Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31»





Скачать 240.6 Kb.
НазваниеПрограмма обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31»
страница1/3
Дата публикации28.06.2015
Размер240.6 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Борисоглебский государственный педагогический институт»

Кафедра русского языка и методики его преподавания

Кафедра литературы и методики ее преподавания

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Духовная культура России

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

Направление подготовки 050100.62. Педагогическое образование

Профиль подготовки: Историческое образование

Форма обучения очная

Срок освоения ООП 4 года


Борисоглебск 2011

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Историческое образование)
Составители рабочей программы учебной дисциплины:

доцент, к.ф.н., доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Филатова Валентина Фёдоровна,

к.ф.н., доцент кафедры литературы и методики её преподавания Авдеева Наталья Геннадьевна,

доцент, к.п.н., доцент кафедры литературы и методики её преподавания Клименко Александра Яковлевна
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания

«__31__» _августа__________ 2011__ г., протокол № _2___
Заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания

(Фоминых Н.В.)
«_7____» _сентября__________ 2011__ г., протокол № _1____
Заведующий кафедрой литературы и методики ее преподавания

(Капрусова М. Н.)

1. Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины Духовная культура России – ввести обучающихся в круг понятий и проблем, связанных с указанной дисциплиной; дать представление о своеобразии традиционной народной духовной культуры (ТНДК) как составляющей русской духовной культуры и русской литературы как формы воплощения духовной культуры.

Задачи дисциплины:

– дать понятие духовной культуры как духовной деятельности и системы знаний и мировоззрений, присущих определённому культурно-историческому единству и воплощающихся в национальном языке, а также в научных, философских, религиозных, фольклорных, литературно-художественных, живописно-архитектурных и других произведениях;

– познакомить с различными подходами к её стратификации, с основными стратами русской духовной культуры;

– дать характеристику основным разделам ТНДК в соответствии с различными формами воплощения мировоззрения и ментальности народа;

– показать специфику русской литературы как формы воплощения мировоззрения и ментальности народа;

– формировать взгляд на духовную культуру России как на единое целое;

– воспитывать бережное отношение к культурному наследию как продукту духовного творчества народа.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина Духовная культура России относится к профессиональному циклу и входит в состав факультативных дисциплин.

Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина Духовная культура России, являются образование и культура.

Профильными для данной дисциплины является педагогическая и культурно-просветительская профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности (в соответствии со стандартом):

в области педагогической деятельности:

– изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

в области культурно-просветительской деятельности:

– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

– организация культурного пространства;

– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

– популяризация профессиональной области знаний общества.

Для освоения дисциплины Духовная культура России студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения таких дисциплин, как История, Основы культурно-просветительской деятельности, Краеведческая работа в школе.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин История России, Социология и политология, Культура нового и новейшего времени и её изучение, Мировая художественная культура в контексте мировой и отечественной истории.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих

а) общекультурных компетенций (ОК):

– способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

– готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14)

профессиональных компетенций в области культурно-просветительской деятельности:

– способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК – 9);

- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК – 10).
Знать

– круг терминов и соответствующих понятий, связанных с определением и стратификацией духовной культуры, лингвокультурологией и литературной культурологией;

– основные стратификационные категории духовной культуры;

– разделы русской ТНДК и их характеристики;

– основные черты ментальности русского народа, воплотившиеся в языковом и литературно-художественном дискурсе как элементе духовной культуры;

– методы лингвистической и литературной культурологии.

Уметь

– использовать тождественные термины для анализа языковых, литературных и культурных кодов;

– рассматривать язык и литературу с точки зрения отражения в них ментальности русского народа;

– анализировать различные культурные дискурсы относительно проблемы взаимодействия языка, литературы и культуры.

Владеть

– методикой анализа различных культурных дискурсов в аспекте лингвистической и литературной культурологии;

– методикой рассмотрения языковых и литературоведческих единиц в лингво- и филологокультуроведческом аспекте.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6




Аудиторные занятия (всего)

36

36




В том числе:










Лекции (Л)

14

14




Практические занятия (ПЗ)

22

22




Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа (всего)

36

36




В том числе:










Курсовая работа










Реферат

4

4




Эссе










Учебный проект

4

4




Другие виды самостоятельной работы










Подготовка аудиоматериалов, отражающих особенности региональных народных духовных дискурсов

12

12




Внеаудиторное чтение










Подготовка к практическим занятиям по вопросам плана

8

8




Конспект статьи










Доклад

8

8




Виды промежуточной аттестации: зачет

зачёт

зачет




Общая трудоемкость часа

зачетные единицы

72

72




2

2





5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дисциплина Духовная культура России

Форма обучения очная

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: историческое образование

срок обучения 4 года


Всего зачётных единиц 2

Всего часов по учебному плану__72____

Ауд. 36 (ЛК - 14, ПК – 22, ЛР )

Самост. __36__

Трудоемкость

Аудиторные занятия

Самост.

Форма промежуточн.контроля

ЛК

ПК

ЛР

№ п/п

Наименование разделов и тем



















1

2

3

4

5

6

7

8




Раздел № 1 ТНДК России



















1

ТНДК как составляющая и основа духовной культуры России

2

2













2

Разделы ТНДК России

4

2







2




3

Проблемы взаимодействия языка и культуры

4

2







2




4

Лингвокультурологический (этно- и социолингвистический) анализ языковых единиц

4




2




2




5

Народная мифология и демонология, магия и колдовство

4




2




2




6

Народное православие

4




2




2




7

Духовные стихи Воронежского края

4




2




2




8

Народный календарь и календарная обрядность

4




2




2




9

Обряды жизненного цикла человека

6




2




4










36

6

12




18







Раздел № 2 Русская литература в контексте русской духовной культуры




















1

Духовные и нравственные искания русской литературы.

8

1

4




2




2

Мифология и русская литература

5




2




2




3

Христианство и русская литература

3

1







4




4

Апокалипсис в изображении русских поэтов и писателей

3

1







2




5

Кризис гуманизма и кризис христианства в

художественном осмыслении.

3

1







4




6

Архетипическая память и её роль в формировании духовной культуры.

8

2

4




2




7

Архетип «Самость», его значение в развитии духовности героев русской классики.

6

2







2










36

8

10




18







Итого в 6 семестре: 72 часа

72

14

22




36

зачёт
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Назарова Р. З. – декан факультета иностранных языков и лингводидактики, к ф н., профессор кафедры английского языка и методики его...
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31» iconПрограмма обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17»
Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры методики преподавания якутского языка, литературы и национальной культуры
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31» icon«Безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры методики преподавания математики
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, протокол...
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31» iconУчебно-методический комплекс
Антошина С. А., канд филол наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания мгпу
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31» iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31» iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31» iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания гоувпо мггу наумлюк...
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31» iconПрограмма ммо учителей русского языка и литературы Серпуховского муниципального района
Тема: «Инновационные технологии и методики преподавания русского языка и литературы»
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31» iconОтчет о работе семинара по теме :«Инновационные технологии и методики...
Моу «Васильевская основная общеобразовательная школа» при участии преподавателей моу «Туровская оош» и моу «Шарапово-Охотская оош»...
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31» iconПрограмма вступительного экзамена утверждена на заседании кафедры...
Составитель: доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования А. В. Антонова
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31» iconРабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры информатики и методики преподавания математики
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы интерпретации произведений...
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные проблемы современного русского языка»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры литературы и методики ее преподавания «31» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Заведующая кафедрой филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, профессор кафедры филологических дисциплин...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск