Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Образовательная программа
по дисциплинам
«Слушание музыки»
(пятилетний срок обучения)
Разработчик: Преподаватель
Салимова Вера Леонидовна Пояснительная записка. Данная программа предназначена для народного отделения
по дисциплинам «Слушание музыки», детской школы искусств. В ней раскрывается специфика работы, основные принципы организации занятий, раскрываются методы работы.
Дисциплина «Слушание музыки» Срок обучения по данной дисциплине - 2года.
Занятия по этим предметам развивают у детей чувство красоты, гармонии, образное мышление; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память.
Обучение начинается с 1-го класса ДШИ .
Сроки реализации образовательной программы
Общее количество часов за 2 года обучения 76. Недельная нагрузка-
1 академический час в неделю на протяжении 2 лет обучения. Уроки идут по 45 минут.
1год обучения – 1 часа в неделю –38 учебных часов в год;
2год обучения – 1 часа в неделю – 38 учебных часов в год;
Формы занятий: Групповая. Основная форма - практическое занятие. Кроме того, используются такие формы работы, как беседа, игра, конкурс. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально.
В новых условиях XXI века АКТУАЛЬНОСТЬ данной программы дополнительного образования не только и не столько в том, чтобы передать учащимся сумму знаний:
в подготовке активных творческих слушателей-любителей музыки;
в обеспечении условий для творческого самоопределения личности и творческой самореализации: чтобы учащийся желал слушать и исполнять;
в формировании у обучающегося адекватной современному уровню знаний и своей ступени обучения КАРТИНЫ МИРА;
в интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование художественного вкуса в условиях загрязненности эфира и нашествия псевдо-музыки;
в нацеленности на совершенствование личности и общества в целом;
в воспроизводстве и развитии кадрового потенциала общества, нашем случае это подготовка преемников- специалистов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель настоящей программы – воспитание грамотного слушателя на примерах лучших народных, классических и современных музыкальных образцов.
Она включает в себя 3 задачи:
1. Воспитательные задачи:
- воспитать у учащихся потребность к восприятию художественно-эстетических и музыкальных ценностей;
- сформировать позитивное отношение к жизни и искусству, в частности – музыкальному;
- воспитать у учащихся стремление к творчеству, в частности - музыкальному.
- воспитание пропагандистов музыкальной культуры.
2. Обучающие задачи включают:
- усвоение учащимися предлагаемого материала во всех его видах и формах;
- учащиеся должны уметь различать и рассказать о музыкальных стилях, жанрах, композиторах, узнавать темы изученных произведений и, по возможности, их исполнять.
3. Развивающие задачи:
- развивать у учащихся интерес к музыке, музыкальной культуре;
- развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению.
Учебно-тематический план по годам обучения.
№ n/n
| Тема
| Количество часов
| Всего
| Теоретических занятий
| Практических занятий
| I класс Слушание музыки
| 1
| Введение
| 1
| 1
| -
| 2
| О чём говорит музыка
| 1
| 1
| -
| 3
| Средства музыкальной выразительности
| 3
| 2
| 1
| 4
| Программная музыка
| 6
| 4
| 2
| 5
| Изучение и освоение материала при помощи оркестра К. Орфа
| 8
| 3
| 5
| 6
| Ритмико-двигательное освоение материала
| 8
| 2
| 6
| 7
| Сказка в музыке
| 8
| 6
| 2
| 8
| Жанры в музыке
| 3
| 2
| 1
| 9
| Итого часов
| 38
| 21
| 17
|
II класс Слушание музыки
| 2.1
| Повторение пройденного
| 2
| 1
| 1
| 2.2
| Легенды и мифы о музыке
| 6
| 4
| 2
| 2.3
| Легенды в операх композиторов-классиков
| 6
| 3
| 3
| 2.4
| Музыкальные традиции в нашей жизни. Праздники и обряды народов мира
| 8
| 4
| 4
| 2.5
| Праздники и обряды в произведениях русских композиторов
| 8
| 6
| 2
| 2.6
| Ритмико-двигательное освоение материала
| 8
| 1
| 7
| 2.7
| Итого часов
| 38
| 19
| 19
|
| ИТОГО
| 36
|
Содержание программы
1 класс 1 полугодие
О чем говорит музыка. Все области жизни: образы природы, игры, игрушки, разговор о жизни , чувства, сопереживания, истории о людях обыкновенных и необыкновенных, о животных, о других мирах, мечты, мелодия – как «герой »музыкального произведения: он с кем-то встречается, происходят события и чем-то все заканчивается. Все это сделано средствами музыкальной выразительности. Диалог с учащимися, о каких событиях рассказала им знакомая музыка. Разминка "Стук-стук-стук по крыше", сл. Ю.Николаева, обр. Т.Мусатовой
Средства музыкальной выразительности. Жанр. Песня, танец, марш, смешанные жанры, а также инструментальная пьеса, музыка к театральной постановке, опера, балет и другие жанры. « Детский альбом» П. Чайковского: «Болезнь куклы»,» Похороны куклы», «Новая кукла», «Летучие мыши мне спать не дают» сл. Волковой , обр Т Мусатовой.
Мелодия, ритм. Мелодия – вокальная, инструментальная, вокально – инструментальная. Ритм – маршевый, танцевальный, , повторяющийся, редкий- запоминающийся, единообразный.. П. Чайковский "Вальс", "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская песенка" "Телега" сл. Ю. Николаева обр . Т. Мусатовой
Темп, фактура. "Темп-быстрый. ,средний., медленный изменения темпа. Фактура- аккордовая. Полифоническая, гомофонно-гармоническая(мелодия и аккомпанемент), подголосочная; плотная и разреженная. П. И. Чайковский : Марш деревянных солдатиков", "Камаринская", "Игра в лошадки" , "Сладкая греза" ; "Телега" сл. Николаева обр . Мусатовой
Динамика forte, Piano, их разновидности : "Времена года" П.Чайковского: "Осенняя песня", "На тройке" "Сенокос" муз. А.Щекалева сл. В. Сорокина "Колосок" вып . 2 ; Оркестр С.Прокофьев «Фея Осени» из балета "Золушка", А.Вивальди "Времена года" концерт №3 «Осень», ч. II
Программная музыка– это музыка. Имеющая литературное название,, вполне определённое содержание: все песни, оперы, балеты, пьесы с названием: «Гном « и т. д. Р.Шуман :"Веселый крестьянин", "Смелый наездник", "Первая утрата" П.Чайковский :"Детский альбом", "Зимнее утро", "Баба Яга" П.Чайковский "У камелька", "На тройке" "Щелкунчик": Вальс, Танец феи Драже, Марш, Танец пастушков С.Прокофьев «Фея Зимы» из балета "Золушка" Вивальди "Времена года", Концерт №4 "Зима",ч. III .Д ..Кабалевский "Лесная сказка" 1 класс 2 полугодие
Сказка в музыке : образность персонажей, обрисованных средствами музыкальной выразительности, портреты и «чудеса», необычные оркестровые эффекты : А.Лядов "Кикимора", Э.Григ "В пещере горного короля", "Шествие гномов" РНП "Баба-Яга" с движениями Н.Римский-Корсаков "Полёт шмеля""Колыбельная медведицы" из м/ф "Умка" муз. Крылатова сл. Яковлева С.Прокофьев "Сказочка" из цикла "Детская музыка" С.Прокофьев "Фея Весны" из балета "Золушка"; "Дождь и радуга", "Прогулка" из цикла "Детская музыка" В.Моцарт "Тоска по весне" Моцарт "Тоска по весне", "Вот весна, весна к нам пришла" П.Чайковский "Подснежник", "Песня жаворонка" "Дин-дон" "На окне сосульки" муз. и сл. А.Морозовой, М.Глинка "Жаворонок", Вивальди "Времена года" Концерт №1 «Весна», ч. I"Утренняя песенка" муз. и сл. А.Морозовой ; Н.Римский-Корсаков "Снегурочка", "Песни и пляски птиц" "Детская песенка" Э.Григ, Марши: Р.Шуман "Марш" П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков" С.Прокофьев – Марш из цикла "Детская музыка" "Солнышко вставало" литовская н. п. обр. С.Шикмуса Д.Верди, Марш из оперы "Аида"; Ф.Мендельсон, "Свадебный марш"; С.Прокофьев, Марш из оперы "Любовь к трем апельсинам"
Жанры Танцы:характерные особенности ритмов разных танцев, танец для движения и для слушанья: П.Чайковский "Мазурка", "Камаринская"; Э.Григ "Халлинг", "Вальс", "Танец эльфов";Ф. Шопен «Прелюдия» А-dur, «Мазурка» Си бемоль мажор И.Брамс "Венгерский танец №1"; М.Равель "Болеро"; М.Глинка "Вальс-фантазия"; Г.Свиридов – Вальс из Метели" 2 класс 1 полугодие
Легенды и мифы о музыке. Древняя Греция, образовательный стандарт: математика, гимнастика, олимпийские игры, музыка. Гермес и лира Гермес сделал лиру из панцыря черепахи и подарил её Аполлону – покровителю искусств. "Старый, добрый клавесин" Гайдн русский текст Т. Синявского
Флейта Пана (паника).Пан настигал нимфу Сирингс, и она превратилась в тростник, на котором Пан стал играть. Состязание Пана и Апполона: Боги не могли решить кто же лучше играет, и по «знакомства»выиграл бог Аполлон Мораь : не вступай в соревнование с сильнейшим по чину Марсий и Апполон .Та же история.
Геракл и Трещетка.: по совету Афины гефест выковал трещетку, ей Геракл разогнал птиц с железными перьями. Раковина Тритона :Улитка подарила Тритону раковину для Посейдона чтобы громко трубить.
Орфей и аргонавты. : своей игрой и пением Орфей заглушил пение Сирен и аргонавты миновали их остров. Орфей и Апполон Не соревнуйся с сильнейшим! Орфей погиб за дерзость. "Наш Мартин" немецкая народная песня В.Глюк "Орфей" (т. фурий, мелодия "потерял я Эвридику)
Оперы – легенды – сказки Европейских стран. В.Моцарт "Волшебная флейта" – борьба добра и зла-Феи Ночи и Заратустро принц Тамино, принцесса Памина, Папагоно и Папагена.. К.Вебер "Вольный стрелок" – австрийская легенда о любви, дьяволе и серебряных пулях, о честных средствах борьбы. Снежная метелица" А.Морозова, В.Алексеева "Вольный стрелок" "Рождественская песенка" А.Морозова, М.Грязева. 2 класс 2 полугодие
Музыкальные традиции в нашей жизни. Россия Святки (19 января). Земледельческий календарь. Игры зимой – подготовка к весенним полевым работам., смысл «передвижных праздников»- обойти все дворы, выявить и помочь больным. Это «медицинский »подтекст. Символика песен и игр. Щедрин – Петрик – р. н. п. "Баба-яга", "Свинья ходит по бору, "Дед Ермак".
Праздник "Святки" Н.Римский-Корсаков "Снегурочка"; содержание, песни и пляски птиц "Масленица" из оперы "Снегурочка" Подготовка к "Масленице". Символика песен и игр. Стравинский "Масленица" из балета "Петрушка" "А мы масленицу дожидаем", "Масленица - полизуха", "Идет матушка - весна", "Гори, гори ясно" – 2 варианта.
Распределение ролей, костюмы "Запрягу я воробья", "Никано-риха", "Прощай, Масленица".
О природе, о посте "Лучина" р.н.п. "Вечерний звон", "Среди доли-ны ровные", "Вот мчится тройка", "Эй, ухнем", "Вдоль по Питерской" - воспоминания о Масленице.
Легенды о Вербном воскресенье. Сон и пробуждение природы. П.Чайковский "Легенда".
Пасха – двойной праздник. Праздничные и пасхальные звоны колоколов и песнопения. "Воробей" р.н.п.
Язычество и христианство. Традиции и современность. А. Березовский концерт для 4х г. хора "Не отвержи меня во время старости" Чесноков "Херувимская песнь" Царь И. Грозный "Стихирь в честь сретенья №2" – 16 Бортнянский концерт для хора "Живые в помощи" "Повсюду благовест" А.Гречанинов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
I класс
В процессе усвоения темы «Средства содержательной выразительности музыкального языка» и сущности образно-интонационногостроя музыки, учащиеся должны знать в контексте:
специфику средств эмоционально-содержательной выразительности музыкального языка. Преобладают задания игрового типа (например, «угадайка»), составленные на основе изученных произведений: «Детский альбом» П.И.Чайковского, «Альбом для юношества» Р.Шумана, «Детская музыка» С. Прокофьева, «В пещере горного короля»Э.Грига и т. п.
Учащиеся должны уметь определять лад, размер, жанр произведения; уметь описывать характер (эмоционально-образное содержание) произведения, создавать словесный портрет музыкального персонажа (персонажей), нарисовать рисунок, изображающий эмоционально-образное содержание произведения, а так же принимать активное участие в исполнении песен - сценок. II класс
В процессе усвоения темы «Музыкальные традиции в нашей жизни» изучая период от мифов Древней Греции до праздников народов мира,
Учащиеся должны знать и уметь:
пересказывать легенды и мифы о зарождении искусства, создании музыкальных инструментов, определять на слух произведения по звучанию ряда отдельных фрагментов(«Волшебная флейта» В.Моцарта, «Вольный стрелок» К. Вебера, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова).
Учащимся необходимо:
знать, что такое
| уметь
| тембр
| определять тембры отдельных инструментов
| жанр, лад, размер
| определять в изучаемых произведениях
| музыкальная тема
| узнавать темы изученных произведений
| музыкальный образ
| изученными средствами музыкальной выразительности устно или письменно дать характеристику музыкального образа
| звукоизобразительность, звукоподражание
| определить в изучаемых произведениях
|
Формы и методы контроля, система оценок
Контроль по усвоению знаний проводится в виде контрольного урока в конце четверти, контрольных прослушиваний для всех классов, технического и академического экзаменов раз в полугодие, экзамена по грамотности раз в год, конкурс подбора по слуху раз в год, смотр пьес татарских композиторов раз в год. Контрольный урок проводиться в конце каждой четверти, как правило, это последний урок четверти. В конце года выставляется годовая оценка, учитывающая работу в классе, выступление на контрольных уроках, классных вечерах, концертах.
В процессе работы учитель осуществляет текущий и тематический контроль. Контроль можно проводить в виде опроса, письменных самостоятельных работ и рефератов, викторин, игровых заданий и др. В конце каждой четверти (октябрь, декабрь, март, май) проводятся контрольные уроки. В конце курса обучения проводится собеседование по вопросам, утвержденным преподавателями отделения. В каждый билет входит теоретический вопрос и практические задания.
Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради учеников. В тетради ученики записывают основные сведения, делают зарисовки, составляют схемы, заполняют таблицы. Проверка ведения тетрадей осуществляется 1 раз в четверть.
Промежуточная аттестация осуществляется в виде КОНТРОЛЬНЫХ ЗАЧЕТОВ,которые проводятся в конце полугодия (декабрь, май).
Итоговая аттестация осуществляется в виде ЭКЗАМЕНА в конце курса обучения (май).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Формы контроля уровня обученности.
• Викторины, УГАДАЙКИ
• Отчетные КОНЦЕРТЫ творческих (индивидуальных и коллективных) работ
• Тестирование
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основная форма работы с детьми – урок. Группы детей от 5 до 8 человек. Урок предполагает использование разнообразных форм проведения:
Прослушивание музыкального произведения и его осмысление:
А) в младших классах – разучивание песен с движениями, песен с оркестром К.Орфа, рисунки к песням и прослушанным произведениям, составление рассказов по этим произведениям; уроки-концерты для родителей; уроки – праздники (обряды); контрольные уроки; викторины, кроссворды.
Б) в старших классах – прослушивание произведений с нотами в руках, последующий анализ этих произведений (коллективный и индивидуальный) в устной и письменной форме; урок – лекции педагога, урок – беседа педагога с детьми, урок – концерт из произведений изучаемых композиторов, урок – читательская конференция.
Текущие формы проверки - письменный контрольный урок – «угадайка» по музыкальным примерам, устный контрольный урок, работа с тестами по рабочей тетради, викторины, кроссворды, олимпиады, итоговые формы проверки – экзамены письменные и устные в конце года.
. Педагог рекомендует просмотр по телевидению и по интернету передач по музыки и культуре.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся (при курировании педагогом) в индивидуальной и коллективной формах.
К дидактическим материалам относятся:
1. Приложение к программе – календарно-тематическое (поурочное) планирование
2. Учебные пособия и рабочие тетради(см.список литературы)
3. Фонохрестоматия по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и школ искусств ГП «Фирма Мелодия» ЗАО «Твик-Лирек».1999г. 1-4 годы обучения
4. Антология русской и западноевропейской музыки 12-20 веков комплект из 50 аудиодисков А.и Ю.Зверевы Москва 1997
5. Видеофильмы изучаемых опер
6. Проигрывающая аппаратура для кассет, пластинок и аудио дисков
7. Телевизор с DVDплеером
8. Тематические таблицы
9. Портреты композиторов
10. Библиотека с учебной и художественной литературой по музыке
11. Фортепиано или синтезатор
Условия реализации программы.
1. Организационно-методические:
Связь с методическими центрами района и города для успешной координации работы;
Постоянная связь с другими учреждениями данного профиля обмена методическими находками, проведения творческих встреч, фестивалей, олимпиад;
Непосредственная связь с музыкальными колледжами: консультации, курсы повышения квалификации, участие детей в олимпиадах.
3. Материально-технические:
просторные, хорошо освещённые и проветриваемые помещения;
удобные парты и стулья;
4. Организационно-педагогические средства:
Образовательные программы;
Методические разработки и рекомендации;
5.Работа с родителями:
организация открытых уроков и уроков-концертов для родителей, совместное проведение праздников и народных обрядов, совместное посещение концертов, музеев, лекций, театров;
педагогическое просвещение: родительские собрания, индивидуальные беседы, пропаганда научно-популярной и педагогической литературы
Список литература для педагогов:
Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. Учебник для ДМШ: четвёртый год обучения. М.: Музыка, 2004
Аверьянова О.И. Русская музыка второй половины ХХ века : Р. Щедрин, Э.Денисов, А.Шнитке. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004
Аверьянова О.И. Русская музыка до середины XIX века. М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003
Белоусова С.С. Романтизм. Ф.Шуберт. Р.Шуман. Ф.Шопен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003
Белоусова С.С. Русская музыка второй половины XIX века. А.П.Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ.М.:Росмэн-пресс,2003
Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для ДМШ: второй год обучения. М.: Музыка, 2004
Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004
Енукидзе Н.И. Русская музыка конца XIX – начала ХХ века: П.Чайковский, А.Скрябин, С.Рахманинов. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2004
Ильичева А.В., Иофис Б.Р. Европейская музыка ХХ века. Группа «Шести», Новая венская школа. Б.Барток. П.Хиндемит. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004
Иофис Б. Р. Музыкальная литература. Примерная программа и методические рекомендации для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ Москва, 2004
Калинина Г.Ф. Рабочие тетради (тесты)по музыкальной литературе 1-4 годы обучения. М.:2007
Кирнарская Д.К. Классицизм. Й. Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ.М.: Росмэн,2002
Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Учебник для ДМШ: третий год обучения. М.: Музыка,2004
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта Санкт-Петербург «Диамант» «Золотой век» 1997
Лагутин А., Владимиров В. Музыкальная литература. Учебник для 4 кл. ДМШ и ДШИ: первый год обучения. М.: Престо, 2004
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ: первый год обучения. М.: Музыка, 2006
Островская Я., Фролова Л., Цесс Н. «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе» 1 года обучения ; учебное пособие для ДМШ «Композитор. Санкт-Петербург» 2008
Островская Я.,Фролова Л. «Музыкальная литература в определениях и нотных примерах» учебное пособие для детей музыкальной школы 1 года обучения «Композитор. Санкт-Петербург» 2008
Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для 5 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2005
Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Учебник для 6-7 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2004
Сорокотягин Д. «Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения». Ростов-на-Дону «Феникс» 2009
Тихонова А.И. Возрождение и барокко. К.Монтеверди, Г.Пёрселл, Ф.Куперен, А.Вивальди, И.-С. Бах, Г.-Ф.Гендель. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2003
Царёва Н.А. «Уроки госпожи мелодии» «Престо» М.,2007 с аудиодисками 1кл, 2кл,3кл.
Царёва Н.А. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, Методические рекомендации. Поурочный план. М.: ПРЕСС-СОЛО, 1998
Рекомендуемая литература для учащихся:
Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. Учебник для ДМШ: четвёртый год обучения. М.: Музыка, 2004
Аверьянова О.И. Русская музыка второй половины ХХ века : Р. Щедрин, Э.Денисов, А.Шнитке. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004
Аверьянова О.И. Русская музыка до середины XIX века. М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003
Белоусова С.С. Романтизм. Ф.Шуберт. Р.Шуман. Ф.Шопен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003
Белоусова С.С. Русская музыка второй половины XIX века. А.П.Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ.М.:Росмэн-пресс,2003
Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для ДМШ: второй год обучения. М.: Музыка, 2004
Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004
Енукидзе Н.И. Русская музыка конца XIX – начала ХХ века: П.Чайковский, А.Скрябин, С.Рахманинов. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2004
Ильичева А.В., Иосиф Б.Р. Европейская музыка ХХ века. Группа «Шести», Новая венская школа. Б.Барток. П.Хиндемит. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004
Калинина Г.Ф. Рабочие тетради (тесты) по музыкальной литературе 1-4 годы обучения. М.:2007
Кирнарская Д.К. Классицизм. Й. Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ.М.: Росмэн,2002
Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Учебник для ДМШ: третий год обучения. М.: Музыка,2004
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта Санкт-Петербург «Диамант» «Золотой век» 1997
Лагутин А., Владимиров В. Музыкальная литература. Учебник для 4 кл. ДМШ и ДШИ: первый год обучения. М.: Престо, 2004
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ: первый год обучения. М.: Музыка, 2006
Островская Я., Фролова Л., Цесс Н. «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе» 1 года обучения ; учебное пособие для ДМШ «Композитор. Санкт-Петербург» 2008
Островская Я.,Фролова Л. «Музыкальная литература в определениях и нотных примерах» учебное пособие для детей музыкальной школы 1 года обучения «Композитор. Санкт-Петербург» 2008
Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для 5 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2005
Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Учебник для 6-7 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2004
Сорокотягин Д. «Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения». Ростов-на-Дону «Феникс» 2009
Царёва Н.А. «Уроки госпожи мелодии» «Престо» М.,2007 с аудиодисками 1кл, 2кл,3кл. |