Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова





Скачать 168.59 Kb.
НазваниеФольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова
Дата публикации17.03.2015
Размер168.59 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат


Средняя общеобразовательная школа №3


Реферат на тему:

Фольклорные мотивы в поэме Н.А. Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»

Выполнила:

Шилова Н.,

ученица 11А класса Учитель: Авдеева Н.В.

Краснокамск, 2006

Содержание

Введение 3

Глава 1. «Фольклорно-сказочный материал в поэме» 4

Глава 2. «Композиционные приёмы» 7

Глава 3. «Некрасовский язык «какого не придумаешь, хоть проглоти перо» 13

Заключение 16

Список литературы 17

Введение
Большое место в русской литературе занимает творческая деятельность Н.А. Некрасова. Он вошёл в литературу как великий поэт, чьё творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт-гражданин, всю свою жизнь, весь свой огромный талант, отдавший служению народу. Некрасов вложил в свою творческую деятельность весь свой опыт, связанный с изучением жизни народа, все свои сведения, накопленные по словечку в течении всей своей жизни. Его поэзия хрестоматийна. Она часто издаётся, изучается учёными-литературоведами и заучивается учениками. Однако некоторые особенности поэзии подчас рассматриваются недостаточно, например фольклорные мотивы в произведениях поэта.

Поэтому в своей работе мне бы хотелось подробнее остановиться на данной проблеме и постараться выяснить:

- Как поэт использует накопленный фольклорный материал в своей поэме, сохраняя сказочные мотивы;

- Какие композиционные методы использует;

- Как писателю удаётся сохранить единые представления о красоте благодаря национальным традициям народного этнического идеала и крестьянского языка.
Глава I

«Фольклорно-сказочный материал в поэме»
Народное искусство, в частности фольклор, создаётся всеми, для всех и в рамках многовековой традиции. Мы знаем, что сказка – жанр эпический, в которой рассказывается о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил. Не секрет, что во многих сказках герои бессмертны, добро побеждает зло, сила красоты, любви и жизни одерживает победу.

В сказках есть необычное вступление – зачин: «В некотором царстве…», которое придаёт им необычайную широту.

Рассматривая поэму Н.А. Некрасова, мы с самого начала ощущаем особый тон повествования: неторопливого полурассказа-полупесни, по-народному растянутой. И первые же слова: «В каком году… В какой земле…» звучат почти как знаменитые сказочные вступления, которые также показывают нам широту русской земли. Нам не надо угадывать, о какой именно земле идёт речь – она обо всей русской земле в целом и о каждом её уголке. И называет поэт эту землю не Россией, а Русью, стараясь охватить страну во всём её историческом значении и в географической необъятности. А названия губерний, волостей, деревень, - это опять-таки слова-символы, как и в сказках, которые могут быть отнесены к каждой деревни, и любому месту на Руси.

Н.А Некрасов в своей поэме использует цифру семь. И это не случайно. В сказках тоже очень часто встречается эта цифра и многие другие ( три, девять, двенадцать ). Эти цифры вводят нас в сказочный, народно-магический мир.

Из семи мужиков у Некрасова лишь братья Иван да Митродор названы – Губины – не то фамилия, не то прозвище, хотя действуют и даже говорят они всегда и во всём как один человек, остальные же герои – мужики, как в сказке, которая не знает фамилий, - только по именам: Роман, Демьян, Лука…

Что же решают герои Некрасова?

На какой вопрос пытаются ответить?

А решают герои вековечный для народной жизни и для народного сознания вопрос: о правде и кривде, о горе и счастье. Этот же вопрос решают и сказочные персонажи.

В поэме у Некрасова присутствует традиционный мотив волшебной сказки. Так, например реальные мужики, сложившиеся на водку, начинают пьяную драку. А разрастается она в грандиозное побоище, потрясающее целый лес, взывающее к силам самой природы:

Весь лес переполошился,

Зверями быстроногими

С летающими птицами,

И гадами ползущими,

И стон, и рёв, и гул! (I ч I гл 39 стр)
Ещё в предшествовавшем драке эпизоде мелькнула одна деталь: идущих без пути на ночь глядя мужиков окликнула баба, корявая Дурандиха:

…засмеялася,

Хлестнула, ведьма, мерина –

И укатила вскачь… (Iч I гл 37 стр)
Ведьма! Как будто бы всего лишь бытовое ругательство окажется многозначимым образом, найдёт продолжение в картине зловещего сказочного боя. Ведь драка в заколдованном лесу предстаёт и как разгул тёмных сил. Всё время упоминаются лешие и черти. Подобно злым духам и семи мужикам:

Слетелися семь филинов,

Любуются побоищем

С семи больших дерев,

Хохочут, полуночники!

А их глазищи жёлтые

Горят, как воску ярого

Четырнадцать свечей!

И ворон, птица умная,

Приспел, сидит на дереве

У самого костра,

Сидит да чёрту молится,

Чтоб досмерти ухлопали

Кого-нибудь! (I ч I гл 39 стр)
Но драка стала и своеобразным испытанием – очищением. Совсем иной «пошёл тут пир горой» после чуда – явления самобраной скатерти.

Появление скатерти-самобранки в поэме Некрасова имеет глубочайший смысл. Этот мотив важен для уяснения социального и нравственного смысла крестьянской жизни.

Мужикам, искомым труженикам, получившим скатерть-самобранку, даже мысль не приходит о даровом богатстве, и выговаривают они у волшебной «птахи малой» лишь свой мужицкий, скромный, так сказать, прожиточный минимум: хлеб, квас, огурчики…

Сказочная скатерть-самобранка становится для мужиков поилицей и кормилицей. Это образ – символ, оставшийся в поэме как оправдание и объяснение странствий мужиков. Мы видим, что введенные в эпопею сказочные мотивы позволяют Н.А. Некрасову свободно и непринуждённо обращаться со временем и пространством, легко переносить действие из одного уголка России в другой.

Писатель использует всё многоцветие устного народного творчества в своей поэме, сохраняя сказочные традиции, которые показывают взволнованность, самобытность и одухотворённость русского народа.
Глава II

«Композиционные приёмы»
Для начала мне бы хотелось пояснить, что принято считать композицией. Композиция – это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, средства и способы построения образов.

Некрасов в своём творчестве стремится подчеркнуть существенные стороны изображения действительности. Поэтому перед ним постоянно стоит задача отбора жизненного материала, его наиболее удачного расположения в художественном произведении. Создавая образы героев, строя сюжет и продумывая композицию всего произведения в целом, автор бывает озабочен тем, чтобы полнее выразить и донести до читателя идею всего произведения.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» фольклорный материал вводится в поэму различными композиционными методами. Некрасов либо включает в произведение конкретный текст причитаний или песен, взятых из книжных источников, либо видоизменяет фольклорный материал, повышая его эмоциональность и изобразительность, либо создаёт свои собственные произведения, пользуясь фольклорной стилистикой.

Фольклорно-сказочный материал, несомненно, вошёл в композиционную основу поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Избранная Некрасовым сказочная форма развития сюжета открывала перед ним широчайшие возможности и позволяла дать ряд ярких реалистических картин русской действительности; «сказочность» не мешала реализму по существу.

Основное в композиции литературного произведения – построение характеров. Характеры героев автор раскрывает различными композиционными приёмами, среди которых выделяет портрет (описание внешности, манер, одежды).

Портрет Якима Нагого в произведении «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов нарисовал красками, заимствованными у матери-земли, земли-кормилицы:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он; шея бурая

Как пласт сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука – кора древесная,

А волосы песок. (I ч III гл 78 стр)

Именно благодаря такому описанию героя, можно заметить, что невзрачный с виду мудрый пахарь похож на легендарных, мифических богатырей, которые встречаются в сказках.

Также в поэме встречается множество образов, создание которых является композиционными приёмами. Особое место среди них занимает образ Матрёны Тимофеевны.

Русская женщина всегда была для поэта главной носительницей жизни, выражением её полноты, как бы символом национального существования. Вот почему Некрасов с таким пониманием вглядывался в её судьбу, художественно исследовал её в поэме о народе.

Нерадостна её жизнь, много невзгод выпало на её долю. Но она умеет постоять за себя, и ей приходится испытывать на себе всю горечь унижения и «обиды смертные». Судьба Матрёны Тимофеевны – судьба многих тысяч деревенских женщин.

Матрена Тимофеевна – человек исключительный, «губернаторша», но она человек из этой же трудовой толпы. Ей, умной и сильной, поэт доверил самой рассказать о своей судьбе: «Крестьянка» - единственная часть, написанная от первого лица. Однако, этот рассказ не только о её частной доле. Рассказ Матрёны Тимофеевны – это рассказ самого народа.

Образ Матрёны Тимофеевны создан поэтом так, что она как бы всё испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина. Некрасовская крестьянка – человек, не сломленный испытаниями, человек настоящий.

Когда она, начиная повествовать о Савелии-дедушке, говорит:
- Ну, то-то! Речь особая.

Грех промолчать про дедушку,

Счастливец тоже был… (III ч II гл 175 стр.)
то слова эти вроде бы могут быть восприняты как горькая ирония и в адрес его, и в адрес её счастья. Поэтому ошиблись мужики, надеясь найти счастливую среди крестьянок:
Не дело между бабами

Счастливую искать (III ч IIX гл 221 стр.)
Образ Гриши Добросклонова также занимает в поэме не последнее место. Многое в русской истории толкало русских художников к созданию образов, подобных Грише. Это и «хождение в народ» революционных интеллигентов в начале 70-х годов XIX века. Это и воспоминания о демократических деятелях первого призыва – прежде всего о Чернышевском и Добролюбове. Мы видим, что и в характере Гриши Добросклонова Некрасов воплотил типичные черты представителей передовой демократической молодёжи 1870-х годов. Рисуя его образ, Некрасов придал ему определённое сходство с Добролюбовым. Их многое роднит: происхождение, образование, трудная полуголодная юность, ненависть к угнетателям и желание посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье.

Образ Гриши одновременно и очень реальный, и в то же время очень обобщенный, и даже условный. С одной стороны, он человек совершенно определённого быта и образа жизни, сын бедного дьячка, простой и добрый парень, любящий деревню, мужика, народ, желающий ему счастья и готовый бороться за него. Но Гриша и более обобщённый образ молодости, устремлённой вперёд, надеющийся и верующий, он весь в будущем:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника

Чахотку и Сибирь. (267 стр.)
Но «идти в народ» Грише не нужно. Он сам этим народом рождён и выдвинут.

Именно образу Гриши Добросклонова Некрасов придавал особое значение, именно в его уста поэт вкладывал свои самые заветные и сокровенные мысли о русском народе и о его будущем. Они слышны в «новых песнях», «добрых песнях», которые слагает Гриша, и прежде всего в песне «Русь», где перед нами встаёт не только «убогая» и «бессильная», но и «обильная» и «могучая» «матушка Русь», готовая подняться и сокрушить вековой гнёт:

Рать поднимается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
В рабстве спасённое
Сердце свободное –
Золото, золото
Сердце народное! (Русь 271стр)
Также был создан образ главного героя эпопеи – народа. Слово «народ» звучит в ней очень часто, в самых различных сочетаниях: «их обступил народ», «народ собрался, слушает», «народ идёт и падает», «народ поверит Гирину», «народу рассказал», «народ видит», «народ молчит», «здесь богатырь народ», «народ кричал», «сбирается с силами русский народ…» Слово «народ» звучит как имя главного героя. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ народа обусловлен, он появляется в массовых сценах. Важную роль в создании образа народа играет народное самосознание, проявляющееся в фольклоре, в молве народной. Появление массовых сцен, в которых народ видится как нечто единое, мотивируется развитием сюжета:

Шесть тысяч душ, всей вотчиной

Кричим: - Ермилу Гирина! -

Как человек один. (I ч IV гл 94 стр)
Единой массой, сплочённой доверием к Ермиле Гирину, желанием поддержать его в борьбе с купцом Алтынниковым и чиновниками, изображён народ также на городской базарной площади. Когда Ермил обратился к народу с просьбой выслушать его,
Притихла площадь людная.
Особо важную роль в создании образа народа выполняют главы «Последыш» и «Пир на весь мир».
Народу тьма! Там белые

Рубахи баб, да пёстрые

Рубахи мужиков

Да голоса, да звяканье

Проворных кос. (II ч 118 стр.)
Одним из композиционных приёмов Некрасова является природа. Разве не событие – развёртывающаяся по «сторонам дороженьки» панорама как бы всей русской земли?
Леса, луга поёмные

Ручьи и реки русские

Весною хороши (I ч I гл 46 стр.)
Это совсем не тот небольшой, непосредственно предстающий перед глазами кусочек природы, который можно назвать пейзажем. Разве не событие сама эта весна, обездолившая мужика, затопившая поля после обильного снега? Конечно, событие, закрепленное в формулах народного сознания и народного творчества.
Пришла весна – сказался снег!

Он смирен до поры:

Лежит - молчит, лежит - молчит,

Когда умрёт, тогда ревёт.

Вода – куда ни глянь! (I ч I гл 46 стр.)
Ни на минуту не упускается из виду в некрасовской поэме всероссийский размах, не прерывается дыхание жизни всей огромной крестьянской страны.

Краса и гордость русская,

Белели церкви божии

По горкам, по холмам,

И с ними в славе спорили

Дворянские дома (I ч V гл 107 стр.)
Разве не интересен эпизод, когда крестьяне ведут беседу с попом в поле под открытым небом, и весёлым праздничным фоном в образах народной поэзии рождается картина этого весеннего неба: и облака, и туча, и дождь, и солнце, смеющееся, как «девка красная».

В поэме всё время возникают такие картины русской природы; очеловечиваясь по обычаю народной поэзии, они как бы вовлекаются в мужицкие дела, встречи и споры и в то же время придают им громадный размах, вселенский смысл.

К композиционным приёмам можно отнести и многократное использование Некрасовым вышеописанного числа «семь», - «семь мужиков», «семь филинов», «семь больших дерев», «семь пар горящих глаз». Это усиливает впечатление строгой соразмерности.

Совершенствуя картину ночного спора, выявляя композиционную роль числа «семь» в ней, поэт стремится рассказать читателю о структуре будущей «эпопеи крестьянской жизни»; Некрасов видел воплощение счастливой семёрки в композиции задуманной эпопеи.

В некрасовской сцене, в самом начале поиска счастья и правды, семь гигантских дерев-светильников освещают арену спора и драки семи странников. Сдвоенная семёрка светящихся глаз филинов на деревьях-светиль-никах ассоциируется с двумя семизвездьями Большой и Малой Медведиц, в составе которых есть и счастливая путеводная звезда. Но мужики ещё не умеют её различать среди других. Им кажется, что звёздную грамоту, написанную «червонным золотом по синему бархату», «ни разумникам, ни глупым не прочесть». В произведении «Кому на Руси жить хорошо» путешествуют семь мужиков по реальной грешной Руси, чтобы встретиться с предполагаемым счастливым и увидеть «воплощенье народного счастья».

Русская литература часто избирала сюжет – путешествия. Путешествие Онегина должно было занять большое место в пушкинском романе в стихах. Лермонтовский герой своего времени в каждой новой повести уже появлялся в новом месте. То, что Чичиков в «Мёртвых душах» путешествует, многое объясняет в этой книге, названной автором поэмой. Но, кажется, со времён «калик перехожих» никто не странствовал так, как герои поэмы Некрасова, не брался Русь-матушку «ногами перемерять».

Глава III

«Некрасовский язык, «какого не придумаешь,
хоть проглоти перо»

Немаловажным фактором в поэме является «язык» писателя. Стремление написать «без ненужных вычурностей», ориентируясь на «натуру», характерно для Н.А. Некрасова. Такой натурой для него является язык самого народа: он «пересказывает» его в литературное произведение «не повредив».

Читая народные сказки, различные сказы и рассказы, мы видим, как герои «самораскрываются» в своей речи. То же самое можно заметить в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Возьмём, к примеру, главу «Пьяная ночь». В этой главе поэт прямо открывает страницы для крестьянского многоголосья. Необычная «пьяная ночь развязывает языки»:

Дорога стоголосая

Гудит! Что море синее,

Смолкает, подымается

Народная молва. (I ч III гл 69стр.)
Крестьянский мир предстаёт предельно обнажённым, во всей хмельной откровенности и непосредственности. Кажется, что сменяющие друг друга фразы, реплики, быстрые диалоги и выкрики случайны и бессвязны. Мы почти не успеваем следить за этой на наших глазах рождающейся действительно стоголосой стихией. Но в совокупности, благодаря таким своеобразным срезам, сделанным на разных уровнях, они дают очень объемную картину крестьянской жизни. Каждый «срез» таков, что, не изменяя общей достоверности дорожной картины, он открывает новые и новые стороны народной жизни, от самых интимных до приобретающих смысл больших социальных обобщений. Почти каждая реплика подана так, что за ней возникает сюжет, характер, драматичная ситуация.

Мы видим, что речь героев необычна, проста, интересна. Эта необычность связана ещё и с тем, что автор использует крестьянские просторечья, пословицы, поговорки и скороговорки.

Так картина семейной жизни встаёт из ссоры двух баб, скороговорка которых врывается живой речью в напевный стих – быстрые окончания сменили протяжные…:

Мне старший зять ребро сломал,

Средний зять клубок украл,

Клубок плевок, да дело в том –

Полтинник был замотан в нем,

А младший зять всё ножь берёт,

Того гляди убьёт, убьёт… (I ч III гл 71 стр.)

Недаром Некрасов в поэме говорит о народном слове «как не придумаешь, хоть проглоти перо». Слово – это то, что объединяет пёструю толпу в мир, то, что может свести разноголосый крик в многоголосный хор.

Каждое из действующих лиц говорит, кричит, поёт за себя, но в то же время речь эта пословична, так что сказывается словом и целого мира крестьянского.

Рассмотрим отрывок частного разговора с неким Иваном Ильичом. Этот отрывок приобретает поэтический смысл, так как сопровождается народной эпиграммой:

- а я к тому теперича:

И веник дрянь, Иван Ильич,

А погуляет по полу,

Куда как напылит! (I ч III гл 70 стр.)
Вот и «потому теперича» и приводятся многие как будто не идущие к делу речи. Народ – пьяная, невежественная толпа, но и народ – умница, народ – поэт предстаёт перед нами в произведении. Народ – коллективный труженик. Поэт так дорожит этой другой стороной дела, так боится, чтобы она, самая важная в народной поэме, не заслонилась для читателя, что вводит целый монолог-приговор, её выявляющий и закрепляющий, да ещё и вводит процесс спора. Если действительно истина рождается в споре, то в некрасовской поэме она, конечно, должна родиться, ибо поэма почти всё время несёт это начало спора, столкновения, диалога. Только что вынесен приговор, как будто бы подтвержденный всеми прошедшими сейчас перед нами картинами:
Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения… (I ч III гл 73 стр.)
И приговор этот тут же опровергается. И опять-таки словом, в самом народе рождённом и от лица народа, крестьянства сказанным.

Любопытно, что в поэме появляется песня как подтверждение речей:
Вдруг песня хором грянула

Удалая, согласная…
«Согласная», «складная». Песня – душа народа. И люди перестают быть толпой, становятся обществом, миром.

Поэма Некрасова – это народная опера, обильная массовыми сценами и хорами, своеобразными «ариями»-песнями и дуэтами.

Некрасовская песня не только народная, но и литературная. По своей сути она стала песней о крестьянах и для крестьян и одновременно вовлекла в свою сферу уже не только крестьянство. Песни в поэме образуют идейно-художественный сгусток, в котором заключено решение поставленного вопроса «Кому на Руси жить хорошо?» во всей его масштабности и сложности.

Песня «Средь мира дольного…» призывает к борьбе за народное счастье, за свет и свободу.

Последние стихи-«песни» поэмы – стихи лирические, но такие, которые могли возникнуть лишь с опорой на могучий народный поэтический эпос. Многое в стихах идёт от надежды, от пожелания, от мечты, но такой, которая находит реальную опору в жизни, в народе, в стране – России. Эпопея в самой себе несёт разрешение «Кому на Руси жить хорошо?» - поэт задал в поэме великий вопрос и дал великий ответ в последней её песне «Русь» -

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь! ( Русь 270 стр.)
Мы увидели, что Некрасов - мастер слова, который учится непосредственно у народа, черпая свои образы в глубинах устного народного творчества, перенося тем самым в литературу народную философию и мнение народное, выраженное народным же языком-голосом и словом народным.
Заключение
Итак, рассмотрев тему «Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», я выяснила следующее.

Во-первых, Некрасов, с одной стороны, использует фольклорный материал для различных целей. С другой - сам фольклор является элементом быта и именно для показа, для более полного изображения быта включа­ется в произведения Некрасова.

Во-вторых, в поэме «Кому па Руси жить хорошо» фольклорный материал используется Некрасовым различным образом. Он либо включает в произведение конкретный текст причитаний или песен, взятых из книжных источников, либо видоизменяет фольклорный материал, повышая его эмоциональность и изобразительность, либо создает свои собственные произведения, пользуясь только фольклорной стилистикой. Вся работа Некрасова по использованию фольклорного материала подчинена задаче – дать наиболее сильный в художественном и идейном отношении текст. Некрасов стремится дать яркое и эмоционально-действенное изображение крестьянской жизни, вызвать сочувствие к крестьянству, пробудить стремление к борьбе за крестьянское счастье. Этой задачей определяется и отбор наиболее полноценного в художественном и социальном отно­шении материала и переработка его.

В-третьих, Некрасов в своём произведении использует особый язык, ориентированный на сам народ. Это придаёт поэме особый фольклорный колорит.

Как мы убедились, именно в этом и проявляется отношение к фольклору революционного демократа-шестидесятника: не отбрасывание фольклора, не преклонение перед ним, а активное и актуальное использование ценного в фольклоре и создание новых ценностей на основе его. И именно этому активному отношению к фольклору, не подчинению ему, а овладению им, учит нас поэзия Некрасова.
Список литературы


  1. Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо». Л.: Изд-во «Детская литература», 1982 г.

  2. Розанова Л.А. «О творчестве Некрасова». М.: Изд-во «Просвещение», 1988 г.

  3. Якушин Н.И. «Тропа к Некрасову». М.: Изд-во. «Детская литература», 1989 г.

  4. Якушин Н.И. «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова». М.: Изд-во. «Детская литература», 1987 г.

  5. «Русские писатели». М.: Изд-во «Просвещение», 1990 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова iconДомашнее задание на 31 января 2014 года 5 "А" класс
Литература: на формате А3 обложку рисунок к поэме Н. А. Некрасова "Крестьянские дети"
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова iconСемьи в русской литературе
Нравственные проблемы в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (понимание счастья, долга, греха, справедливости)
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова iconТема: «Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова.»
Цель: дать общую характеристику творчества Некрасова, подвести учащихся к пониманию общественного и историко–литературного значения...
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова iconЛитература XIX века «Мильон терзаний»
«Народ освобожден, но счастлив ли народ» (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова iconИдейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша»
Ii. Иронический контекст и специфические средства выражения иронии в поэме «Тамбовская казначейша»
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова iconУрок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Тема урока: «Итоговый урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Сравнительный анализ экранизации поэмы с авторским текстом»
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Некрасова – уникального явления в отечественной поэзии и значимой страницы «ярославского текста» русской культуры. Именно поэтому...
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова icon«что я должен делать, чтобы сберечь лес»
В школе проходил конкурс на лучший рисунок «осенние мотивы», а я решила сделать проект на эту тему, потому что у меня осталось много...
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова iconРеферат: Христианские мотивы в русских народных сказках
Раскрыть христианские мотивы в русских народных сказках на примере наиболее любимых мною произведений
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова iconКонспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить...
Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова iconИсследование (Творческий моно проект). Тема урока: «Исследование...
Тема урока: «Исследование творчества Н. А. Некрасова. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети»
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Малые фольклорные жанры. Правильность чтения. Установка на постепенное увеличение скорости чтения
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Малые фольклорные формы, как средство формирования правильного развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова iconИсторико-мифологические и фольклорные традиции русского костюма
Характеристика русского костюма. Основа мужского и женского северного костюма
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 8 классе стержневым понятием курса является понятие литературной традиции. Данный урок органично входит в систему уроков по теме...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск