Методические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля







НазваниеМетодические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля
страница1/10
Дата публикации13.03.2015
Размер1.34 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ


Историко-филологический факультет

КАФЕДРА ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Рупосова Л. П., Коренева Ю.В.

ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

По специальности: « 03 001.65 – филология»


Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения

Москва - 2013

Печатается по разрешению кафедры

истории русского языка и общего языкознания,

учебно-методической комиссии

историко-филологического факультета

и редакционно-издательского совета

Московского государственного

областного университета

Авторы-составители:

кандидат филологических наук профессор Л.П. Рупосова,

кандидат филологических наук доцент Коренева Ю.В.


2. Структура УМК
1.Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

2.Учебная программа по истории русского литературного языка

2.1. Объяснительная записка


Содержание
3.Учебная программа

3.1.Введение ………………………………………………….…........................ 4

3.2.Содержание курса………………………………………………….….......... 7

3.2.1.Таблица …………………………………………………………….……… 7

3.2.2.Тематический план лекционного курса ИРЛЯ………………….………8

3.3.Тематический план практических(семинарских) занятий……….............. 11

4.Организация самостоятельной работы………………………........................ 20

5.Темы контрольных работ и рефератов …………………………..……… 23

6.Требования к зачету, список вопросов……………………………..………. 27

7.Методическое обеспечение дисциплины:………………………………….. 29

7.1.Методические рекомендации к практическим (семинарским)

занятиям, коллоквиуму, рефератам……………………………………..…….. 29

7.2.Методические рекомендации по осуществлению текущего,.

самостоятельного и итогового контроля……………………………………… 32

7.3.Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов……………………………….……………………………… 40

8. Дополнительная литература ………………………………………………... 43

9.Материально-техническое обеспечение реализации учебной

программы ФАТ………………………………………………………………... 45

9.1.Программы, пособия, литература…………………………………….......... 45

9.2.Наглядные, аудиовизуальные, технические средства обучения…………. 46

9.3.Учебно-лабораторная база для проведения практических занятий........... 46

Рабочая программа дисциплины «История русского литературного языка – составная часть ООП ВПО по направлению 032700.62 «Филология» (квалификация (степень) «специалист»).

Рабочая программа дисциплины является основным методическим инструментом,

определяющим: цель и задачи дисциплины; место дисциплины в структуре ООП:

требования к минимуму содержания и уровню освоения дисциплины; компетенции обучающихся; объем часов и распределение учебного времени по видам занятий и разделам изучаемого курса. Методические материалы соответствующих разделов программы содержат тематическое планирование лекционных занятий, виды занятий, распределение часов по темам. Предназначены для организации индивидуальной и самостоятельной работы бакалавров заочного отделения факультета русской филологии по дисциплине.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования,

Утвержденным приказом Министерства образования и науки России по направлению 032700.62 «Филология» (квалификация «специалист»), профиль подготовки «Отечественная филология» от 14 января 2010г. (№ 34). Рабочая программа дисциплины является приложением к основной образовательной программа по направлению подготовки 032700.62 «Филология», утвержденной 09 июня 2011 года (протокол № 10).

Дисциплина «История русского литературного языка» входит в базовую часть исторического и естественно-научного цикла учебного плана ООП по направлению 032700.62 «Филология».

Программа обсуждена на заседании кафедры истории русского языка и общего языкознания МГОУ (протокол № 1 от 30.8.2012 г.).

Рецензент - к.ф.н., доцент Шамшин И.В.

Программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии факультета русской филологии МГОУ и рекомендована к использованию в образовательном процессе (протокол № … от …. 2013 года).

Председатель УМК факультета

русской филологии

доктор педагогических наук И.Ю. Гац

2.ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ ФИЛОЛОГА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 021700 — “ФИЛОЛОГИЯ”

ОПД.Ф.00.

Федеральный компонент

конкретный набор дисциплин и отводимое на них количество часов (в сумме 6400) определяется вузом в зависимости от специализации по языкам (русская, национальная, зарубежная филология) с опорой на соответствующий примерный учебный план

ОПД.Ф.01.

Общее языкознание

(включая введение в языкознание).

Язык, речь и речевая деятельность; язык как знаковая система; система языка и единицы языка.

Лексика и семантика; фразеология; фонетика; грамматика, словообразование.

Язык как динамическая система; взаимодействие языков; социолингвистика и психолингвистика; прикладные аспекты языкознания.

Происхождение языка и его функционирование в различные исторические эпохи; письменность, графические системы.

Методы и приемы изучения и описания языков; история лингвистических учений.





  1. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА


Специальность 021700 — Филология

Квалификация — ФИЛОЛОГ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ОПД.Ф.04. Основной язык / языки

(введение в спецфилологию, теория и история языка, диалектология, стилистика и риторика, практический курс языка и другие лингвистические дисциплины)

Социологическая, историческая, сравнительно-сопоставительная и типологическая характеристика языка; язык в его литературной форме и диалектном разнообразии; устная и письменная разновидности литературного языка. Язык художественной литературы.

Происхождение и основные этапы развития языка; современные языковые процессы.

Письменность, ее становление и современное функционирование; графика, орфография и пунктуация.

Языковой строй. Фонологическая система. Лексикология. Фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

Лексикография.

Теория текста.
3.Учебная программа

3.1. Введение
Цель и задачи освоения дисциплины «История русского литературного языка»
В соответствии с одной из задач профессиональной деятельности выпускника по направлению 03.01.65 «Филология» (квалификация «специалист»), профиль подготовки «Отечественная филология», целью освоения дисциплины «История русского литературного языка» является формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по названному выше направлению с учетом особенностей подготовки, развития коммуникативных и психологических качеств специалиста; формирование у студентов системы знаний по историческому и сравнительно-историческому языкознанию, представлений о специфике языковедческой науки, ее проблематики в плане синхронии и диахронии.

«История русского литературного языка» завершает исторический цикл филологических дисциплин в образовательном процессе будущих учителей, поэтому он построен с учетом знаний, полученных при изучении «Введения в славянскую филологию», старославянского языка, исторической грамматики русского языка, русской диалектологии, истории российского государства, истории русской общественной мысли. Курс «История русского литературного языка» предполагает углубленное изучение вопросов становления, развития, функционирования системы норм и стилей отечественного языка, эволюции единиц разных языковых уровней и обогащения речевых средств выражения
Цель курса - аргументированное, объективное суждение о всех факторах, способствующих становлению и функционированию русского литературного языка. Курс истории русского языка изучает развитие русского литературного языка во времени и пространстве расселения русского и русскоязычного населения. Образовательная цель курса – выработка представлений об основных направлениях развития русского языка от древности до современности, об интра- и экстралингвистических факторах, определяющих языковое состояние в каждую историческую эпоху. С дисциплиной связана необходимость расширить познавательное и научное поле студентов в области истории русского языка, выработать навыки анализа языковых единиц, реализующихся в разных подсистемах.

Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с выяснением отношений литературного языка как ведущей разновидности национального языка с живыми формами речи, профессиональными жаргонами, социальными и территориальными диалектами в разные периоды истории русского литературного языка, как их роли в пополнении и совершенствовании литературного языка, так и воздействии литературного языка на нелитературные формы. Разграничение литературного языка и языка художественной литературы – особенность курса. Речь идет не только о языковых средствах создания образности. Это - вопрос полифункциональности системы литературного языка, обслуживающей все потребности русской нации, включая художественную литературу и изучение идиолектов и идеостилей авторов, работавших в разные периоды истории отечественного языка. Определение статуса литературно-письменного языка, его типов, статуса церковнославянского и старославянского языков, их изводов, их роли в становлении, развитии, функционировании русского литературного языка - одна из важнейших задач научного понимания истории русского литературного языка, объективно сложившихся отношений церковнославянского и старославянского, литературно-письменного/ литературного языка. Важное место занимает вопрос о деловом языке/деловом стиле. Важно понимание, какие языковые формы обслуживали потребности русской народности и нации как исторически сложившейся общности людей на определенном этапе исторического развития. Курс История русского литературного языка оперирует специальными понятиями: литературный язык и письменный язык, интердиалект(койне), типы литературного языка, норма и кодификация, употребление языковых единиц, функциональный стиль и стилевая категория литературного языка, двуязычие и диглоссия. Вопросы происхождения русского литературного языка, его периодизации, теории «трех стилей» и функциональных стилей, времени формирования языка нового времени и современного русского литературного языка, рассматриваемые в курсе ИРЛЯ, придают знаниям студентов в области русистики глубину и завершенность. Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с выяснением отношений между литературным языком как ведущей разновидностью общенационального русского языка и его живыми формами – разговорной речью, просторечием, социально-профессиональными и социально-территориальными диалектами – в разные периоды истории русского литературного языка.

Разграничение литературного языка и языка художественной литературы – одна из проблем, составляющих особенность курса История русского литературного языка. Определение статуса литературно-письменного языка, его типов, делового языка, церковно-славянского и старославянского языков и их роли в становлении, развитии, функционировании русского литературного языка – важнейшее условие грамотного, научного понимания истории русского литературного языка и его современного состояния.

Воспитательная цель курса - показ отношений: история русского литературного языка и история общества, истории русского литературного языка и языка русской художественной литературы, роли русских писателей и общественных деятелей в развитии русского литературного языка.

В качестве основного научно-методического подхода при изучении означенных проблем предполагается филологический подход с широким спектром использования его составляющих (установление отношений языка и литературы в связи с их историей и историей русского общества). В качестве основных методов исследования следует использовать: описательный, сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный, структурно-семантический, метод реконструкции языковых единиц, метод наблюдения и интерпретации языковых фактов и т.д.
Задачи курса:

-выяснение основ и источников русского литературного языка, отбор и изучение памятников письменности с целью объективной интерпретации фактов современного русского литературного языка, освещение роли писателей, общественных и научных деятелей, лексикографов в истории русского литературного языка;

-исследование взаимосвязи родов, жанров литературы и характера функционирования средств литературного языка;

-выявление влияния экстралингвистических .факторов: политических, социально-экономических, исторических, географических, религиозных - на развитие русского литературного языка;

-изучение типов литературного языка в киевский, московский периоды и в новое

время;

-изложение позитивных и негативных сторон и следствий реформ русского языка (киприанская, ПетраI,шахматовская,1956г.)

-анализ стилистических систем М.В.Ломоносова, А.С. Пушкина, карамзинистов, писателей конца XIX –начала XXвв.

-определение связи русского литературного языка с живыми формами русской речи.

- раскрытие значения литературного языка для формирования русской культуры;
-оценка влияния литературного языка на становление и развитие разноуровневых единиц системы русского языка;

- история изучения дисциплины в отечественной лингвистике.

Курс оперирует понятиями, которые не получили еще однозначного определения и оценки: литературный язык/национальный язык, литературно-письменный язык/ общенародный язык; язык русской народности; старославянский язык/ церковнославянский язык; языковая ситуация; языковая норма, кодификация, функционирование языковых единиц в тексте, функциональный стиль/ стилевая категория; двуязычие и диглоссия. Не решен окончательно вопрос о происхождении русского литературного языка, его периодизации, системе трех стилей и путях перехода от нее к системе функциональных стилей, поэтому необходимо изложение разных точек зрения.

Научно-методический подход - филологический с широким спектром составляющих, включая отношения: грамматика/ лексикография/литература.

Методы: описательный, сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный, структурно-семантический; метод реконструкции, метод наблюдения и интерпретации.

Основная образовательная программа подготовки филолога, будущего преподавателя русского языка и литературы, состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально- регионального компонента, факультативных дисциплин, дисциплин по выбору. Курс истории русского языка входит в качестве обязательного в национально-региональный блок. Курс содержательно дополняет дисциплины, указанные в федеральном компоненте:

История русского литературного языка. Языковой аспект культуры славян. Сравнительно-исторический метод. Историческая фонетика и грамматика. Эволюция словарного состава русского литературного языка. Исторический комментарий фактов современного русского языка.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля icon4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Проверка прочности знаний, уровня речевых навыков и умений студентов осуществляется в форме текущего, промежуточного и итогового...
Методические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля iconОценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Ной дисциплине «Уголовное право» выстраивается в соответствии с учебным планом основной образовательной программы, определяющем виды...
Методические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов....
Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного и итогового контроля (программный минимум, зачетно-экзаменационные...
Методические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов....
Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного и итогового контроля (программный минимум, зачетно-экзаменационные...
Методические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля iconУчебно-методический комплекс по дисциплине д с. 05 Астрофизика
Материалы текущего контроля, промежуточной аттестации и итогового контроля знаний 25
Методические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля iconМетодические рекомендации по проведению итогового и промежуточного...
Содержание дисциплины
Методические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Требования к уровню усвоения программ, формы текущего контроля и промежуточного и итогового контроля
Методические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля iconМетодические рекомендации для выполнения внеаудиторной (самостоятельной)...
Методические рекомендации по осуществлению поиска информации в интернет-источниках 21
Методические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля iconРабочая программа учебной дисциплины беседы об изобразительном искусстве срок обучения 4 года
Содержание текущего, промежуточного и итогового контроля
Методические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля iconМетодические рекомендации о порядке для проведения текущего контроля...
Методические рекомендации предназначены для всех профессий и специальностей, реализуемых в унпо и успо брянской области. Разработаны...
Методические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля iconАннотация на рабочую программу дисциплины
Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля
Методические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля iconМетодические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям
Формами текущего контроля над усвоением студентами учебного материала являются опросы на семинарах, групповые и индивидуальные консультации,...
Методические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии
Самостоятельное изучение материала должно сопровождаться составлением конспектов, которые могут быть использованы во время текущего...
Методические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля
Методические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля iconПояснительная записка. Особенности изучения дисциплины. Формы текущего...
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
Методические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск