Скачать 0.59 Mb.
|
Составитель: Минаева Ольга Дмитриевна, доцент кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ e-mail: olg-minaeva@yandex.ru ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (1917-2000-е гг.) В предлагаемом методическом пособии содержатся основная и дополнительная литература по всему курсу, вопросы по каждой теме, перечень публицистов, с произведениями которых необходимо ознакомиться. Вопросы к темам отражают примерный перечень вопросов на экзамене. Для более серьезной самостоятельной работы дан перечень как основной, так и дополнительной научной литературы. Основная литература обеспечивает базовую подготовку, цель которой – сформировать представление студентов об особенностях развития отечественной журналистики на различных исторических этапах, взаимодействия и развития печати, радио, телевидения, информационных агентств, знакомство с лучшими образцами отечественной публицистики. Дополнительная литература должна помочь в самостоятельной работе по конкретным темам. Учебная литература рекомендуется для изучения всего курса. Курс изучается в течение двух семестров. Отчетность: тест, экзамен по всему курсу. Написание реферата не является необходимым, но желательно для подготовки к написанию курсовых и дипломных сочинений. Перечень тем для рефератов носит рекомендательный характер – студент может предложить интересующую его тему. В пособии приведены названия спецсеминаров кафедры. После перечня вопросов и литературы по всему курсу даются контрольные вопросы и тексты документов, обязательных для изучения студентами (в хронологическом порядке). На что следует обратить внимание? В данном курсе изучаются 3 различные модели отечественных СМИ:
Студенты должны представлять себе характеристики и особенности развития прессы каждой из этих моделей. Особое внимание следует обратить на перечень обязательных документов, которые регламентировали деятельность СМИ в различные исторические периоды. Тексты этих документов следует внимательно прочитать, обращая внимание на особенности и степень государственного регулирования развития СМИ. В период деятельности Временного правительства были закрыты цензурные учреждения и свобода слова, провозглашенная в ряду других демократических преобразований, была закреплена в Постановлении Временного правительства о печати от 27 апреля 1917 г. Это первый важный документ курса. Анализируя его, надо иметь ввиду, что порядок рассылки напечатанных экземпляров не является мерой, ограничивающей свободу слова. Это лишь порядок уведомления органов власти и способ сохранения периодики и книг в крупнейших хранилищах, таких как Книжная палата, Российская государственная библиотека (бывший Румянцевский музей, затем библиотека им.Ленина). Порядок регистрации новых СМИ в Постановлении Временного правительства тоже уведомительный – он не требует получать разрешение от властей на издание новых СМИ. Первым документом большевиков, регламентирующим деятельность прессы, стал Декрет о печати от 27октября (9 ноября)1917 г. Этот документ по сути отменял существовавшую свободу слова и провозглашал принципы политической цензуры. Обратите внимание на мотивировку необходимости закрыть «конкурирующие» с большевистскими крупнейшие русские газеты, а также на сроки, на которые вводился в действие этот Декрет. Два других документа Совета народных комиссаров (Декреты о государственной монополии на объявления и о революционном трибунале печати) были направлены на закрытие оппозиционной прессы. Параллельно с закрытием оппозиционных изданий, Советское правительство ищет удобную форму для создания аппарата цензуры. Первый опыт - военная цензура. В 1918 г. была создана военная цензура, которая выполняла также функции политической цензуры. Посмотрите в хрестоматии (Русская журналистика в документах. История надзора. М. 2003.) список газет, закрытых за невыполнение требований военной цензуры. После окончания Гражданской войны она была передана в ведение ВЧК. Любопытно, что документы показывают, что не делалось различий между содержанием работы военных цензоров и гражданских – по просьбе отдела печати Моссовета военных цензоров переводили в гражданское ведомство для выявления порнографической литературы. Резолюция гласит: «ввиду закрытия буржуазных газет и сокращения работы военных цензоров» целесообразно перевести цензоров. Работа военной цензуры – прообраз цензуры политической и всеобъемлющей. С 1919 г. Госиздат (Государственное издательство) осуществлял политику государства в отношении публикуемой общественной, научной и художественной литературы. Посмотрите положение о Госиздате в хрестоматии – найдите цензорскую функцию Госиздата. Оно регулировало деятельность частных издательств, решая, давать им бумагу или нет. Поэтому создание Главлита в 1922 г. было логическим продолжением поиска удобных для государства форм политического контроля в первую очередь прессы, а затем и всех видов художественного и научного творчества, культуры в целом. В 1922 г. был создан Главлит (Главное управление по делам литературы и издательства). Это период НЭПа, когда у советской прессы была некоторая конкуренция со стороны частных издательств. Штат цензоров по всей стране рассматривал возможность публикации любого текста – от фельетона или книги до этикетки спичечного коробка. Главлит прекратил свое существование лишь в 1991 году, с падением социалистического строя. Это ведомство осуществляло допечатную и послепечатную политическую цензуру всех периодических изданий, книг, театральных пьес и даже текстов концертов. Цензурная политика государства осуществлялась судебно-административным преследованием «нарушителей» и «умелым идеологическим давлением» и воздействием, провокациями и преступлениями против личности. В качестве примеров различных методов воздействия можно вспомнить Постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград» (травля М. Зощенко и А. Ахматовой), историю А. Твардовского в журнале «Новый мир» и т.п. Важным кажется напоминание о том, что в советский период отсутствовали обнародованные правовые документы, касающиеся свободы слова и печати. Отсутствовали вообще какие-либо документы, регламентирующие функционирование прессы. Уместно заметить, что в XVIII – XIX вв. цензурные требования государственной власти были обнародованы (как цензурные уставы, так и некоторые законы и распоряжения). В Советском Союзе долгие годы лицемерно отрицалось наличие цензуры. Собственно, кроме положения о Главлите обнародованных документов нет, а между тем в нем только в общих чертах сформулированы критерии для запрета той или иной публикации. Циркуляр Главлита от 1926 г. заявлял, что «в СССР цензуры нет», а потому употребление устаревших терминов «цензор» и «цензура» неправильно, поскольку «Окрлиты, Улиты, Гублиты и Облиты – не цензура, а органы контроля» В ряду наиболее значительных работ по этой теме назову книгу «История советской политической цензуры. Документы и комментарии».i Составитель - Т.М. Горяева, автор нескольких книг о Главлите и советской цензуре. Конечно, собственно Главлит только контролирует, а не определяет содержание советской прессы. Определяют содержание, направления идеологической работы, необходимость создания новых СМИ и т.д. высшие партийные органы страны. В 20-е гг. была сформирована авторитарная централизованная система управления обществом и прессой. Система СМИ встроена в иерархическую вертикальную структуру управления. Развивалась система тотальной цензуры всех периодических изданий, книг, любой полиграфической продукции. Развивалась и цензура устных высказываний разных уровней: от высших руководителей страны до рядовых граждан. В советский период, особенно в 1920-1930-е гг. наличествуют практически все виды цензуры: предварительная, последующая, конфискующая, цензура главного редактора, самоцензура. Вопросы, литература, темы рефератов для студентов заочного отделения. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). Учебный комплект. М. 2002. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917-90 гг.). М.2005. История отечественной журналистики (1917-1945).Хрестоматия. М. 1999. История отечественной журналистики. Вторая половина 80-х годов ХХ века. Хрестоматия. М. 2009. История русской периодической печати (1703-2003). Библиографический справочник. Сост. - Грабельников А.А., Минаева О.Д. М. 2004. Публицистика русского зарубежья (1920-1945). Сб-к статей. М. 1999. Русская журналистика в документах. История надзора. Сборник документов. М.2003. Дополнительная литература по всему курсу:
Тема 1.Русская журналистика в период Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.).
Публицистика М. Горького, В.И. Ленина, Л.Б. Каменева, Г.В. Плеханова, П.Н. Милюкова. Дополнительная публицистика: Бердяев Н. А. Духи русской революции // Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.1990. Бунин И. Окаянные дни. Горький М. Несвоевременные мысли. М. 2004. Горький М. Несвоевременные мысли о революции и культуре. Ст. 1917-1918 гг. М. 1990. Ленин В. И. Как обеспечить успех Учредительного собрания (о свободе печати) сентябрь 1917 г. Полн.собр.соч. Т.34. С. 208-209. Ленин В. И. Кризис назрел. 20 сент.1917 г. Т.34. С. 272-283. Ленин В. И.О задачах пролетариата в данной революции (Апрельские тезисы). 7 апреля 1917 г. Полн.собр.соч.Т. 31. С. 113-118. Плеханов Г. В. Год на Родине. // От первого лица. Сборник статей. М. 1992. Плеханов Г.В. Логика ошибки. 20 июня 1917г.// Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). М. 2002. С.64-66. Плеханов Г.В. Открытое письмо к петроградским рабочим. 28 октября 1917г.// Там же. С.66-70. Тема 2. Советская журналистика в 1917-1927 гг.
|
Рабочая программа по курсу «История отечественных сми, Новейший период»... Целью данного курса является изучение новейшей истории отечественной журналистики как общественного института, обобщение сложного... | Реферат: История отечественной и зарубежной журналистики тема: «История... Тема: «История возникновения и деятельности популярных отечественных печатных изданий сми» | ||
Темы рефератов Предмет и задачи экологии. История экологии как науки.... | О. А. Андреев Л. Н. Хромов Широта охвата этого поля деятельности огромна. В неё включаются как проведение пуско-наладочных, ремонтных и профилактических работ,... | ||
Урок химии в 9 классе Широта охвата этого поля деятельности огромна. В неё включаются как проведение пуско-наладочных, ремонтных и профилактических работ,... | Контрольный список сотрудника Широта охвата этого поля деятельности огромна. В неё включаются как проведение пуско-наладочных, ремонтных и профилактических работ,... | ||
Темы рефератов Теории занятости населения и их применение на практике... Подготовка профессиональных кадров на отечественных предприятиях: история и перспективы развития | А. Коток Беспощадная иммунизация Издательство «Гомеопатическая Медицина» Широта охвата этого поля деятельности огромна. В неё включаются как проведение пуско-наладочных, ремонтных и профилактических работ,... | ||
Конспект лекций по дисциплине Эксплуатация ЭВМ и систем Широта охвата этого поля деятельности огромна. В неё включаются как проведение пуско-наладочных, ремонтных и профилактических работ,... | Фонд оценочных средств дисциплины оп. 16 «история отечественного государства и права» Паспорт фонда оценочных средств дисциплины «История отечественного государства и права» | ||
Фонд оценочных средств дисциплины оп. 16 «история отечественного государства и права» Паспорт фонда оценочных средств дисциплины «История отечественного государства и права» | 1 История как наука Комплект контрольно- измерительных материалов и контрольно-оценочных средств по дисциплине «История» | ||
Сударственный институт культуры (1981) Аспирантура Ленинградский... Введение федерального государственного образовательного стандарта в Липецкой области | Факультет прикладной политологии Программа дисциплины История мировой... Казанского университета Н. Ф. Катанова. Его педагогическая и научная деятельность – неоспоримое свидетельство крупных достижений... | ||
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по учебной дисциплине «История» Рабочая программа по учебной дисциплине «История» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и... | История развития средств вычислительной техники Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования |