Пояснительная записка





НазваниеПояснительная записка
страница1/4
Дата публикации28.03.2015
Размер0.51 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4


Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………………..3

Раздел 1. Специфика научного исследования………………………….................5

Раздел 2. Подбор, изучение и анализ научной литературы……………………...7

Раздел 3. Язык науки: понятийный аппарат научного исследования…………...9

Раздел 4. Составление плана исследовательской работы………………………16

Раздел 5. Основные требования к оформлению исследовательской работы …21

Раздел 6. Подготовка выступления………………………………………………36

Приложения………………………………………………………………………..39

Рекомендуемая литература……………………………………………………….46


Пояснительная записка

Настоящие рекомендации представляют собой пособие, цель которого удовлетворить запросы начинающих исследователей, научить их самостоятельно проводить научные исследования, обобщать и углублять полученные знания, применять их для решения практических задач, выдвигать и защищать собственные суждения. Как показывает практика, не каждый студент умеет правильно пользоваться научной литературой. У многих не сформирована культура как письменной, так и устной речи, в основе которой лежит научный стиль. В пособии нашли отражение те трудности, которые мешают работе начинающего исследователя, препятствуя его продвижению вперед.

Рекомендации состоят из 6 частей. Первая, вводный раздел, знакомит со спецификой научного исследования. Второй раздел посвящен подбору, изучению и анализу научной литературы, основным правилам зрительного восприятия текста. В третьем разделе даны пояснения по составлению плана. Четвертый раздел затрагивает такие вопросы как понятийный аппарат исследования и структура научной работы. Пятый раздел посвящен основным требованиям к оформлению курсовой работы, проекта, реферата. Шестой раздел представляет собой рекомендации по подготовке к защите исследовательской работы, устному выступлению на научно-практических конференциях.

Второй, третий, четвертый и пятый разделы содержат наглядные примеры.

В приложении предлагаются варианты оформления титульного листа, оглавления, а также представлен список Интернет-ресурсов, Web-сайтов.

В конце пособия размещен список литературы, который содержит издания, углубляющие отдельные вопросы, рассматриваемые в настоящих указаниях.

Пособие адресовано, прежде всего, студентам, начинающим исследовательскую работу с целью написания научного произведения.

Хочется надеяться, что настоящие указания станут нужными и важными для начинающих исследователей и помогут их успешному продвижению по нелегкому пути науки.

Помощь в написании методических указаний оказала Т.О. Алексеева, предоставив материал о правилах оформления электронных ресурсов.

Раздел 1. Специфика научного исследования

Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, основанный на научном анализе, целью которого является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Исследование может быть представлено в виде курсовой работы или проекта, реферата, доклада, выступления и т.д. Форма научного произведения не зависит от его вида. Это значит, что курсовая, работа, реферат или доклад имеют единый язык и различаются лишь объемом выполняемой научной работы.

Процесс выполнения исследовательской работы состоит из следующих этапов:

    • выбор темы исследования;

    • подбор, изучение и анализ литературы;

    • составление плана исследовательской работы;

    • сбор и обработка фактического и нормативного материала;

    • написание текста исследовательской работы и разработка приложений;

    • оформление исследовательской работы

    • защита исследовательской работы.

Выбор темы исследования – это важный этап научно-исследовательской работы. От степени удачности его прохождения в значительной мере зависит возможность проведения самого исследования. Если тема выбрана неудачно, то длительная работа исследователя обречена на провал.

Обычно темы исследований для курсовых работ, рефератов предлагаются кафедрами в виде соответствующих списков. Студент может предложить свою тему исследования, и по согласованию с научным руководителем она может быть утверждена. Выбранная тема исследования должна отвечать требованиям актуальности и новизны.

На время выполнения исследовательской работы составляется расписание консультаций, в ходе которых научный руководитель консультирует студентов по вопросам содержания и последовательности выполнения работы, помогает подобрать необходимую литературу, контролирует ход выполнения работы и готовит на нее письменный отзыв.

Исследовательская работа должна быть написана самостоятельно. Изложение темы следует подкреплять фактическими данными, сопоставлениями, расчетами, графиками и таблицами.

Работа должна составлять не менее 15-20 страниц машинописного текста и включать введение, несколько глав, заключение.

Структурно исследовательская работа состоит из двух частей: теоретической и практической.

В теоретической части работы необходимо провести анализ литературы по рассматриваемому вопросу. Написание теоретической части должно включать анализ нескольких точек зрения на данную проблему с акцентом на их положительных и отрицательных сторонах, а также собственную позицию студента. Материал, используемый в исследовательской работе, должен быть переработан, связан с темой исследовательской работы и изложен своими словами.

Практическая часть исследовательской работы предусматривает применение и закрепление на практике полученных теоретических знаний. Источниками для написания практической части являются данные статистической отчетности, СМИ, нормативные и методические материалы.

Раздел 2. Подбор, изучение и анализ научной литературы

Приступая к поиску литературных источников, необходимо иметь ответы на следующие вопросы: «Что искать?», «Где искать?», «Как искать?», «Где записывать?», «Как записывать?».

Поиск источников по теме исследования можно начинать с систематических и предметных каталогов библиотек, консультаций с библиографами относительно имеющихся списков литературы, знакомства с библиографическими указателями. Целесообразно просмотреть литературу по теме исследовательской работы за период от 5 до 10 лет. Найденную библиографическую информацию можно фиксировать в форме рабочего списка литературы. Рабочий список целесообразно вести по видам источников: 1). Монографии, учебники, 2). Статьи.

После составления рабочего списка можно приступать к просмотру отобранных источников.

Как нужно читать?

  1. Чтение должно быть основательным и вдумчивым.

  2. Необходимо анализировать прочитанное, выяснять значение неизвестных терминов и понятий, искать ответы на значимые для вас вопросы.

  3. Важно делать выписки из всего, что может вам пригодиться в вашей научной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения.

  4. По прочтении необходимо оценить полученную вами информацию, подойдя к ней критически, а также с позиций значимости для ваших исследований.

При чтении рекомендуется использовать различные способы маркировки того или иного материала:

    • Закладки с пометками;

    • Подчеркивание карандашом;

    • Особая знаковая система, например: ? – сомнение, !!! важно, обратить внимание, NB! – хорошо заметить, ٱ – выписать.

Как работать с научным журналом, сборником научных статей, тезисов и т.д.

I этап – беглый просмотр, чтение заголовков.

Цель – быстро определить нужные, интересные материалы.

Если вы ищете материалы на определенную тему, то поиски намного облегчатся, если вы знаете структуру журнала, сборника, их рубрикацию, фамилии интересных вам ученых.

При первом обращении к журналу полезно отмечать заголовки на полях: те, которые нужно прочитать.

II этап – тщательный просмотр отмеченных статей журнала.

Цель – получить необходимую информацию.

На этом этапе необходимо приучить себя подчеркивать, делить текст на отдельные смысловые части.

Как работать с книгой.

Умение работать с книгой во многом зависит от знания и понимания роли каждого ее структурного элемента, от умения извлечь необходимую информацию о книге до ее прочтения.

Заголовок: в научной литературе указывает на тему.

Аннотация: расположена на обороте титульного листа; сжатая характеристика содержания.

Оглавление: план изложения темы, путеводитель по книге.

Предисловие: изложение задач, поставленных автором.

Послесловие: итог, краткие выводы.

Справочный материал: комментарий к понятиям, терминам, фактам, которые нуждаются в объяснении.

Раздел 3. Язык науки: понятийный аппарат научного исследования

За последние несколько столетий язык науки не претерпел су­щественных изменений. Это говорит об известном консерватизме формы научного произведения. Чтобы лучше понять язык науки, остановимся на характерных особенностях стиля письменной научной речи.

Прежде всего, стилю письменной научной речи характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимения первого лица единствен­ного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. Рекомендуется использовать неопределенно-личные предложения, формы изложения от третьего лица, предложения со страдательным залогом.

Пример.

Вначале производят отбор факторов для анализа, а затем устанавли­вают их влияние на показатель.

Автор полагает...

Раз­работан комплексный подход к исследованию...

В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Нужно использовать терминологическое название. Если есть сомнения в стили­стической окраске слова, то лучше обратиться к словарю.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосо­четаний. Эти слова позволяют отразить:

  • последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);

  • переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановить­ся на, необходимо рассмотреть);

  • противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

  • причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);

  • отношение (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

  • итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим).

Для выражения логической последовательности используют сложные сою­зы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду то­го что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время, как и др.

Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п. В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагатель­ные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше). В научной речи очень распространены указательные местоимения "этот", "тот", "такой". Местоимения "что-то", "кое-что", "что-нибудь" в тексте научной работы обычно не используются.

Для выражения логических связей между частями научного текста исполь­зуются следующие устойчивые сочетания (приведем результаты; как показал анализ; на основании полученных данных).

Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего исполь­зуются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прила­гательного с приставкой по- (повыше, побыстрее).

Особенностью научного языка является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоиме­нию такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и при­знаков

Пример.

Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование рынка труда.

Понятийный аппарат научного исследования образуют акту­альность исследования, его цель, проблема, объект, предмет, ги­потеза, задачи, методика, новизна, практическая значимость.

Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения дан­ных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для курсовой работы достаточно ½ страницы машинописного текста, для реферата –1/3 страницы.

Из чего следует и из чего не следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования?

Можно назвать два основных направления ее характеристики. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном слу­чае исследование актуально именно потому, что определенные ас­пекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследова­ние направлено на преодоление этого пробела. Второе направле­ние характеристики актуальности связано с возможностью реше­ния определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

Пример.

«Актуальность проблемы. Переход российской экономики от планово-административных методов управления к рыночным кардинально изменил экономическую, социальную, политическую и социально-психологическую обстановку в стране. Это, бесспорно, требует существенной перестройки и стратегии, и тактики, и психологии управления».

Цель исследования - это то, что мы хотим получить при проведении иссле­дования, некоторый образ будущего, это конечный итог работы.

Примеры.

«Целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей сознательной смены профессии как феномена профессионального развития».

«Цель исследования: выявить особенности решения диагности­ческих задач практическим психологом».

Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза - это предполагаемое решение проблемы.

Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, органи­зующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те след­ствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Задачи исследования - это те исследовательские действия, ко­торые необходимо выполнить для достижения поставленной в ра­боте цели, решения проблемы или для проверки сформулирован­ной гипотезы исследования. Обычно при формулировании задач используются следующие выражения: проанализировать…, внедрить…, показать…, найти…, изучить…, определить…, описать…, установить…, выяснить…, дать рекомендации… и т.д.

Формулировку задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав исследовательской работы. Это важно также и потому, что заголовки глав довольно часто рождаются их формулировок задач работы.

Пример.

«Выдвигается гипотеза, что, исследовав переводческие ошибки, возникающие при последовательном переводе устного иноязычного текста, можно выделить трудности аудирования и определить способы их преодоления. Для проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть особенности устного перевода;

  2. Обобщить информацию о процессе аудирования при последовательном переводе;

  3. Выделить трудности аудирования иноязычного текста;

  4. Проанализировать влияние трудностей на принятие переводческих решений;

  5. Определить способы снятия трудностей».

Объект исследования - это процесс или явление, порождаю­щее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Пример.

«Объект исследования: настойчивость как системное свойство личности. Предмет исследования: психологическая структура, количест­венные и качественные особенности настойчивости у людей».

«Предмет исследования: восприятие школьных шумов учителя­ми и их воздействие на поведение в педагогической деятельности. Объектом данного исследования являют­ся учителя общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга».

Научная новизна. Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Следует отметить, что, ко­гда речь идет о курсовой работе или реферате, это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Для этих науч­ных работ новизна результатов может иметь субъективный харак­тер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае проведенная работа может пред­ставлять собой моделирование известных в науке (обществе) решений.

Пример.

«Новизна работы состоит в том, что уточнены трудности аудирования, описаны условия, при которых возникают эти трудности и способы их преодоления. А также дано теоретическое исследование специфических трудностей, возникающих при аудировании иноязычных тестов, предъявляемых в быстром темпе и выделены способы их преодоления в процессе развития навыков последовательного перевода».

Практическая значимость. Целесообразно выделить два основных направления характери­стики практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными в нем данными, второе - с используемой методикой.

Практическая значимость результатов исследования может за­ключаться в возможности:

  • решения на их основе той или иной практической задачи;

  • проведения дальнейших научных исследовании;

  • использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов.



Пример.

«Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты могут найти применение при обучении аудированию, а также при разработке методических указаний для переводчиков».

Раздел 4. Составление плана исследовательской работы

Приступая к написанию исследовательской работы, надо видеть очертания работы в виде ее структурного построения по главам и параграфам. Исследовательская работа обычно имеет следующий вид:

Введение

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования

1.1

1.2

Глава 2. Практическая часть



  1. …………………………………………….

Заключение

Список использованной литературы…………………

Приложение

Введение целесообразно писать после того, как исследование полностью выполнено и написаны первая и вторая глава. В нем характеризуются все элементы аппарата научного исследования и кратко освещается проделанная работа. Введение заканчивается описанием структуры научной работы.

Пример.

«Структура работы определяется целью исследования и включает в себя введение, две главы и заключение. В первой главе дан краткий обзор…, а также рассмотрены... и проанализированы... Во второй главе представлены результаты проведенных исследований».

Объем введения для реферата, кур­совой работы или проекта - от 1,5-2 до 3-4 страниц.

В зависимости от структуры исследовательской работы основная часть работы может состоять:

  • из одной теоретической главы, в которой представлена история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством сравнительного анализа литературы (если работа носит реферативный характер);

  • из двух глав. В первой главе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы. Во второй главе – практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами (если это работа практического характера);

  • из двух глав. В первой главе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике. Во второй главе – практической части, в которой содержится план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы (если это работа опытно-экспериментального характера).

Цель проводимого в теоретической части обзора литературы заключается в том, чтобы показать существующие подходы к ре­шению изучаемого вопроса и выйти на границу известного и неиз­вестного. Поэтому завершается эта глава формулировкой предмета или цели экспериментального исследования.

В названии этой главы целесообразно опираться на содержание, а не на функцию теоретической части исследования.

Пример.

Если тема исследования связана с изучением агрессии, то первую главу лучше назвать «Подходы к определению агрессии», а не «Обзор литературы по теме «агрессия».

Если вы пишете работу практического или опытно-экспериментального характера, то в названии второй главы желательно, чтобы присутствовали слова «экспериментальное исследование». Эта глава имеет «жесткие» параграфы. Первый параграф называется «Цель, гипотеза и задачи исследования», или «Проблема, гипотеза и задачи исследования", или "Цель и задачи исследования"

В зависимости от типа выполняемой научной работы. По объему этот параграф небольшой (1,5-2 страницы), но очень важный. Если в исследовании неправильно или неточно определена цель, то цен­ность его будет поставлена под сомнение. Это все равно, что чело­века, спрашивающего дорогу, отправить в другом направлении.

В третьем параграфе экспериментальной части («Результаты исследования») излагаются полученные данные. Их целесообраз­но представить в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем. Все на­глядные средства представления данных должны иметь нумера­цию и точное название. Кроме того, желательно дать текстовые пояснения к ним.

Например, в текстовом пояснении к таблице нужно отметить, на что читателю в ней необходимо обратить внимание. В этом па­раграфе находит отражение то, ради чего проводилось исследова­ние.

В четвертом параграфе второй главы проводится обсуждение полученных результатов.

Независимо от формы исследовательской работы в конце каждого параграфа следует формулировать выводы (1-2 абзаца). Выводы должны логически завершать проведен­ные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного мате­риала.

При этом нужно соблюдать следующие правила:

  1. Выводы должны быть нетривиальными (вывод: «Товар - это продукт труда, пред­назначенный для продажи или обмена» и так очевиден).

  2. В качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе конеч­ные результаты, а не промежуточные.

  3. При формулировании выводов нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы.

  4. Вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рас­смотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.).

Исследовательская работа заканчивается заключением, которое носит форму обобщения теоретических и практических результатов, изложенных в основной части. По объему заключение не должно быть большим. Для реферата, курсовой работы, достаточно, соот­ветственно, от 1 до 2 страниц машинописного текста.

После заключения помещают список литературы, которая была использована для написания работы. На каждый источник списка литературы обязательно должна быть ссылка в тексте.

Приложение помещают после списка литературы. В приложении дается материал вспомогательного характера. Это могут быть различные расчетные, статистические материалы, которые не несут основной смысловой нагрузки.

Таким образом, план исследовательской работы может иметь следующий вид:

Пример.

План

Введение

Глава 1. Проблема арендного ценообразования в процессе становления рыночных отношений.

    1. Анализ сложившейся практики ценообразования в зарубежных странах и в России.

    2. Современные проблемы установления арендной платы, обусловленные возникновением рыночных отношений.

    3. Методы и модели арендного ценообразования.

Глава 2. Применение методов и моделей арендного ценообразования в условиях переходного периода.

    1. Специфика применения методов определения арендной платы.

    2. Связь договорной цены аренды и видов рынков объектов аренды.

    3. Влияние способов ценообразования на эффективность аренды.

Заключение

Раздел 5. Основные требования к оформлению исследовательской работы

Работа начинается с титульного листа, затем сле­дует оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Ка­ждая часть работы начинается с новой страницы.

Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата А4 (210x297 мм) через полуторный межстрочный интервал в текстовых редакторах. Необходимо соблюдать следующие границы полей; сверху - 2,0 см; снизу -2,5 см; слева - 3,0 см; справа - 1 см. Каждую новую мысль в тексте следует начи­нать с красной строки (в компьютерной версии у первой строки абзаца (красной) отступ - 1,27 см). Текст выполняется шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 14.

Нумерация страниц в работе должна быть сквозной, начинаться с титульно­го листа и заканчиваться на последней странице, включая список литературы и приложения. При этом на титульном листе исследовательской работы номер страницы не ставится, но подразумевается. Страницы проставля­ются в правом верхнем углу арабскими цифрами (1, 2, 3…) без слова «стр.».

Каждая глава в тексте должна иметь заголовок в точном соответствии с на­именованием в оглавлении. Название главы не должно совпадать с названием исследовательской работы. Новую главу можно начинать на той же странице, на которой закончилась предыдущая, если на этой странице, кроме заголовка, помес­тится не менее 4-5 строк текста новой главы.

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения. Наиболее часто употребляемыми сокращениями являются следую­щие: др. (другие), пр. (прочие), т. д. (так далее), т. п. (тому подобное), т.е. (то есть), см. (смотри), ср. (сравни), г. (год или город), гг. (годы, города), в. (век), вв. (века), рис. (рисунок), кг (килограмм), руб. (рублей), км (километр), тыс. (тысяча), млн. (миллион), млрд. (миллиард). Слова и другие, и тому подобное, и прочие внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов так на­зываемый, так как, например, около, формула.

Общепринятые буквенные аббревиатуры (IS-LM, США, НАТО и т. д.), дос­таточно распространенные в экономической науке, не требуют расшифровки в тексте. Если специальные аббревиатуры малоизвестны, специфичны, то при пер­вом упоминании в тексте пишется полное название, после него в скобках приво­дится аббревиатура и далее используется только аббревиатурная форма.

Пример.

Пермский государственный торгово-технологический колледж (ПГТТК).

Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. Одно­разрядные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами.

Пример.

Пять фирм, а не 5 фирм.

Многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за ис­ключением числительных, которыми начинается предложение. Такие числитель­ные пишутся словами.

Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами (95 кг, 5 л и т. д.). После сокращения л, кг и им подобных точка не ставится.

При перечислении однородных чисел сокращенное обозначение единицы измерения ставится только после последней цифры.

Пример.

3, 15, 45 и 67%

Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными (на 20 страницах).

Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания (30-х и др.) При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (в 30 и 50-х гг.). При записи рим­скими цифрами порядковые числительные для обозначения номеров столетий, кварталов падежные окончания не приводятся (XX в.).

Важным моментом при написании исследовательской работы является оформление ссылок на используемые источники. Текст ссылки выполняется шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 10, без красной строки.

При оформлении ссылок в настоящее время используется несколько стан­дартов. В работе нужно выбрать один из используемых стандартов оформления ссылок и придерживаться его на протяжении всей работы.

В работе рекомендуется использовать подстрочные ссылки. Они располага­ются внизу страницы под текстом за горизонтальной чертой, проводимой через 1,5 интервала. В них указывается фамилия автора, его инициалы, название рабо­ты, место издания, год, используемые страницы.

Ссылки бывают первичные и повторные.

Когда цитируемое произведение упоминается первый раз, дается наиболее полное библиографическое описание: Фамилия И.О. автора. Название. - Место, год издания. - Страница, с которой взята цитата.

Пример.

______________________

1Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962. - С. 490.

При ссылке на журнальную статью (или статьи в сборнике) указывают фа­милию автора, его инициалы, название статьи, название журнала (или сборника), где она опубликована, год издания, номер журнала или номер выпуска сборника, используемые страницы.

Пример.

_______________________

2 Доклад министра образования РФ В.М Филиппова на расширенном заседании итоговой коллегии 21 февраля 2001 г. //Стандарты и мониторинг в образовании. -2001. - № 2. - С. 5.

Если на одной странице имеется ссылка на источник, который был пред­ставлен выше, то вместо полного названия пишется «Там же. - С. 6.».

Пример.

______________________

1Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М, 1962. - С. 490.

2Там же. - С. 208.

3 Nieves SB. Quality and Innovation in Education // Proceeding Book. 43-ed European Quality Congress. - Madrid, 1999.-9-11 June.-P. 67. 4Ibid.-P. 45.

При повторной ссылке на эту же книгу после фамилии автора следует пи­сать : «Указ. соч.».

Пример.

_______________________

1Смит А. Указ. соч. - С. 307.

Если цитируется несколько книг одного автора, то при повторных ссылках указывается: Фамилия И.О. автора, усеченное заглавие книги (2-3 слова) да­лее многоточие и страница, с которой взята цитата.

Пример.

____________________

1Похлебкин В.В. Словарь международный... - С. 368.

Если цитирование производится не по первоисточнику, то перед описанием следует указать : «Цит. по кн.:»

Пример.

____________________

1Цит. по кн.: Демин В.Н. Тайны русского народа. - М, 1997. - С. 336.

Нумерация ссылок является постраничной: на новой странице - новая нуме­рация ссылки.

Написание исследовательской работы в настоящее время связано с работой в Internet. В связи с этим возникают проблемы с оформлением ссылок на электронные ресурсы.

Представленное оформление ссылок на электронные ресурсы было предло­жено Федерацией Интернет-образования слушателям летней школы «Экономиче­ская социология и институциональная экономика».

Библиографическая ссылка на электронную монографию/базу данных/WWW сайт

Автор. Заглавие публикации [тип носителя информации - online/онлайн; CD-ROM; floppy-disk 3,5”] Место издания, дата издания. Обращение к источни­ку/документу: дата. Формат документа (отличный от HTML - DOC, TXT, PDF).

<Сетевой адрес URL: http:// >.

Пример.

1Bide, Mark. In search of the unicorn: the Digital Object Identifier from a user perspective [online]. Revised edition. London: Book Industry Communication, February 1998. Date of access: June 9, 1998. PDF format.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconРеферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников....
Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск