№ п/п
уро-ка
| Раздел, тема
| Кол-во часов
| Дата
| Требования к уровню подготовки
| Языковая компетенция
| Коммуникативная
компетенция
| Правописная компетенция
| Вид
контроля.
Измерители
|
1-я четверть – 18 уроков.
I. Общие сведения о языке – 5 +1.
|
1
| Общие сведения о языке. Язык и общество, язык и культура.
| 1
| 2.09
| Осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа; как возможность приобщения к ценностям национальной и мировой культуры
| Семья языков, группа языков, подгруппа языковой группы; сфера общественной жизни.
| Монологическое высказывание на основе исходных текстов
| Правописание сложносокра-щённых слов; знаки препинания в простом и сложном предложении; выполнение заданий к упр.267
| Составление плана к статье В.В. Лоаптина и И.С.Улуханова «Русский язык» в энциклопедии «Русский язык» (М.1997).
|
2
| Язык и история народа.
| 1
| 4.09
| Иметь представление о 3-х периодах в истории русского языка :
1) период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства;
2) период возникновения великорусской народности в XV –XVII веках;
3) период выработки норм русского национального языка.
| Три периода в истории русского языка
| Устное сообщение на лингвистическую тему о трёх периодах в развитии русского языка
| Чередующиеся гласные в корне
| Анализ текстов о языке и истории народа.
|
3.
4
| Русский язык в современном мире: международ-ном и межнациональ-ном общении.
| 2
| 9.09
11.09
| Понимать социальную роль русского языка в обществе; связь языка и истории, культуры русского и других народов; место русского языка в системе языков народов мира
| Международное, межнациональное значение русского языка
| Устное сообщение на лингвистическую тему о функциях русского языка в современном мире.
| Подготовка письменного сообщения на лингвистиче-скую тему международном
значении русского языка.
| Выполнение упражнений учебника и заданий к ним.
|
5.
| Проблемы экологии языка.
| 1
| 16.09.
| Понимать, что наш язык необходимо беречь для сохранения нашей культуры, нашей страны.
| Экологии языка. Культура речи.
| Устное сообщение на лингвистическую тему о проблемах экологии языка
| Работа по материалам статьи Л.Скворцова.
| Создание собственного высказывания на лингвистиче-скую
тему о проблемах экологии языка Побор высказываний о культуре речи.
|
6. Р/р
| Сочинение на лингвистиче-скую тему.
| 1
| 18.09
| Уметь формулировать тему ,определять основную мысль: рассуждения –размышления на лингвистическую тему, на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста.
| Жанр эссе. Рассуждение- размышление
| Редактирование черновиков.
| Орфографиче-ская работа на основные правила, знаки препинания в простом и сложном предложении.
| Написание сочинения-эссе на лингвистиче-скую тему
|
II. Русский язык как система средств разных уровней – 3+1+1 к.р.
|
7.
| Русский язык как система средств разных уровней. Взаимосвязь единиц языка разных уровней.
| 1
| 23.09
| Знать смысл понятий: языковая система, основные единицы языка и речи; основные уровни языка
| Система языка, его единицы и уровни
| Устные сообщения на лингвистическую тему о взаимосвязи единиц языка разных уровней
| Орфографиче-ская работа на основные правила, знаки препинания в простом и сложном предложении.
| Выполнение упражнений учебника и заданий к ним.
|
8.
| Единицы языка. Разделы науки о языке.
| 1
| 25.09
| Знать названия разделов лингвистики и единицы языка, изучаемые в них
| Разделы науки о языке.
| Устные и письменные сообщения на лингвистическую тему о разделах лингвистики и единицах языка, изучаемых в них
| Правописание слов-терминов.
| Выполнение тестовых заданий в формате ГИА и ЕГЭ
|
9.
| Словари русского языка.
| 1
| 30.09
| Знать названия и авторов лингвистических словарей.
| Словари русского языка.
| Устные и письменные сообщения на лингвистическую тему о лингвистических словарях
| Работа со словарными статьями лингвистиче-ских словарей различных топов.
| Устные и письменные сообщения лингвистических словарях.
|
10. Р/р
| Приёмы компрессии текста.
Повторение сведений о тексте, стилях и типах речи.
| 1
| 2.10
| Уметь проводить композиционносодержательный анализ текста публицистического стиля и на этой основе отбирать материал для собственного высказывания.
Иметь представление об основных приёмах компрессии (сжатия) текста:
исключения (вводных слов; однородных членов предложения;
повторов;
однотипных примеров;
риторических вопросов и восклицаний;
цитат;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
пояснений; рассуждений;
описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания);
обобщения или объединения ряда предложений, связанных одной мыслью;
парцеллированных предложений;
частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений;
замены
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения – простым;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
прямой речи – косвенной;
части текста одним предложением;
части предложения местоимением и т.д.;
сочетания исключения и обобщения (объединения
| Текст, стили и типы речи. Тема текста, основная мысль текста. Микротемы. Компрессия текста.
| Устные сообщения на лингвистическую тему о приёмах компрессии текста.
| Знать, что нельзя удалять из текста: основные детали, помогающие понять авторскую идею;
аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
| Выполнение индивидуаль-ных заданий.
|
11. Р/р
| Контрольная работа №1. – Сжатое изложение с элементами сочинения.
| 1
| 7.10
| Уметь сжато пересказать текст, выделяя основные микротемы и используя приёмы сжатия текста
| Приёмы компрессии текста. Строение текста типа рассуждения-размышления.
| Практическое использование памятки «Как работать над сжатым изложением».
| Правописание морфем, знаки препинания в простом и сложном предложении.
| Написание сжатого изложения.
|
III.Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия – 6+1 к.р.
|
12.
| Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия. Обобщение и углубление знаний.
| 1
| 9.10
| Повторить сведения по фонетике; выявить пробелы в знаниях по фонетике.
| Фонетика.
Графика. Орфография. Орфоэпия.
| Устное сообщение на лингвистиче-скую тему о предмете изучения фонетики, графики, орфографии и орфоэпии.
| Выполнение упражнений учебника и заданий к ним.
| Выполнение тестовых заданий в формате ГИА и ЕГЭ
|
13.
| Звуковой состав языка. Фонема. Открытый, закрытый слог. Фонетическая транскрипция.
| 1
| 14.10.
| Знать различие между звуком и буквой; уметь опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий
| Фонетический ярус языка. Фонема, звук, буква
| Создание текста
| Правописание проверяемых и непроверяе-мых гласных и согласных в корнях слов.
| Практическая работа по материалам учебника.
|
14.
| Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Фонетический разбор.
| 1
| 16.10
| Нормы ударения в словах. Логическое ударение. Фонетическая транскрипция Закрепление навыков фонетического разбора слов.
| Орфоэпия.
Словесное ударение.
Логическое ударение.
| Устное сообщение на лингвистиче-скую тему об особенностях русского словесного ударения.
| Выполнение упражнений учебника и заданий к ним. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ
| Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ: индивидуаль-ные задания.
|
15.
| Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
| 1
| 21.10
| Уметь оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
| Нормы ударения в современном русском языке
| Работа с орфоэпическим словарем
| Непроверяемые гласные и согласные
| Тесты в формате ЕГЭ.
|
16.
| Выразитель-ные средства русской фонетики.
| 1
| 23.10
| Иметь представление о выразительных средствах русской фонетики – звукописи: аллитерации и ассонансе.
| Приёмы «звуковой инструментовки» в художественном произведении.
Аллитерация. Ассонанс.
| Работа со «Словарём- справочником лингвистических терминов»
Д.Э Розенталя и М.АТелен-ковой
| Уметь находить в художественном тексте приёмы
| Анализ текстов художествен-ного стиля.
|