Практикум кутаиси 2009





НазваниеПрактикум кутаиси 2009
страница1/10
Дата публикации23.08.2013
Размер1.13 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Литература > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


И. Д. КИКВИДЗЕ, М. Г. ЦЕРЦВАДЗЕ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО СИНТАКСИСУ СОВРЕМЕННОГО

РУССКОГО ЯЗЫКА

ПРАКТИКУМ


КУТАИСИ

2009


Р е ц е н з е н т ы:

Р е д а к т о р:

Киквидзе И. Д., Церцвадзе М. Г.

Учебное пособие по синтаксису современного русского языка

(практикум). – Кутаиси: 2009.
Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности Русский язык и литература и предназначено как для использования на аудиторных практических занятиях по современному русскому языку, так и для самостоятельной работы учащихся. Последовательное выполнение комплекса заданий, включённых в пособие, и проработка представленного в упражнениях языкового материала будет способствовать более глубокому пониманию и прочному усвоению теоретических положений курса современного русского языка.

К пособию прилагается краткий русско-грузинский и грузино-русский словарь грамматических терминов.


СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Ответьте на вопросы:


  1. Что такое словосочетание? Чем словосочетание отличается от предложения?

  2. На какие группы делятся словосочетания в зависимости от характера главного слова?

  3. Какими бывают словосочетания по составу?

  4. Какая связь слов называется подчинительной?

  5. Какие виды подчинительной связи выделяются в словосочетании? Что является основой для их разграничения?

  6. Охарактеризуйте типы подчинительной связи.



Упражнения
Упражнение 1. Выпишите из данных предложений простые и сложные словосочетания. Отметьте те простые словосочетания, в состав которых входят синтаксически неделимые сочетания слов.
1. Сквозь стеклянную дверь видна была комната с паркетным полом. (Ч.) 2. В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. (Пауст.) 3. К утру третьих суток дождь снова хлынул потоками, оглушительно бил гром, сверкали страшные синие молнии, а на рассвете тучи точно рукой смахнуло, и на чистом вымытом небе празднично расцвело удивительно яркое солнце. (М. Г.) 4. Под жгучим солнцем трещало дерево крыш. (М. Г.) 5. Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. (Пауст.) 6. Первыми на тайгу двинулись двумя колоннами тракторы. (В. Ажаев) 7. Горько-солёная почва в этих ямках была похожа на серый в прожилках мрамор. (Шол.) 8. Маша прошла несколько шагов с того места, где тропа огибала высокий осокорь, и остановилась. (Пауст.) 9. Ночью местом нашего пребывания стал шалаш. (Пришв.) 10. Только на четвёртый день, когда Емеля и Лыско совсем выбились из сил, они совершенно случайно напали на след оленя с оленёнком. (М.-С.)
Упражнение 2. Выпишите словосочетания. Укажите главные и зависимые слова. Определите тип синтаксической связи. В словосочетаниях с согласованным зависимым словом укажите, в чем оно согласуется с главным; в словосочетаниях с управляемым зависимым словом - его падеж.
1. Я проворно спустился с виноградника и бросился в город. (Т.) 2. Физические и психические нагрузки так же постепенно снижаются в старости, как постепенно нарастали они в детстве и юности. (Белов) 3. Слова капитана ... об увядающих водорослях вызвали мысль о смене времен года не здесь, на земле, а там, в морских глубинах. (Пауст.) 4. Звук колокольчика был необыкновенно поразителен и странно хорош в этой пустынной, глухой степи. (Л. Т.) 5. Я нарвал большой букет этих цветов. (Пауст.) 6. Немногие пойдут этой дальней и трудной дорогой. (М. Г.) 7. Место для возведения печатных палат отвели недалеко от Кремля на Никольской улице. (Песков) 8.На небе месяц золотой блестит холодной красотой. (Т.) 9. Осыпал лес свои вершины, сад обнажил своё чело, дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло. (Фет) 10. После недавнего дождя лес был полон осторожного шороха капель, стекавших с листвы. (Пауст.) 11. Стали пробираться дальше вплоть до отвесного камня, где Днепр, текущий широкой струёй, падает вниз, дробясь о каменья и крутясь, словно бешеный, чтобы снова и снова разбиться на мелкие брызги о лежащие впереди камни. (Купр.)
Упражнение 3. Из следующих слов образуйте словосочетания. Охарактеризуйте управление при синонимичных словах.
1.Отзыв, рецензия (статья); добиться, заслужить (признание); поделиться, рассказать (опыт), беспокоиться (сын), идентичный, сходный (прежняя формулировка), прогулка (сад), подарить (родители), манера (разговор), присутствовать (концерт), задать (вопрос), писать (карандаш), дорожить (время), быть (город), гулять (улица), восприимчивый (болезни).

2.Обратить внимание, уделить внимание (воспитание); опираться, базироваться (результаты); превосходство, преимущество (новая техника, старая техника); предостеречь, предупредить (опасность); ходить (цыпочки), рубить (топор), стрелять (оружье), рыть (траншея), путешествовать (свет), дразнить (собака), знакомиться (новый сотрудник).
Упражнение 4. Составьте и запишите словосочетания из существительных и прилагательных, подобрав к каждому слову из группы А все возможные определения из группы Б. Где нужно измените форму прилагательного.
1. А. Язык, речь, слово, лексика, манеры, вкусы, мысли, представитель, гость, товар, обувь, вещь. Б. Заимствованный, иноязычный, иностранный, импортный. 2. А. Глаза, цвет, небо, цветы, оттенок, платье, ситец, краска, берег. Б. Небесный, лазурный, лазоревый, голубой. 3. А. Тропа, сооружение, дом, дорога, путь, сердце, фундамент, берег. Б. Каменный, каменистый. 4. А. Путь, венок, ветка, дорога, тропа, куст, венец. Б. Терновый, тернистый 5. А. Закон, звук, обряд, старичок, колбаса, мальчишка. Б. Языковой, языковый, язычный, языческий, языкастый. 6. Выступление, способ, игра, работ, женщина, платье, метод. Б. Эффектный, эффективный.
Упражнение 5. Выпишите все словосочетания с управляемым зависимым словом; предлог, если он есть, подчеркните. Напишите над зависимыми словами вопросы, на которые они отвечают, и над всеми словами словосочетаний - какой частью речи они являются. Перечислите все части речи, которые выступают в роли а) главных и б) зависимых членов этих словосочетаний.
деепр. ( кого? сущ.)

Образец: Увидев детей
1. Увидев детей (моих и соседских), тесно обступивших его, он дал каждому из них по апельсину. (Чук.) 2. Жить - значит действовать, творить, создавать новое, более совершенное взамен отжившего свой век и мешающего прогрессу. (Газ.) 3. На искалеченных мостовых еще валялось оружие восставших: ножи, пистолеты, пики, шашки, железные прутья, бревна. (Серебр.) 4. Изумляет меня, почему люди обращают так мало внимания на птиц? Ведь они лишают себя такого множества тонких наслаждений, теряют столько прекрасных радостей! (В. Бианки) 5. Друга любить – себя не щадить. (Посл.) 6. Вместе со всеми Леонтьев начал рубить на просеке кустарник и небольшие деревья и сваливать их вместе с валежником в высокий вал. (Пауст) 7. Солнце скрылось за снеговыми хребтами и бросало последние розовые лучи на длинное, тонкое облако, остановившееся на ясном, прозрачном горизонте. (Л. Т.)
Упражнение 6. Образуйте беспредложные словосочетания, поставив управляемые существительные в нужной форме. Там, где возможны два падежа зависимого существительного, образуйте два словосочетания и объясните разницу в их значении.
Выпить (сок), плеснуть (вода), добиваться (независимость), прибавить (сахар), бояться (темнота), отлить (масло), насыпать (крупа), спрашивать (позволение), купить (ситец), отпить (лимонад).
Упражнение 7. Замените утвердительные словосочетания отрицательными, выбрав соответствующую форму существительного. Во всех случаях укажите падежи зависимых слов.
Просить книгу, требовать ключи, встретить сестру, обнаружить ошибку, узнать правду, рассказать содержание, оформить подписку на газеты, объяснить сущность, понять смысл, иметь смелость, пролить соус.
Упражнение 8. Составьте словосочетания с примыкающим зависимым словом, употребив в роли главных слов данные глаголы, а в роли зависимых – наречия. Запишите сначала словосочетания с глаголами, которые в указанном значении без наречий не употребляются, а затем словосочетания с глаголами, которые могут быть употреблены и без поясняющего наречия. Составьте предложения с двумя словосочетаниями первой группы и с двумя глаголами без наречий из второй группы.
1.Поступать (совершать поступки), держаться, повторить, бегать, выражаться (излагать, мысли), упасть, подойти (приблизиться), сказать, приехать, чувствовать себя, обращаться (вести себя по отношению к кому-либо или чему-либо). 2.Образно, бережно, дважды, сгоряча, необычно, дерзко, странно, вплотную, издалека, навзничь.
Упражнение 9. Выпишите сначала обычные, а затем фразеологические словосочетания.
Изящная статуэтка, модный танец, медвежий угол, белый гриб, Млечный путь, произведение живописи, Большая медведица, большая медведица, взять слово, взять репродукцию, географическая карта, стол на трех ножках, прийти на ум, прийти на доклад, сорваться с крючка, сорваться с языка, кривить душой, резать ножницами, перейти Рубикон, пойти на концерт, с минуты на минуту, грош цена, высокая цена, красная цена.

Упражнение 10. Из данных предложений выделите словосочетания и дайте им полную характеристику по составу (какой частью речи представлено главное и зависимое слово), объёму, синтаксическим отношениям и связям.
1. На чистом горизонте чётко чернела мельнице с двумя рогами крыльев. (Бун.) 2. Я принуждена под другим именем приезжать в Москву, чтоб не заставить сына моего краснеть перед миром. (Лерм.) 3. Платье её чуть белело в тени. (Тург.) 4.Целый день Владимир был в разъезде. (П.) 5. Я был глубоко оскорблён словами гвардейского офицера. (П.) 6. Эта гора имеет около двух вёрст длины. (Лерм.) 7. Эта ужасная страсть набросила какой-то страшный колорит на него: вечная желчь присутствовала на лице его. (Гоголь) 8. Неожиданное возвращение матери ещё более обострило желание братьев выделиться. (М. Г.) 9. На всём лежад отпечаток аккуратности и хозяйственности. (Л. Т.) 10. Наклонность к притворству всегда лежала в моём характере. (Андреев) 11.Пожилая художница стояла невдалеке за мольбертом и писала копию с картины Боттичелли. (Пауст.)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Основные признаки и свойства предложения как синтаксической единицы

Типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске

Ответьте на вопросы:


  1. Что называется предложением? Назовите основные признаки, отличающие предложение от словосочетания.

  2. Какие виды предложений выделяются в зависимости от цели и характера высказывания? Определите их интонационные особенности.



Упражнения
Упражнение 11. Определите тип предложения по функции (по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное). Укажите средства выражения этих типов высказывания (интонация, местоименные слова, порядок слов, выражение форм сказуемого, частицы и т.д.). Укажите также тип предложения по эмоциональной окраске. Поставьте соответствующие знаки препинания.
I. 1. Чудный город Миргород Каких в нём нет строений (Г.) 2. «Всем быть на месте Проверить оружие» - неожиданно для всех и для себя тоже закричал лейтенант... (Аст.) 3. Уже ты как-нибудь поосторожнее, Зосенька, Я тебя умоляю Береги себя (Марк.) 4. «Уж не обессудьте, хозяин, а этакое ожидание пойдет за особую плату», - пробубнил извозчик, тяжело ворочая замерзшими губами (Марк.) 5. – Стойте Стойте Дайте мне разглядеть вас хорошенько…какие же длинные на вас свитки (Г.) 6. Если это не любовь, то что же (П.) 7. Как грустны сумрачные дни беззвучной осени и хладной (Фет) 8. Неужели их молитвы их слёзы бесплодны Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна О нет (Т.)

II. 1 «Что же ты не едешь» - спросил я ямщика с нетерпением «Да что ехать – отвечал он, слезая с облучка. – Невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом». (П) 2. «Если считаете нужным взять с собой кого-либо из штаба фронта, берите И быстро Быстро Задача ясна» - Жуков посмотрел на часы «Предлагаю оформить решением Военного совета Как «товарищи» «Я - за», - отозвался Васнецов «Согласен» - сказал Жданов «Тогда... Где там наши писари» - Жуков потянулся к звонку (Чак.) 3. Онегин, помните ль тот час, когда в саду, в алле нас судьба свела (П.) 4. – Вы, говорят, вроде книги пишете (Пауст.)
Упражнение 12. Определите значение вопросительных предложений: собственно вопросительные, вопросительно-утвердительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно-побудительные.
I.1. «Как, - загремел Троекуров, вскочив с постели босой, - высылать к нему моих людей с повинной, он волен их миловать, наказывать - да что он в самом деле задумал, да знает ли он, с кем связывается?». 2. Здорово, как бишь тебя зовут, - сказал ему Троекуров, - зачем пожаловал?» 3. Как... бумаги его сгорели! Чего же вам лучше? - в таком случае извольте действовать по законам, и без сомнения, получите ваше совершенное удовольствие. 4. Стало быть, вы не желаете перейти во владение Троекурову? (П.)

II. 1. Владимир отворил дверь и наткнулся на человека, прижавшегося в угол, топор блестел у него, и, обратясь к нему со свечою, Владимир узнал Архипа-кузнеца «Зачем ты здесь?» - спросил он. (П.). 2. «Виноват, - отвечал Антон Пафнутьич, привязывая салфетку в петлицу горохового кафтана, - виноват, батюшка Кирила Петрович, и было рано пустился в дорогу, да не успел отъехать и десяти верст, вдруг шина у переднего колеса пополам - что прикажешь?» (П.). 3. И тут Захарчук увидел на индикаторе «цель». Что это?! «Цель» явно шла на пересечение курса «Стерегущего» (Афин.) 4. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? … Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем с3удить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? (П.)


Порядок слов в предложении и актуальное членение предложения
Упражнение 13. Проанализируйте предложения с точки зрения актуального членения. Определите целевую установку (коммуникативное задание) говорящего. Выделите тему и рему предложения. Составьте схемы расположения слов в предложениях с объективным (прямым) порядком слов, укажите средства выражения актуального членения (порядок слов, интонация, ритмическое членение предложения - пауза, логическое, фразовое ударение).
т. р.

А.Образец: Дубровский || поднял голову. (П.) Целевая установка говорящего - назвать действие, производитель которого известен. Тема - Дубровский; рема - поднял голову. Схема порядка слов: подлежащее – гр. сказуемого.

1. Речь молодого Дубровского, его звучный голос, величественный вид произвели желаемое действие. Народ утих, разошелся, двор опустел. (П.) 2. Володя был глуховат. Он презирал всякие жизненные удобства. Руки у Володи всегда были сожжены проявителями-фиксажами - Володя занимался фотографией. (Пауст.) 3. Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате. Она обнюхала углы и мебель, заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного. (Ч.)

т. р.

Б. Образец. К даче дяди Коли || подкатил тарантас. (Пауст.) Целевая установка говорящего - сообщить, какое событие происходит при данных обстоятельствах. Тема - к даче дяди Коли; рема – подкатил тарантас. Схема порядка слов: обстоятельство- сказуемое + подлежащее.

1. Через минуту появился Володя. (Пауст.) 2. Недавно прошел дождь. (Пауст.) 3. В парке куковала запоздалая кукушка. (Пауст.) 4. В тот год стояла необыкновенная осень (Пауст.) 5. В октябре еще жарко грело солнце. (Пауст.) 6. Где-то на улице застучали в ворота и в сарайчике хрюкнула свинья (Ч.).

т. р.

В. Образец: Через день я || уехал в Москву. Целевая установка говорящего - сообщить, что происходит с данным лицом, предметом, явлением в данной ситуации (при известных обстоятельствах). Тема - через день я; рема - уехал в Москву. Схема порядка слов: обстоятельство (детерминант) + подлежащее - гр. сказуемого.

1. В одну минуту пламя охватило весь дом. Вскоре вся дворня высыпала на двор. На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку. (П.). 2. Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжие поля. (П.) 3. После чаю все пошли в детскую. (Ч.) 4. На правах большого и самого умного Гриша забрал себе решающий голос. (Ч.)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум кутаиси 2009 iconПрактикум для студентов 1 курса чебоксары, 2009
Данное методическое пособие по биологии «Практикум для 1 курса» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних...
Практикум кутаиси 2009 iconКалендарно-тематический план курса «Финансовое право» 2009-2010 учебный...
Планы семинаров, учебные задания и литература: Практикум по финансовому праву / Под ред. А. Н. Козырина. – М.: Норма, 2007. (Книга...
Практикум кутаиси 2009 iconМальцева, О. И. Неорганическая химия [Текст] : практикум / О. И....

Практикум кутаиси 2009 iconПрактикум по курсу "Коммерческое право" Казань
Практикум рассмотрен и рекомендован к изданию кафедрой гражданского права и процесса кгу
Практикум кутаиси 2009 iconПрактикум по гештальттерапии петербург
Фредерик С. Перлз, Пауль Гудмен, Ральф Хефферлин практикум по гештальттерапии: пер с англ
Практикум кутаиси 2009 iconУчебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике»
Г. В. Старшенбаум. Практикум по психосоматике. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 13 с
Практикум кутаиси 2009 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по медиации»
Практикум по медиации Направление — 034000. 68, Конфликтология Форма подготовки Очная
Практикум кутаиси 2009 iconУправление разработкой и реализации нового продукта
М91 Маркетинг-практикум: задачи, кейсы, тесты: учебное пособие / Т. В. Муртузалнева, Р. К. Цахаев. —М.: Издательство «Экзамен»,...
Практикум кутаиси 2009 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету. Лабораторный практикум 4ч. Ст преп. Боас И. Л
Практикум кутаиси 2009 iconПрактикум по конфликтологии Издательство: Питер, 2009 г.; 384 стр
В приложение практикума вошли наиболее популярные методики социально-психологической диагностики, а также авторская учебная программа...
Практикум кутаиси 2009 iconЛабораторный практикум по микробиологии
Е лабораторный практикум по микробиологии: Учебное пособие. / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово,...
Практикум кутаиси 2009 iconПрактикум по политологии. Краснодар
Практикум по политологии /Под ред. Е. М. Харитонова/ Сост. О. И. Кожура, В. А. Симоненко, С. В. Хоружая. – Краснодар: кгау, 2005
Практикум кутаиси 2009 iconПрактикум по гидробиологии и ихтиологии Аннотированная магистерская...
...
Практикум кутаиси 2009 iconПрактикум по информатике Москва 2003 г
Практикум по информатике / Сост. Коробочкин М. И., Гарбер Г. З., Дмитриева Е. Е., Егудин А. Б., Калинова Е. В., Красницкий В. С.,...
Практикум кутаиси 2009 iconПрактикум по развитию коммуникационных компетенций в языке профессии...
Основной целью данного Практикума является формирование и закрепление следующих коммуникационных компетенций
Практикум кутаиси 2009 iconОсипов В. Перевод с английского: Темергалиева Э. Редактор: Чевтпаева...
Яньшин П. В. Я67 Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – Спб : Питер, 2004. – 336 с: ил. – (Серия «Практикум...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск