В О П Р О С Ы
к экзамену по «Истории русской архитектуры и дизайна»
3 курс, осенний семестр, 2009-2010 уч. год
специальность «Архитектура», «РРАН»
031-033, 1731 группы
Общая характеристика монументальной архитектуры Киевской Руси.
Собор Софии в Киеве. Объемно-планировочное решение и архитектурно-художественный образ (зарисовка).
Собор Софии в Новгороде (зарисовка). Софийский собор в Полоцке. Спасо-Преображенский собор в Чернигове.
Новгород. Георгиевский собор Юрьева Монастыря. Николо-Дворищенский собор. Рождественский собор Антониева Монастыря.
Особенности русской архитектуры в период феодальной раздробленности.
Этапы развития архитектуры Владимиро-Суздальского княжества и ее особенности.
Успенский собор во Владимире. Архитектурно-художественный образ и объемно-планировочное построение.
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Покрова на Нерли (зарисовка) и Дмитровский собор во Владимире – яркие примеры Владимиро-Суздальской школы русского зодчества.
Отличительные черты Владимиро-Суздальской архитектуры от других школ русского зодчества периода феодальной раздробленности.
Монументальная архитектура Новгородских земель, ее особенности и отличительные черты.
Монументальная архитектура Псковских земель, ее особенности и отличительные черты.
Новгород. Церковь Спаса на Нередице, Пятницкая церковь на Ярославовом дворище, Церковь Николы на Липне, Церковь Федора Стратилата – яркие произведения Новгородского зодчества.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря и собор Ивановского монастыря – первые каменные сооружения Пскова Х11 в.
Расцвет Псковской монументальной архитектуры в Х1У-ХУ вв., ее особенности и отличительные черты.
Крепости Новгорода, Пскова, Порхова, Изборска, Псково-Печерский монастырь. Плановая композиция, конструкции стен и башен.
Успенский собор в Звенигороде, Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры – яркие произведения московского зодчества.
Реконструкция Московского Кремля при князе Иване Ш. Формирование ансамбля Соборной площади.
Успенский собор Московского Кремля – выдающееся произведение Аристотеля Фиораванти (зарисовка).
Постройки Псковских мастеров в Московском Кремле в последней четверти ХУ в.
Архангельский собор Московского Кремля – яркое произведение зодчества Алевиза Нового.
Строительство укреплений Московского Кремля в конце ХУ века. Плановая структура, архитектурный облик, конструктивные решения.
Оборонное зодчество первой четверти ХУ1 в. Крепости Новгорода, Иван-города, Нижнего Новгорода, Тулы и Коломны. Плановая композиция и архитектурный образ.
Монастырское строительство ХУ1 в. Кирилло-Белозерский монастырь, Соловецкий монастырь, Троице-Сергиев монастырь. Планировочная и объемно-пространственная композиция.
Каменные храмы-памятники – выдающееся творение русских зодчих ХУ1 в.
Покровский собор в Москве – выдающееся явление русской архитектуры ХУ1 в. ( зарисовка).
Архитектура Теремного дворца Московского Кремля.
Иван Великий.
Палаты Аверкия Кириллова – яркий пример городской усадьбы середины ХУ11 в.
Строительная деятельность патриарха Никона в середине ХУ11 в. постройка Патриарших палат, строительство Нового Иерусалима.
Архитектура Митрополичьего дома в Ростове Великом.
Значение деревянного зодчества в развитии русской архитектуры. Особенности материала и конструктивные приемы.
Культовое деревянное зодчество ХУ1-ХУ11 вв. Клетский тип, восьмерик с шатром, крещатый тип, церкви типа «Восьмерик на четверике», ярусные церкви.
Преображенская церковь погоста Кижи – неповторимый образец русского народного деревянного зодчества.
Покрытия деревянных культовых сооружений: шатровое, шатер на перекрестной бочке, кубоватое, многоглавое, сочетание этих элементов.
Дворец в Коломенском - великолепный ансамбль деревянного зодчества ХУ11 в.
Стилистические особенности культового зодчества конца ХУ11 в.
Церковь Покрова в Филях, церковь троицы в с. Троице-Лыкове, ц. Знамения в Дубровниках – яркие представители Московского барокко.
Светское художественное мировоззрение в архитектуре трапезных палат Троице-Сергиева и Новодевичьего монастырей.
Особенности русской архитектуры первой четверти ХУШ в. и ее стилистические черты.
Творчество зодчего И. Зарудного в Москве.
Первые монументальные сооружения Петербурга.
Творчество архитектора Доминико Трезини в Петербурге.
Меньшиков дворец на Васильевским острове в Петербурге и здание Кунскамеры – характерные представители Петровского барокко.
Творчество архитекторов С.И. Чевакинского и Д.В.Ухтомского в середине ХУШ в.
Ф.Б. Растрелли – крупнейший архитектор середины ХУШ в.
Большой дворец в Царском Селе. Большой дворец в Петергофе. Зимний дворец в Петербурге – творение зодчего Ф.Б. Растрелли.
Архитектура Смольного монастыря в Петербурге.
Предпосылки появления и развития стиля классицизма в России. Три этапа его эволюции.
Архитектура раннего классицизма. Творчество архитектора А. Ринальди и Ж.-Б. Валлен-Деламота в Петербурге.
Творчество архитектора В.И. Баженова.
Дом Пашкова в Москве – выдающееся произведение русской архитектуры.
Творчество архитектора М.Ф. Казакова.
Гражданские и общественные постройки зодчего М.Ф. Казакова в Москве.
Роль М.Ф. Казакова при создании частной жилой застройки Москвы в конце ХУШ в.
Романтическое направление в творчестве архитектора В.И. Баженова и М.Ф. Казакова.
Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге зодчего И.Е. Старова.
Творческое наследие архитектора Чарльза Камерона в Царском Селе и Павловске.
Творческое наследие придворного архитектора Джаком Кварнеги в Петербурге.
Творчество архитектора О.И. Бове и его основные произведения.
Архитектура Казанского собора в Петербурге и его роль в застройке Невского проспекта.
История строительства Петербургского Адмиралтейства в ХУШ веке и роль архитектора А.Д. Захарова в его завершении (зарисовка).
История формирования ансамбля Стрелки Васильевского острова в Петербурге на рубеже ХУШ-Х1Х вв. (зарисовка).
Ансамбли К.И. Росси в Петербурге.
Роль архитектора К.И. Росси в завершении создания ансамбля Дворцовой площади в Петербурге.
Творческая деятельность О. Монферрана в Петербурге.
Основные направления развития архитектуры России периода капитализма.
Русско-византийский стиль как творческая манера архитектора К.А. Тона.
Стилизаторство, ретроспективизм и эклектики в русской архитектуре второй половины Х1Х в. и их основные представители.
Псевдорусский стиль в архитектуре России второй половины Х1Х в. и его основные представители.
Архитектура модерна в России.
Архитектор Ф. Шехтель.
Общественные постройки в стиле модерн.
Крепость Воронежа XVII века (плановая структура и архитектурный облик).
Петровский судостроительный комплекс. Этапы развития планировочной композиции.
Адмиралтейский двор в Воронеже (планировка и облик).
Архитектурно-пространственное развитие Воронежа и его доминанты в середине XVIII века.
Планы города Воронежа 1750, 1768 годов.
План города Воронежа 1773 года.
Первый генеральный план города Воронежа 1774 г.
Градостроительные идеи Н.Н. Иевского и И.Е. Старова, заложенные в генеральный план города.
Застройка Воронежа по первому генеральному плану 1774 года и ее изменения от генплана.
Литература:
Всеобщая история архитектуры. В 12 томах, т. 3, 6, 10.
История русской архитектуры. М.-1951.
Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. Л., 1984.
Пилявский В.И., Горшкова Н.Я. Русская архитектура Х1-нач.ХХ вв. Указатель литературы. – Л., 1978.
Митин В.А. И.Е. Cтаров, Н.Н. Иевский, Дж.Кваренги. Начало большого Воронежа. 1 том. – Воронеж, - 2009.
Составил профессор кафедры ОП и АГ В.А. Митин
В О П Р О С Ы
к экзамену по «Истории русской архитектуры и дизайна»
3 курс, осенний семестр, 2009-2010 уч. год
специальность «ДАС»
1331-1332 группа
Общая характеристика монументальной архитектуры Киевской Руси.
Собор Софии в Киеве. Объемно-планировочное решение и архитектурно-художественный образ (зарисовка).
Собор Софии в Новгороде (зарисовка). Софийский собор в Полоцке. Спасо-Преображенский собор в Чернигове.
Новгород. Георгиевский собор Юрьева Монастыря. Николо-Дворищенский собор. Рождественский собор Антониева Монастыря.
Особенности русской архитектуры в период феодальной раздробленности.
Этапы развития архитектуры Владимиро-Суздальского княжества и ее особенности.
Успенский собор во Владимире. Архитектурно-художественный образ и объемно-планировочное построение.
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Покрова на Нерли (зарисовка) и Дмитровский собор во Владимире – яркие примеры Владимиро-Суздальской школы русского зодчества.
Отличительные черты Владимиро-Суздальской архитектуры от других школ русского зодчества периода феодальной раздробленности.
Монументальная архитектура Новгородских земель, ее особенности и отличительные черты.
Монументальная архитектура Псковских земель, ее особенности и отличительные черты.
Новгород. Церковь Спаса на Нередице, Пятницкая церковь на Ярославовом дворище, Церковь Николы на Липне, Церковь Федора Стратилата – яркие произведения Новгородского зодчества.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря и собор Ивановского монастыря – первые каменные сооружения Пскова Х11 в.
Расцвет Псковской монументальной архитектуры в Х1У-ХУ вв., ее особенности и отличительные черты.
Крепости Новгорода, Пскова, Порхова, Изборска, Псково-Печерский монастырь. Плановая композиция, конструкции стен и башен.
Успенский собор в Звенигороде, Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры – яркие произведения московского зодчества.
Реконструкция Московского Кремля при князе Иване Ш. Формирование ансамбля Соборной площади.
Успенский собор Московского Кремля – выдающееся произведение Аристотеля Фиораванти (зарисовка).
Постройки Псковских мастеров в Московском Кремле в последней четверти ХУ в.
Архангельский собор Московского Кремля – яркое произведение зодчего Алевиза Нового.
Строительство укреплений Московского Кремля в конце ХУ века. Плановая структура, архитектурный облик, конструктивные решения.
Оборонное зодчество первой четверти ХУ1 в. Крепости Новгорода, Иван-города, Нижнего Новгорода, Тулы и Коломны. Плановая композиция и архитектурный образ.
Монастырское строительство ХУ1 в. Кирилло-Белозерский монастырь, Соловецкий монастырь, Троице-Сергиев монастырь. Планировочная и объемно-пространственная композиция.
Каменные храмы-памятники – выдающееся творение русских зодчих ХУ1 в.
Покровский собор в Москве – выдающееся явление русской архитектуры ХУ1 в. ( зарисовка).
Архитектура Теремного дворца Московского Кремля.
Иван Великий.
Палаты Аверкия Кириллова – яркий пример городской усадьбы середины ХУ11 в.
Строительная деятельность патриарха Никона в середине ХУ11 в. постройка Патриарших палат, строительство Нового Иерусалима.
Архитектура Митрополичьего дома в Ростове Великом.
Значение деревянного зодчества в развитии русской архитектуры. Особенности материала и конструктивные приемы.
Культовое деревянное зодчество ХУ1-ХУ11 вв. Клетский тип, восьмерик с шатром, крещатый тип, церкви типа «Восьмерик на четверике», ярусные церкви.
Преображенская церковь погоста Кижи – неповторимый образец русского народного деревянного зодчества.
Покрытия деревянных культовых сооружений: шатровое, шатер на перекрестной бочке, кубоватое, многоглавое, сочетание этих элементов.
Дворец в Коломенском - великолепный ансамбль деревянного зодчества ХУ11 в.
Стилистические особенности культового зодчества конца ХУ11 в.
Церковь Покрова в Филях, церковь троицы в с. Троице-Лыкове, ц. Знамения в Дубровниках – яркие представители Московского барокко.
Светское художественное мировоззрение в архитектуре трапезных палат Троице-Сергиева и Новодевичьего монастырей.
Литература:
Всеобщая история архитектуры. В 12 томах, т. 3, 6, 10.
История русской архитектуры. М.-1951.
Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. Л., 1984.
Пилявский В.И., Горшкова Н.Я. Русская архитектура Х1-нач.ХХ вв. Указатель литературы. – Л., 1978.
Составил профессор кафедры ОП и АГ МИТИН В.А. |