Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия»





Скачать 328.51 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия»
страница1/3
Дата публикации10.06.2015
Размер328.51 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Литература > Примерная программа
  1   2   3
Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 050800 «История и теория хореографического искусства», квалификация «балетовед».

I. Организационно-методический раздел





  1. Цель курса


Обучить будущих балетоведов профессиональному анализу драматургии балетных спектаклей различных типов.


  1. Задачи курса


Изучение принципов драматургии хореографического театра и ее специфических особенностей и развитие понимания процесса создания и постановки хореографических произведений.


  1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника


Дисциплина «Хореографическая драматургия» является одной из профилирующих в цикле специальных дисциплин, преподаваемых студентам балетоведам. Она включает весь спектр теоретических и практических вопросов, связанных с процессом создания и постановки хореографических произведений.


  1. Требования к уровню освоения курса


В результате изучения курса студент, должен

ЗНАТЬ:

  • основы драматургии хореографических спектаклей;

  • принципы хореографической трансформации литературных первоисточников,

  • принципы драматургического выстраивания материала и создания музыкально-хореографического плана,

  • принципы разбора хореографических композиций,

  • принципы построения спектакля в его процессуальной целостности,

  • специфику приемов балетной режиссуры,

уметь:

  • производить профессиональный балетоведческий анализ хореографического произведения любого типа.


II. Содержание курса
1. Разделы курса
1. Режиссура и драматургия сюжетного балета

2. Драматургия бессюжетного балета

3. «Драматургия танцсимфонии»
2. Темы и краткое содержание
Раздел 1. Режиссура и драматургия сюжетного балета
Тема 1. Балет как вид театрального искусства

Театральное искусство как взаимодействие и синтез искусств. Специфика синтеза искусств в театре. Слагаемые театра: драматург – актер – зритель. Сценическое пространство. Театр и жизнь: условность и безусловность. Природа театрального действия. Конфликт как основа театральной драматургии.

Театральная режиссура как искусство постановки спектакля. Инобытие драматургии в спектакле. Постановка спектаклей в до-режиссерском театре. Появление фигуры режиссера. Режиссер как интерпретатор первоисточника. Режиссер как автор спектакля. Режиссер как создатель сценического текста. Критерии режиссерского спектакля.

Театральная и режиссерская природа балетного театра. Сложносоставная природа балетного спектакля. Балетмейстер как драматург. Балетмейстер как режиссер. Хореографический текст как основа сценического текста балетного спектакля. Сочинение хореографического текста как постановка балетного спектакля. Общие и специфические законы балетной режиссуры.
Тема 2. Режиссерская концепция спектакля

Литературный первоисточник как основа замысла спектакля. Взаимодействие постановщика с авторским произведением. Содержание первоисточника. Понятия: темы, идеи, фабулы, сюжета, жанра, стиля, образов и характеров героев. Методология анализа литературного произведения. Объективные характеристики текста.

Авторское видение первоисточника и режиссерская концепция спектакля. Интерпретация литературного сюжета как его «второе авторство». Видение первоисточника от авторского «я». Первые показатели авторской трактовки: название, список действующих лиц, идея финала. Современный взгляд на проблематику первоисточника. Авторский отбор главного и второстепенного, авторский взгляд на иерархию действующих лиц. Режиссерская концепции как сумма идей в истолковании первоисточника.

Режиссерские концепции балетов. Множественные трактовки одного сюжета. Режиссерские повороты темы. Идейно-содержательная основа спектаклей, связанных одним первоисточником или партитурой (с использованием видеопоказа):

«Жизель» – классич., Эка, Марсии Хайде;

«Фауст» – Перро, по сценарию Гейне, Боярчикова;

«Лебединое озеро» – классич., Бурмейстера, Григоровича, Васильева, Ноймайера, Эка и др.;

«Щелкунчик» – Льва Иванова, Вайнонена, Григоровича, Бельского, Чернышева, Боярчикова, др.;

«Эсмеральда» – классич., Бурмейстера, Пети («Собор парижской богоматери»);

«Спящая красавица» – классич., Пети, Ноймайера, Эка;

«Петрушка» – Фокина, Виноградова, Ноймайера;

«Жар-птица» – Фокина, Тетли, Эйфмана;

«Ромео и Джульетта» – Лавровского, Виноградова, Боярчикова, Макмиллана, Ноймайера, Прельжокаша;

«Спартак» – Якобсона, Григоровича;

«Золушка» – Сергеева, Ноймайера;

«Кармен» – Алонсо, Пети, Эка;

(видеопоказ по выбору преподавателя).

Семинар.

Анализ темы, сюжета и проблематики литературного произведения. Тематика произведения. Состав и расстановка действующих сил. Характеристика героев. Логика развития сюжета. Авторская позиция. Содержательная квинтэссенция произведения.

Режиссерская трактовка литературного произведения. Избранный угол зрения на сюжет. Режиссерская акцентировка событий и отношений персонажей. Идейная направленность концепции.
Тема 3. Балетный сюжет - специфика, приоритеты, предпочтения

Общие принципы балетного сюжета. Философские и духовные основы балетного искусства. Балет как форма приобщения к возвышенному. Жанровый диапазон балетных сюжетов. Отношение к реальности. Отстранение от реальности: поэтические фантазии балета, бегство в иллюзию. Эмоциональная подоплека балетных сюжетов. Состав действующих лиц. Типы балетного сюжета (по главенству героев): «монологический», «парный», «смешанный». Характеристика балетных героев. Герой и идея героя. Расстановка героев по «лагерям» конфликта.

Специфика балетных «миров». Герои и среда. «Миры» как способ организации балетной среды. Контраст и конфликт «миров». Полистилистика «миров». Содержание балетных «миров». Герой и «мир» - «блуждания» и принадлежность. Объективность и субъективность, реальность и идеальность балетных «миров».

Специфика балетных ситуаций. Прямое отображение жизненных ситуаций. Балетная ситуация как капкан для чувства. Сновиденные состояния. Трансформация литературного сюжета в балетный: отбор танцевально выгодных ситуаций.

Семинар.

Анализ известных балетных сюжетов и сценариев по их специфическим сюжетным ходам (По книге Ю. И. Слонимского «Драматургия балетного театра XIX века»). Поворот первоисточника в сторону балетной образности. Поиски сюжетных выходов в танцевальные пространства.
Тема 4. Сценарная драматургия балета

Природа действия в драме и балете. Сущность драмы. Конфликт как движущая сила драматического действия. Композиция и этапы действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Динамический характер драматического действия. Экспозиционный характер балетного действия. Коллизийные ситуации в драме и балете. Внешнее и внутреннее балетное действие. Номерная структура б

Сценарий многоактного сюжетного балета. Функции сценария. Сценарий как единство литературного и действенно-театрального начала. Ориентиры сценария на выразительные средства балетного спектакля - танец и пантомиму. Закон наглядности балетного сюжета. Контуры будущей драматургической структуры балета в сценарии. Подсказки балетмейстерских ходов и решений в сценарии.

Семинар.

Анализ известных балетных сюжетов и сценариев по их специфическим сюжетным ходам (По книге Ю. И. Слонимского «Драматургия балетного театра XIX века»). Поворот первоисточника в сторону балетной образности. Поиски сюжетных выходов в танцевальные пространства.
Тема 5. Режиссерско-хореографическое построение балета

Конструкция балетного спектакля. Построение спектакля по актам и картинам, сценам и номерам. Исторические модели балетных конструкций: балет с выходами, дивертисмент (сюита), романтический балет, академический балет. Традиционные (типовые) элементы балетных конструкций. Современные модели балетных конструкций. Балетная конструкция в единстве действия и танца. «Сцена», «эпизод» как фрагмент сюжета и как хореографическая форма. Хореограф – единоличный создатель и «переводчик» сценария в конструкцию. Умозрительное балетмейстерское видение конструкции в танцевальных формах.

Антология классических хореографических структур. Классические (канонические) хореографические формы – сольные, групповые, ансамблевые. Регламентация структур. Взаимодействие хореографической и музыкальной формы в классических структурах. Герои как участники структур. Безымянные участники танцевальных форм. Иерархия классических структур. Организация дивертисментов и лирических картин. Номерной принцип построения классического балета.

Антология современных хореографических структур. Сольные, групповые, ансамблевые формы в современных балета. Регламентация современных танцевальных форм. Взаимодействие хореографической и музыкальной формы в современных балетах. Номерное и «поточное» построение современного балета.

Конструкция балета как выразитель и носитель авторской концепции сюжета. Иерархия героев в отражении конструкции. Этапы развития действия – экспозиция, завязка, кульминация, развязка – в общем построении балета и в соотношении с кругом действующих лиц. «Начала» и «концы» сюжетных и хореографических нитей и линий героев. Расположение сцен по законам театрального контраста. Организация последовательности сцен: закон повторности и обновления хореографической материи. Избранные принципы и закономерности целостного построения балета.

Семинар.

Анализ известных балетных сюжетов и сценариев по их специфическим сюжетным ходам (По книге Ю. И. Слонимского «Драматургия балетного театра XIX века»). Поворот первоисточника в сторону балетной образности. Поиски сюжетных выходов в танцевальные пространства.
Тема 6. Музыкально-хореографическая конструкция балета

«Живое» взаимодействие балетмейстера и композитора в процессе постановки балета.

Авторское видение балета и его режиссерская концепция как точка отсчета в работе композитора. Связь музыкальной партитуры с балетмейстерской (режиссерско-хореографической) конструкцией спектакля. Балетмейстерский диктат композитору. Предвидение темпов, размеров, содержательной основы музыкальных номеров. Выражение законов построения балета в музыкальных партитурах. Музыкальная драматургия как основа действенно-хореографической драматургии балета. Подчинение балетмейстера музыкальным задачам и воле композитора.

«Монтаж» партитуры балета из «небалетных» музыкальных произведений.

Подбор композиторских имен и авторских произведений. Критерии и ориентиры поиска. Методы «скрепления» разнородной музыкальной ткани. «Эмоциональная» драматургия компилятивной партитуры. Балетные требования к музыке. Этические и музыкальные «нормативы» купюр. Взаимодействие с музыкальными редакторами и консультантами.

Видеолекции.

Анализ конструкции многоактных классических и современных балетных спектаклей (по выбору педагога)

Семинар.

Анализ изменений музыкальной партитуры в новых балетмейстерских концепциях одного балета (примеры по выбору педагога, с использованием аудио и видео материалов)
Тема 7. Постановочная режиссура балета

Специфические приемы балетной режиссуры. Балетная практика как накопитель постановочных приемов. Цели и задачи приемов. Размножение и раздвоение балетных образов. Философский и хореографический смысл двойничества в балете. «Протеизм» героя или массы. Ситуативные подмены. Гротесковая игра в образе. Прием «невидимки». Прием наплыва. Игра предметом.

Материальная часть балетного спектакля. Оформление балетного спектакля и его взаимодействие с танцевальным действием. Костюмы персонажей и их участие в образности танца. Архитектура пространства - эксперименты и открытия. Роль аксессуаров и предметов в зрелищной и действенной сторонах танца.
Тема 8. Хореографическая драматургия многоактного сюжетного балета

Взаимосвязь музыкальной и хореографической драматургии сюжетного балета

Законы музыкальной драматургии полнометражной балетной партитуры. «Вычитывание» музыкальных тем и их образно-содержательное истолкование. Принципы музыкального развития. Музыкальная драматургия «номерной» и симфонической партитуры. Музыкальные «подсказки» хореографу. Хореографические аналоги музыкальных законов.

Хореографический текст как носитель образно-сюжетной информации. Герои и способы их танцевальной характеристики. Индивидуализация героев в системе лейтмотивов. Хореографическая партия героя в структурах балета. Тематическая разработка главных партий и их хореографических структур. Взаимодействие и столкновение хореографических характеров героев. Образные контрасты и драматургическое противостояние «миров» героев.

Специфические приемы хореографической драматургии. Прием как способ конкретизации хореографической мысли. Расшифровка повторов хореографических движений или комбинаций. Мизансцена и «мизансценический» хореографический текст. Иссечение фрагмента текста из танцевального потока.

Семинар.

Прослушивание концептуальных фрагментов балетной партитуры, сравнение музыкальных тем на разных этапах действия, определение возможного хореографического решения (хореографической формы) музыкального номера.

Прослеживание хореографической драматургии на примерах многоактных балетов (по выбору преподавателя):

«Сильфида» Бурнонвиля, «Жизель» (в разных постановках), «Тщетная предосторожность» (в разных постановках), «Коппелия» (в разных постановках), «Щелкунчик» (в разных постановках), «Лебединое озеро» (в разных постановках), «Баядерка» (в разных постановках), «Спящая красавица» Петипа (ред. Сергеева), «Дон Кихот» Горского, «Раймонда» Петипа, «Каменный цветок» Григоровича, «Легенда о любви» Григоровича, «Бахчисарайский фонтан» Захарова, «Ромео и Джульетта» (в разных постановках), «Золушка» (в разных постановках), «Спартак» Григоровича, «Царь Борис» Боярчикова, «Макбет» Боярчикова, «Фауст» Боярчикова, «Чайковский» Эйфмана, «Братья Карамазовы» Эйфмана, «Красная Жизель» Эйфмана, «Собор Парижской богоматери» Пети, «Манон» Макмиллана, «Майерлинг» Макмиллана, «Зимние грезы» Макмиллана, «Укрощение строптивой» Крэнко, «Отелло» Ноймайера, «Дама с камелиями» Ноймайера, «Пер Гюнт» Ноймайера и др.
Тема 9. Хореографическая драматургия одноактного сюжетного балета

Особенности хореографической драматургии одноактного балета. Сжатие сюжетной формы в одноактном балете. Концентрация и динамика действия в пространстве одноактного балета. Сокращение хореографической «инфраструктуры».

Образцы хореографической драматургии на примерах одноактных балетов (по выбору преподавателя):

«Привал кавалерии» М.Петипа, «Фея кукол» К.Сергеева, «Петрушка» (в разных постановках), «Жар-птица» (в разных постановках), «Кармен» (в разных постановках), «Девушка и смерть» Р.Пети, «Поцелуй феи» Ратманского, «Век тревог» Д.Ноймайера, «Иосиф Прекрасный» Д.Ноймайера, «Весна священная» Н.Касаткиной и В.Василева, «Казанова» М.Лавровского, «Безумный день» Б.Эйфмана, «Легенда» Б.Эйфмана, «Картина» Ю.Петухова, «Концерт для старости» Г.Ковтуна, «Демон» Г.Ковтуна, «Корабль дураков» Боярчикова-Ковтуна, «Болеро» Э.Смирнова, «Волшебная флейта» А.Меланьина «Теремок» В.Романовского и др.
Тема 10. Хореографическая драматургия миниатюры

Особенности хореографической драматургии миниатюры. Условность понятия сюжета в хореографической миниатюре. Критерии сюжетности для хореографической миниатюры. Сюжет как образ. Сюжет как ситуация. Сюжет как отношение героев. Статика и динамика в развитии сюжета миниатюры. Сольные, дуэтные и групповые формы миниатюры. Лаконизм танцевального выражения. Драматургия как хореографическое преобразование изначального состояния образов миниатюры.

Видеолекции.

Образцы хореографической драматургии на примерах миниатюр (по выбору преподавателя):

Фокин: «Умирающий лебедь», «Видение розы»

Якобсон: «Свадебный кортеж», «Охотник и птица», «Слепая», «Встреча», «Секстет», «Отчаяние», «Минотавр и нимфа», «Деревенский Дон Жуан», «Влюбленные», «Кумушки», «Тройка»

Ноймайер: «Хайку», «Кармен», «Эпилог»

Пети: «Гибель розы»

Брянцев: «Романс»

Эйфман: «Двухголосие», «Познание», «Ария»

Долгушин: «На смерть Ромео и Джульетты»

Смирнов: «Виллиса», «Моя хризантема», «Кармен»

Рейнхольде: «Уход», «Клетка», «Хозе. Дьяволиада», «Фантазия на тему Достоевского»

Большакова: «Туаннельский лебедь» и другие из текущего и создаваемого репертуара.
Раздел 2. Драматургия бессюжетного балета

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» iconПримерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета»
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направления подготовки 070300...
Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» iconПримерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета»
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направления подготовки 070300...
Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» iconПримерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"
Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо
Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» iconПримерная программа учебной дисциплины слушание музыки разработала преподаватель
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в...
Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 02. Материаловедение 2011г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» iconПримерная программа учебной дисциплины информатика 2011г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» iconПримерная программа учебной дисциплины основы неврологии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» iconПримерная программа учебной дисциплины основы терапии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» iconПримерная программа учебной дисциплины основы фармакологии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 03 основы электроматериаловедения
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» iconПримерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» iconПримерная программа учебной дисциплины основы хирургии с травматологией
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» iconПримерная программа учебной дисциплины гигиена и экология человека
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» iconПримерная программа учебной дисциплины общественное здоровье и здравоохранение
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» iconПримерная программа учебной дисциплины экологические основы природопользования 20 г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия» iconПримерная программа учебной дисциплины основы микробиологии и иммунологии 2010г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск