Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
|
| Ярыгин Д.В.
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № 1 от 30.08.2013
|
Учебно-методический комплекс
по модулю Б3.КВ7 Именные части речи
Факультет филологический
Направление: 050100 Педагогическое образование
Профиль 050110 Филологическое образование
Кафедра русского языка
Составитель: к.ф.н., доц. Семенова Н. А.
Москва-2013
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой
_______________________
___________(ФИО) Решение заседания
кафедры Протокол № _1_
«_30__» _____08______2013г.
Программа модуля «Именные части речи»
Направление: 050100 Педагогическое образование
Профиль: 050110 Филологическое образование
Составитель: к.ф.н., доц. Семенова Н.А.
Москва-2013
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса
Цель: исследование актуальных проблем морфологии (на материале именных частей речи).
Задачи:
- углубление знаний, полученных в основном курсе современного русского языка об именных частях речи;
- формирование умений выявлять различия между лексическим и грамматическим значением слова;
- приобретение навыков работы с учебной и научной литературой, посвященной изучению грамматических категорий именного слова в современном русском языке;
- овладение нормами устной и письменной речи, изучение особенностей формообразования именных частей речи.
Объем в ЗЕ: 3 Время изучения: курс III семестр 6 Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
Основы языкознания, Современный русский язык Фонетика)
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
Современный русский язык, Типология членов предложения в современном русском языке, Структура и семантика многочленного сложного предложения.
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ:
мировоззренческий ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
- Имеет представление об истории, современном состоянии и тенденциях развития русского языка, его родственных связей и типологических особенностей
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Морфологический разбор именных частей речи: характеристики лексемы и словоформы.
Знание теории полевой структуры частей речи.
Знание грамматических особенностей именных частей речи и умение создавать связный текст, пользуясь механизмами словоизменения в современном русском языке.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
2 уровень сложности: конспектирование, реферат, анализ различных типов данных
3 уровень сложности: эссе, проект Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| Компетенция
| Тема 1
Объем именных частей речи. Синкретичные явления в системе частей речи
| Конспекты, презентации
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
| Компетенция
| Тема 2
Имя существительное
| Конспекты, презентации
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
| Компетенция
| Тема 3
Имя прилагательное
| Конспекты, презентации
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
|
| Тема 4
Имя числительное
|
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
|
| Тема 5
Местоимение
|
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
|
| Тема 6
Склонение именных частей речи
|
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
|
| Тема 7
Аналитические тенденции склонения имен
|
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
|
| Тема 8
Принципы морфологического анализа имен
|
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
|
2. Объем модуля и виды учебной работы
Форма обучения дневная
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
|
|
| Лекции
| 10
|
| 6
| Практические/семинарские
| 50
| 48
| 6
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
| +
|
|
| Общий объем часов по дисциплине
| 60
| 48
|
| 3. Содержание модуля/ дисциплины
Краткое содержание курса
Общие сведения. Оппозиции внутри самостоятельных частей речи. Противопоставление имен и глаголов. Противопоставление местоименных и неместоименных слов. Противопоставление имени существительного как имени предмета и всех остальных признаковых частей речи. Синкретичные явления в системе частей речи. Причины синкретизма.
Теория полевой структуры частей речи. Теория поля в грамматике (В.Г. Адмони). Ядро и периферия именных частей речи.
Теория трех рангов Отто Есперсена.
Объем именных частей речи.
Морфологические разряды и их отношение к частям речи.
Имя существительное. Продуктивные тенденции в развитии категории рода. Продуктивные тенденции в развитии категории числа. Синтаксические (грамматические) и семантические падежи (Е. Курилович), восполняющие падежи (Н.Ю. Шведова).
Имя прилагательное. Отличие грамматических категорий имени прилагательного от имени существительного.
Имя числительное. Своеобразие значения имени числительного. Специфика морфологического оформления числительного. Вопрос о неопределенно-количественных словах русского языка в современной грамматике.
Местоимение. Традиционный и современный подход к словарному составу местоимения как части речи.
Склонение именных частей речи. Теория русского именного словоизменения А.А. Зализняка. Классификация по типам склонения в зависимости от набора падежных флексий. Основные типы парадигм. Нестандартные и вариантные окончания. Современные тенденции в области склонения существительных. Дефектные парадигмы. Современные тенденции в области склонения числительных.
Несклоняемые именные части речи. Продуктивные типы образования аналитических признаковых наименований.
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия
| Семинары
| …
| Самостоятельная работа
| 1.
| Общие сведения
| 2
| 2
|
|
| 4
| 2.
| Имя существительное
| 2
| 16
|
|
| 12
| 3.
| Имя прилагательное
| 2
| 14
|
|
| 8
| 4.
| Имя числительное
| 2
| 10
|
|
| 12
| 5.
| Местоимение
| 2
| 8
|
|
| 12
| 3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Общие сведения
| Понятие о частях речи. Состав самостоятельных частей речи. Состав служебных частей речи.
Оппозиции внутри самостоятельных частей речи.
Синкретичные явления в системе частей речи. Теория поля в русской грамматике.
| Лекция 1. Введение.
Система частей речи в современном русском языке.
Противопоставление имен и глаголов.
Теория полевой структуры частей речи.
| Занятие 1. Система частей речи в современном русском языке.
| 2.
| Грамматические категории имен существительных и прилагательных
| Словоизменительные и классифицирующие категории существительных.
Согласовательные классы существительных.
Продуктивные тенденции в развитии категории рода и числа.
Морфологические категории прилагательных.
Склонение прилагательных.
| Лекция 2. Грамматические категории имен существительных и прилагательных
| Занятие 2. Категория рода у одушевленных и неодушевленных существительных. Согласовательные классы.
Занятие 3. Род несклоняемых существительных и аббревиатур.
Занятие 4. Продуктивные тенденции в развитии категории числа.
Занятие 5. Типы падежных значений. Основные значения падежей.
Занятие 6. Парадигмы склонения существительных.
Занятие 7. Принципы морфологического анализа существительных.
Занятие 8. Лексико-грамматические разряды прилагательных.
Занятие 9. Степени сравнения качественных прилагательных.
Занятие 10. Словоизменительные категории имен прилагательных.
Занятие 11. Типы склонения прилагательных.
Занятие 12. Морфологический анализ имен прилагательных.
| 3.
| Имя числительное
| Лексико-семантические разряды числительных. Количественные числительные.
Собирательные числительные.
Склонение числительных.
| Лекция 3. Имя числительное в современном русском языке.
| Занятие 13. Типы классификации числительных.
Занятие 14. Категории рода и падежа у числительных.
Занятие 15. Собирательные числительные.
Занятие 16. Склонение числительных. Аналитические тенденции.
Занятие 17. Морфологический анализ имен числительных.
| 4.
| Местоимение
| Местоименные слова. Местоимение как часть речи. Лексико-грамматические разряды местоимений.
Грамматические категории местоимения. Особенности склонения местоимений.
| Лекция 4. Частеречный статус местоименных слов.
| Занятие 18. Семантические и грамматические разряды местоимений.
Занятие 19. Морфологические категории местоимений2-существительных.
Занятие 20. Особенности местоименных парадигм.
Занятие 21. Морфологический анализ местоимения.
| Основные понятия
Грамматическое значение, грамматическая форма, часть речи, грамматическая категория, морфологическая парадигма, падеж, типы падежей, число, род, склонение, лексико-грамматический разряд, теория поля, аналитические тенденции в морфологии.
Календарно-тематический план
Факультет филологический
Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю « Именные части речи»
Форма обучения очная
Курс III
направление
| Наименования разделов
| Всего часов
| лекции
| практические
| лабораторные
| Самостоятельная работа
| Календарные сроки выполнения
| Педагогическое образование Профиль Филологическое образование
| Общие сведения
| 8
| 2
| 2
|
| 4
|
| Имена существительное и прилагательное
| 54
| 4
| 30
|
| 20
|
| Имя числительное
| 24
| 2
| 10
|
| 12
|
| Местоимение
| 22
| 2
| 8
|
| 12
|
|
Организация самостоятельной работы студентов
График самостоятельной работы студентов очной формы обучения
Факультет филологический
Специальность/ направление: Педагогическое образование Профиль Филологическое образование
Курс 3
направление
| Темы, выносимые на самостоятельную работу
| Форма отчета по самостоятельной работе
| Планируемые сроки выполнения
| февраль
| март
| апрель
| май
| июнь
|
|
|
| Педагогическое образование
| Типы грамматических категорий
| доклад
| *
|
|
|
|
|
|
|
| Система частей речи в современном русском языке
| реферат
|
| *
|
|
|
|
|
|
| Содержательная ценность категории рода имен существительных
| эссе
|
|
| *
|
|
|
|
|
| Склонение и особенности употребления собирательных числительных
| доклад
|
|
|
| *
|
|
|
|
| Лексико-грамматические разряды местоимений
| проект
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|