Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка





Скачать 357.61 Kb.
НазваниеРабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации30.03.2015
Размер357.61 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Рабочая программа. Русский язык 10 класс.
Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального государственного стандарта;

- Примерной программы основного общего образования по русскому языку;

- Базисного учебного плана 2004 года;

- Программно-методических материалов: А.И. Власенков,

Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10-11 классы». М.,«Просвещение», 2011.
Русский язык – язык русского народа, который служит ему средством:

а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и

учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);

б) хранения и передачи информации;

в) связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно- выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В России он является государственным языком.

Свободное владение родным русским языком – надёжная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Задачи преподавания русского языка.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он даёт учащимся знания о родном языке, формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются: - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся

Языковая компетенция (т.е. осведомлённость школьников в системеродного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

- формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;

- вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);

- развития языкового эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативнаякомпетенция (т.е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

- формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

- овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- обучения школьников умению связно излагать свои мысли вустнойи письменной форме.

Лингвистическаякомпетенция – это знания учащихся о самой науке русский язык, о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются:

- воспитание учащихся средствами данного предмета;

- развитие их логического мышления;

- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В результате изучения русского языка обучающийся должен

знать/понимать

• связь языка и истории, культуры русского и других народов;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



10 класс. Русский язык. Календарно-тематическое планирование.


п/п

уро-ка

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

Требования к уровню подготовки

Языковая компетенция

Коммуникативная

компетенция

Правописная компетенция

Вид

контроля.

Измерители

1-я четверть 18 уроков.

I. Общие сведения о языке 5 +1.

1

Общие сведения о языке. Язык и общество, язык и культура.

1

2.09

Осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа; как возможность приобщения к ценностям национальной и мировой культуры

Семья языков, группа языков, подгруппа языковой группы; сфера общественной жизни.

Монологическое высказывание на основе исходных текстов

Правописание сложносокра-щённых слов; знаки препинания в простом и сложном предложении; выполнение заданий к упр.267

Составление плана к статье В.В. Лоаптина и И.С.Улуханова «Русский язык» в энциклопедии «Русский язык» (М.1997).

2

Язык и история народа.

1

4.09

Иметь представление о 3-х периодах в истории русского языка :

1) период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства;

2) период возникновения великорусской народности в XV –XVII веках;

3) период выработки норм русского национального языка.

Три периода в истории русского языка

Устное сообщение на лингвистическую тему о трёх периодах в развитии русского языка

Чередующиеся гласные в корне

Анализ текстов о языке и истории народа.

3.

4

Русский язык в современном мире: международ-ном и межнациональ-ном общении.

2

9.09

11.09

Понимать социальную роль русского языка в обществе; связь языка и истории, культуры русского и других народов; место русского языка в системе языков народов мира

Международное, межнациональное значение русского языка

Устное сообщение на лингвистическую тему о функциях русского языка в современном мире.

Подготовка письменного сообщения на лингвистиче-скую тему международном

значении русского языка.

Выполнение упражнений учебника и заданий к ним.

5.

Проблемы экологии языка.

1

16.09.

Понимать, что наш язык необходимо беречь для сохранения нашей культуры, нашей страны.

Экологии языка. Культура речи.

Устное сообщение на лингвистическую тему о проблемах экологии языка

Работа по материалам статьи Л.Скворцова.

Создание собственного высказывания на лингвистиче-скую

тему о проблемах экологии языка Побор высказываний о культуре речи.

6. Р/р

Сочинение на лингвистиче-скую тему.

1

18.09

Уметь формулировать тему ,определять основную мысль: рассуждения –размышления на лингвистическую тему, на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста.

Жанр эссе. Рассуждение- размышление

Редактирование черновиков.

Орфографиче-ская работа на основные правила, знаки препинания в простом и сложном предложении.


Написание сочинения-эссе на лингвистиче-скую тему

II. Русский язык как система средств разных уровней – 3+1+1 к.р.

7.

Русский язык как система средств разных уровней. Взаимосвязь единиц языка разных уровней.

1

23.09

Знать смысл понятий: языковая система, основные единицы языка и речи; основные уровни языка

Система языка, его единицы и уровни

Устные сообщения на лингвистическую тему о взаимосвязи единиц языка разных уровней

Орфографиче-ская работа на основные правила, знаки препинания в простом и сложном предложении.

Выполнение упражнений учебника и заданий к ним.

8.

Единицы языка. Разделы науки о языке.

1

25.09

Знать названия разделов лингвистики и единицы языка, изучаемые в них

Разделы науки о языке.

Устные и письменные сообщения на лингвистическую тему о разделах лингвистики и единицах языка, изучаемых в них

Правописание слов-терминов.

Выполнение тестовых заданий в формате ГИА и ЕГЭ

9.

Словари русского языка.

1

30.09

Знать названия и авторов лингвистических словарей.

Словари русского языка.

Устные и письменные сообщения на лингвистическую тему о лингвистических словарях

Работа со словарными статьями лингвистиче-ских словарей различных топов.

Устные и письменные сообщения лингвистических словарях.

10. Р/р

Приёмы компрессии текста.

Повторение сведений о тексте, стилях и типах речи.


1

2.10

Уметь проводить композиционносодержательный анализ текста публицистического стиля и на этой основе отбирать материал для собственного высказывания.


Иметь представление об основных приёмах компрессии (сжатия) текста:

исключения (вводных слов; однородных членов предложения;

повторов;

однотипных примеров;

риторических вопросов и восклицаний;

цитат;

деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

пояснений;
рассуждений;

описаний;

слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания);

обобщения или объединения ряда предложений, связанных одной мыслью;

парцеллированных предложений;

частей предложений;

конкретных, единичных фактов, событий, явлений;

замены

однородных членов обобщающим словом;

сложного предложения – простым;

части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

прямой речи – косвенной;

части текста одним предложением;

части предложения местоимением и т.д.;

сочетания исключения и обобщения (объединения

Текст, стили и типы речи. Тема текста, основная мысль текста. Микротемы. Компрессия текста.


Устные сообщения на лингвистическую тему о приёмах компрессии текста.

Знать, что нельзя удалять из текста: основные детали, помогающие понять авторскую идею;

аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.


Выполнение индивидуаль-ных заданий.


11. Р/р

Контрольная работа №1. – Сжатое изложение с элементами сочинения.

1

7.10

Уметь сжато пересказать текст, выделяя основные микротемы и используя приёмы сжатия текста

Приёмы компрессии текста. Строение текста типа рассуждения-размышления.

Практическое использование памятки «Как работать над сжатым изложением».

Правописание морфем, знаки препинания в простом и сложном предложении.

Написание сжатого изложения.

III.Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия – 6+1 к.р.

12.

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия. Обобщение и углубление знаний.

1

9.10

Повторить сведения по фонетике; выявить пробелы в знаниях по фонетике.

Фонетика.

Графика. Орфография. Орфоэпия.

Устное сообщение на лингвистиче-скую тему о предмете изучения фонетики, графики, орфографии и орфоэпии.

Выполнение упражнений учебника и заданий к ним.

Выполнение тестовых заданий в формате ГИА и ЕГЭ

13.

Звуковой состав языка. Фонема. Открытый, закрытый слог. Фонетическая транскрипция.

1

14.10.

Знать различие между звуком и буквой; уметь опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий

Фонетический ярус языка. Фонема, звук, буква

Создание текста

Правописание проверяемых и непроверяе-мых гласных и согласных в корнях слов.

Практическая работа по материалам учебника.

14.

Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Фонетический разбор.

1

16.10

Нормы ударения в словах. Логическое ударение. Фонетическая транскрипция Закрепление навыков фонетического разбора слов.

Орфоэпия.

Словесное ударение.

Логическое ударение.


Устное сообщение на лингвистиче-скую тему об особенностях русского словесного ударения.

Выполнение упражнений учебника и заданий к ним. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ

Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ: индивидуаль-ные задания.

15.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

1

21.10

Уметь оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Нормы ударения в современном русском языке

Работа с орфоэпическим словарем

Непроверяемые гласные и согласные

Тесты в формате ЕГЭ.

16.

Выразитель-ные средства русской фонетики.

1

23.10

Иметь представление о выразительных средствах русской фонетики – звукописи: аллитерации и ассонансе.

Приёмы «звуковой инструментовки» в художественном произведении.

Аллитерация. Ассонанс.

Работа со «Словарём- справочником лингвистических терминов»

Д.Э Розенталя и М.АТелен-ковой

Уметь находить в художественном тексте приёмы

Анализ текстов художествен-ного стиля.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа «Русский язык. 9 класс»
Рабочая программа «Русский язык. 9 класс» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу 5-9 классов...
Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа учебного предмета Русский язык 9 класс Пояснительная записка
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ мо РФ №1089 от 05. 03. 04.)
Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка iconУчебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова...
Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием)
Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка iconКонспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык»
Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –...
Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа учебного предмета Русский язык 9 класс Пояснительная записка
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 класс рабочая программа по русскому языку...
РФ. Обучение ведётся по учебнику: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова «Русский язык. 5 класс» М., 2013 г./ Научный...
Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса (М. Т. Баранов,...
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л. И. Рыбченкова....
Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа «Русский язык 10-11 класс»
Составлена из расчета 4 часа в неделю (расширенный профильный уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень...
Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка примерная рабочая программа составлена на основе...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык. 10 – 11 класс», закона Белгородской области от 06. 2009 года №82 «О внесении изменений...
Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка Предмет «Русский язык»
«Русский язык» в средней школе – это предмет, максимально приближенный к потребностям выпускника. Он отражает жизненные ориентиры...
Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка. Русский язык. 4 класс рабочая программа по...
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,...
Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка iconРабочие программы 1 класс Русский язык Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Требования госта впо...
«Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр (очная форма обучения)
Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Требования госта впо...
«Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр (очная форма обучения)
Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа «Английский язык» 5 класс Пояснительная записка рабочая программа
Примерной программы основного общего образования по английскому языку. Английский язык. –М. Просвещение, 2011. Авторы: Кузнецов А....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск