Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии»





Скачать 87.54 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии»
Дата публикации11.06.2015
Размер87.54 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии»

Разработал: Ловцевич Г.Н.

Идентификационный номер:

УМКД. 77.64-11-4-19-032700.68-М1.В.ДВ.2.1 -2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации

Лист из


лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

для умкд лебедько-ловцевич
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

Актуальные вопросы лексикографии

032700.68 Филология

Программа подготовки – романо-германская филология
Очная форма подготовки


Школа региональных и международных исследований

Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

курс 2 семестр 3

лекции 0 (час.)

практические занятия 0 час.

семинарские занятия 0 час.

лабораторные работы 8 час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки 8 (час.)

самостоятельная работа 64 (час.)

реферативные работы предусмотрен курсовой проект - 1

контрольные работы не предусмотрены

зачет 3 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки № 24 от 14 января 2010 г.).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «22» сентября 2012 г.

Заведующая  кафедрой д.ф.н., профессор, Ловцевич Г. Н.

Составитель: к.п.н., д.ф.н., профессор, Ловцевич Г. Н. Аннотация
Необходимость разработки данного курса обусловлена, с одной стороны, краткостью лекционного курса лексикологии, а с другой, бурным развитием прикладной отрасли лексикологии – практической и теоретической лексикографии. Курс расширяет лингвистическую компетенцию, позволяет преломить теоретические знания в области лексической семантики и её лексикографического описания в коммуникативных, когнитивных и учебных целях. Курс лекций рассчитан на 8 часов.

Цель курса:

ознакомить студентов с основными понятиями общей и специальной теоретической и практической лексикографии. Выносятся на рассмотрение такие основополагающие лексикографические категории как «Словарь», “Тип словаря”, «Лексикографический параметр», «Макроструктура словаря», «Микроструктура словаря».

Задачи курса:

  • ознакомить студентов с современным состоянием в отечественной и зарубежной теоретической и прикладной лексикографии,

  • ввести основные лексикографические понятия,
    охарактеризовать традиционные и новые отрасли лексикографии: толковая лексикография, идеография, учебная лексикография, научно-техническая лексикография, двуязычная лексикография,

  • научить анализировать и описывать микро и макроструктуру словаря и определять тип словаря.

Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов, связанных с практической и теоретической лексикографией: определение предмета и составляющих теоретической лексикографии; овладение терминологическим аппаратом, позволяющим описать любой словарь; анализ существующих классификаций словарей; рассмотрение современных учебных словарей.

Дисциплина направлена на формирование профессиональных компетенций для научно-исследовательской и практической деятельности выпускника:

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-7);

владение навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам (ПК-10).

Магистр филологии должен сформировать следующие умения:

  • уметь использовать понятийный аппарат теоретической и прикладной лингвистики для решения профессиональных задач;

  • уметь структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладать способностью их творческого использования в ходе профессиональной деятельности;

  • уметь выбирать и рекомендовать учебные словари в соответствии с уровнем владения студентом английским языком;

  • способность оценить качество исследования в данной области, соотнести информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования;

  • владеть когнитивно-дискурсивными умениями, направленными на извлечение имплицитной и эксплицитной информации, содержащейся в тексте;

  • уметь работать с основными информационно-поисковыми и экспертными системами, системами представления знаний.

В ходе изучения курса студент должен овладеть следующими навыками и умениями:

  • развить способность самостоятельно решать конкретные задачи профессиональной деятельности в сфере лексикографирования;

  • умение критически анализировать и оценивать лингвистические и терминологические словари;

  • уметь грамотно пользоваться лексикографическими источниками;

  • овладеть основами практического использования основных методов лексикографического представления значения языковых единиц;

Учебно-методический комплекс включает в себя: рабочую программу дисциплины; конспекты лекций, снабженных демонстрационным материалом (компьютерной презентацией); материалы для организации самостоятельной работы студентов; контрольно-измерительные материалы; список литературы; глоссарий; дополнительные материалы



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ теоретичесКОЙ ЧАСТИ КУРСА

теоретические занятия не предусмотрены учебным планом
II. Структура и содержание практической части курса

Занятие 1. (2 часа) Статус лексикографии.

  1. Краткий экскурс в практическую лексикографию.

  2. Дословарный период, ранний период, современный развитый период. Становление теоретической отечественной и зарубежной лексикографии.

  3. Предмет теоретической лексикографии и ее основные составляющие.


Занятие 2. (2 часа) Определение понятия «словарь».

  1. Что такое словарь?

  2. Принципы и функции универсального словаря.

  3. Мегаструктура словаря. Макроструктура словаря. Микроструктура словаря.

  4. Метаязык словаря.

  5. Лексикографический параметр. Лексикографические средства.


Занятие 3. (2 часа) Типология словарей

  1. Основополагающая классификация Л.В. Щербы.

  2. Классификация по неперекрещивающимся признакам.

  3. Параметрическое описание словарей.

  4. Сопоставительный анализ отечественных и зарубежных классификаций словарей.

  5. Определение типа словаря.


Занятие 4. (2 часа) Учебная одноязычная лексикография

  1. Краткая история учебной лексикографии.

  2. Предмет и задачи. Учебный словарь.

  3. Типы учебных словарей.

  4. Словари активного типа.

  5. Англоязычные учебные словари: описание и оценка.


III. Контроль достижения целей курса.

В качестве итогового контроля предлагается письменный анализ макро и микроструктуры конкретного словаря по выбору с последующим устным обоснованием типа словаря и его прагматической ценности.

Вопросы для зачетного урока:

  1. Лексикография как научная область в русской лингвистике.

  2. Традиции и тенденции развития английской лексикографии (ХІХ-ХХІ вв.).

  3. Слово и его лексикографическое представление в словарях различных типов современного английского языка.

  4. Типология словарей.

  5. Толковые словари.

  6. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов современного английского языка.

  7. Идеографические словари.

  8. Лингвострановедческие словари современного английского языка.

  9. Учебные словари современного английского языка.

  10. Активные словари современного английского языка.

  11. Словари лингвистических терминов.

  12. Энциклопедические, терминологические словари.

  13. Лексикография и современные информационные технологии.

  14. Словарь и перевод.




  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов (курсовыХ проектов)

  1. Современные концепции теоретической лексикографии

  2. Лексикографические традиции в России и за рубежом

  3. Типология словарей

  4. Становление лингвострановедческой лексикографии и опыт составления лингвострановедческих словарей

  5. Компьютерная лексикография и электронные словари

  6. Учебная лексикография и типы учебных словарей

  7. Англоязычная лексикография

  8. Опыт создания ассоциативных словарей

  9. Словари субстрандартной лексики в отечественной и зарубежной лексикографии

  10. Проблемы лексикографического описания идиом



V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Дубичинский, В.В. Лексикография русского языка: учеб. пособие.- Москва: Флинта: Наука, 2009.

  2. Карпова, О.М. Английская лексикография: учеб. пособие для вузов.- Москва: Академия, 2010.

  3. Крупнов, В.Н. Лексикографические аспекты перевода: учеб. пособие. – Москва: Либроком, 2009.

  4. Крысин, Л.П. Слово в современных текстах и словарях: учеб. пособие. Москва: Знак, 2008.

  5. Крысин, Л.П. Современный русский язык: Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учеб. пособие.- Москва: Академия, 2009.

  6. Лебедева, Л.Д. Введение в курс английской лексикографии: учеб. пособие. Москва: Высш. школа, 2008.

  7. Медникова, Э.М. Значение слова и методы его описания: учеб. пособие. -Москва: Либроком, 2010.

Дополнительная литература

  1. Федорова, И.В. Учебная лексикография. Теория и практика = Dictionary Use: учеб. пособие.- Москва: Академия, 2006.

  2. Апресян Ю. Д. Лексикографическая концепция Нового Большого англо-русского словаря // Новый Большой англо-русский словарь. Т. 1. – М. : Русский язык, 2001. – С. 6–17.

  3. Берков В. П. Двуязычная лексикография : учебник. – СПб. : Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. – 248 с.

  4. Будагов Р. А. Толковые словари в национальной культуре народов. 2-е изд., доп. – М. : Добросвет, 2006. – 272 с.

  5. Гак В. Г. Словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева . – М. : Советская энциклопедия, 1990. – С. 462–464.

  6. Герд А. С. Основы научно-технической лексикографии. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1986. – 70 с.

  7. Гринев С. В. Введение в терминографию: Как просто и легко составить словарь : учеб. пособие. Изд. 3-е, доп. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 224 с.

  8. Иванищева О. Н. Лексикографирование культуры. – СПб. : Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2004. – 136 с.

  9. Карпова О. М. Лексикографические портреты словарей современного английского языка. – Иваново : Иванов. гос. ун-т, 2004. – 192 с.

  10. Кудашев И. С. Проектирование переводческих словарей специальной лексики. – Helsinki: Helsinki University Print, 2007. – 443 с.

  11. Hartmann, R. R., James, J. Dictionary of Lexicography. – Beijing : Foreign Language Teaching and Research Press, 1998. – 180 p.

  12. Hartmann, R. Teaching and researching lexicography. – Pearson Education Limited, 2001. – 211 p.

  13. Temmerman, R. Towards new ways of terminology description. The sociocognitive approach. – Amsterdam : John Benjamins Publishing Company. – 258 p.

  14. Zgusta, L. Manual of Lexicography. – Praha : Academia, 1971. – 360 p.

Электронные ресурсы:

  1. Болотнова, Н. С. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография [Электронный ресурс] : Контрольно-тренировочные задания : Учеб. пособие / Н. С. Болотнова, А. В. Болотнов. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 112 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=405907

  2. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения: Этика, прагматика, психология / Н.Н. Романова, А.В. Филиппов. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 304 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=196633

  3. Карпова, И. А. Толково-исторический словарь русского языка: ткани [Электронный ресурс] / И. А. Карпова. - 2-е изд., стереотип. - М. : Флинта, 2011. - 218 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=405838



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии» iconУчебно-методический комплекс 1 Москва 2014 Учебно-методический комплекс...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии» icon«актуальные вопросы международных экономических отношений»
Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии» iconУчебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 16 Для студентов очной
Данный учебно-методический комплекс, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «литература»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «ценообразование»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «бухгалтерское дело»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «инвестиционный анализ»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии» icon«Актуальные проблемы административного права»
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии» icon«Актуальные вопросы аритмологии: механизмы возникновения, вопросы...
Фгу российский кардиологический научно-производственный комплекс Минздравсоцразвития России
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные пробоемы педагогической психологии»
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии» iconУчебно-методический комплекс Юриспруденции
Данный учебно-методический комплекс. С учетом предлагаемой учебной программы разработаны вопросы для тестирования в компьютерном...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные вопросы лексикографии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «актуальные проблемы современной науки и журналистика»
Умк разработан доктором экономических наук, профессором кафедры журналистики Ивановым Алексеем Дмитриевичем


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск