Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А.





Скачать 354.61 Kb.
НазваниеПояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А.
Дата публикации28.06.2015
Размер354.61 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. – М., Русское слово, 2009. Учителем определено количество часов по разделам программы. Целостность и содержание курса сохранены полностью. Отведены 1 час на «Введение» и 1 час на «Обобщение изученного». В содержании курса эти разделы подчеркнуты. Рабочая программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по литературе. В содержание курса, кроме разделов и тем, вошли теоретические понятия по предмету, перечислены внутрипредметные и межпредметные связи, литература для самостоятельного чтения, учебно-методическое обеспечение.

Всего – 102 часа.

Из них развитие речи – 14 часов (более 10% от общего количества часов, что соответствует рекомендациям филологического кабинета ВИРО). Уроки внеклассного чтения в старших классах программой не предусмотрены.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ – 1 час
«Прекрасное начало…» (к истории русской литературы до начала XIX века). Этапы развития русской литературы до начала XIX века. Литература и история. Историко-литературный процесс. Вечные темы русской классики.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Из литературы первой половины XIX века – 8 часов
А.С. Пушкин – 3 часа

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «…Вновь я посетил…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайна природы и др.). этическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Опорные понятия: философская лирика, поэма как лироэпический жанр.

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов – 3 часа

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Я не унижусь пре тобою…», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…» и др. по выбору. Поэма «Демон».

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В. Гоголь – 2 часа

Повести: «Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастической в «Петербургский повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА – 78 часов
Введение – 1 час

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850 – 1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «Элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
Н.А. Островский – 8 часов

Пьесы: Свои люди – сочтемся!», «Гроза».

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка – три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфики жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И, Писарев, А.А. Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н. Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
Н.А. Гончаров – 5 часов

Роман «Обломов».

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой в романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
И.С. Тургенев – 10 часов

Цикл «Записки охотника» (2 – 3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие даты» в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.Г. Чернышевский – 2 часа

Роман «Что делать?» (обзор).

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С, Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического романа» Н.Г. Чернышевского.

Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: А.Н. Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Н.А. Некрасов – 7 часов

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н. Еракову)», «О муза! Я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди…» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н. А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф.И. Тютчев – 3 часа

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «Silеntium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять…», «Я встретил вас…», «Природа – сфинкс, и тем она верней…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Еще земли печален вид…», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать…» и др. по выбору.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
А.А. Фет – 3 часа

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь…», «Заря прощается с землею…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «На заре ты ее не буди…», «Это утро, радость эта…», «Одним толчком согнать ладью живую…» и др. по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства и интимной лирике А.А. Фет. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А.Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. Лесков – 3 часа

Повесть «Очарованный странник».

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

М.Е. Салтыков-Щедрин – 3 часа

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пескарь».

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
А.К. Толстой – 1 час

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет…», «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Государь ты наш, батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Л.Н. Толстой – 19 часов

Роман «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семья Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольский рассказы», роман «Анна Каренина».

Ф.М. Достоевский – 8 часов

Роман «Преступление и наказание».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблематика индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.)

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

А.П. Чехов – 5 часов

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Разведение понятий «быт» и «бытие» в поре А.П. Чехов. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.)

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
Обобщение изученного – 1 час
Рекомендации для летнего чтения

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры);

  • содержание изученных литературных произведений;

  • образную природу словесного искусства;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия, прописанные в содержании курса.

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по литературе
Класс 10

Учитель Потапова Татьяна Николаевна

Количество часов

Всего 102 часа; в неделю 3 часа.

Планирование составлено на основе программы по литературе. 10 класс. Авторы – составители С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М., Русское слово, 2009.
Учебник Литература XIX века.10 класс. В двух частях. В.И. Сахаров, С.А. Зинин. – М., Русское слово, 2007.


п/п



Раздел программы

Тема урока

Развитие речи

Особые отметки



1.1.


Введение.

(1 час)




«Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).






Литература – вид искусства. Литература и история. Фольклор. Древнерусская литература XVIII в. (Обзор).


2.1.

3.2.
4.3.
5.1.


6.2.


7.3.
8.1.

9.2.


10.Р.р.

Из литературы первой половины XIX века.

(8 часов)




А.С. Пушкин (3 ч).

Философская лирика А.С. Пушкина.


Философские мотивы стихотворения А.С. Пушкина «Отцы пустынники и девы непорочны».
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов (3 ч).

Глубина философской лирики поэта.

Исповедь поэта в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…».
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
Н.В. Гоголь (2 ч).

«Петербургская» тема в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».

Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Нос».


Письменный ответ на проблемный вопрос «Каковы итоги духовных исканий Пушкина, Лермонтова и Гоголя?».



Анализ стихотворений «К морю», «Вновь я посетил…», «Воспоминания…»
Д/з – наизусть.

Анализ стихотворений «Молитва», «Сон», «Как часто…».
Романтизм.


11.1.

12.1.
13.2.

14.3.

15.4.
16.5.


17.6.

18.7.

19.8.

20.Р.р.


21.Р.р.


22.Р.р.


23.1.

24.2.


25.3.
26.4.

27.5.

28.1.

29.2.


30.3.
31.4.


32.5.


33.6.
34.7.


35.8.


36.9.

37.10.

38.Р.р.

39.Р.р.
40.Р.р.

41.1.

42.2.

43.1.
44.2.

45.3.


46.4.


47.5.


48.6.


49.7.
50.1.

51.2.
52.3.

53.1.

54.2.


55.3.
56.Р.р.

57.1.

58.2.

59.3.
60.4.
61.5.

62.6.

63.Р.р.
64.1.


65.1.
66.2.

67.3.


68.4.

69.5.

70.6.

71.7.


72.8.


73.9.

74.10.

75.11.

76.12.

77.13.


78.14.


79.15.
80.16.


81.17.

82.18.

83.19.

84.Р.р.
85.Р.р.


86.1.
87.2.

88.3.
89.4.

90.5.


91.6.

92.7.

93.8.

94.Р.р.
95.Р.р.

96.1.

97.2.

98.3.


99.4.


100.5.


101.

Р.р.



Литература второй половины XIX века.

(78 часов)



Литература и журналистика 50 – 80-х годов XIX века (1 ч).
А.Н. Островский (8 ч).

Жизнь и творчество.
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!».
Конфликт между «старшими» и «младшими» в пьесе «Свои люди – сочтемся!»
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме А.Н. Островского «Гроза».
Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.
Катерина и Тихон. Катерина и Борис. Трагедия совести в пьесе А.Н. Островского.
Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе» А.Н. Островского.
Многозначность названия пьесы А.Н. Островского.

И.А. Гончаров (5 ч).

Творческая судьба писателя.
Роман «Обломов» И.А. Гончарова. Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.
Обломов и Штольц.
Обломов и Ольга Ильинская.
Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.
И.С. Тургенев (10 ч).

Судьба и творчество писателя.
Многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника».
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». История создания. Историческая основа. Особенности жанра.
Противостояние двух поколений русской интеллигенции в романе И.С. Тургенева.

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственные истоки.
Базаров и его родители.
Любовная линия в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
Философские итоги романа. Смысл названия произведения.
Автор и его герой. Авторская позиция в романе и способы ее выражения.
Стихотворения в прозе И.С. Тургенева и их место в творчестве писателя.

Н.Г. Чернышевский (2ч)

Судьба писателя. История создания романа «Что делать?» «Новые люди» в романе.
Теория «разумного эгоизма». Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте романа «Что делать?»
Н.А. Некрасов (7 ч).

Судьба и творчество.
Гражданские мотивы в лирике Н.А. Некрасова.
Назначение поэта и поэзии в лирике Н.А. Некрасова.
Помещичья Русь в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Стихия народной жизни и ее представители в поэме Н.А. Некрасова «Кому…»
Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.
Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова.
Ф.И. Тютчев (3 ч).

Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Трагическое противостояние человека и стихийных сил природы в лирике Ф.И. Тютчева.
Образ России и ее роли в мировой истории в лирике Ф.И. Тютчева.
А.А. Фет (3 ч).

Красота и поэтичность любовной лирики.
Гармоничность слияния человека и природы в лирике А.А. Фета.
Музыкально-мелодический принцип организации стиха. Роль звукописи в лирике А.А. Фета.

Творчество Н.С. Лескова (3 ч).

История создания повести «Очарованный странник». Сказовый характер повествования.
Сюжет повести «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина.
Особенности русского национального характера в повести Н.С. Лескова.
М.Е. Салтыков-Щедрин (3 ч).

Жизнь и творчество.
Сатирическое осмысление проблем государственной, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Развенчание обывательской психологии в сказке «Премудрый пискарь».

А.К. Толстой (1 ч).

Особенности лирики поэта.
Л.Н. Толстой (19 ч).

Жизнь и творчество писателя.

Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
Петербург. В салоне А.П. Шерер. Знакомство с персонажами.
Москва. В семье Ростовых.
Лысые Горы. Отец и сын Болконские.
Война 1805 года. Смотр русского полка Кутузовым перед Браунау.
Шенграбенское сражение. Образ капитана Тушина.
Аустерлицкий бой. Поиски смысла жизни Андреем Болконским.
Любовь в жизни героев романа.
Поиски смысла жизни Пьером Безуховым.
Андрей Болконский и Наташа Ростова.
Война 1812 года. Судьба героев романа, из отношение к происходящим событиям.
Бородинская битва. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого.
Наполеон и Кутузов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Пьер Безухов и Платон Каратаев.

Партизанская война в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Наташа Ростова и Пьер Безухов.
Эпилог. Отражение авторской позиции в эпилоге романа. «Мысль семейная».
Л.Н. Толстой о силах, движущих народами, и о причинах исторических событий.

Ф.М. Достоевский (8 ч)

Судьба писателя.
Петербург в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Теория Раскольникова.
Идейные «двойники» Раскольникова.
Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.
Раскольников и «вечная Сонечка».
Анализ эпизода «Разговор с Сонечкой».
Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

А.П. Чехов (5 ч).

Творческая судьба писателя.
Глубина психологического анализа в рассказах

А.П. Чехова.
Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». Образы дворян в пьесе.
Образ Лопахина в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
Символический образ сада в комедии

А.П. Чехова.


«Гроза» А.Н. Островского в русской критике.
Сочинение по творчеству А.Н. Островского.
Характеристика образа персонажа.

Русская критика о романе И.С. Тургенева и его герое.
Сочинение. Сравнительная характеристика образов персонажей. «Базаров и Павел Петрович Кирсанов».

Комплексный анализ лирического произведения.

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Сочинение «Мысль народная» как идейно-художественная основа романа «Война и мир» Л.Н. Толстого.

Сочинение. Письменный анализ эпизода. «Роль эпилога в раскрытии идеи романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Сочинение-исследование. «Роль звука и цвета в «Вишневом саде»

А.П. Чехова».

Литературный процесс. Литературная критика.

Добролюбов, Писарев, Григорьев.
Образ Катерины.


Роман в русской критике – д/з.

2 четверть.

Мнимые последователи Базарова.


Базаров и Аркадий Кирсанов.

«Порог», «Два богача», «Голуби».

Наизусть стихотворение.

3 стихотворения.

Наизусть.

Наизусть.

Подготовка к анализу стихотворения.


План анализа.

Биография, лекция.

Обзор «Господа Головлевы».

Философские мысли князя Андрея.
Анализ.

1часть II том.
2 часть II том.

3-5 ч. II том.


Художественный образ.

Второй разговор.


«Человек в футляре», «Ионыч».

102.1.



Обобщение изученного (1 ч).


Итоги года. Рекомендации для летнего чтения.









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А. iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева....
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А. iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса литературы...
Зинина С. А., Чалмаева В. А. «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый и профильный уровни)»
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А. iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев,...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А. iconРабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка...
Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А. iconРабочая программа по литературе для 10 класса Пояснительная записка
Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень)...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А. iconПояснительная записка Статус программы: рабочая программа по литературе...
В 2 ч под ред. Коровиной В. Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г. Данная рабочая программа составлена для класса компенсирующего обучения....
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А. iconПояснительная записка Данная программа по литературе составлена на...
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А. iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе в 11 классе...
Рабочая программа соответствует Федеральному государственному стандарту и учебному плану школы, составлена на основе программы по...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А. iconРабочая программа по литературе (10 класс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, Программы по литературе для 5 – 11 классов для общеобразовательной...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы»....
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе,...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А. iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А. iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе...
И. Н. Сухих (М.: Издательский центр «Академия», 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А. iconПояснительная записка к программе по литературе в 5 «В» классе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А. iconРабочая программа по литературе 11 кл Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина»,...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов С. А. Зинина, В. А. iconПрограмма по литературе 8 класс (68 ч.) Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск