Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс





Скачать 239.98 Kb.
НазваниеПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс
Дата публикации14.08.2013
Размер239.98 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА, СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМК) – совокупность учебно-методических материалов: учебных, учебно – методических, раздаточных, наглядных, аудио-, видео- и мультимедийных материалов по учебной дисциплине конкретного учебного плана специальности, необходимых для организации и осуществления с их помощью учебного процесса. УМК в обязательном порядке формируется по всем дисциплинам учебного плана.

В состав УМК включаются:

1. Рабочая учебная программа дисциплины (учебно-тематический план), утвержденная ЦКМС ДГМА, которая начинается с пояснительной записки (указываются цели с учётом компетентностного подхода и задачи курса, место в учебном процессе), например цель и задачи: Цель: формирование и развитие у студентов по специальности «Патологическая физиология» общекультурных и профессиональных компетенций, направленных на выявление, диагностику, лечение и профилактику основных патологических процессов и болезненных состояний с учётом закономерностей и механизмов их возникновения, развития и исходов.

При этом задачами дисциплины являются:

овладение профессиональными и общекультурными компетенциями, включающими в себя:

● изучение методов анализа результатов лабораторных и функциональных исследований;

● формирование методологических и методических основ клинического мышления и рациональных действий врача;

● формирование умений и навыков патофизиологического анализа симптомов и синдромов заболеваний органов и систем;

● приобретение студентом практических умений и принципиальных установок по постановке клинического диагноза, интерпретации патогенеза основных заболеваний и синдромов;

● приобретение студентами знаний и умений планирования и постановки патофизиологических экспериментов, моделирующих основные патологические процессы;

● формирование умения студентов работать со специальной научно-практической медицинской литературой;

●участия в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач по разработке новых методов в патологической физиологии;

выявление, развитие и использование личностных качеств студентов - инициативности, целеустремлённости, ответственности, толерантности, способности работать самостоятельно и в коллективе;

формирование у студентов способностей и готовности к использованию принципов анализа социальных, политических, естественно-научных и медико-биологических событий;

● учесть, использовать и развивать личностно-социальные качества студента в реализации его знаний и умений для успешной деятельности по дисциплине «Патологическая физиология»;

● реализовать компетентный подход в обучении: учить студента не просто воспроизводить информацию, а подготовить его к реальной жизненной ситуации путём воспроизведения, рассуждения и умозаключения провести диагностику болезненного состояния, либо исключить его, используя патогномоничный признак (например: покраснение и боль в коже вокруг очага воспаления), определить необходимый минимум лабораторно-практических исследований.

● включить в ООП материалы регионального компонента, способствующие развитию специальных знаний.

● представить информацию по использованию образовательных технологий, обеспечивающих не столько репродуктивную деятельность студента, сколько продуктивную деятельность по формированию профессиональных и общекультурных компетенций.

● составить контрольные процедуры, которые должны диагностировать компетенции студента: усвоенные им знания (знать, уметь, владеть), а также уровень сформированности определённых социально-личностных качеств.
Учебная программа дисциплины – программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям ФГОС ВПО третьего поколения. Её главными целевыми установками являются компетенции, полученные учащимися в ходе обучения, - под которыми понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области дисциплины.

Разработка и корректировка рабочей программы дисциплины (практики). Для кафедры и профессорско-преподавательского состава наличие рабочей программы дисциплины (практики) является обязательным условием, допускающим преподавание данной дисциплины.
Рабочая программа дисциплины (практики):

1.Составляется (разрабатывается) преподавателями кафедры.

2.Обсуждается на заседании кафедры.

3.Рассматривается Учебно-методическим отделом; на заседании совета факультета.

4. Утверждается на заседании центрального координационно-методического совета (ЦКМС).

Для рассмотрения рабочей программы на методическом совете необходимы:

1. Рабочая программа дисциплины (практики) в печатном виде.

2. Выписка из протокола заседания кафедры.

3. Рецензия внешнего рецензента (из другого образовательного учреждения высшего профессионального образования, ведущего подготовку по соответствующему направлению, специальности) или рецензента из числа представителей работодателей, подтверждающая должный методический и содержательный уровень рабочей программы.

Студент имеет право ознакомиться с рабочей программой, и может рассчитывать на выполнение преподавателем установок, зафиксированных в ней, по содержанию и объему часов. Рабочая программа обладает статусом учебно-методической публикации.

Кафедры обязаны ежегодно обновлять отдельные разделы рабочих программ дисциплин (практик) с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, что оформляется протоколом заседания кафедры и утверждается на заседании ЦКМС, выписка из которого прилагается к рабочей программе дисциплины (практики).

К содержанию рабочих программ предъявляются следующие требования:

- обоснование целей, задач курса;

- должна предусматривать широкое использование в учеб­ном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных си­муляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития про­фессиональных навыков обучающихся;

- соответствие программ ФГОС ВПО. Разработчики программ в предъявляемой части содержания вправе выходить за стандарт в пределах определяемой стандартом учебной нагрузки. В заданиях контрольного типа нельзя выходить за пределы стандарта;

- должен быть протокол согласования программы с другими дисциплинами;

- указывается градация межпредметных связей – предшествующих, сопутствующих и последующих. Требования к входным знаниям студента должны ориентироваться на требования к знаниям и умения предшествующей дисциплины (например, дерматология – гистология, патологическая анатомия, фтизиатрия; венерология – урология);

- результаты освоения учебной программы должны включать чётко сформированные общекультурные и профессиональные компетенции;

- из содержания рабочей программы должно логически вытекать регламентированные требования (знать, уметь, владеть);

- умения которые реально могут быть сформированы, исходя из перечня практических, семинарских и лабораторных занятий должны соответствовать умениям,требуемым ФГОС ВПО третьего поколения (самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям);

- реализовать компетентностный подход в обучении студента: учебная программа должна предусматривать не просто воспроизведение информации, а учить студента самостоятельно мыслить (например, постановка вопросов к тексту, поиск ответов на них в последующем тексте) и быть готовым к реальным жизненным ситуациям (путём воспроизведения, рассуждения и умозаключения провести дифференциальную диагностику, исключить заболевание используя патогномоничный признак, определить необходимый минимум лабораторно-практических исследований)

- должна быть информация по использованию образовательных технологий, обеспечивающих не только репродуктивную деятельность студента, но и нацеливающих студента на продуктивную деятельность по формированию заявленных ФГОС компетенций;

- не должно быть образовательных технологий, неприемлемых для данной дисциплины (например, диспуты и дискуссии по информатике при указании в перечне только практических работ на компьютере);

- контрольные процедуры должны диагностировать компетенцию студента: усвоенные им знания (знать, уметь, владеть), а также уровень сформированности определённых социально-личностных качеств (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе; инициативность, целеустремлённость, ответственность, толерантность студента);

- включение в содержание программы материалов регионального компонента, способствующего пониманию общенаучных и специальных знаний;

- указать и согласовать критерии оценивания знаний студентов на промежуточной аттестации (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно);

- оценочные средства должны позволить выявить сформированные компетенции:


  • проблемные задания тестов с открытыми вопросами, побуждающими студентов применять теоретические знания для объяснения практических ситуаций;

  • проблемные задания ситуационных задач, деловых игр. Формирующие у студента способность применять знания и умения в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность


2.Методические рекомендации (МР) по изучению дисциплины для студентов.

Методические указания студентам должны раскрывать рекомендуемый режим и ха­рактер учебной работы по изучению теоретического курса (или его раздела/части), прак­тических и/или семинарских занятий, лабораторных работ (практикумов), и практическо­му применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной ра­боты, по использованию информационных технологий. Методические указания должны мотивировать студента к самостоятельной работе и не подменять учебную лите­ратуру.

Методические рекомендации по изучению дисциплины представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса может изучаться студентом самостоятельно. Содержание методических рекомендаций, как правило, может включать:

а. Материалы по организации самостоятельной работы.Они оформляются в виде приложения к рабочей программе дисциплины (с наличием соответствующей ссылки в рабочей программе), должны раскрывать рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, а также выполнение самостоятельной работы. Каждая тема завершается примерным перечнем вопросов (в т.ч. заданий в тестовой форме), ситуационных задач с эталонами ответа, список литературы, перечень информационных ресурсов, которые предназначены для внеаудиторной самостоятельной работы студентов и нацеливают их на текущий, рубежный контроль и промежуточную аттестацию (экзамен, зачёт).

В этом разделе приводится схема истории болезни (кураторского листа), которую оформляет студент в ходе изучения данной дисциплины. В этот раздел включают тематику всех видов практических, индивидуальных заданий по разделам, темам; темы контрольных работ и рефератов; перечень тем зачетных работ; методические рекомендации по выполнению лабораторных работ и практических занятий:


  • советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины;

  • описание последовательности действий студента, или «сценарий изучения дисциплины»;

  • рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса;

  • рекомендации по работе с литературой и другими источниками;

  • советы по подготовке к экзамену (зачету);

  • разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий,

  • рекомендации по прохождению учебной и производственной практики;

  • авторские учебники и учебно – методические пособия, разработанные преподавателями ДГМА.


В МР должен быть перечень рекомендованной к обязательному изучению основной учебной литературы, которая представляет собой библиографический список печатных и электронных изданий не более чем из 1-3 наименований учебников и учебных пособий (в т.ч. содержит не менее 1 учебника), составленный в соответствии с требованиями ГОСТ. В данный перечень включается только та литература, которая требует обязательного ознакомления с ней студентов и представлена в необходимом количестве экземпляров в библиотеке академии (не менее 1 экземпляра на 2 студентов), изданная за последние 10 лет (для дисциплин федерального компонента цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин – за последние 5 лет). Вся указанная в данном списке литература должна иметь гриф учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов Росси и/или федеральных органов исполнительной власти.

Перечень дополнительной литературы рассчитан для углубленного изучения студентами материала и представляет собой библиографический список печатных и электронных изданий не более чем из 10 наименований литературы (учебники, учебные пособия, практикумы, атласы, справочники, словари, монографии, руководства, официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания и др.), имеющиеся в библиотеке академии из расчёта 1-2 экземпляра на каждые 100 студентов. Список составляется в соответствии с требованиями ГОСТ. Вся указанная в списке дополнительная литература должна иметь гриф (учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, федеральных органов исполнительной власти).

В перечень литературы также включаются учебники, учебные и учебно-методические пособия, включая методические указания по организации самостоятельной работы студента (в т.ч. в электронном виде), подготовленные сотрудниками кафедры в случае, если они представлены в библиотеке академии.
б. Материалы для реализации контроля, включающие:

  • перечень выносимых на экзамен или зачет вопросов (устных или письменных);

  • экзаменационные билеты, тестовые материалы для различных видов контроля;

3Учебно-методические материалы (УММ)и рекомендации для преподавателейпо следующим видам занятий: лекции, практические и лабораторные занятия.

Лекции– форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме.Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

-изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

-логичность, четкость и ясность в изложении материала;

-возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации дея­тельности студентов;

-опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистиче­ские данные;

-тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профес­сиональной деятельностью студентов.
В состав УММ лекционного курса включаются:

  • Учебные материалы, разработанные преподавателями кафедры (учебники, учебные и учебно – методические пособия, конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном виде и электронном представлении – электронный учебник, файл с содержанием материала, излагаемого на лекциях, файл с раздаточными материалами).

  • Контрольные вопросы, тесты и задания по отдельным темам лекций (разделам учебной дисциплины) для самоконтроля знаний студентов.

  • Экзаменационные вопросы по дисциплине.

  • Списки учебной литературы, рекомендуемой студентам в качестве основной и дополнительной по темам лекций (по соответствующей дисциплине).

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков.Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 50-70% общего количества часов, должна соответствовать более глубокому усвое­нию изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс- опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка пись­менных работ и т.д.
Практические занятия по отдельным дисциплинам рекомендуется проводить в форме семинаров, что позволяет студентам привить практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт публичных выступлений.

Семинары - составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту. Следует иметь в виду, что подготовка к семинару зависит от формы, места проведения семинара, конкретных заданий и поручений. Это может быть написание доклада, реферата (с последующим их обсуждением), коллоквиум.Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара - наличие элементов дис­куссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студента­ми.

УММ семинарских/ практических занятий, входящие в состав УМК, включают:

а) Методические рекомендации для студентов по подготовке к семинарским/ практическим занятиям в печатном или электронном виде, содержащие:

  • план проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий, объема аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой теме;

  • краткие теоретические и УММ по каждой теме, позволяющие студенту ознакомиться с сущностью вопросов, обсуждаемых/изучаемых на семинарском/практическом занятии, со ссылками на дополнительные УММ, которые позволяют изучить более глубоко рассматриваемые вопросы;

  • вопросы, выносимые на обсуждение, и список литературы с указанием конкретных страниц, необходимый для целенаправленной работы студента в ходе подготовки к семинару (список литературы оформляется в соответствии с правилами библиографического описания);

  • тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на семинарских/ практических занятиях. Практические занятия рекомендуется проводить и с использованием деловых ситуаций для анализа.

  • вопросы, тесты, задачи, задания для проведения текущего и/или модульного (рейтингового) контроля и самоконтроля знаний студентов, полученных практических навыков.

б) Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские/ практические занятия, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых студентам, варианты тем рефератов и организацию их обсуждения, методику обсуждения деловых ситуаций для анализа.
Лабораторные занятияодна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности студента, углубление и закрепление теоретических знаний и развитие навыков экспериментирования. Особое внимание необходимо уделить предварительной проверке готовности студентов к лабораторной работе.

УММ лабораторных занятий, входящие в состав УМК, включают:

  • план проведения занятий с указанием тем и объема аудиторных часов;

  • теоретические положения и указания к выполнению лабораторных работ;

  • методические вопросы, связанные с подготовкой и проведением лабораторных работ;

  • методику самостоятельной работы студентов;

  • рекомендации по организации рабочего места студента, соблюдению правил техники безопасности и санитарных норм.

В результате освоения дисциплины (практики) обучающийся должен:

Знать: иметь теоретические знания по дисциплине.

Уметь: правильно выполнять и интерпретировать методы лабораторно- практических исследований (навыки – уметь выполнять) по теоретическим дисциплинам; либо практического обследования больного на клинических дисциплинах (например: сбор анамнеза, осмотр при дневном свете, диаскопия, исследование дермографизма и тургора кожи, проведение граттажа, метода просветления, симптома Никольского, осмотр под лампой Вуда волосистой части головы)

Владеть: систематизировать практические навыки, владеть ими при самостоятельном проведении лабораторно-практической части модуля (теоретические дисциплины); либо при обследовании пациента и опираясь на их результаты обосновать предварительный (клинический) диагноз по клинической дисциплине.
4.Словарь терминов (глоссарий).

В каждой дисциплине используются специальные термины, содержание которых не очевидно и требует пояснения. Для того чтобы студент мог качественно изучить материал курса, он должен точно понимать и использовать термины, иметь краткие сведения о персоналиях, имеющих отношение к изучаемой дисциплине. В качестве вспомогательного средства в данном случае необходимо иметь толковый словарь терминов и персоналий - глоссарий. В данном словаре должны быть даны определения всех встречающихся в курсе терминов, относящихся именно к данному предмету. Термины могут привязываться к темам и/или располагаться в алфавитном порядке.
5.Формы текущего, рубежного и итогового контроля.

- Контрольные вопросы по каждой теме учебной программы и по всему курсу

(перечень вопросов представляется в заданной последовательности в полном соответствии с основной образовательной программой).

- Оценочные средства для текущего и рубежного контроля успеваемости - указываются оценочные средства, используемые для текущего и рубежного контроля успеваемости (проводится в течение определенного периода обучения, семестра или модуля, в том числе для контроля самостоятельной работы студента): задания в тестовой форме, ситуационные задачи, контрольные вопросы для письменного контроля или собеседования, контрольные работы (задания), примерные темы рефератов, курсовых работ и др. (необходимо представить типовые задания, примеры, темы). Обязательно представить критерии оценки при проведении текущего и рубежного контроля.

- Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (экзамен или зачёт) - указываются порядок проведения аттестации, оценочные средства, используемые для промежуточной аттестации (для экзамена или зачёта) по итогам освоения дисциплины: задания в тестовой форме, ситуационные задачи, контрольные вопросы и задания, перечень практических навыков (необходимо представить типовые задания, примеры). Обязательно представить критерии оценки по каждому этапу промежуточной аттестации (экзамена или зачёта).
6. Учебная и производственная практика – составная часть ООП ВПО, которая требует организации, современного учебно – методического обеспечения, управления и контроля, постоянной работы по анализу и оценке результатов с целью дальнейшего совершенствования.

УММ по практике должны быть представлены рабочей программой и методическими рекомендациями для преподавателей и студентов, направленными на формирование моторных, сенсорных и умственных навыков в реальных условиях работы специалиста.
Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины (практики): перечень лабораторий, специализированных учебных классов, музеев, компьютерных классов, фантомных классов. Отдельно представить: перечень фантомов, муляжей, других наглядных пособий, гербариев, учебных фильмов, мультимедийных презентаций, наборов инструментов, лабораторного оборудования, оргтехники, для учебного процесса, теле- и аудиоаппаратуры, материалов для освоения практических навыков, лечебно-диагностического оборудования и инструментария, используемого в учебном процессе (в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины). НАПРИМЕР: а)Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1.[Электронный ресурс]: режим доступа: //www. Consilium-medicum.com. каталог медицинских ресурсов INTERNET

2. Медлайн»,

3. е-library,

4. каталог «Корбис»,

5. профессионально-ориентированный сайт www. Medpsy.ru

6. Энциклопедия Российского законодательства (программа поддержки учебных заведений). «Гаран-студент. Специальный выпуск для студентов, аспирантов, преподавателей»

  1. Компьютерная справочная система «Консультант Плюс», «Система Гарант».

б) Материально-техническое обеспечение дисциплины

Кафедра располагает учебным фантомным классом для отработки практических навыков по первичной реанимации новорожденных в родильном зале. Методическое оснащение данного класса представлено:

  • Тренажеры головы младенца для интубации трахеи

  • Ларингоскопы для новорожденных с клинками №0 и №1

  • Фантомы младенца для закрытого массажа грудной клетки

  • Тренажер для отработки ИВЛ маской

  • Маски различной формы и размеров

  • Мешки Penlon

  • Интубационные трубки, пупочные катетеры, вакуум-эксракторы для санации ВДП

  • Учебный видеофильм и CD-диск с методикой ПРН

  • Набор тестовых заданий и ситуационные задачи

  • Учебники американской академии педиатрии по ПРН



Оргтехника, используемая в учебном процессе и теле- видеоаппаратура:

  • Компьютеры (ноутбук)

  • Мультимедийный проектор

  • Телевизор

  • DV –плейер

  • Слайдпроектор

  • Оверхед

  • Аппарат УЗ-диагностики

  • Прибор для холтеровского мониторирования ЭКГ «Кардиотехника 400»

  • Аппаратно-програмный комплекс для суточного мониторирования ЭКГ и Ад «Кардиотехника»

  • Велоэргометр

  • Электрокардиографы

  • Суточный рН- метр «Гастроскан-24» с набором зондов

  • Прибор для проведения аэрогеликотеста

  • Небулайзер


Фантомы, муляжи, лечебно-диагностическое оборудование:

  • фантомы и тренажеры для отработки навыков по первичной реанимации новорожденных (ИВЛ маской, интубация трахеи, закрытый массаж сердца);

  • фантомы ягодицы и руки для отработки навыков в/м и в/в введения лекарственных средств;

  • муляжи новорожденного ребенка по уходу за кожей, пупочной раной, слизистыми и набор для проведения первичного туалета в родильном зале.

  • Муляжи сердец с врожденными пороками.


Учебные компьютерные программы, электронные материалы:

    1. «Педиатрия»

    2. Программа расчета инфузионной терапии для новорожденных

    3. «Методика обследования новорожденного ребенка - CD диск»

    4. «Детская гастроэнтерология»

    5. «Эндоскопия верхних отделов пищеварительного тракта»

    6. «Формирование сердца. Пороки сердца. Гемодинамические нарушения. ЭхоКГ, аускультативная симптоматика»

    7. «Hard sounds»

    8. Катетеризация полостей сердца при различных врожденных пороках»

    9. CD- диск «Неросонография у новорожденных и детей раннего возраста. Норма и патология»

Видеофильмы

  • «Первичная реанимация новорожденных» (видео, DVD)

  • «Введение натурального сурфактанта при РДС» (видео, DVD)

  • «АФО кожи и заболевания кожи, подкожной клетчатки и пупочной ранки у новорожденных»

  • Эмбриофетопатии (видео, DVD)

  • Бронхиальная астма у детей


Слайды:

1. Фотографии детей с различной патологией

2. Укладки для недоношенных детей

  1. Новорожденный с опухолью шеи.

  2. Экстрафия мочевого пузыря и спинномозговая грыжа.

  3. Гидроцефалия.

  4. Гипотиреоз врожденный.

  5. Врожденная косолапость.

  6. Критерии оценки асфиксии новорожденных.

  7. Фиксация ключицы у новорожденных при ее переломе.

  8. Липкопластырное вытяжение при врожденном переломе бедра.

  9. Вытяжение при переломе голени.

  10. Рентгенограмма перелома плеча в средней трети.

  11. Рентгенограмма перелома бедра.

  12. Рентгенограмма линейного перелома теменной кости.

  13. Кефалогематома.

  14. Схема локализаций кровоизлияний при внутричерепной родовой травме.

  15. Генерализованный гипертонус.

  16. Симптом «заходящего солнца».

  17. Опрелости и мацерация кожи.

  18. Новорожденный с внутриутробной гипотрофией.

  19. Желтуха новорожденных.

  20. Акушерский паралич.

  21. Лануго.

  22. Манипуляции в кувезе.

  23. Врожденные пути инфицирования новорожденных.

  24. Флебит бедренной вены.

  25. Обменное переливание крови.

  26. Фатальная асфиксия.

  27. Spina bifida и пигментный невус.

  28. Гнойничковые поражения кожи.

  29. Эксфолиативный дерматит Риттера.

  30. Флегмона передней брюшной стенки.

  31. Мастит с формированием абсцесса.

  32. Рентгенограмма остеомиелит бедра.

  33. Общий вид ребенка в кувезе.

  34. Алкогольный синдром плода.

  35. Патогенез гемолитической болезни новорожденных по Rh-фактору.

  36. Доношенный и недоношенный ребенок (сравнение).

  37. Динамика внешнего вида недоношенного ребенка в течение первых 3-х недель жизни.

  38. Экзофтальм.

  39. Патогенез гемолитической болезни по группам крови.

  40. Универсальный отек.

  41. Последствия недоношенности, гипотрофия.

  42. Анемия.

  43. Причины дыхательной недостаточности у новорожденных.



7. Совокупность всех учебных и УММ, входящих в УМК по соответствующей дисциплине, составляет документацию УМК. Документация УМК является интеллектуальной собственностью кафедры, разработавшей УМК.
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ УМК

1. УМК разрабатывается кафедрой, обеспечивающей обучение по данной дисциплине в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям). Заведующий кафедры-разработчика УМК является ответственным за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям Государственного стандарта по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.

2.Рекомендуется модульное построение учебно-тематического плана, при этом модуль рассматривается как часть (раздел) дисциплины, после которой следует проверка знаний (рубежный контроль).

При изучении клинических дисциплин особое внимание должно быть уделено преподаванию вопросов доказательной медицины, профилактики заболеваний, экспертизы трудоспособности, биоэтики и медицинской деонтологии.Особое внимание при составлении учебно-тематического плана следует уделять строгому соответствию видов занятий и часовых нормативов учебному плану конкретной специальности. Не допускается произвольное изменение часовой нагрузки, нарушение соотношения между различными видами учебной работы, введение не предусмотренных учебным планом зачётов и экзаменов.

Учебно-тематический план дисциплины составляется на учебный год и может быть продлен на период действия рабочей программы, если в методике преподавания дисциплины не возникает изменений, что оформляется протоколом заседания кафедры, выписка из которого предоставляется в ЦКМС.

3. Разработка УМК включает в себя следующие этапы:

  • Разработка конспектов рабочих программ, лекций, МР, УММ, глоссария, методики проведения практическихзанятий, подготовкивыпускных квалификационных работ;

  • Оформление документации по УМК;

  • Апробация материалов УМК в учебном процессе;

  • Корректировка материалов УМК.


III. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УМК

В целях организационного обеспечения создания и развития учебно-методических комплексов настоящим Положением предусматривается введение формы титульного листа учебно-методического комплекса учебной дисциплины (Приложения А) и структуры УМК (Приложение Б).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Форма титульного листа учебно-методического

комплекса учебной дисциплины
ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра __________________________________________

Учебно-методический комплекс по дисциплине


Для направления/специальности__________________

(код и наименование специальности по Классификатору специальностей высшего профессионального образования)
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_____» ___________ 200 г.
Махачкала 20..

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

СТРУКТУРА УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК):

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальностям для студентов («лечебное дело», «педиатрия», «медико – профилактическое дело», «стоматология», «фармация»).

  2. Примерный учебный план по специальностям.

  3. Типовая примерная программа по дисциплине.

  4. Рабочие программы по дисциплине (дисциплинам) для специальностей.

  5. Список основной и дополнительной литературы с указанием распределения учебной литературы, согласованного с библиотекой.

  6. Лекционный материал по дисциплине для каждой специальности (конспекты лекций, презентации).

  7. Методические рекомендации к практическим (лабораторным) занятиям для преподавателей.

  8. Контролирующие материалы:

- тестовые задания (или другие формы) для текущего (входного и выходного) контроля;

- тестовые задания (или другие виды заданий) для рубежного контроля;

- перечень вопросов для итогового контроля (экзамен, зачет).


  1. Материалы для организации самостоятельной работы студентов по формам обучения.

  2. Учебно – методические пособия, подготовленные кафедрой для самостоятельной работы студентов (курсантов) за последние 5 лет.

  3. Рабочие программы по учебной и производственной практикам.

  4. Методические рекомендации по практике для студентов.

  5. Методические рекомендации по практике для преподавателей.

  6. Электронные учебники, видеофильмы, контролирующие и обучающие электронные программы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры 06. 2009...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Структура и состав учебно-методического комплекса дисциплины / модуля
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине
При разработке учебно –методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс экологическое право
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине логика
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Страхование»
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине русский язык
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине налоги и налогообложение
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Налоги и налогообложение»
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине безопасность жизнедеятельности
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены


Школьные материалы


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск