Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык







Скачать 218.68 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык
Дата публикации10.04.2015
Размер218.68 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка



Купчик Е.В.


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОЙ РЕЧИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011

Купчик Е.В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011. 12 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Функциональный аспект исследования русской речи [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Оригинал хранится в отделе аспирантуры и докторантуры ТюмГУ.

Рекомендовано к изданию кафедрой русского языка.

Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой русского языка О.В. Трофимова



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Купчик Е.В., 2011.

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель. В соответствии с ООП ППО по направлению Филология общей целью дисциплины является формирование у аспирантов понимания связей современной филологии и гуманитарных наук, получение знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии; овладение основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации; формирование умений совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности и осуществлять на этой основе научно-исследовательскую деятельность.

Цель преподавания дисциплины – опираясь на знания, полученные бакалаврами и специалистами при изучении лингвистических дисциплин, сформировать представление о функциональном аспекте исследования русской речи.

Задачи дисциплины:

  • формирование представления о закономерностях функционирования русского языка в различных сферах;

  • определение статуса дисциплины в системе лингвистических дисциплин и место курса в подготовке филолога;

  • знакомство аспирантов с теоретическими основами дисциплины и с современными концепциями в изучаемой области знания;

  • формирование представления о фундаментальных понятиях функциональной стилистики;

  • на основе анализа состава средств создания выразительности русского языка выявление особенностей их функционирования.

  • исследование комплекса вопросов функционирования языка в связи с его носителем.


1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Преподавание дисциплины профессионального цикла ОПД.В1 (Дисциплины по выбору) предусматривается на первом курсе, в первом семестре.

Курс является продолжением и логическим завершением нормативного теоретического курса учебного плана бакалавров и специалистов «Стилистика современного русского языка».

  1. 3. Требования к результатам освоения дисциплины



    Выпускник по направлению подготовки «Филология» с квалификацией (степенью) «аспирант» должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра (специалиста) и магистра:

а) общекультурными (ОК):

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

  • способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).

б) профессиональными (ПК):

  • способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

  • способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

  • владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);

  • способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

  • владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

  • владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

  • владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-7).

В результате освоения дисциплины аспирант должен:

  • Знать: основные положения и концепции в области функциональной стилистики и функциональной грамматики современного русского языка и лингвистического анализа текста

  • Уметь: применять полученные знания в области т функциональной стилистики и функциональной грамматики современного русского языка и лингвистического анализа текста, проводить под научным руководством локальные исследования устной и письменной речи разной стилевой природы с формулировкой аргументированных выводов

  • Владеть: свободно русским языком в его литературной форме, методами коммуникативно-прагматического анализа речевых произведений, методами классификации и моделирования.



  1. Трудоемкость дисциплины

    Курс первый, семестр первый. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

    3. Тематический план

    Таблица 1

    Тематический план



    Тема

    Всего часов

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    из них в интерактивной форме

    Формы контроля

    лекции

    практические занятия

    самостоятельная работа

    1

Функционирование средств языка как предмет функционально-коммуникативных дисциплин. Фундаментальные понятия функциональной стилистики

    14

    2



    12



    тест

    2

Функционирование выразительных средств в русской речи

    16

    2



    12

    2

    тест, реферат

    3

Метафора как объект лингвистических исследований

    16

    2




    12



    тест

    4

Функционирование устойчивых образов в языке русской поэзии

    16

    4

    4

    12

    2

    контрольная работа

    5

Поэтический язык и идиостиль

    16

    1

    4

    12

    1

    контрольная работа

    6

Функциональная семантика оценки. Функционирование языка в связи с его носителем

    16

    1

    2

    12



    тест



    Итого

    72

    12

    10

    50

    5





    из них часов в интерактивной форме



    3

    2



    5




Таблица 2

    4. Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Функционирование средств языка как предмет функционально-коммуникативных дисциплин. Фундаментальные понятия функциональной стилистики

конспектирование научной литературы по теме




    12

2

Функционирование выразительных средств в русской речи

подготовка реферата




    12

3

Метафора как объект лингвистических исследований

конспектирование научной литературы по теме




    12

4

Функционирование устойчивых образов в языке русской поэзии

подготовка к контрольной работе




    12

5

Поэтический язык и идиостиль

подготовка к контрольной работе

презентация

    12

6

Функциональная семантика оценки. Функционирование языка в связи с его носителем

конспектирование научной литературы по теме

презентация

    12




ИТОГО:







    50




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Современный русский язык и его история

+

+

+

+

+

+

2.

Актуальные проблемы русской грамматики

+

+

+

+

+

+

3.

История и методология лингвистических исследований

+

+

+

+

+

+

4.

Семантический синтаксис

+

+

+

+

+

+

5.

Историческая стилистика

+

+

+

+

+

+



  1. Содержание дисциплины


Тема 1. Функционирование средств языка как предмет функционально-коммуникативных дисциплин. Фундаментальные понятия функциональной стилистики

«Проблема языкового строя» и «проблема языкового употребления (Г.О. Винокур) Функционально-коммуникативные дисциплины: стилистика, культура речи, ортология, социолингвистика и др. Стилистика как наука об использовании языка (языковых единиц и категорий, составляющих языковую систему) в ходе устного и письменного речевого общения. Взаимосвязь стилистики и описательного языкознания.

Фундаментальные понятия функциональной стилистики: функциональная разновидность (литературного языка), функциональный стиль, функционально-стилевая сфера (литературного языка), стилеобразующий фактор и т.д. Многомерность функционально-стилевой системы русского литературного языка.

Тема 2. Функционирование выразительных средств в русской речи

Выразительные средства языка как традиционный объект риторики и стилистики. Тропы и фигуры речи как объект систематизации. Параметры классификаций тропов и фигур. Соотнесение тропов и фигур с качествами речи.

Тема 3. Метафора как объект филологических исследований

Метафора как традиционный объект филологических исследований. Сфера парадигматических связей метафоры. Семантическая и формальная классификации метафор. Функциональная классификация метафор. Специфика когнитивной метафоры. Сферы функционирования метафор.

Тема 4. Функционирование устойчивых образов в языке русской поэзии

Традиционные образы русского поэтического языка. Устойчивые языковые формулы в современной поэзии. Языковые процессы, показательные для изучения эволюции поэтического языка. Конкретизация образов, гиперболизация образов, снижение высокого как тенденции развития тропов в поэзии XX – XXI вв.

Тема 5. Поэтический язык и идиостиль

Понятие словесного поэтического образа. Работа Н.В. Павлович «Язык образов: Парадигмы образов в русском поэтическом языке». Поэтический образ как объект классификации. Словесный поэтический образ и образ поэтического мира. Картина мира в зеркале тропов. Картина образного мира и средства ее выражения. Поэтический язык, идиолект и идиостиль.

Тема 6. Функциональная семантика оценки. Функционирование языка в связи с его носителем

Изучение вопросов оценочной семантики в работах Е.М. Вольф, Н.Д. Арутюновой. Языковое выражение оценки как ценностного аспекта значения. Семантические особенности оценки. Элементы оценочной структуры. Функциональные особенности оценки. Категоричность оценки как прагматическая категория. Мотивировка оценки.

Оценка и эмоциональные состояния. Соотношение эмоции и оценки как отражение философских концепций, трактующих природу эмоций.

Язык как «орган внутреннего бытия человека» (В. фон Гумбольдт). Идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ и А.А. Шахматова о реальности бытия языка каждого индивида. Языковая личность а) как носитель языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования в них средств языка для отражения его картины мира и б) как наименование комплексного способа описания языковой способности индивида, соединяющего системное представление языка с функциональным анализом текстов. Сущность комплексного подхода к исследованию языка через языковую личность. Автор текста, носитель языка, информант, говорящий, речевой портрет и другие синонимичные (и квазисинонимичные) по отношению к языковой личности термины.


  1. Планы практических занятий

Занятие 1-2. Функционирование устойчивых образов в языке русской поэзии

Вопросы для обсуждения:

  1. Функционирование пространственных образов в языке поэзии XVIII, XIX, XX и XXI веков.

  2. Функционирование растительного и животного мира образов в языке поэзии XVIII, XIX, XX и XXI веков.

  3. Функционирование образов человека и его бытия в языке поэзии XVIII, XIX, XX и XXI веков.

Задание. Проанализировать показатели функционирования устойчивых образов в предложенном для анализа поэтическом тексте.
Занятие 3-4. Поэтический язык и идиостиль

Вопросы для обсуждения:

  1. Типология картин мира в научной литературе.

  2. Специфика картин образного мира в поэзии русских романтиков.

  3. Картина образного мира в поэзии Александра Городницкого.

Задание 1. Проанализировать приметы идиостиля поэта в предложенных для анализа подборках текстов.

Задание 2. Сравнить результаты исследования поэтического языка разных авторов, выявить общее и индивидуально-авторское.
Занятие 5. Функциональная семантика оценки. Функционирование языка в связи с его носителем

Вопросы для обсуждения:

  1. Традиционные средства выражения оценки в русской поэзии.

  2. Индивидуально-авторские оценки в русской поэзии XVIII, XIX, XX и XXI веков.

  3. Типология носителей языка и особенности идиостиля.

Задание. Проанализировать средства выражения оценки в предложенном для анализа поэтическом тексте.


  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


8.1. Формы контроля за самостоятельной работой аспирантов:

1. Проверка усвоения курса в виде мини-тестов на лекциях.

2. Проверка контрольных работ.

3. Проверка реферата.

4. Индивидуальное собеседование на консультациях по итогам самостоятельных и контрольных работ.

5. Зачёт.

8.2. Контрольные вопросы к зачету

  1. Понятие о функционально-коммуникативных дисциплинах.

  2. Фундаментальные понятия функциональной стилистики.

  3. Общая характеристика функционально-стилистической системы русского языка.

  4. Параметры классификации тропов и фигур.

  5. Разновидности тропов.

  6. Виды фигур речи.

  7. Соотнесение тропов и фигур с качествами речи.

  8. Понятие метафоры.

  9. История изучения метафоры в русской и зарубежной лингвистике.

  10. Семантическая классификация метафор

  11. Формальная классификация метафор.

  12. Функциональная классификация метафор.

  13. Когнитивная метафора, ее особенности.

  14. Понятие о традиционной образности в поэтическом языке.

  15. Устойчивые языковые формулы в современной поэзии.

  16. Тенденции развития тропов в современной поэзии.

  17. Языковое выражение оценки как ценностного аспекта значения.

  18. Семантические и функциональные особенности оценки.

  19. Понятие о языковой личности.

  20. Сущность комплексного подхода к исследованию языка через языковую личность.


8.3. Тематика рефератов

  1. История русской стилистики.

  2. Функциональные разновидности русского литературного языка.

  3. Понятийный аппарат стилистических исследований.

  4. Стилеобразующие факторы.

  5. Изучение тропов в рамках риторики.

  6. История изучения метафоры.

  7. Русская политическая метафора.

  8. Виды риторических фигур.

  9. Традиционные образы русского поэтического языка.

  10. История изучения словесной образности.

  11. Оценочный потенциал языковых единиц.

  12. Аспекты изучения языковой личности.


8.4. Требования к выполнению и оформлению реферата:

1. Выполняющий реферативную работу должен опираться минимум на пять работ.

2. В тексте реферата может быть представлено лингвистическое или социологическое исследование, самостоятельно проведённое аспирантом.

8.5. Тематика контрольных работ

1. Контрольная работа по теме «Функционирование устойчивых образов в языке русской поэзии».

2. Контрольная работа по теме «Поэтический язык и идиостиль»

Для выполнения контрольных работ необходимо проанализировать функционирование репрезентантов устойчивых образов и примет индивидуального стиля по параметрам, предложенным в научной литературе, в текстах по выбору аспиранта (в том числе выбранных аспирантом для выполнения диссертационного исследования).



  1. Образовательные технологии

9.1. Тематика презентаций

  1. Картина образного мира в поэзии В. Маяковского.

  2. Картина образного мира в творчестве поэта Тюменского региона (по выбору аспиранта).

  3. Удачи и неудачи художественных иллюстраций творчества русских поэтов.

  4. Русская речь в Интернете.

  5. Ключевые слова в культурах славянских народов.

  6. Возможности презентации национального языкового сознания.

  7. Графическое и вербальное представление эмоций.

  8. Особенности выражения оценки в поэтическом, юридическом и деловом языке.


9.2. Тематика деловых игр

1. Перевод и редактирование перевода нарративного художественного текста.

2. Составление словарной статьи для словаря поэтических образов и её редактирование.

3. Составление словарной статьи для словаря идиостиля поэта и её редактирование


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Основная литература:

  1. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. Изд-е 3-е. М.: КомКнига, 2006 (Лингвистическое наследие ХХ века).

  2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 5-е. М.: Наука, 2006.

  3. Москвин В.П. Русская метафора. Очерк семиотической теории. М.: УРСС, 2007.

  4. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Изд-е 3-е, испр. и доп. Ростов/н/Д: Феникс, 2007.

  5. Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 2000.




    1. Дополнительная литература:

  1. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1.

  2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.

  3. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Екатеринбург: Изд-во УРГУ, 1989.

  4. Борискина О.О., Кретов А.А. Теория языковой категоризации: национальное языковое сознание сквозь призму криптокласса. Воронеж: ВГУ, 2003.

  5. Вежбицка А. Понимание культур через посредство ключевых слов. Пер. с англ. А.Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001.

  6. Горбачевич К.С. Словарь литературного языка и язык художественной литературы // Словарные категории: сб. статей /Отв. ред. Ю.Н. Караулов. М.: Наука, 1988.

  7. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: «ИРЯ РАН», 2004.

  8. Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991.

  9. Найдич Л.Э. След на песке. Очерки о русском языковом узусе. СПб.: СПбГУ, 1995.

  10. Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. Поэтический язык и идиостиль. Под ред. В.П. Григорьева. М.: Наука, 1990.

  11. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М.: «ИРЯ РАН», 1995.

  12. Попова Е.А. Человек как основополагающая величина современного языкознания // Филологические науки. 2002. № 3.

  13. Русистика. Лингвистическая парадигма конца ХХ века: сб. статей. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.

  14. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. 3-е изд-е, испр. и доп. М.: Академический проект, 2004.

  15. Язык как творчество. Сб. статей к 70-летию В.П. Григорьева. М.: «ИРЯ РАН», 1996.



    1. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

  1. ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» [http: www.gramota.ru]

  2. справочно-информационный интернет-портал [http: www.gramma.ru]

  3. сайт Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам ГЛЭДИС [http: www.rusexpert.ru]

  4. сайт Ассоциации лингвистов-экспертов и преподавателей «Лексис» [http: www.lexis-asu.narod.ru]

  5. справочно-информационный интернет-портал [http: www.dic. academic.ru]

  6. справочно-информационный интернет-портал [http: www.slovari.yandex.ru]




  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. Центр информационных технологий ТюмГУ

  2. Электронная библиотека, содержащая научные издания и учебно-методическую литературу по дисциплине.

  3. Мультимедийные аудитории.

  4. Компьютерные классы.

  5. Электронная база тестов по дисциплине.

  6. Электронная почта, интернет-форумы, ЖЖ.

Дополнения и изменения в рабочей программе на 201 / 201 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ____________________ « »_______________201 г.


    Заведующий кафедрой ___________________/___________________/

Роспись Ф.И.О.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
">