Скачать 257.34 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД(М).Ф.10 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX В. Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050300 Филологическое образование, профиль «Русский язык и литература» (код и наименование направления) Утверждено на заседании кафедры русской филологии факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций (протокол № 1 от 27.09.2012 г.) Зав. кафедрой ______________________________ Л.В. Горбань Структура учебно-методического комплекса дисциплины РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. Структура программы учебной дисциплины 1.1 Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии. 1.2 Рецензенты: Пожидаева О.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии, Музычук Н.А., канд. филол. наук, доцент кафедры cпециализированной подготовки по иностранным языкам МГТУ. 1.3 Пояснительная записка: Курс «Русская литература: Русская литература XX в.» является важнейшим звеном в процессе преподавания гуманитарных дисциплин на ФФЖиМК. Цель курса – привить к студентам интерес к истории отечественной литературы ХХ века и современному литературному процессу, дать представление об основных этапах его развития, персоналиях, значительных художественных произведениях, оценках критики. Трудность преподавания и освоения курса заключается в том, что история отечественной литературы в последние годы значительно обновляется, а современный литературный процесс – явление живое, меняющееся на наших глазах. Необходимо учитывать как объективные критерии оценки происходящих в современном литературном процессе явлений, так и субъективный фактор читательского восприятия. Курс предполагает знакомство с двумя периодами развития отечественной литературы ХХ века. В первом семестре 4 курса изучается история отечественной литературы ХХ века (основные шедевры). Во втором семестре 4 курса внимание сосредоточено на современном литературном процессе. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности Русская литература ХХ века Развитие и борьба литературных направлений в начале ХХ века. Поэтика русского символизма, русского акмеизма, футуризма, имажинизма. Творчество русских писателей и поэтов в контексте начала века и последующих десятилетий. Философско-религиозные искания в русской литературе ХХ века. Литературная борьба и литературные группировки и литературная борьба 1917-1925 гг. Конфликт общего и частного в литературе 20-х гг. Творчество советских писателей. Конец ХХ века русской литературы: мотивы созидания и разрушения в эстетической концепции литературы. Художественные вершины и масштабные достижения в творчестве крупнейших писателей ХХ века. Литература ХХ века в школе. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. История отечественной литературы ХХ века. Шедевры 20-30-х гг. Общая характеристика литературы 20-х годов. Литературные группировки. Общая характеристика литературного процесса 30-х годов. Творчество Ю. Олеши. Роман «Зависть». Творчество Е. Замятина. Роман «Мы» Творчество Ильфа и Петрова. Образ Остапа Бендера. «Двенадцать стульев», «Золотой теленок». Творчество Д. Хармса. Повесть «Старуха». Поэзия Николая Заболоцкого. Поэма «Безумный волк». Поэзия Марины Цветаевой. Поэма «Крысолов». Александр Грин. Рассказ «Крысолов». Творчество Михаила Зощенко. «Повесть о разуме». Рассказы. Творчество Михаила Булгакова. Повесть «Собачье сердце». Творчество А. Толстого. Повесть «Гадюка». Раздел 2. Общая характеристика литературы Русского Зарубежья. Значение творчества В. Набокова. «Приглашение на казнь». Значение творчества И. Бродского. Поэзия. Эссеистика. Раздел 3. Современный литературный процесс. 1953-1968 гг. Общая характеристика историко-литературного процесса. Роль ХХ съезда КПСС в формировании новой идеологической позиции. Общественные процессы. Период "оттепели". Основные персоналии. Театр " Современник". Драматургия В. Розова. Пьесы " В поисках радости", " В добрый час!" и др. Эволюция творчества Розова. Драматургия Арбузова, Володина, Радзинского. "Феномен" Вампилова. Вампилов – рефорсатор советского театра Пьесы. Эволюция главного героя (от Колесова к Шаманову). "Утиная охота" - вершина творчества писателя. Поэзия. Рождественский. Окуджава. Вознесенский. Ахмадулина. Проза. Аксенов. Общественно-политические события. "Пражские" события. Период "застоя". Нравственно-философская проблематика современной прозы. Тематическое деление прозы. Неоклассическая литература. "Деревенская литература": Абрамов, Распутин, Белов. Проблематика. Герои. Особенности поэтики. "Городская литература": Трифонов. Тема "Великой Отечественной войны. Юрий Бондарев. "Лейтенантская проза". Романы ("Берег", "Выбор", "Игра" и др.) "Феномен" Василия Шукшина. Литература "предперестроечного периода". "Пожар" В.Распутина, "Плаха" Ч. Айтматова, "Печальный детектив" В. Астафьева. "Другая проза" "Натуральное течение". "Ироническая проза". Творчество Л. Петрушевской. Интеллектуальная проза Андрея Битова. Творчество В. Маканина. Современная поэзия. "Феномен" Евгения Евтушенко. "Феномен" Владимира Высоцкого. Современная литература и традиции русской класс Раздел 4. Актуальные процессы в литературе последних лет. "Перестройка" и литературный процесс. Тенденции в развитии современного искусства. Постмодернизм. Тенденциозные и бестенденциозные направления. Персоналии. Своеобразие "русского постмодернизма". Основные произведения. Вен. Ерофеев " Москва – Петушки", В. Ерофеев "Жизнь с идиотом", рассказы. Ю. Мамлеев Дм. Пригов. Т. Кибиров. Поэтика постмодернизма. "Феномен" Виктора Пелевина. Творчество Вл. Сорокина. "Феномен" Гришковца. Современная литературная критика. Журналы. Телевизионные передачи. СМИ и литература. Подведение итогов по курсу. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Практическое занятие №1. Тема: Юрий Олеша «Зависть».
Вопросы для коллективного обсуждения: В чем концепция произведения? Может ли сюжет быть представлен как общественно-социальная и идеологическая модель СССР? Библиография:
Практическое занятие №2. Тема: Е. Замятин «Мы».
Вопросы для коллективного обсуждения: В чем смысл названия произведения? Каково соотношение «я» и «мы» в художественном мире романа Замятина? Библиография:
Практическое занятие №3. Тема: Даниил Хармс. Повесть «Старуха».
Вопрос для коллективного обсуждения: В чем иронический и аллегорический смысл произведения? Библиография:
Практическое занятие №4. Тема: Поэма М. Цветаевой «Крысолов».
Вопросы для коллективного обсуждения: В чем авторская лирическая позиция в поэме? Разделяете ли Вы точку зрения поэта? Библиография:
Практическое занятие №5. Тема: Поэзия Н. Заболоцкого. Поэма «Безумный волк».
Вопросы для коллективного обсуждения: Как отразилась в сюжете поэмы натурфилософская концепция автора? Библиография:
Практическое занятие №6. Тема: В. Набоков «Приглашение на казнь». Попытка осмысления.
Вопросы для коллективного обсуждения: Можно ли назвать роман Набокова трагикомическим фарсом? Каков жанр произведения? Библиография:
Практическое занятие № 7-9. Тема: Современный литературный процесс.
Вопрос для коллективного обсуждения: Каких современных авторов Вы читаете и почему? Практическое занятие №10. Тема: "А. Вампилов "Прошлым летом в Чулимске". Проблематика. Поэтика.
Вопрос для коллективного обсуждения: В чем выразилась оптимистическая позиция автора пьесы? Библиография:
Практическое занятие №11. Тема: Творчество Людмилы Петрушевской. Гендерная проблематика.
Вопрос для коллективного обсуждения: В чем ироничность и трагикомизм взгляда Л. Петрушевской на действительность 70-х годов? Библиография:
Практическое занятие №12. Тема: Творчество Виктора Ерофеева.
Вопрос для коллективного обсуждения: В чем своеобразие творческого почерка и авторской позиции Виктора Ерофеева? Библиография:
Практическое занятие №13-14. Тема: Творчество Андрея Битова.
Вопрос для коллективного обсуждения: Как творчество А. Битова связано с традицией русской классики? Библиография:
Практическое занятие №15. Тема: Поэзия поэтов-шестидесятников.
Вопрос для коллективного обсуждения: Устарела ли поэзия поэтов-шестидесятников? Библиография:
Практическое занятие №16. Тема: Владимир Высоцкий и Иосиф Бродский.
Вопрос для коллективного обсуждения: Как поэт связан со своим временем? Библиография:
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература:
Тексты для чтения:
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины. 1.9.1 Перечень используемых технических средств. А) телевизор и видеомагнитофон, Б) аудиопроигрыватель, В) мультимедийный видеопроектор, Г) ноутбук. 1.9.2 Перечень используемых пособий. 1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения. 1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Прилагаются. 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену). Зачет-реферат по одной из тем: Общая характеристика литературы 20-х годов. Литературные группировки. Общая характеристика литературного процесса 30-х годов. Творчество Ю. Олеши. Роман «Зависть». Сюжет-концепция. Творчество Е. Замятина. Роман «Мы». Смысл названия. Творчество Ильфа и Петрова. Образ Остапа Бендера. «Двенадцать стульев», «Золотой теленок». Смешное и печальное. Творчество Д. Хармса. Повесть «Старуха». Аллегория сюжета и образов. Поэзия Николая Заболоцкого. Поэма «Безумный волк». Натурфилософия. Поэзия Марины Цветаевой. Поэма «Крысолов». Поэтика. Александр Грин. Рассказ «Крысолов». Аллегория сюжета и образов. Творчество Михаила Зощенко. «Повесть о разуме». Рассказы. Авторская позиция. Творчество Михаила Булгакова. Повесть «Собачье сердце». Образ Шарикова. Шариковщина. Творчество А. Толстого. Повесть «Гадюка». Гендерная проблематика. Общая характеристика литературы Русского Зарубежья. Значение творчества В. Набокова. «Приглашение на казнь». Система художественных образов. Поэтика Значение творчества И. Бродского. Поэзия. Эссеистика. К экзамену: Современный литературный процесс. Творчество А. Вампилова. Творчество Л. Петрушевской. Творчество В. Ерофеева. Творчество Виктора Ерофеева. Творчество В. Распутина. Творчество В. Астафьева. Творчество Ю. Бондарева. Творчество Ю. Мамлеева. Современная поэзия. Современная драматургия. Теория постмодернизма. Русский постмодернизм Современная литературная критика. СМИ и литература. 1.12 Комплект экзаменационных билетов. Находится на кафедре. 1.13 Примерная тематика рефератов. 1. Отечественная литература периода "оттепели". Анализ творчества одного автора (по выбору студента). 2. Отечественная литература периода "застоя". Анализ творчества одного автора (по выбору студента). 3. Русский постмодернизм. Анализ творчества одного автора (по выбору студента). 4.Гендерная проблематика в отечественной литературе. Анализ 2 произведений (по выбору студента). 5. Мой любимый современный автор. 6. Современность глазами.....(Автор по выбору студента). 7. Литература и СМИ. 8.Интернет - литература. 9. Традиции классики в современной литературе. 10. Современная отечественная поэзия. Творчество одного поэта (По выбору студента). 1.14 Примерная тематика курсовых работ. Нет 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет 1.16 Методика(и) исследования (если есть). Нет 1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Дисциплина на заочном отделении не читается. РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала. Теоретический материал курса базируется на содержании пособий…..
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий). Абсурдизм Андеграунд Гипертекстуальность Демифологизация Игра Код Мегатекст Модернизм Новаторство Период "застоя" Период "оттепели" Постмодерн Примитивизм "Смерть автора" Травестизм Традиция Цитация РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций. Лингвистические задачи по темам лекции подробно разбираются на практических занятиях. РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:
|
Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература:... Автор программы: Пожидаева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). В 1 литература и театр... Автор программы: Иванова Л. Л., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу | Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050300.... Направление подготовки: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» квалификация – бакалавр филологического... | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки :... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Зарубежная литература и культура (XVII-XVIII веков)» с другими | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература... «Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой... | Учебно-методический комплекс дисциплины Ооп направления 050300. 62 Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 «Филологическое образование» ... | Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки... Уточнение и корректировка распределения нагрузки, расстановка педагогических кадров | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки... Мобу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Марченко А. А.» Бузулукского района, Оренбургской области | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки... Согласовано принято утверждаю мо учителей Методическим Директор школы начальных классов советом школы И. Г,Ионова |