Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира





Скачать 422.38 Kb.
НазваниеПроект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира
страница1/5
Дата публикации10.04.2015
Размер422.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира

(Из опыта работы Филипповой И.А., учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Грязи Липецкой области)

Мы живем в мире слов. Они «встречают» нас в детстве и сопровождают в течение всей жизни. Роль слова, речи в нашей жизни огромна. Ни жест, ни мимика, ни язык рисунков никогда не заменят сказанного, услышанного или записанного слова. Недаром сказал поэт:

Слово может убить,

Слово может спасти,

Слово может полки за собой повести.

А еще с помощью слов можно и нужно познавать мир.

Не последнее место в решении этой задачи отводится школе. Но современный подросток не хочет ни читать, ни писать, ни даже говорить. Создается впечатление, что о слове, о речи забывают за ненадобностью. Зачем «загружать» сознание лексическим богатством и синтаксическим многообразием, если так легко и просто употреблять односложные словечки, примитивные фразы и при этом быть понятым сверстниками? Да и сверстники в эпоху сплошной компьютеризации все чаще становятся виртуальными.

Что же делать?

Учить и учиться в соответствии с современными требованиями: формировать ключевые компетенции, то есть «целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, которые формируются в процессе обучения; обеспечивают практическое владение предметом, а также служат развитию личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентиров». Педагог так организует изучение предмета, чтобы от передачи информации перейти к процессу освоения различных способов деятельности, позволяющих получать новые знания.

В свете этих требований перед учителем-словесником стоит непростая задача: разъяснить учащимся, что без знаний о языке, без умения выражать свои мысли невозможно жить и оставаться человеком. И пока мы не убедим в этом своих учеников, наши дети не станут учить и не будут знать свой родной язык.

Как этого добиться?

Пробуя найти ответ, мы написали проект «Живое слово»

Из истории вопроса.

Мы не будем останавливаться на особенностях метода проекта как форме компетентно - деятельностного подхода в обучении, полагая, что педагоги знакомы с ними. Расскажем о том, как мы осваиваем этот вид деятельности.

Каждый раз, когда приходят пятиклассники, я провожу с ними небольшой «словесный эксперимент»: через 10-12 дней после начала занятий предлагаю ребятам в качестве самостоятельной работы написать 1-2 слова, которые они чаще всего произносят или слышат в своем окружении. И если познавательные интересы и мотивация учебной деятельности достаточно развиты, если коллективные начала сформированы, то из их слов можно составить полноценный текст. В последнее время такие классы встречаются редко. И вот что я получила в очередной раз - сентябрь 2007/08 учебного года.
1.Вот такая речевая ситуация

-Здравствуйте! Привет!

-По-моему, я рада.

-Возможно.

-Гулять пойдешь?

-Не хочу.

-Ну, пожалуйста!

-Хочу спать!

-Как там улица?

-Не помню.

-Лучше дайте денег.

-Не хочу.

-Ну, можно? Пожалуйста!

- Не хочу.

-А гулять можно?

-Я пошла.

-Пока!

Все слова…слова…слова…
Все слова, слова, слова…А если учесть, что на уроках русского языка осуществляется текстоцентрический подход и обучение работе с текстом происходит регулярно, то легко представить отношение учащихся к этому виду деятельности и спрогнозировать проблемы.


Ученики

Учителя

Много

Много

Трудно

Непросто

Непонятно. Зачем?

Интересно.Ново.

Не хочу

Надо

Не могу

Постараемся

Не буду

Сделаем

Пока отличий больше. Как добиться того, чтобы задания, связанные с анализом слова или текста, не вызывали страха, непонимания, неуверенности, а знакомые с детства слова наполнились бы «бездной живых образов»?

«Испытать …на себе и понять, что в каждом слове заключена своя поэзия, свои признаки…Тогда все слова оживают, крепнут, наполняются выразительной силой… Тогда за каждым словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь», - отвечает нам К.Г.Паустовский, делясь опытом овладения тайнами языка.

Итак, нам предстояло сделать важное открытие – открытие СЛОВА.

  1. На пути к Слову

/или «Как нам помогают учебники»/

В настоящее время в распоряжении учителя имеется достаточное количество учебников по русскому языку и литературе, отвечающих современным требованиям. Оптимальным сочетанием для меня стало следующее:

русский язык – учебный комплекс под редакцией Бабайцевой В.В.

литература – учебник «Литератуа.5-8.Автор-составитель Г.С. Меркин»

/ подробнее с информацией о них можно познакомиться в Приложении №1/

На уроках развития речи в 5-7 классах предусмотрены такие задания, где предметом наблюдения и изучения становится слово:

- лексический разбор /выделяется как самостоятельный вид деятельности/;

- сочинение о слове /5 класс/ в разделе «Морфемика» /план сочинения в Приложении №2/;

-сочинение-рассуждение «Каникулы – это…»/6 класс/;

- сочинение «Любимое летнее слово»/6-7класс/ вместо традиционного «Как я провел лето».

На уроках литературы неоднократно обращаемся к разделу «Живое слово» (!), в котором предлагаются творческие задания. К уроку по биографии А.С.Пушкина /6 класс/нужно было подготовить сообщение на тему «Друзья-лицеисты» /презентация и план урока – Приложение 3/. Услышав рассказ о друзьях Пушкина, стихи, адресованные им в разные годы жизни, мои ученики искренне позавидовали поэту. Привожу реплику дословно: «Хорошо Пушкину, они все время рядом были! А как нам найти друзей, если родители с одним играть не разрешают, к другим не отпускают во двор, а уж домой пригласить – и подавно нельзя!» В этой фразе много информации, но главное – прозвучало Слово. Оно их задело за живое, они его услышали. Это было наше первое открытие. Задавались и другие вопросы: как становятся друзьями? легко ли быть другом? могут ли ссориться друзья? Оставлять их без ответа было нельзя…

«Все начинается с любви…»?

В 7 классе при изучении «Повести о Петре и Февронии Муромских» находим еще одно важное для детей слово – любовь. Сначала они стеснялись его называть, но чувствовалось желание поговорить о нем. На вопрос, все ли в жизни начинается с любви, ребята назвали другие слова и совершенно точно выстроили цепочку взаимоотношений:

Внимание – понимание – ЛЮБОВЬ – уважение – мудрость.

А вывод их прост: это целая жизнь…

«Вы помните, вы все, конечно, помните»

8 класс. Учебник русского языка предлагает много текстов известных писателей, публицистов о памяти и ее роли в жизни человека. После изложения и сочинения на эту тему убеждаемся: это понятие для нас пока загадка. В нем надо разбираться.

Подсказала жизнь «они плохие, а Я(!)) – Личность»

Эта фраза стала для нас проблемой. Очень сложной. Касается она не только уроков, но и взаимоотношений. Мы растем, и проблема растет вместе с нами. Так что эту тему и это слово подсказала нам жизнь:

Как же стать личностью?

И

Кого можно считать ею?

Учитель предложил…

Наблюдая за детьми на уроках, переменах, на улице, я обратила внимание, что они часто ссорятся, не хотят ни в чем уступать и даже бывают жестокими, особенно с «новенькими». Но при этом могут жалеть бродячих животных. Хотят быть добрыми, но стесняются проявлять это чувство. Слова «жалость», «милость», «доброта» стали подсказкой учителя.
Очень ответственный момент.

И вот мы подошли к очень ответственному моменту. Ребята убедились на собственном опыте, на примерах из учебников, что слова - это не просто набор звуков, от них очень многое зависит.

А может быть, они живые? Тогда где и как слова живут?

У детей появилось желание узнать ответы на эти вопросы. Жизненный и педагогический опыт давали возможность помочь ребятам. Мы решили объединить наши желания и возможности. Таким связующим звеном стало СЛОВО. Идея проекта, его название, основополагающий и проблемные вопросы возникли в процессе работы, когда изучаемые на уроках темы «пересеклись» с реальными проблемами.

Так появился проект «Живое Слово».

Его структуру можно представить следующим образом.

Живое слово

Слово – живое? Где и как живут слова?








Основополагающий вопрос:

А может быть, они живые? Тогда где и как слова живут?

Проблемные вопросы:

- Как найти друга?

- Струны души человеческой…/жалость, милость, доброта/

- Жизнь прожить – не поле перейти /?+?=любовь/

- Как стать личностью?

- Священную память храня обо всем…

Дидактические цели:

1 Формирование предметных компетенций:

- осознанное усвоение базовых знаний о языке и речи, умение пользоваться ими в работе с языковым материалом;

- расширение лингвистического кругозора учащихся;

- владение разными видами речевой деятельности /умение создавать высказывания в устной и письменной форме/.

2 Понимание целей и задач обучения /что? зачем? как?/; обеспечение индивидуального уровня обучения в процессе деятельности, в достижении результатов, в темпе работы.

3 Усиление практической направленности в изучении языка, приобретение знаний и умений в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательным представлением результатов.

4 Воспитание уважительного, бережного отношения к слову как единице языка; формирование потребности к самовыражению через слово, речь; понимание, что русский язык – часть национальной культуры, а умение говорить грамотно и содержательно – показатель культуры человека.

Методические задачи:

1.Обучение работе с различными источниками информации /печатными, электронными/.

2.Обучение монологическому высказыванию /в том числе и на грамматическую тему/ на основе текстов.

3. Умение сотрудничать в группах.

4. Развитие разных видов мышления: логического, ассоциативно-образного, творческого – в процессе формирования навыков анализа /слов, текстов, проблемных ситуаций/ и синтеза /систематизировать полученные сведения, подобрать предметный образ, соответствующий слову/.

Аннотация.

В современном образовании метод проектов рассматривается как одна из форм компетентно -деятельностного подхода в обучении.

Проект «Живое слово», на наш взгляд, соответствует этому подходу. Наш проект – это система уроков, каждый из которых представляет процесс освоения знаний и формирования понятий о слове или группе слов. В его основе – ментальные слова русского языка. В процессе работы над проектом его участники получают возможность составить целостное представление о мире

По виду доминирующей деятельности – это исследовательский проект. Беря за основу базовые знания о слове, учащиеся определяют его лексическое значение, этимологию, выстраивают синонимические ряды, привлекая дополнительный материал и отражая его в таблицах. Говоря о сфере употребления слов, приводятся примеры из личного опыта, из предлагаемых для анализа текстов, из художественной литературы. Большое внимание уделяется тому, как данное слово «живет» в современном языке /где употребляется, как часто используется носителями языка, изменяется ли семантика, какие ассоциации вызывает/. При этом ученики объединяют слова в группы, выявляют различия, выстраивают логические цепочки. Наиболее ярким моментом в ходе таких уроков является подбор зримого /предметного/ образа, который, по мнению участников, соответствует слову.

Такая последовательность действий приводит к осознанному употреблению слов в речи, формирует нравственные понятия и ценностные ориентиры. Человек, умеющий понимать слова во всей их полноте, учится ценить и разумно употреблять их в речи.

По предметно- содержательной деятельности проект относится к интегрированным. Понятия, сформированные в ходе уроков, помогают успешно анализировать литературные произведения. А более осознанный разбор художественных текстов позволяет приводить точные примеры в сочинениях на ЕГЭ. На уроках также используются отдельные тексты ЕГЭ, в которых отражаются проблемы, связанные с пониманием слов из проекта, например: «О милосердии», «Сострадание – активный помощник» и другие

/Приложение №4/. Работа с опорой на эти материалы формирует умение анализировать тексты, писать сочинение-рассуждение на экзамене.

Проект органично вписывается в систему уроков по литературе и русскому языку/развитие речи/, например:

6 класс – «Как найти друга?» - перед изучением романа Пушкина «Дубровский».

6 класс – «Струны души человеческой…» - перед изучением повести Короленко В.Г. «Дети подземелья».

7 класс – «Жизнь прожить – не поле перейти» - после «Повести о Петре и Февронии Муромских». Этот урок можно провести в 8 классе перед изучением «Капитанской дочки».

7-8 класс – «Как стать личностью?» - время проведения определяется по выбору участников проекта.

8-9 класс – «Священную память храня о былом…»

Если урок проводится в 8 классе – апрель-май.

В 9 классе можно предложить как групповую работу для защиты на заседании научно-исследовательского общества старшеклассников.

По времени и количеству участников проект является групповым и рассчитан на 4 года /с 6-го- по 9-ый класс/ с учетом психолого-педагогических особенностей развития подростков, их способности к осмыслению тех или иных понятий.

Проект «Живое слово» имеет большое воспитательное значение и позволяет преподавать язык и литературу как часть русской культуры.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов...
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создать условия для формирования у младших школьников целостной картины окружающего мира
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира iconВсероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс
Автор делает это осознанно с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной...
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира iconИнтеграция естественнонаучных дисциплин как способ формирования единой картины мира
Целью таких уроков является решение проблемного вопроса, которое возможно только с использованием знаний разных дисциплин
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира iconРазработка урока математики в 8 классе Тема: «Многообразный и удивительный мир симметрии»
Тема «Симметрия» благодатный материал для демонстрации межпредметных связей, формирования целостной картины мира
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира iconРабочая программа по окружающему миру на 2011-2012 учебный год
Специфика курса окружающего мира состоит в формировании целостной картины мира. В курс интегрированы такие предметы, как ознакомление...
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специфика курса окружающего мира состоит в формировании целостной картины мира. В курс интегрированы такие предметы, как ознакомление...
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор делает это осознанно с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной...
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира iconРабочая программа по химии (10 класс) по программе О. С. Габриеляна....
Автор делает это осознанно с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной...
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира iconИспользование компьютерного тестирования для контроля результатов обучения химии
Автор делает это осознанно с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной...
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира iconТип урока: комбинированный урок. Вид урока: урок- игра. Технология
Автор делает это осознанно с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной...
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира iconФормирование целостной естественнонаучной картины мира в процессе...
Проблема: Формирование целостной естественнонаучной картины мира в процессе изучения информатики в условиях модернизации и информатизации...
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира iconИнновационные тенденции в преподавании иностранного языка школьникам
В настоящее время резко возрастает интерес к проблемам психолингвистического уровня, рассматривающим язык как отображение социокультурной...
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира iconПояснительная записка курс «Окружающий мир»
В единый курс объединены такие общеобразовательные облас­ти, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного...
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель курса. Формирование у младших школьников целостной картины окружающей его среды и его места в этой среде как личности
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общая программа по обществознанию в основной школе каждый класс рассматривает как относительно самостоятельную ступень в подготовке...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск