АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование дисциплины:
Современные социологические теории Рекомендуется для направления подготовки
040100 Социология
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Цели и задачи дисциплины:
Изучение дисциплины «Современные социологические теории» нацелено на развитие аналитических и исследовательских компетенций в области социологии, консолидацию и систематизацию полученных знаний о концептуальном аппарате и основных объяснительных моделях социологии, совершенствование умения использовать объяснительные и понимающие ресурсы современной социологической теории для решения профессиональных задач.
Задачи дисциплины состоят в том, чтобы содействовать формированию у студентов-социологов видения сферы профессиональной деятельности как пространства применения социологических теорий, использования их аналитического и эвристического потенциала в практической работе, навыков программирования получения теоретического знания и обогащения на этом пути представлений о человеке и обществе
Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Современные социологические теории» адресована студентам, обучающимся по направлению «Социология». Ее содержание органично связано с такими дисциплинами как: «Теоретическая социология», «Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования», «Социология профессий», «новы идеи в современной социологии» и др. дисциплины по выбору студента из числа дисциплин профессионального цикла.
Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
осознание значимости будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);
способность применять в профессиональной деятельности знания и навыки по основам социологической теории (ПК-1);
способность формулировать цели, задачи исследований и решать их с использованием отечественного и зарубежного опыта (ПК-2);
способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);
способность использовать теоретические знания для участия в исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);
способность и умение использовать полученные знания в преподавании основ социологических дисциплин (ПК-12).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
основные классические и современные социологические теории;
методологические основания социологического исследования;
теоретические основы отраслевых социологических дисциплин;
основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей;
закономерности социально-экономических, политических и управленческих процессов, основные подходы к их изучению, а также особенности их применения в России;
основные теоретические модели и методы исследования, описывающие социальное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях.
Уметь:
производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях с точки зрения современной социологической теории;
использовать теоретические конструкты для интерпретации результатов эмпирических исследований, вторичного анализа существующих социально-экономических данных, формулировать исследовательские проблемы при решении фундаментальных и прикладных задач с использованием современных теоретических концепций и объяснительных моделей социологии;
представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями.
Владеть:
способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике; навыками анализа социологических данных с использованием пакетов прикладных статистических программ; навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу; базовыми навыками написания аналитических текстов с использованием словаря и объяснительных ресурсов современных социологических теорий. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
|
6
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 72/4
| 72/4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лекции
| 40
| 40
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
| 32
| 32
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 72
| 72
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| Экзамен
|
|
|
|
|
| 72
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Социологическая классика и проблемы современных социологических теорий
Тема 2. Проблемы социального действия в современной социологической теории
Тема 3. Проблемы рациональности в современной социологической теории
Тема 4. Структурный функционализм и неофункционализм
Тема 5. Системное теоретизирование в социологической теории
Тема 6. Постмарксистские и «критическая» социальные теории
Тема 7. Структурализм и постструктурализм в социологии конца ХХ века
Тема 8. Сетевые теории современной социологии
Тема 9. Интегративные процессы в современной социологической теории
Тема 10. Развитие социологической теории путем взаимодействий с другими социальными дисциплинами
Тема 11. Ведущие темы, направления и диспуты в современной социологической теории
Семинар:1. Социологическая традиция и проблемы современной социологической теории
Семинар 2. Проблемы социального действия в современной социологической теории
Семинар 3. Проблемы рациональности в современной социологической теории
Семинар 4. Структурный функционализм и неофункционализм
Семинар 5. Системное теоретизирование в социологической теории
Семинар 6. Постмарксистские и «критическая» социальные теории
Семинар 7. Структурализм и постструктурализм в социологии конца ХХ века
Семинар 8. Сетевые теории в современной социологии
Семинар 9. Ведущие темы, направления и диспуты в современной социологической теории
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
|
|
|
| 1.
| Социология труда
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
| 2.
| Социология права
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
| 3.
| Социальная психология
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
| 4.
| Социология коммуникаций
| +
| +
|
|
| +
|
|
|
|
| 5.
| Социология МО
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
| 6
| Социология конфликта
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
| 7.
| Этносоциология
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| 8. Социология молодежи + + + + 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Социологическая классика и проблемы современных социологических теорий Лекций 4 часа, семинаров 4, всего - 8
2. Проблемы социального действия в современной социологической теории лекций 4 часа, семинаров -4 , всего 8
3. Проблемы рациональности в современной социологической теории – лекций 2 часа, семинаров - 2, всего 4 часа
4. Структурный функционализм и неофункционализм лекций 6 часов семинаров 4, всего 10 часов
5. Системное теоретизирование в социологической теории лекций 2 часа, семинаров – 2 всего- 4 часа
6. Постмарксистские и «критическая» социальные теории – лекций 6 часов, семинаров 4, всего 10
7. Структурализм и постструктурализм в социологии конца ХХ века лекций 4 часа, семинаров 4, всего 8
8. Феноменологическая социология сегодня Лекций 2, семинаров 2 всего 4 часа
8. Сетевые теории в современной социологии – лекции -2 часа. Семинары 0, всего 2 часа
9. Интегративные процессы в современной социологической теории Лекций 2 часа
10. Развитие социологической теории путем взаимодействий с другими социальными дисциплинами Лекций 2 часа
11. Ведущие темы, направления и диспуты в современной социологической теории Лекций 2 часа
12. Ведущие темы, направления и диспуты в современной социологической теории Лекций 4 часа семинаров 4 часа всего 8 часов
|
|
|
|
|
|
| 6. Лабораторный практикум
Нет
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) и рефератов
Ключевые характеристики теоретического знания в социологии и его отличие от эмпирического знания и/или идеологического дискурса: сравнительный анализ.
Метатеоретический анализ структуры социологического знания: задачи и перспективы (на примере анализа отдельных исследовательских программ, парадигм, школ).
Существует ли социологическая теория в России: аргументы «за» и «против» (по материалам работ отечественных авторов последнего десятилетия).
Влияние феноменологической традиции на современную социологическую теорию.
Проблема идентификации смысла действия в теориях социального действия (на материалах конкретной школы, теории или направления).
Конверсационный анализ и перспективы этнометодологического исследования речевых действий.
Взгляды Р. Эмерсона на формирование отношений власти и зависимости в сетях обмена (обсуждение с использованием эмпирических примеров).
Понятие «корпоративного актора» у Дж.С. Коулмена (обсуждение с использованием эмпирических примеров).
Понятие «социального капитала» в трактовке Дж.С. Коулмена и П. Бурдьё (обсуждение с использованием эмпирических примеров).
Ю. Хабермас о культуре и знании.
«Бессознательное» в теориях социального действия: возможности и ограничения исследования.
От постиндустриального общества к информационной эпохе: сравнение концепций Д. Белла и М. Кастельса.
Факторы и стадии социальной эволюции: сравнительный анализ классических теорий эволюции и неоэволюционных теорий общества (на примере теорий Спенсера, Парсонса, Лумана и Уоллерстайна).
Трактовка социальных систем Н. Луманом (проиллюстрировать основные тезисы эмпирическими примерами).
Структурно-функционалистские теории модернизации (Т. Парсонс, М.Леви, Н.Смелзер): объяснительные возможности и недостатки.
Теории глобализации о будущем национальных государств и международной политической системы (Р.Робертсон, У.Бек, Э.Гидденс).
Трансформация институтов культуры и идеологии в глобальном обществе: основные подходы.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и учебно-методическим печатным и/или электронным изданием
б) дополнительная литература. Фонд дополнительной литературы включает помимо учебников официальные справочно-библиографические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
в) электронная библиотека. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к необходимой литературе по курсу.
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Ноутбук, проектор, звуковые колонки, микрофон, экран, доска. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
В ходе изучения дисциплины следует максимально использовать приёмы и технологии интерактивного обучения: групповые дискуссии, доклады с оппонированием, диспуты, нацеленные на обсуждение различий в трактовке базовых понятий в рамках ведущих социологических традиций.
Форма оценки: Итоговая оценка по результатам изучения дисциплины должна выставляться как суммарный балл (вычисляемый по заранее заданной формуле) оценок по итоговому письменному экзамену, письменным промежуточным контрольным работам и/или оценок по итогам дополнительных форм контроля работы студентов. Оценка, выведенная по результатам суммирования оценок за промежуточные контрольные работы, дополнительные формы текущего контроля и итоговый письменный экзамен (эссе по заранее согласованной с преподавателем теме либо аудиторный тестовый экзамен), может быть по усмотрению преподавателя повышена с учетом индивидуальных достижений в изучении отдельных разделов курса (доклады, сообщения, презентации).
Для контроля планируемой самостоятельной работы студентов над изучением первоисточников целесообразно использовать средства промежуточного контроля. Разработчики:
СФ РГГУ профессор Романовский Н.В.
(занимаемая должность) (инициалы, фамилия) Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
|