Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
_________________ И.А. Веселова
Протокол № __ от ________ 2013 г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 55
__________________ З.Я. Горленко
Приказ № ___ от __________2013 г.
|
|
|
искусство устной и письменной речи
10-11 классы
Разработчики:
Веселова И.А., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории;
Гостюхина Ф.М., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории;
г.Нижний Тагил
ИСКУССТВО УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
ПРОГРАММА элективного (факультативного) куром для 10—11 классов (68 ч)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме. В связи с этим старшеклассники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);осуществлять выбор и организацию языковых средств соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно,
правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражатьсвое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Кроме того, ученики должны научиться соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка(произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные); уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения. И наконец, учащиеся должны осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.
Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается чаще обращаться к такой форме обучения, как семинар. Он может быть организован как заслушивание и последующее обсуждение подготовленных старшеклассниками сообщений, выступлений, докладов по определенной теме (лингвистической, литературоведческой). Работая над таким выступлением, ученик самостоятельно (но, разумеется, под руководством учителя) и последовательно проходит все этапы подготовки речевого высказывания: выбор темы и обдумывание основной мысли; сбор литературы по теме и ее анализ; систематизация собранного материала и составление плана; отбор наиболее точных уместных и выразительных средств для точной передачи мысли в письменной речи (реферат) и устной речи (выступление, доклад).
Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (ознакомительное, просмотровое, изучающее, реферативное, поисковое и др.), что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах. Предполагается активное использование интернет-ресурсов, особенно на этапесбора и классификации материала по выбранной учеником темереферата и готовящегося на его основе устного выступления. В связи с этим целесообразно познакомить учеников с основными признаками гипертекста, который широко представлен в информационную эпоху прежде всего в новых информационных и коммуникационных технологиях. Именно гипертекст является объектом интернет-чтения, а это означает, что школьник должен овладеть специфическими навыками информационно-смысловой переработки интернет-публикаций, научиться пользоваться разнообразными гипертекстовыми контекстными ссылками, понимать смысл графических выделений, что формирует способность не только получать разнообразную информацию, но и общатьсяв виртуальном пространстве. Нужно иметь в виду, что успешное овладение чтением как видом речевой деятельности обеспечивает и результативное использование элементарных форм дистанционного обучения с использованием гипертекстовых электронных справочников, электронных учебников, интернет-ресурсов.
Таким образом, элективный (факультативный) курс поможет поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения. Старшеклассник должен по возможности овладеть разными формами такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный класс (чат), обмен файлами и др. Кроме того, целесообразно привлекать в работе гипертекстовые электронные учебники, которые содержат задания на самопроверку и интерактивные тексты, разнообразны к ним задания коммуникативного характера и справочный материал.
Прослушивание на занятии доклада одноклассник, осмысление услышанного, фиксация на письме основных положений выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, apгументированный анализ (рецензия) услышанного доклада, поиски уместных цитат из разных источником, подтверждающих или опровергающих определенные положении докладчика, оно способствует комплексному совершенствованию всех видов речевой деятельности.
В результате обучении старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением аргументом; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной цепки» (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 55
| УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО
Протокол № __
от «____»____________2012 г.
Руководитель ШМО__________
______________________________
(расшифровка подписи)
| КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2013 - 2014 учебный год
ИСКУССТВО УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Форма реализации программы:
- факультатив (элективный курс);
Классы_________10
Учителя : И.А.Веселова.
г. Нижний Тагил
Тип образовательной программы: государственная, рабочая, авторская
Авторы государственной программы: ___С.И.Львова__________________________
Название государственной программы: ___Искусство устной и письменной речи.
Каким органом рекомендована к использованию: __Министерство образования и науки РФ
Гор. Москва_Издательство_»Мнемозина»
Год___2009г.__
Составитель рабочей программы _И.А.Веселова, Ф.М.Гостюхина
Количество часов по учебному плану в неделю ___1____, в год ___34_____,
в том числе
практическая часть программы:____
лабораторная работа ________
семинар ___________________
проектная работа ___________
экскурсия _________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
| контрольные мероприятия: _______
контрольная работа ________
зачет ______2______________
семинар ___________2_______
тестирование______________
проектная работа___________
__________________________
__________________________
__________________________
| Нижний Тагил
2013
Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку, 10 класс. 34 часа.
Искусство устной и письменной речи.
Тематическое планирование 10 класс.
№
Ур.
| Тема занятия
| Вид деятельности
| 1
| Функциональные стили.
| Функциональные стили (научный, официально деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка.
| 2
| Научный стиль. Сферы его использования, назначение.
| 3
| Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечённость, и обобщённость, объективность изложения.
| 4
| Лексические, морфологические, синтаксические, особенности научного стиля.
| 5
| Учебно – научный стиль. Основные жанры: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезис, конспект, беседа, дискуссию.
| 6
| Практическое задание. Культура учебно – научного общения (устная и письменная форма)
| 7
| Официально – деловой стиль, сфера его использования, назначение.
| 8
| Основные признаки официально – делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность, построения.
| 9
| Лексические, морфологические, синтаксические, особенности делового – стиля.
| 10
| Основные жанры официально делового стиля: Заявления доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление.
| 11
| Практическое задание. Культура официально делового общения (устная и посменная форма)
| 12
| Публицистический стиль сферы его использования, назначение.
| 13
| Основные признаки публицистического стиля: Сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, сценичности.
| 14
| Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры.
| 15
| Понятие публичной речи. Основные качества: правильность, точность, ясность, выразительность, богатство речи, содержательность, логичность, уместность.
| 16
| Разговорная речь, сферы его использования, назначение.
| 17
| Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания.
| 18
| Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Не вербальные средства общения.
| 19
| Практическое занятие. Культура разговорной речи.
|
| 20
| Язык художественной литературы и его отличия от других разновидности современного русского языка.
| 21
| Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно – выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидности языка.
| 22
| Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
| Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности: мотивационно – ориентировочная, клонирующая, исполнительная, контрольная. Способы адекватного реагирования на обращённую речь, вступления в речевое общение, привлечения внимания собеседника, под держания или завершения разговора. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.
| 23
| Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи: Работа с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и интернет ресурсы
| 24
| Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Овладение приемами, повышающими эффективность слушания устной монологической речи; применение правил эффективного слушанья в ситуации диалога.
| 25
| Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.
| 26
| Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление.
| 27
| Практическое занятие. Культура речевой деятельности.
| 28
| Особенности устной речи: темп, тембр, громкость голоса, интонация
| Ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать не медленную реакцию слушателя. Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного и письменного высказывания. Формы письменных высказываний и их признаки. Риторика как искусство мыслить и говорить.
| 29
| Диалог и монолог как разновидности устной речи.
| 30
| Формы устных высказываний и использование их в разных ситуации общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ на уроке.
| 31
| Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли.
| 32
| Основные требования к содержанию, построении и языковому оформлению письменного высказывания. Образцы русской письменной речи.
| 33
| Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, компьютер, электронная почта).
| 34
| Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференция, на тематических чатах Интернета.
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 55
| УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО
Протокол № __
от «____»____________2012 г.
Руководитель ШМО__________
______________________________
(расшифровка подписи)
| КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2013 - 2014 учебный год
ИСКУССТВО УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Форма реализации программы:
- факультатив (элективный курс);
Классы 11
Учителя Ф.М.Гостюхина
г. Нижний Тагил
Тип образовательной программы: государственная, рабочая, авторская
Авторы государственной программы: С.И.Львова
Название государственной программы: Искусство устной и письменной речи.
Каким органом рекомендована к использованию: __Министерство образования и науки РФ
Гор. Москва_Издательство_»Мнемозина»
Год___2009г.__
Составитель рабочей программы _И.А.Веселова, Ф.М.Гостюхина
Количество часов по учебному плану в неделю ___1____, в год ____33____,
в том числе
практическая часть программы:____
лабораторная работа ________
семинар ___________________
проектная работа ___________
экскурсия _________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
| контрольные мероприятия: _______
контрольная работа ________
зачет ______________2_____
семинар ___________1_______
тестирование______________
проектная работа_______1____
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
|
Искусство устной и письменной речи (факультатив). 11 класс. 2013-2014гг. 33 часа
| № нед
| № урока
| Тема урока
| Практическая часть
| Контрольные мероприятия
| 1
|
| Сбор материала для письменного и устного высказывания
|
|
|
| 1
| Выбор темы реферата ( доклада) и обдумывание основной мысли
|
|
|
| 2
| Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала
|
|
|
| 3
| Организация самостоятельной работы с использованием интернет - ресурсов
|
|
|
| 4
| Отбор доказательств основной мысли
|
|
|
| 5
| Способы цитирования
|
|
|
|
| Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании
|
|
|
| 6
| Составление предварительного плана
|
|
|
| 7
| Контрольный диктант по теме "Повторение изученного"
|
|
|
| 8
| Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения
|
|
|
| 9
| Рр. Сочинение Эпистолярный жанр. Письмо
|
|
|
| 10
| Смысловые части письменного текста и абзац
|
|
|
| 11
| Смысловые части устного высказывания
|
|
|
| 12
| Использование специфических средств письма для точной передачи мысли: знаки препинания, заглавные буквы и др.
|
|
|
| 13
| Специфические средства устной речи для точной передачи мысли
|
|
|
|
| Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств
|
|
|
| 14
| Точность передачи мысли
|
|
|
| 15
| Языковая норма и ее признаки
|
|
|
| 16
| Нормативные словари и справочники
|
|
|
| 17
| Использование языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации
|
|
|
| 18
| Лексическая и грамматическая синонимия
|
|
|
| 19
| Главные члены предложения. Подлежащие
|
|
|
| 20
| Соответствие речевого высказывания нормам русского литературного языка
|
|
|
|
| Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя
|
|
|
| 21
| Выразительность речи
|
|
|
| 22
| Стилистические фигуры и их использование в письменной речи
|
|
|
| 23
| Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия
|
|
|
| 24
| Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя
|
|
|
| 25
| Особенности речевого этикета в официально – деловой и научной сферах общения
|
|
|
| 26
| Особенности речевого этикета в публицистической сфере общения
|
|
|
|
| Публичная защита реферата
|
|
|
| 27
| Психолого – физиологическая подготовка к выступлению
|
|
|
| 28
| Репетиция речи. Выработка уверенности в себе
|
|
|
| 29
| Продумывание внешнего вида.
|
|
|
| 30
| Психологическая готовность к публичному выступлению
|
|
|
| 31
| Критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность
|
|
|
| 32
| Критерий соответствия языковым нормам. Выразительность речи
|
|
|
| 33
| Успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата
|
|
| |