 3 включает в себя три задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

Примерные образцы заданий:

С5.1 Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

С5.2. В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? ( По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

С5.3. Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? ( По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»

Литература

  1. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2006.

  2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.,2007.

  3. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского литературного языка и культура речи. – М., 2007.

  4. Типовые тестовые задания по литературе для подготовки к ЕГЭ ( 2009-2013 годы).

  5. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по литературе iconЛитература (тест)
Порядка приема в вузы, информация о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих по результатам вступительных...
Программа вступительных испытаний по литературе icon3. вопросы вступительных испытаний
Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных абитуриентов имеющих высшее образование для поступления в...
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний в аспирантуру по специальности...
...
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 220700...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76
Программа вступительных испытаний по литературе iconСтруктура и содержание программы вступительных испытаний для поступления в магистратуру раздел I
Целями вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению...
Программа вступительных испытаний по литературе iconIii вопросы к собеседованию: Информатика
Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных выпускников бакалавриата и специалитета для поступления в...
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки...
...
Программа вступительных испытаний по литературе iconВ аспирантуру, проводимых академией
Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных...
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний по специальности
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Кардиология»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 38. 06....
Управление финансами: объекты и субъекты управления. Органы управления финансами, их задачи и функции
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограммы вступительных испытаний, проводимых Кубгу самостоятельно,...
Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. –М.: Ооо «тид «Русское слово-рс»,...
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Нервные болезни»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний по специальности лор-болезни
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Травматология и ортопедия»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по литературе iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Акушерство и гинекология»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск