Скачать 240.6 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Борисоглебский государственный педагогический институт» Кафедра русского языка и методики его преподавания Кафедра литературы и методики ее преподавания РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Духовная культура России Уровень основной образовательной программы: бакалавриат Направление подготовки 050100.62. Педагогическое образование Профиль подготовки: Историческое образование Форма обучения очная Срок освоения ООП 4 года Борисоглебск 2011 Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Историческое образование) Составители рабочей программы учебной дисциплины: доцент, к.ф.н., доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Филатова Валентина Фёдоровна, к.ф.н., доцент кафедры литературы и методики её преподавания Авдеева Наталья Геннадьевна, доцент, к.п.н., доцент кафедры литературы и методики её преподавания Клименко Александра Яковлевна Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «__31__» _августа__________ 2011__ г., протокол № _2___ Заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания (Фоминых Н.В.) «_7____» _сентября__________ 2011__ г., протокол № _1____ Заведующий кафедрой литературы и методики ее преподавания (Капрусова М. Н.) 1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины Духовная культура России – ввести обучающихся в круг понятий и проблем, связанных с указанной дисциплиной; дать представление о своеобразии традиционной народной духовной культуры (ТНДК) как составляющей русской духовной культуры и русской литературы как формы воплощения духовной культуры. Задачи дисциплины: – дать понятие духовной культуры как духовной деятельности и системы знаний и мировоззрений, присущих определённому культурно-историческому единству и воплощающихся в национальном языке, а также в научных, философских, религиозных, фольклорных, литературно-художественных, живописно-архитектурных и других произведениях; – познакомить с различными подходами к её стратификации, с основными стратами русской духовной культуры; – дать характеристику основным разделам ТНДК в соответствии с различными формами воплощения мировоззрения и ментальности народа; – показать специфику русской литературы как формы воплощения мировоззрения и ментальности народа; – формировать взгляд на духовную культуру России как на единое целое; – воспитывать бережное отношение к культурному наследию как продукту духовного творчества народа. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина Духовная культура России относится к профессиональному циклу и входит в состав факультативных дисциплин. Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина Духовная культура России, являются образование и культура. Профильными для данной дисциплины является педагогическая и культурно-просветительская профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности (в соответствии со стандартом): в области педагогической деятельности: – изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; – организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; – организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности; – использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий; – осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры; в области культурно-просветительской деятельности: – изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; – организация культурного пространства; – разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп; – популяризация профессиональной области знаний общества. Для освоения дисциплины Духовная культура России студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения таких дисциплин, как История, Основы культурно-просветительской деятельности, Краеведческая работа в школе. Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин История России, Социология и политология, Культура нового и новейшего времени и её изучение, Мировая художественная культура в контексте мировой и отечественной истории. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих а) общекультурных компетенций (ОК): – способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); – готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14) профессиональных компетенций в области культурно-просветительской деятельности: – способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК – 9); - способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК – 10). Знать – круг терминов и соответствующих понятий, связанных с определением и стратификацией духовной культуры, лингвокультурологией и литературной культурологией; – основные стратификационные категории духовной культуры; – разделы русской ТНДК и их характеристики; – основные черты ментальности русского народа, воплотившиеся в языковом и литературно-художественном дискурсе как элементе духовной культуры; – методы лингвистической и литературной культурологии. Уметь – использовать тождественные термины для анализа языковых, литературных и культурных кодов; – рассматривать язык и литературу с точки зрения отражения в них ментальности русского народа; – анализировать различные культурные дискурсы относительно проблемы взаимодействия языка, литературы и культуры. Владеть – методикой анализа различных культурных дискурсов в аспекте лингвистической и литературной культурологии; – методикой рассмотрения языковых и литературоведческих единиц в лингво- и филологокультуроведческом аспекте. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Дисциплина Духовная культура России Форма обучения очная Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль: историческое образование срок обучения 4 года
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Назарова Р. З. – декан факультета иностранных языков и лингводидактики, к ф н., профессор кафедры английского языка и методики его... | Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры методики преподавания якутского языка, литературы и национальной культуры | «Безопасность жизнедеятельности» Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры методики преподавания математики | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, протокол... | Учебно-методический комплекс Антошина С. А., канд филол наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания мгпу | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания гоувпо мггу наумлюк... | Программа ммо учителей русского языка и литературы Серпуховского муниципального района Тема: «Инновационные технологии и методики преподавания русского языка и литературы» | ||
Отчет о работе семинара по теме :«Инновационные технологии и методики... Моу «Васильевская основная общеобразовательная школа» при участии преподавателей моу «Туровская оош» и моу «Шарапово-Охотская оош»... | Программа вступительного экзамена утверждена на заседании кафедры... Составитель: доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования А. В. Антонова | ||
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры информатики и методики преподавания математики | Учебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы интерпретации произведений... Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные проблемы современного русского языка» Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44.... Заведующая кафедрой филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, профессор кафедры филологических дисциплин... |