Муниципальное бюджетное общеобразовательное





Скачать 217.24 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное общеобразовательное
Дата публикации19.04.2015
Размер217.24 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
Управление образования Администрации города Нижний Тагил

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55


ПРИНЯТА

Педагогическим советом

_________________ И.А. Веселова

Протокол № __ от ________ 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 55

__________________ З.Я. Горленко

Приказ № ___ от __________2013 г.








искусство устной и письменной речи

10-11 классы

Разработчики:

Веселова И.А., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории;

Гостюхина Ф.М., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории;

г.Нижний Тагил

ИСКУССТВО УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

ПРОГРАММА элективного (факультативного) куром для 10—11 классов (68 ч)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме. В связи с этим старшеклассники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);осуществлять выбор и организацию языковых средств соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно,

правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражатьсвое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Кроме того, ученики должны научиться соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка(произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные); уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения. И наконец, учащиеся должны осуществ­лять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Теоретической основой формирования ком­муникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятель­ности.

Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается чаще обращаться к такой форме обучения, как семинар. Он может быть организован как заслу­шивание и последующее обсуждение подготовленных старше­классниками сообщений, выступлений, докладов по определен­ной теме (лингвистической, литературоведческой). Работая над таким выступлением, ученик самостоятельно (но, разумеется, под руководством учителя) и последовательно проходит все этапы подготовки речевого высказывания: выбор темы и обдумывание основной мысли; сбор литературы по теме и ее анализ; систематизация собранного материала и составление плана; отбор наиболее точных уместных и выразительных средств для точной передачи мысли в письменной речи (реферат) и устной речи (выступление, доклад).

Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (ознакомительное, просмотровое, изучающее, реферативное, поисковое и др.), что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах. Предполагается активное использование интернет-ресурсов, особенно на этапесбора и классификации материала по выбранной учеником темереферата и готовящегося на его основе устного выступления. В связи с этим целесообразно познакомить учеников с основными признаками гипертекста, который широко представлен в информационную эпоху прежде всего в новых информационных и коммуникационных технологиях. Именно гипертекст является объектом интернет-чтения, а это означает, что школьник должен овладеть специфическими навыками информационно-смысловой переработки интернет-публикаций, научиться пользоваться разнообразными гипертекстовыми контекстными ссылками, понимать смысл графических выделений, что формирует способность не только получать разнообразную информацию, но и общатьсяв виртуальном пространстве. Нужно иметь в виду, что успешное овладение чтением как видом речевой деятельности обеспечивает и результативное использование элементарных форм дистанционного обучения с использованием гипертекстовых электронных справочников, электронных учебников, интернет-ресурсов.

Таким образом, элективный (факультативный) курс помо­жет поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учрежде­нии высшей школы, владея новыми информационными комму­никационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интер­активного общения. Старшеклассник должен по возможности овладеть разными формами такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный класс (чат), обмен файлами и др. Кроме того, целесообразно привлекать в работе гипертекстовые электронные учебники, которые содержат задания на самопроверку и интерактивные тексты, разнообразны к ним задания коммуникативного характера и справочный материал.

Прослушивание на занятии доклада одноклассник, осмысление услышанного, фиксация на письме основных положений выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, apгументированный анализ (рецензия) услышанного доклада, поиски уместных цитат из разных источником, подтверждающих или опровергающих определенные положении докладчика, оно способствует комплексному совершенствованию всех видов речевой деятельности.

В результате обучении старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением аргументом; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной цепки» (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 55




УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

Протокол № __

от «____»____________2012 г.

Руководитель ШМО__________

______________________________

(расшифровка подписи)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2013 - 2014 учебный год

ИСКУССТВО УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Форма реализации программы:

- факультатив (элективный курс);

Классы_________10

Учителя : И.А.Веселова.

г. Нижний Тагил

Тип образовательной программы: государственная, рабочая, авторская

Авторы государственной программы: ___С.И.Львова__________________________

Название государственной программы: ___Искусство устной и письменной речи.

Каким органом рекомендована к использованию: __Министерство образования и науки РФ

Гор. Москва_Издательство_»Мнемозина»

Год___2009г.__

Составитель рабочей программы _И.А.Веселова, Ф.М.Гостюхина

Количество часов по учебному плану в неделю ___1____, в год ___34_____,

в том числе

практическая часть программы:____

лабораторная работа ________

семинар ___________________

проектная работа ___________

экскурсия _________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

контрольные мероприятия: _______

контрольная работа ________

зачет ______2______________

семинар ___________2_______

тестирование______________

проектная работа___________

__________________________

__________________________

__________________________


Нижний Тагил

2013

Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку, 10 класс. 34 часа.

Искусство устной и письменной речи.

Тематическое планирование 10 класс.



Ур.

Тема занятия

Вид деятельности

1

Функциональные стили.

Функциональные стили (научный, официально деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка.

2

Научный стиль. Сферы его использования, назначение.

3

Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечённость, и обобщённость, объективность изложения.

4

Лексические, морфологические, синтаксические, особенности научного стиля.

5

Учебно – научный стиль. Основные жанры: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезис, конспект, беседа, дискуссию.

6

Практическое задание. Культура учебно – научного общения (устная и письменная форма)

7

Официально – деловой стиль, сфера его использования, назначение.

8

Основные признаки официально – делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность, построения.

9

Лексические, морфологические, синтаксические, особенности делового – стиля.

10

Основные жанры официально делового стиля: Заявления доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление.

11

Практическое задание. Культура официально делового общения (устная и посменная форма)

12

Публицистический стиль сферы его использования, назначение.

13

Основные признаки публицистического стиля: Сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, сценичности.

14

Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры.

15

Понятие публичной речи. Основные качества: правильность, точность, ясность, выразительность, богатство речи, содержательность, логичность, уместность.

16

Разговорная речь, сферы его использования, назначение.

17

Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания.

18

Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Не вербальные средства общения.

19

Практическое занятие. Культура разговорной речи.




20

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидности современного русского языка.

21

Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно – выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидности языка.

22

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности: мотивационно – ориентировочная, клонирующая, исполнительная, контрольная. Способы адекватного реагирования на обращённую речь, вступления в речевое общение, привлечения внимания собеседника, под держания или завершения разговора. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.

23

Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи: Работа с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и интернет ресурсы

24

Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Овладение приемами, повышающими эффективность слушания устной монологической речи; применение правил эффективного слушанья в ситуации диалога.

25

Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.

26

Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление.

27

Практическое занятие. Культура речевой деятельности.

28

Особенности устной речи: темп, тембр, громкость голоса, интонация

Ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать не медленную реакцию слушателя. Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного и письменного высказывания. Формы письменных высказываний и их признаки. Риторика как искусство мыслить и говорить.

29

Диалог и монолог как разновидности устной речи.

30

Формы устных высказываний и использование их в разных ситуации общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ на уроке.

31

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли.

32

Основные требования к содержанию, построении и языковому оформлению письменного высказывания. Образцы русской письменной речи.

33

Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, компьютер, электронная почта).

34

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференция, на тематических чатах Интернета.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 55




УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

Протокол № __

от «____»____________2012 г.

Руководитель ШМО__________

______________________________

(расшифровка подписи)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2013 - 2014 учебный год

ИСКУССТВО УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Форма реализации программы:

- факультатив (элективный курс);

Классы 11

Учителя Ф.М.Гостюхина

г. Нижний Тагил

Тип образовательной программы: государственная, рабочая, авторская

Авторы государственной программы: С.И.Львова

Название государственной программы: Искусство устной и письменной речи.

Каким органом рекомендована к использованию: __Министерство образования и науки РФ

Гор. Москва_Издательство_»Мнемозина»

Год___2009г.__

Составитель рабочей программы _И.А.Веселова, Ф.М.Гостюхина

Количество часов по учебному плану в неделю ___1____, в год ____33____,

в том числе

практическая часть программы:____

лабораторная работа ________

семинар ___________________

проектная работа ___________

экскурсия _________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

контрольные мероприятия: _______

контрольная работа ________

зачет ______________2_____

семинар ___________1_______

тестирование______________

проектная работа_______1____

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________



Искусство устной и письменной речи (факультатив). 11 класс. 2013-2014гг. 33 часа

№ нед

№ урока

Тема урока

Практическая часть

Контрольные мероприятия

1





Сбор материала для письменного и устного высказывания










1

Выбор темы реферата ( доклада) и обдумывание основной мысли










2

Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала










3

Организация самостоятельной работы с использованием интернет - ресурсов










4

Отбор доказательств основной мысли










5

Способы цитирования













Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании










6

Составление предварительного плана










7

Контрольный диктант по теме "Повторение изученного"










8

Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения










9

Рр. Сочинение Эпистолярный жанр. Письмо










10

Смысловые части письменного текста и абзац










11

Смысловые части устного высказывания










12

Использование специфических средств письма для точной передачи мысли: знаки препинания, заглавные буквы и др.










13

Специфические средства устной речи для точной передачи мысли













Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств










14

Точность передачи мысли










15

Языковая норма и ее признаки










16

Нормативные словари и справочники










17

Использование языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации










18

Лексическая и грамматическая синонимия










19

Главные члены предложения. Подлежащие










20

Соответствие речевого высказывания нормам русского литературного языка













Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя










21

Выразительность речи










22

Стилистические фигуры и их использование в письменной речи










23

Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия










24

Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя










25

Особенности речевого этикета в официально – деловой и научной сферах общения










26

Особенности речевого этикета в публицистической сфере общения













Публичная защита реферата










27

Психолого – физиологическая подготовка к выступлению










28

Репетиция речи. Выработка уверенности в себе










29

Продумывание внешнего вида.










30

Психологическая готовность к публичному выступлению










31

Критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность










32

Критерий соответствия языковым нормам. Выразительность речи










33

Успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное iconОтчет о результатах самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полное и сокращенное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное iconОтчет по результатам самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наименование оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г. Йошкар-Олы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное iconНаходкинского городского округа муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
Муниципальное бюджетное общеобразовательное iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №17»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное iconТамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Косицынская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное iconУправление образования Администрации г. Екатеринбурга Отдел образования...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Асекеевская...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Асекеевская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дятьковская...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дятьковская средняя общеобразовательная школа №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Колесурская...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное iconОу (по уставу): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение...
Муниципальное-бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №60
Муниципальное бюджетное общеобразовательное iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №6 города Лесосибирска, ул. Просвещения,...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новониколаевская...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №9»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Борисовского района» Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная основная школа №

Муниципальное бюджетное общеобразовательное iconПриказ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "средняя общеобразовательная школа №57"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск