Скачать 422.38 Kb.
|
Проект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира (Из опыта работы Филипповой И.А., учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Грязи Липецкой области) Мы живем в мире слов. Они «встречают» нас в детстве и сопровождают в течение всей жизни. Роль слова, речи в нашей жизни огромна. Ни жест, ни мимика, ни язык рисунков никогда не заменят сказанного, услышанного или записанного слова. Недаром сказал поэт: Слово может убить, Слово может спасти, Слово может полки за собой повести. А еще с помощью слов можно и нужно познавать мир. Не последнее место в решении этой задачи отводится школе. Но современный подросток не хочет ни читать, ни писать, ни даже говорить. Создается впечатление, что о слове, о речи забывают за ненадобностью. Зачем «загружать» сознание лексическим богатством и синтаксическим многообразием, если так легко и просто употреблять односложные словечки, примитивные фразы и при этом быть понятым сверстниками? Да и сверстники в эпоху сплошной компьютеризации все чаще становятся виртуальными. Что же делать? Учить и учиться в соответствии с современными требованиями: формировать ключевые компетенции, то есть «целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, которые формируются в процессе обучения; обеспечивают практическое владение предметом, а также служат развитию личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентиров». Педагог так организует изучение предмета, чтобы от передачи информации перейти к процессу освоения различных способов деятельности, позволяющих получать новые знания. В свете этих требований перед учителем-словесником стоит непростая задача: разъяснить учащимся, что без знаний о языке, без умения выражать свои мысли невозможно жить и оставаться человеком. И пока мы не убедим в этом своих учеников, наши дети не станут учить и не будут знать свой родной язык. Как этого добиться? Пробуя найти ответ, мы написали проект «Живое слово» Из истории вопроса. Мы не будем останавливаться на особенностях метода проекта как форме компетентно - деятельностного подхода в обучении, полагая, что педагоги знакомы с ними. Расскажем о том, как мы осваиваем этот вид деятельности. Каждый раз, когда приходят пятиклассники, я провожу с ними небольшой «словесный эксперимент»: через 10-12 дней после начала занятий предлагаю ребятам в качестве самостоятельной работы написать 1-2 слова, которые они чаще всего произносят или слышат в своем окружении. И если познавательные интересы и мотивация учебной деятельности достаточно развиты, если коллективные начала сформированы, то из их слов можно составить полноценный текст. В последнее время такие классы встречаются редко. И вот что я получила в очередной раз - сентябрь 2007/08 учебного года. 1.Вот такая речевая ситуация -Здравствуйте! Привет! -По-моему, я рада. -Возможно. -Гулять пойдешь? -Не хочу. -Ну, пожалуйста! -Хочу спать! -Как там улица? -Не помню. -Лучше дайте денег. -Не хочу. -Ну, можно? Пожалуйста! - Не хочу. -А гулять можно? -Я пошла. -Пока! Все слова…слова…слова… Все слова, слова, слова…А если учесть, что на уроках русского языка осуществляется текстоцентрический подход и обучение работе с текстом происходит регулярно, то легко представить отношение учащихся к этому виду деятельности и спрогнозировать проблемы.
Пока отличий больше. Как добиться того, чтобы задания, связанные с анализом слова или текста, не вызывали страха, непонимания, неуверенности, а знакомые с детства слова наполнились бы «бездной живых образов»? «Испытать …на себе и понять, что в каждом слове заключена своя поэзия, свои признаки…Тогда все слова оживают, крепнут, наполняются выразительной силой… Тогда за каждым словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь», - отвечает нам К.Г.Паустовский, делясь опытом овладения тайнами языка. Итак, нам предстояло сделать важное открытие – открытие СЛОВА.
/или «Как нам помогают учебники»/ В настоящее время в распоряжении учителя имеется достаточное количество учебников по русскому языку и литературе, отвечающих современным требованиям. Оптимальным сочетанием для меня стало следующее: русский язык – учебный комплекс под редакцией Бабайцевой В.В. литература – учебник «Литератуа.5-8.Автор-составитель Г.С. Меркин» / подробнее с информацией о них можно познакомиться в Приложении №1/ На уроках развития речи в 5-7 классах предусмотрены такие задания, где предметом наблюдения и изучения становится слово: - лексический разбор /выделяется как самостоятельный вид деятельности/; - сочинение о слове /5 класс/ в разделе «Морфемика» /план сочинения в Приложении №2/; -сочинение-рассуждение «Каникулы – это…»/6 класс/; - сочинение «Любимое летнее слово»/6-7класс/ вместо традиционного «Как я провел лето». На уроках литературы неоднократно обращаемся к разделу «Живое слово» (!), в котором предлагаются творческие задания. К уроку по биографии А.С.Пушкина /6 класс/нужно было подготовить сообщение на тему «Друзья-лицеисты» /презентация и план урока – Приложение 3/. Услышав рассказ о друзьях Пушкина, стихи, адресованные им в разные годы жизни, мои ученики искренне позавидовали поэту. Привожу реплику дословно: «Хорошо Пушкину, они все время рядом были! А как нам найти друзей, если родители с одним играть не разрешают, к другим не отпускают во двор, а уж домой пригласить – и подавно нельзя!» В этой фразе много информации, но главное – прозвучало Слово. Оно их задело за живое, они его услышали. Это было наше первое открытие. Задавались и другие вопросы: как становятся друзьями? легко ли быть другом? могут ли ссориться друзья? Оставлять их без ответа было нельзя… «Все начинается с любви…»? В 7 классе при изучении «Повести о Петре и Февронии Муромских» находим еще одно важное для детей слово – любовь. Сначала они стеснялись его называть, но чувствовалось желание поговорить о нем. На вопрос, все ли в жизни начинается с любви, ребята назвали другие слова и совершенно точно выстроили цепочку взаимоотношений: Внимание – понимание – ЛЮБОВЬ – уважение – мудрость. А вывод их прост: это целая жизнь… «Вы помните, вы все, конечно, помните» 8 класс. Учебник русского языка предлагает много текстов известных писателей, публицистов о памяти и ее роли в жизни человека. После изложения и сочинения на эту тему убеждаемся: это понятие для нас пока загадка. В нем надо разбираться. Подсказала жизнь «они плохие, а Я(!)) – Личность» Эта фраза стала для нас проблемой. Очень сложной. Касается она не только уроков, но и взаимоотношений. Мы растем, и проблема растет вместе с нами. Так что эту тему и это слово подсказала нам жизнь: Как же стать личностью? И Кого можно считать ею? Учитель предложил… Наблюдая за детьми на уроках, переменах, на улице, я обратила внимание, что они часто ссорятся, не хотят ни в чем уступать и даже бывают жестокими, особенно с «новенькими». Но при этом могут жалеть бродячих животных. Хотят быть добрыми, но стесняются проявлять это чувство. Слова «жалость», «милость», «доброта» стали подсказкой учителя. Очень ответственный момент. И вот мы подошли к очень ответственному моменту. Ребята убедились на собственном опыте, на примерах из учебников, что слова - это не просто набор звуков, от них очень многое зависит. А может быть, они живые? Тогда где и как слова живут? У детей появилось желание узнать ответы на эти вопросы. Жизненный и педагогический опыт давали возможность помочь ребятам. Мы решили объединить наши желания и возможности. Таким связующим звеном стало СЛОВО. Идея проекта, его название, основополагающий и проблемные вопросы возникли в процессе работы, когда изучаемые на уроках темы «пересеклись» с реальными проблемами. Так появился проект «Живое Слово». Его структуру можно представить следующим образом. Живое слово Слово – живое? Где и как живут слова? Основополагающий вопрос: А может быть, они живые? Тогда где и как слова живут? Проблемные вопросы: - Как найти друга? - Струны души человеческой…/жалость, милость, доброта/ - Жизнь прожить – не поле перейти /?+?=любовь/ - Как стать личностью? - Священную память храня обо всем… Дидактические цели: 1 Формирование предметных компетенций: - осознанное усвоение базовых знаний о языке и речи, умение пользоваться ими в работе с языковым материалом; - расширение лингвистического кругозора учащихся; - владение разными видами речевой деятельности /умение создавать высказывания в устной и письменной форме/. 2 Понимание целей и задач обучения /что? зачем? как?/; обеспечение индивидуального уровня обучения в процессе деятельности, в достижении результатов, в темпе работы. 3 Усиление практической направленности в изучении языка, приобретение знаний и умений в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательным представлением результатов. 4 Воспитание уважительного, бережного отношения к слову как единице языка; формирование потребности к самовыражению через слово, речь; понимание, что русский язык – часть национальной культуры, а умение говорить грамотно и содержательно – показатель культуры человека. Методические задачи: 1.Обучение работе с различными источниками информации /печатными, электронными/. 2.Обучение монологическому высказыванию /в том числе и на грамматическую тему/ на основе текстов. 3. Умение сотрудничать в группах. 4. Развитие разных видов мышления: логического, ассоциативно-образного, творческого – в процессе формирования навыков анализа /слов, текстов, проблемных ситуаций/ и синтеза /систематизировать полученные сведения, подобрать предметный образ, соответствующий слову/. Аннотация. В современном образовании метод проектов рассматривается как одна из форм компетентно -деятельностного подхода в обучении. Проект «Живое слово», на наш взгляд, соответствует этому подходу. Наш проект – это система уроков, каждый из которых представляет процесс освоения знаний и формирования понятий о слове или группе слов. В его основе – ментальные слова русского языка. В процессе работы над проектом его участники получают возможность составить целостное представление о мире По виду доминирующей деятельности – это исследовательский проект. Беря за основу базовые знания о слове, учащиеся определяют его лексическое значение, этимологию, выстраивают синонимические ряды, привлекая дополнительный материал и отражая его в таблицах. Говоря о сфере употребления слов, приводятся примеры из личного опыта, из предлагаемых для анализа текстов, из художественной литературы. Большое внимание уделяется тому, как данное слово «живет» в современном языке /где употребляется, как часто используется носителями языка, изменяется ли семантика, какие ассоциации вызывает/. При этом ученики объединяют слова в группы, выявляют различия, выстраивают логические цепочки. Наиболее ярким моментом в ходе таких уроков является подбор зримого /предметного/ образа, который, по мнению участников, соответствует слову. Такая последовательность действий приводит к осознанному употреблению слов в речи, формирует нравственные понятия и ценностные ориентиры. Человек, умеющий понимать слова во всей их полноте, учится ценить и разумно употреблять их в речи. По предметно- содержательной деятельности проект относится к интегрированным. Понятия, сформированные в ходе уроков, помогают успешно анализировать литературные произведения. А более осознанный разбор художественных текстов позволяет приводить точные примеры в сочинениях на ЕГЭ. На уроках также используются отдельные тексты ЕГЭ, в которых отражаются проблемы, связанные с пониманием слов из проекта, например: «О милосердии», «Сострадание – активный помощник» и другие /Приложение №4/. Работа с опорой на эти материалы формирует умение анализировать тексты, писать сочинение-рассуждение на экзамене. Проект органично вписывается в систему уроков по литературе и русскому языку/развитие речи/, например: 6 класс – «Как найти друга?» - перед изучением романа Пушкина «Дубровский». 6 класс – «Струны души человеческой…» - перед изучением повести Короленко В.Г. «Дети подземелья». 7 класс – «Жизнь прожить – не поле перейти» - после «Повести о Петре и Февронии Муромских». Этот урок можно провести в 8 классе перед изучением «Капитанской дочки». 7-8 класс – «Как стать личностью?» - время проведения определяется по выбору участников проекта. 8-9 класс – «Священную память храня о былом…» Если урок проводится в 8 классе – апрель-май. В 9 классе можно предложить как групповую работу для защиты на заседании научно-исследовательского общества старшеклассников. По времени и количеству участников проект является групповым и рассчитан на 4 года /с 6-го- по 9-ый класс/ с учетом психолого-педагогических особенностей развития подростков, их способности к осмыслению тех или иных понятий. Проект «Живое слово» имеет большое воспитательное значение и позволяет преподавать язык и литературу как часть русской культуры. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Создать условия для формирования у младших школьников целостной картины окружающего мира | ||
Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс Автор делает это осознанно с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной... | Интеграция естественнонаучных дисциплин как способ формирования единой картины мира Целью таких уроков является решение проблемного вопроса, которое возможно только с использованием знаний разных дисциплин | ||
Разработка урока математики в 8 классе Тема: «Многообразный и удивительный мир симметрии» Тема «Симметрия» благодатный материал для демонстрации межпредметных связей, формирования целостной картины мира | Рабочая программа по окружающему миру на 2011-2012 учебный год Специфика курса окружающего мира состоит в формировании целостной картины мира. В курс интегрированы такие предметы, как ознакомление... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специфика курса окружающего мира состоит в формировании целостной картины мира. В курс интегрированы такие предметы, как ознакомление... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор делает это осознанно с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной... | ||
Рабочая программа по химии (10 класс) по программе О. С. Габриеляна.... Автор делает это осознанно с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной... | Использование компьютерного тестирования для контроля результатов обучения химии Автор делает это осознанно с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной... | ||
Тип урока: комбинированный урок. Вид урока: урок- игра. Технология Автор делает это осознанно с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной... | Формирование целостной естественнонаучной картины мира в процессе... Проблема: Формирование целостной естественнонаучной картины мира в процессе изучения информатики в условиях модернизации и информатизации... | ||
Инновационные тенденции в преподавании иностранного языка школьникам В настоящее время резко возрастает интерес к проблемам психолингвистического уровня, рассматривающим язык как отображение социокультурной... | Пояснительная записка курс «Окружающий мир» В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель курса. Формирование у младших школьников целостной картины окружающей его среды и его места в этой среде как личности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общая программа по обществознанию в основной школе каждый класс рассматривает как относительно самостоятельную ступень в подготовке... |