Скачать 308.89 Kb.
|
А. И. Балабан, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет (Россия) Объективный свидетель века З.А. Шаховская «Зинаида Шаховская – французская писательница, международная журналистка русского происхождения… она определяет свое место среди авторов-современников главным образом как объективный свидетель событий и знаменитых и малознаменитых его участников…» [Нечаев, 2011, 374] – такими словами рекомендовала характеризовать свою деятельность сама Шаховская, об этом она написала в середине 1990-х гг. своему другу В.П. Нечаеву. Зинаида Алексеевна Шаховская, родившаяся в 1906 г. в Москве, принадлежала к старинному княжескому роду. После большевистской революции она с семьей выехала из России, сначала они жили в Константинополе, затем в Брюсселе и, наконец, осели в Париже. В эмиграции журналистка принимала активное участие в жизни русской диаспоры, печаталась в периодических изданиях, выпускаемых выходцами из России. Во время Второй мировой войны она участвовала во французском и бельгийском Сопротивлении. С 1941 г. работала редактором Французского информационного агентства в Лондоне. Затем была военным корреспондентом в Германии, Австрии, Греции и Италии. На протяжении 10 лет (с 1968 по 1978 гг.) Шаховская возглавляла эмигрантскую газету «Русская мысль». Французская писательница считала себя «объективным свидетелем». Однако, причина, по которой Шаховскую можно так назвать, далеко не очевидна. Самое крупное свидетельство, оставленное писательницей – мемуары «Таков мой век». Исследователь И.А. Манкевич пишет: «Мемуары создаются ради удовлетворения духовных потребностей себя самого и своих близких в настоящем, но, однако, не без тайного желания обнародовать свои “записки” в будущем…» [Манкевич, 2011, 131] Шаховская, безусловно, чувствовала свою исключительность, связанную с происхождением, эмигрантским положением, а также творческим окружением. Французская писательница «дорожила оригинальностью» [Нечаев, 2011, 374] своей судьбы. Для нее очень важно показать свою точку зрения, она много размышляет над своим прошлым, вспоминает тех людей, которые оказали влияние на ее дальнейшую жизнь, рассказывает о дорогих ей местах. Писательница стремится быть объективной. Но ее объективность не заключается в желании устраниться из собственного повествования. Автор утверждает: «В книге моей я говорю всегда о какой-нибудь личности, о каком-нибудь случае - не обобщая…» [http://wyradhe.livejournal.com/122038.html] Мемуары, если они опубликованы, становятся явлением литературной культуры и имеют свой информационный потенциал. «Таков мой век» состоит не только из текста, но включает в себя и обильный фотоматериал из личных архивов Шаховских. И все же эта информация вторична, она служит лишь иллюстрацией для текста. Истинную ценность для историков представляют судьбы людей, описанные в этих мемуарах. Ведь, по мнению известного ученого Л. Февра, «история – наука о человеке, о прошлом человечества, а не о вещах или явлениях… История использует факты, но это – факты человеческой жизни.» [Февр, 1991, 12] Именно такими фактами человеческой жизни наполнена книга Шаховской. Литература:
|
Программа развития моу «Шаховская сош №1» На 2008-2013 г г. п. Шаховская Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шаховская... | Расписание внеурочной деятельности учащихся муниципального бюджетного... | ||
Дж. Г. Беннетт Свидетель или история поиска Вандышев Валерий Васильевич (родился в 1941 г.) доктор юридических наук, профессор | Мбоу «шаховская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено Утверждаю... «Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе внедрения новых технологий, учёта индивидуальных запросов учащихся с... | ||
Реферат Методы обращения с оят В пользу подобной точки зрения свидетельствуют объективный анализ значительной части аргументов противников ядерной энергетики и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Опросы свидетель-ствуют о том, что 40% учеников 8–11 классов имеют опыт употребления раз-личных наркотических веществ, а еще 20%... | ||
Тематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное содержание Введение. Русская литература 20 века. Литературный процесс рубежа веков- конца 19 века. Новаторство литературы начала 20 века | Алла Шаховская «Я прошла Освенцим» И. А. Альтман (отв редактор), А. Е. Гербер, Ю. А. Домбровский, Ю. И. Каннер, Б. Н. Ковалев, Г. В. Костырченко, А. И. Круглов (Украина),... | ||
Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования... | С. Н. Шаховская Р. Лалаева Логопатопсихология: учебное пособие Для этого были созданы страницы-ссылки на содержимое документов, включающие в себя все материалы по изучаемой дисциплине. Данный... | ||
«История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм)» Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования... | Рут Миншулл «чудеса за завтраком» Мы не можем избежать этой работы или вернуть обратно свидетельство о рождении и сказать: «Извините, у нас не получается». Общество... | ||
Краткое содержание проекта: Чем дальше от нас эпоха «серебряного века» Описание проекта: Этот проект создаётся для того чтобы всецело проанализировать творчество поэтов серебряного века на фоне исторических... | Муниципальное образовательное учреждение «Школа №14» В результате она становится все более адекватной природе, современной картине мира и современному мышлению. С новых позиций она способна... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Все это привело к появлению нового типа культуры – информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Свидетель» уже знала о том, что владеет великим сценарием и хотела присвоить ему звание Лучшего Оригинального Сценария еще до того... |