Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка





Скачать 270.05 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации14.04.2015
Размер270.05 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая учебная программа
  1   2   3
Рабочая учебная программа

по музыке

для 4 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования по музыке (Сборник нормативных документов "Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. Часть 2", М. Просвещение, 2009), Программы "Музыка. Начальная школа", авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина (М., Просвещение, 2011). Данная программа имеет гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации".

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта "Музыка. 4 класс" (авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина), состоящего из:

  • учебник для учащихся 4 класса начальной школы

  • рабочая тетрадь к учебнику "Музыка. 4 класс".

  • хрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка. 4 класс". Пособие для учителя.

  • фонохрестоматия к учебнику "Музыка. 4 класс"

  • методика работы с учебниками "Музыка". 1-4 классы. Пособие для учителя.

Согласно рабочей программе на изучение музыки в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально-целостного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.


Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач:

  • личностное развитие ребенка:

  • реализация творческого потенциала; готовность открыто выражать свое отношение к искусству; формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма,

  • познавательное и социальное развитие ребенка:

  • приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры; формирование целостной художественной картины мира; воспитание патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе; активизация творческого, символического, логического мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии,

  • коммуникативное развитие ребенка:

  • формирование умения слушать; умения вести диалог; умения встать на позицию другого человека; умения участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; умения продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.


Основными видами учебной деятельности школьников для реализации поставленных задач являются:

  • Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

  • Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведении. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

  • Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

  • Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально- пластических композиций. Танцевальные импровизации.

  • Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Содержание рабочей программы представлено темами "Россия - Родина моя", "День, полный событий", "О России петь, что стремиться в храм", "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!", "В музыкальном театре", "В концертном зале", "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...", в которых раскрыты следующие содержательные линии: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

  1. "Россия - Родина моя" - 4 часа

Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С.В.Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М.И.Глинки (опера), С.С.Прокофьева (кантата).

Мелодия, концерт для фортепиано с оркестром, куплетная форма, вокализ, декламация, речитатив, жанры русских народных песен, кантата для меццо-сопрано, хора и оркестра, развитие музыки, эпилог, финал.

Знать и понимать:

  • Смысл понятий: мелодия, концерт, песенные интонации, истоки русской народной и композиторской музыки, куплетная форма, вокализ, отличие вокализа от романса и песни, мелодекламация, речитатив, жанры русских народных песен и их различие (колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная, песня-плач, причитание), кантата, певческие голоса альт, меццо-сопрано; развитие музыки, эпилог, финал.

  • Музыкальные термины: концерт для фортепиано с оркестром, куплетная форма, вокализ, декламация, речитатив, жанры народных песен, кантата.

  • Интонационные истоки русской профессиональной музыки;

  • Название изученных произведений и их авторов;

  • Названия изученных жанров профессиональной музыки;

  • Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

  • Названия изученных жанров народных песен;

  • Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности;

  • Особенности жанра кантата, содержание кантаты "Александр Невский";

  • Особенности русских колокольных звонов, их значение в жизни;

  • Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя;

Уметь:

  • Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;

  • Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании;

  • Исследовать и выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки;

  • Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях;

  • Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного )хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов;

  • Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России;

  • Импровизировать на заданные тексты;

  • Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей;

  • Выполнять творческие задания из рабочей тетради.




  1. День, полный событий" - 5 часов

Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, Г.В.Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт), Музыкальность поэзии А.С.Пушкина.

Пастораль, лирика в поэзии и музыке, выразительность и изобразительность, музыкальное прочтение стихотворения, музыкальная живопись, регистры, тембры, жанры народной музыки (хороводные и плясовые песни), обработка русской народной песни, колокольные звоны, вступление к опере, романс, дуэт, ансамбль.

Знать и понимать:

  • Смысл понятий: лирика в музыке и поэзии, выразительность и изобразительность в музыке, фортепианная пьеса, музыкальный альбом, романс, музыкальное прочтение стихотворения, музыкальное прочтение сказки, музыкальная живопись, музыкальная картина, регистр, тембры инструментов, пьеса из музыкального альбома, жанры народной музыки, обработка народной песни, вступление к опере, колокольные звоны, музыкально-поэтические вечера, романс, дуэт, ансамбль.

  • Музыкальные термины: пастораль, лирический образ, музыкальный лад, выразительные и изобразительные интонации, фортепианная пьеса, опера, вступление к опере, музыкальная тема, симфоническая картина, регистр, тембр, жанры народной музыки, обработка, колокольные звоны, романс, дуэт, ансамбль.

  • Выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С.Пушкина;

  • Особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений;

  • Названия изученных произведений и их авторов;

  • Героев сказок А.С.Пушкина;

  • Особенности звучания разных видов оркестров;

  • Значение музыки в обрядах и обычаях русского народа;

Уметь:

  • Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С.Пушкина

  • Распознавать художественный смысл музыкальных и литературных произведений;

  • Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

  • Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей;

  • Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм;

  • Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

  • Выполнять творческие задания из рабочей тетради.


3. "В музыкальном театре" - 6 часов

События отечественной истории в творчестве М.И.Глинки, М.П.Мусоргского. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, повтор, вариативность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А.И.Хачатуряна, И.Ф.Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.

Музыкальный театр, опера, действие из оперы, музыкальный образ, танцы (полонез, мазурка, краковяк, вальс), музыкальная драматургия, контраст образов, музыкальная тема, интонации в музыке, ария, речитатив, музыка в народном стиле, песня-ария, куплетно-вариационная форма, вариантность интонаций, музыка в восточном стиле, восточные интонации, орнамент, тембры инструментов симфонического оркестра, саксофон, балет, картина из балета, оперетта, мюзикл, легкая музыка.

Знать и понимать:

  • Смысл понятий: музыкальный театр, опера, танцевальная сцена, действие из оперы, музыкальный образ, польские народные танцы, бальные танцы, бал, музыкальная драматургия, контраст образов, ария, речитатив, музыка в народном стиле, обработка народной песни, песня-ария, куплетно-вариационная форма музыки, восточные интонации, музыка в восточном стиле, балет, симфоническая сюита, народный праздник Масленица (обычаи и традиции), народное гуляние, современная музыка, оркестровые тембры, театр музыкальной комедии, классическая оперетта, классический мюзикл.

  • Музыкальные термины: опера, балет, оперетта, мюзикл, сцена из музыкального спектакля, народные танцы, бальные танцы, лейттема, мелодия-тема, музыкальный образ, музыкальная драматургия, ария, речитатив, хор, куплетно-вариационная форма, песня-ария, восточные интонации, вариации, фольклор, оркестровые тембры, оперетта, мюзикл.

  • Многообразие жанров, сюжетов и образов музыкального спектакля;

  • Структуру музыкального спектакля (увертюра, действие, сцена, сольный номер, финал);

  • Принципы драматургического развития музыкального спектакля;

  • Лейттема - музыкальная характеристика действующих лиц;

  • Обращение русских композиторов к музыкальному фольклору других стран;

  • Народные музыкальные традиции Отечества;

  • Народная и профессиональная музыка;

  • Жанры легкой музыки.

Уметь:

  • Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России;

  • Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности;

  • Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля;

  • Участвовать в сценическом воплощении фрагментов оперы, балета, оперетты, мюзикла;

  • Исполнять свои музыкальные композиции;

  • Оценивать собственную творческую деятельность;

  • Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей;

  • Выполнять творческие задания из рабочей тетради.


4. "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" - 4 часа

Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказания о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица). Икона "Троица" А.Рублева.

Народные песни, музыка в народном стиле, русские народные инструменты (балалайка, гармонь, баян и др.), оркестр русских народных инструментов, мифы, сказки, легенды, предания о музыке и музыкантах, вариации, обычаи и обряды народного праздника (Троица), Троица - церковный праздник, икона.

Знать и понимать:

  • Смысл понятий: народная песня, музыка народная и композиторская, музыка в народном стиле, народные инструменты, легенды, мифы, предания, сказки, балалайка, гармонь, баян, оркестр русских народных инструментов, вариации на тему народной песни, Троица, обрядовые песни, икона.

  • Музыкальные термины: музыка народная и композиторская, народные инструменты, оркестр русских народных инструментов, вариации, фортепианный концерт, симфония, обрядовые народные песни.

  • Народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников;

  • Названия русских народных инструментов, их звучание и внешний вид;

  • Народное музыкальное творчество разных стран мира;

  • Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов;

  • Музыка в народных обрядах и обычаях;
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка iconЛель Ирина Мечиславовна 2012-2013 учебный год пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования...
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка Наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы
Рабочая программа по музыке для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка iconРабочая программа по музыке для 7 класса на 2014 -2015 уч год пояснительная записка
Уметская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда П. С. Плешакова
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана на...
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е....
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности...
Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной...
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по музыке для 2-го класса разработана на...
Рабочая учебная программа по музыке для 2-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. 1-4 классы», авторов: Е. Д....
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по музыке и пению для 1 класса
Составлена на основе программы по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательных учреждений
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по музыке для 4 класса составлена...
«Музыка» для 1-4 классов, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.)
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по музыке для 4 класса составлена...
«Музыка» для 1-4 классов, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.)
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по английскому языку для 7 класса Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку разработана для обучения учащихся 7 класса моу оош №15 г. Шуя на основе
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по Музыке разработана для организации учебного...
Рабочая учебная программа по Музыке разработана для организации учебного процесса по Музыке на I ступени образования (1-4 классы)...
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая учебная программа по музыке...
М.: «Просвещение», 2011г., авторской программой «Музыка» 5-7 классы, авт. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М.: Просвещение,...
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по химии для 8 класса Пояснительная записка
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 10 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы...
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка iconРабочая программа по музыке для 5 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Пояснительная записка iconСодержание программы Пояснительная записка. Содержание курса музыки....
Рабочая программа по искусству (музыке и изобразительному искусству) для 8-9 класса составлена на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск