Рабочая программа педагога по курсу «Литература»





Скачать 188.84 Kb.
НазваниеРабочая программа педагога по курсу «Литература»
Дата публикации20.05.2015
Размер188.84 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Забайкальский край

Приаргунский район

МБОУ Досатуйская СОШ

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель директора Директор МБОУ

«Словесники» Савина Л. А. по УВР МБОУ Досатуйской СОШ Досатуйской СОШ

Протокол № 1 Балагурова Н. М. Баранникова Н. Г.

« » 2014 г . « » 2014 г. Приказ №

« » 2014 г.

Рабочая программа педагога

по курсу «Литература»

для учащихся 11 класса на 2014 – 2015 учебный год

(базовый уровень)

Савиной Л. А.,

учителя русского языка и литературы

п. Досатуй - 2014

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с. и ориентирована на использование учебника Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч./ Ю. И. Лыссый, Г. И. Беленький, Л. Б. Воронин, М.: Мнемозина, 2011.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели: способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

• прочитать программные произведения, знать их содержание, уметь давать оценку героям и событиям;

  1. • знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;

  2. • анализировать эпизод изучаемого произведения;

  3. • составлять планы, тезисы статей на литературную тему;

  4. • писать сочинение на литературную тему;

  5. • знать наизусть отрывки и отдельные произведения.

  6. Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, С литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

Формы организации учебного процесса - сочетание традиционных форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными (уроки - викторины, защита мини - рефератов, проектов, работа в группах, коллективное написание сочинений, интерпретация художественного произведения, тренинги).

Предполагается использовать следующие виды контроля знаний, умений, навыков учащихся:

1.Текущий:

-устный (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование (с помощью технических средств обучения), декламация стихов, отрывков художественных произведений; чтение текста)

-письменный (тестирование; написание сочинения на литературную тему; подготовка реферата)

1.Тематический:

-устный (устное сообщение по избранной теме, зачет),

- письменный (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, проекта)

Программа рассчитана на 102 часа учебного времени, 3 часа в неделю

Содержание тем учебного курса

Разделы, темы

Кол-во часов

Вводный урок

А. П. Чехов

Поэзия Серебряного века

А. А. Блок

И. А. Бунин

И.А.И. Куприн

Что значит быть русским писателем-классиком в 20 веке?

М. Горький

В. В. Маяковский

С. А. Есенин

О. Э. Мандельштам

М. И. Цветаева

А. А. Ахматова

Б. Л. Пастернак

А. П. Платонов

М. А. Булгаков

М. А. Шолохов

Литература русского зарубежья

Тема Великой отечественной войны в литературе

Из поэзии середины 20 века

Н. А. Заболоцкий

А. Т. Твардовский

А. И. Солженицын

«Деревенская» проза

Поэзия последних десятилетий 20 века

Новые тенденции в русской литературе

Зарубежная литература 20 века

Повторение

Итоговая контрольная работа

1

5+1рр

6+1рр

6+1рр

5

2

1

5

4

3

2

2

4

2

2

6

7+1рр

2

5

4+1рр

2

2

2

2

4

2

5

2

2

102 ч.



Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Вводный урок. Русская литература 20 века в контексте отечественной истории.

1




2

А. П. Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

1




3-4

Рассказы Чехова. Чехов – враг пошлости, фальши, бездуховности. Искусство детали. «Ионыч».

2




5

«Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы.

1




6

Основа драматического конфликта. Смысл названия пьесы.

1




7

Р. Р. № 1. Анализ эпизода. Психологический подтекст в пьесе.

1







Домашнее сочинение-эссе по творчеству А. П. Чехова.










Поэзия и проза Серебряного века.







8

Поэзия начала века. Литературные направления в поэзии Серебряного века.

1




9

Символизм. Эстетические взгляды, пафос трагического миропонимания. И. Ф. Анненский. К. Д. Бальмонт.

1




10

В. Брюсов как основоположник символизма в русской литературе.

1




11-12

Акмеизм. Н. С. Гумилев. Героичность и жизнеутверждающий пафос поэзии. Строгость и чистота поэтической формы.

2




13

Футуризм. И. Северянин, его эгофутуризм.

1




14

Р. Р. № 2. Анализ стихотворения. Мое любимое стихотворение поэзии Серебряного века.

1




15

А. А. Блок. Жизнь и творчество.

1




16

Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов эпохи.

1




17

Россия – центральная тема поэзии Блока.

1





18

Многогранность любовной лирики. Символика образов.

1




19-20

Поэма «Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. «Двойное видение революции» (А. А. Якобсон)

2




21

Р. Р. № 3. Конкурс выразительного чтения «Любимые стихотворения поэзии Серебряного века».

1




22-23

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Поэтический мир Бунина. Мотивы очищающего влияния родной природы.

2




24-25

Рассказы Бунина. Обличение фальши современной цивилизации. («Господин из Сан-Франциско»).

Тема деревни. «Антоновские яблоки».

2




26

Трагичность любви в произведениях Бунина. («Легкое дыхание», «Чистый понедельник »)

1




27

А. И. Куприн. Сведения о жизни и творчестве писателя.

1




28

«Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной, самоотверженной любви. Мастерство психологического анализа.

Домашнее сочинение-эссе по произведениям Бунина и Куприна

1




29

Первые десятилетия советской литературы. Что значит быть русским писателем-классиком в 20 веке?

1





30

Максим Горький. Страницы жизни и творчества.

1




31

Горький-драматург. «На дне». Философская проблематика пьесы.

1




32-33

Споры о предназначении человека. Гуманизм-милосердие-жалость.

2




34

Афористичность языка пьесы.

Домашнее сочинение-эссе по творчеству М. Горького.

1




35

В. В. Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта.

1




36

Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике.

1




37

Сатира Маяковского. Сатирическое изображение негативных сторон жизни.

1




38


Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего.

Любовная лирика.

1





40

С. А. Есенин. Жизнь, личность, творчество поэта

1




41-42

Чувство любви к Родине и природе родного края в лирике. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. Народно-песенная основа лирики.

2




43-44

О. Э. Мандельштам. Насыщенность поэзии литературными и историческими ассоциациями. Тяготение к традициям русской философской лирики.

2




45

М. И. Цветаева. Жизнь и судьба.

1




46-47

Поэзия Цветаевой – напряженный монолог на личные и гражданские темы. Обостренная искренность лирики. Своеобразие поэтического стиля и языка.

2




48

А. А. Ахматова. Сведения о жизни и творчестве

1




49-50

Главенство темы любви в ранней лирике. Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в поздней лирике.

2




51

«Реквием». Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий.

1




52-53

Б. Л. Пастернак. Лирика.

2




54

55

А. П. Платонов. Жизнь и творчество.

«Сокровенный человек». Герой повести – правдоискатель и философ.

1

1




56

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Судьба произведений писателя.

1




57

«Мастер и Маргарита». Особенность жанра. История создания романа.

1




58-59

Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Философский спор о добре и зле.

2




60

Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.

1




61

Проблема творчества и судьбы художника.

1







Домашнее исследование (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)







62

М. А. Шолохов. Очерк жизни и творчества.

1




63

«Тихий Дон» (обзор с чтением избранных глав). «Тихий Дон» - роман-эпопея.

1




64

Изображение жизни и быта казаков в романе.

1




65-66

Изображение гражданской войны как трагедии народа.

2




67

Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство.

1




68

Психологическая глубина романа.

1




69

Р. Р. № 4. Развёрнутый ответ на вопрос (по роману-эпопее «Тихий Дон»).

1




70

Литература русского зарубежья.

1




71

72

В. В. Набоков «Машенька»

Г. В. Иванов. Лирика.

1

1







Тема Великой Отечественной войны в литературе.







73-74

Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне. Проза, публицистика и поэзия военных лет, их гуманистический пафос.

2




75-77

Человек на войне. Изображение войны на страницах современной литературы. Новое осмысление военной темы (В. В. Быков «Сотников», К. Д. Воробьев «Убиты под Москвой», В. П. Астафьев «Где-то гремит война» и др.).

3







Домашнее сочинение-эссе по произведениям о Великой Отечественной войне.










Из поэзии середины 20 века.







78-79

Н. А. Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве. Философичность лирики Заболоцкого, Поэзия мысли, параллелизм явлений природы и жизни человеческой души.

2




80

А. Т. Твардовский. Сведения о жизни и творчестве.

1




81-82

Лирика Твардовского. Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Глубокое чувство ответственности за жизнь окружающих. Народность поэзии Твардовского.

2




83

Р. Р. № 5. Истолкование поэтического текста.

1







Трагические конфликты эпохи.







84-85

86-87

А. И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Один день Ивана Денисовича». Простота, обыденность повествования как прием воплощения трагизма происходящего.

«Деревенская» проза.

2

2







Поэзия последних десятилетий ХХ века.







88

89

Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский.

Н. М. Рубцов, И. А. Бродский.

1

1




90-91

Барды. Б. Ш. Окуджава, В. В. Высоцкий

2




92-93

Новые тенденции в русской литературе.

2




94

Зарубежная литература 20 века.


1




95-96

Б. Шоу, Ф Кафка, а. Камю.

2




97-98

Ф. Гарсия Лорка, Э. Хемингуэй, Г. Бёлль.

2




99-100

101-102


Повторение материала за курс литературы 10-11 классов.

Итоговая контрольная работа (тестирование) по литературе 20 века.

2

2





Содержание курса
А. П. Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Рассказы Чехова. Чехов – враг пошлости, фальши, бездуховности. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа. «Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Основа драматического конфликта. Смысл названия пьесы.

Литература первой половины ХХ века. Поэзия начала века. Литературные направления в поэзии Серебряного века. Символизм. Эстетические взгляды, пафос трагического миропонимания. И. Ф. Анненский. К. Д. Бальмонт. В. Брюсов как основоположник символизма в русской литературе. Акмеизм. Н. С. Гумилев. Героичность и жизнеутверждающий пафос поэзии. Строгость и чистота поэтической формы. Футуризм. И. Северянин, его эгофутуризм.

А. А. Блок. Жизнь и творчество. Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов эпохи. Россия – центральная тема поэзии Блока. Многогранность любовной лирики. Символика образов. Поэма «Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. «Двойное видение революции» (А. А. Якобсон).

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Поэтический мир Бунина. Мотивы очищающего влияния родной природы. Рассказы Бунина. Обличение фальши современной цивилизации.(«Господин из Сан-Франциско»). Трагичность любви в произведениях Бунина. («Легкое дыхание», «Чистый понедельник »).

А. И. Куприн. Сведения о жизни и творчестве писателя. «Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной, самоотверженной любви. Мастерство психологического анализа.

М. Горький. Жизнь и творчество. «Старуха Изергиль». Проблема смысла жизни. Горький-драматург. «На дне». Философская проблематика пьесы. Споры о предназначении человека. Гуманизм-милосердие-жалость. Афористичность языка. «Несвоевременные мысли». Сложность отношения Горького к революции. Послереволюционное творчество.

В. В. Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике. Сатира Маяковского. Сатирическое изображение негативных сторон жизни. Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего.

С. А. Есенин. Жизнь, личность, творчество поэта. Чувство любви к Родине и природе родного края в лирике. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. Народно-песенная основа лирики.

О. Э. Мандельштам. Насыщенность поэзии литературными и историческими ассоциациями. Тяготение к традициям русской философской лирики.

М. И. Цветаева. Жизнь и судьба. Поэзия Цветаевой – напряженный монолог на личные и гражданские темы. Обостренная искренность лирики. Своеобразие поэтического стиля и языка.

А. А. Ахматова. Сведения о жизни и творчестве. Главенство темы любви в ранней лирике. Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в поздней лирике. «Реквием». Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий.

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Судьба произведений писателя. «Мастер и Маргарита». Особенность жанра. История создания романа. Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Философский спор о добре и зле. Своеобразие булгаковской дьяволиады. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью. Проблема творчества и судьбы художника.

А. П. Платонов. Жизнь и творчество писателя. «Сокровенный человек». Герой повести – правдоискатель и народный философ. Значение образа Шарикова. Трагическое и смешное в повести.

М. А. Шолохов. Очерк жизни и творчества. «Тихий Дон» (обзор с чтением избранных глав). «Тихий Дон» - роман-эпопея. Изображение жизни и быта казаков в романе. Изображение гражданской войны как трагедии народа. Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство. Психологическая глубина романа.

Литература социалистического реализма. Положительный герой советской литературы.

Литература второй половины ХХ века. Тема Великой Отечественной войны в литературе. Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне. Проза, публицистика и поэзия военных лет, их гуманистический пафос. Человек на войне. Изображение войны на страницах современной литературы. Новое осмысление военной темы (В. В. Быков «Сотников», К. Д. Воробьев «Убиты под Москвой», В. П. Астафьев «Прокляты и убиты» и т. д. )

Из поэзии середины века. Б. Л. Пастернак. Сведения о жизни и творчестве поэта. Лирика. Темы природы, любви, Родины, назначения поэзии. Жизнеутверждающее начало в поэзии. Христианские мотивы в стихах из романа «Доктор Живаго»..

Н. А. Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве. Философичность лирики Заболоцкого, Поэзия мысли, параллелизм явлений природы и жизни человеческой души.

А. Т. Твардовский. Сведения о жизни и творчестве .Лирика Твардовского. Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Глубокое чувство ответственности за жизнь окружающих. Народность поэзии Твардовского.

Трагические конфликты эпохи В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы» - «проза, выстраданная как документ эпохи» (В. Т. Шаламов).

А. И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Один день Ивана Денисовича». Простота, обыденность повествования как прием воплощения трагизма происходящего.

Литература последних десятилетий ХХ века Поэзия. Гражданственность и публицистичность, устремленность к правде истории, к познанию нравственных основ современности. Поиск новых форм поэзии. Авторская песня. Проза. Постановка важных социальных и нравственных проблем, изображение глубинных противоречий действительности. Жанровое многообразие литературы.

Зарубежная литература 20 века. Б. Шоу, Ф Кафка, а. Камю. Ф. Гарсия Лорка, Э. Хемингуэй, Г. Бёлль.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX – XX вв.

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительный средства языка, художественная деталь);

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Учебно-методическая литература.

Беленький Г. И. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Мнемозина, 2011

1. Нянковский М. А. Уроки литературы в 11 классе: развернутое планирование: Академия развития, 2002.

2. Болдырева Е. М., Леденев А. В. Поэзия Серебряного века в школе. – М., Дрофа, 2002.

3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997.

4. Преподавание литературы в 11 классе. Под редакцией Г. А. Обернихиной. – М., 2001

5. ЕГЭ 2012. Литература.- М., АСТ. Астрель, 2011

6. Ресурсы Интернета

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа педагога по курсу «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа по учебному курсу «Литература»
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов...
Рабочая программа педагога по курсу «Литература» iconЛИТЕРАТУРА К КУРСУ "ФИЛОСОФИЯ"
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА и ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Рабочая программа педагога по курсу «Литература» iconРабочая программа дошкольной подготовки по курсу «Художественная литература»
Художественная литература – нормирование интереса к детской литературе. Развитие умения давать нравственные оценки поступкам героев,...
Рабочая программа педагога по курсу «Литература» iconРабочая программа педагога эрдыниева александра жаргаловича II квалификационная...
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа педагога по курсу «Литература» iconРабочая программа педагога уховой Елены Валентиновны по учебному курсу «Русский язык»
Программа разработана на основе авторской программы Н. Г. Агарковой, М. Л. Каленчук
Рабочая программа педагога по курсу «Литература» iconРабочая программа педагога шайдуллин Рустем Рашитович, I квалификационная...
Средняя общеобразовательная школа с. Тумутук азнакаевского района республики татарстан
Рабочая программа педагога по курсу «Литература» iconРабочая программа педагога низамиева Рамиля Вакиловича I квалификационная...
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Рабочая программа педагога по курсу «Литература» iconРабочая программа педагога титовой Ольги Борисовны (высшая квалификационная...
«светловская средняя общеобразовательная школа завьяловского района» алтайского края
Рабочая программа педагога по курсу «Литература» iconРабочая программа педагога воробей розы талгатовны по учебному курсу «математика»
...
Рабочая программа педагога по курсу «Литература» iconРабочая программа педагога Юсуповой Замиры Венеровны II квалификационная...
«Беденьговская основная общеобразовательная школа»Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа педагога по курсу «Литература» iconРабочая программа педагога бабошиной Татьяны Афанасьевны, первая...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа педагога по курсу «Литература» iconРабочая программа педагога казиловой Марии Садрутдиновны Первая квалификационная...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №6 г. Невинномысска Ставропольского края
Рабочая программа педагога по курсу «Литература» iconРабочая программа педагога Хайруллиной Ландыш Рафитовны По учебному курсу «Информатика»
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа педагога по курсу «Литература» iconРабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной...
Ю. В. Лебедева «Литература. 10 класс» для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. Учебник состоит из 2-ух частей....
Рабочая программа педагога по курсу «Литература» iconРабочая программа по учебному курсу «литература» для 10 класса
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа педагога по курсу «Литература» iconРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана...
Рабочая программа нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога


Школьные материалы


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск