Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны»





Скачать 362.56 Kb.
НазваниеЛитература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны»
страница1/3
Дата публикации02.08.2015
Размер362.56 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3
Аннотация к рабочей программе по литературе

  1. Литература. 5 класс

  2. 105 часов

  3. Павлович И.В., Зорина И.Е.

  4. Определяются следующие цели образования школьников по литературе в 5 классе:

  1. Иметь представление о литературе как словесном виде искусства, о литературных родах и жанрах.

  2. Знать сведения по теории литературы; базовые теоретико-литературные понятия курса (жанр произведения); связь изученного произведения со временем его написания;

  3. Уметь воспринимать и характеризовать текст как художественное целое, с учетом его специфики; вести диалог с автором произведения, видеть в тексте авторские вопросы, задавать свои вопросы автору по ходу чтения; давать интерпретацию прочитанного на основе личностного отношения; выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть); владеть всеми видами пересказов; грамотно строить высказывания различных форм.

  1. Структура курса

Литература как искусство слова.

Теория литературы. Литература как вид искусства.

Часть 1. От чего захватывает дух.

Н.С.Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны».

Раздел 1. Жизнь по законам чести.

Ж.Верн. «Дети капитана Гранта» (главы).

А.Дюма. «Три мушкетера» (главы).

Н.Г.Долинина. «Честь и достоинство».

Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе. Эссе как жанр литературы. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя.

Раздел 2. Шифры и клады.

Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ» (главы).

Э.По. «Золотой жук» (в сокрашении).

А.Н.Рыбаков. «Кортик» (главы).

Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция.

Раздел 3. Экстремальные ситуации.

Д.Лондон. «Любовь к жизни» (в сокращении).

Б.С.Житков. «Механик Салерно».

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми.

В.П.Катаев. «Белеет парус одинокий» (главы).

М.Ю.Лермонтов. «Парус».

М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик.

Раздел 5. Правда истории и вымысел.

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

В.А.Каверин. «Два капитана» (главы).

Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский вымысел. Монолог и диалог.

Раздел 6. Романтика неизведанного.

А.Блок. «Ты помнишь, в аншей бухте сонной…».

Н.Гумилев. «Жираф».

В.Маяковский. «А вы могли бы?».

М.Светлов. «Я в жизни ни разу не был в таверне…».

Д.Самойлов. «Сказка».

В.Берестов. «Почему-то в детстве…».

Часть 2. Что можно увидеть с закрытыми глазами.

Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас.

А.Конан Дойл. «Затерянный мир».

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика.

А.Беляев. «Голова профессора Доуэля» (главы).

Н.В.Гоголь. «Портрет».

Р.Брэдбери. «И грянул гром».

Теория литературы. Отличительные особенности фантастической литературы. Художественная деталь.

Раздел 3. Сказка и фантастика.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила».

Часть 3. В лабиринте событий.

Э.По. «Убийство на улице Морг» (в сокращении).

А.Конан Дойл. «Горбун»

Теория литературы. Понятие о детективе.

Часть 4. Я и другие.

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» (в сокращении).

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».

Л.А.Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» (главы).

Г.Белых, Л.Пантелеев. «Республика Шкид» (главы).

В.Распутин. «Мама куда-то ушла».

Д.Самойлов. «Из детства».

Теория литературы. Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка…). Сказка и быль. Стихи и проза.

Часть 5. Мы не можем без них или они без нас?

А.П.Чехов. «Каштанка»

А.И. Куприн. «Ю-ю» (в сокращении0.

Э.Сетон-Томпсон. «Чинк».

Дж.Даррелл. «Гончие Бафута» (отрывок).

К.Чапек. «С точки зрения кошки».

Стихи о животных.

Теория литературы. Писатель-анималист. Язык художественного произведения. Стихотворная интонация, стихотворный размер.

Всего 105 ч.

Литература

6 класс

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 2 часа в неделю

Составитель Бузулукская Наталия Борисовна

Рабочая программа имеет целью воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления и способствует решению следующих задач изучения литературы на ступени основного общего образования:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Содержание учебного предмета

Тема 1: «Введение»

Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведений, изученных в 5 классе. Литературные роды и жанры.

Тема 2: «Пролетая над снами…»

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини. Своеобразие сюжета. Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Сны героев. Баллада И.-В. Гёте «Лесной царь». Баллады западноевропейских поэтов в переводе Жуковского. История жанра баллады. Жанровые признаки. Своеобразие балладного сюжета. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе. Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. А.С.Пушкин. «Утопленник», «Бесы». А.П.Чехов. «Страшная ночь». А.С.Пушкин. «Песни западных славян». Новелла П.Мериме «Венера Илльская». История жанра новеллы. Жанровые признаки. Морис Метерлинк. «Синяя птица». Драматические жанры. Драма как литературный род.

Тема 3: «Сказки для взрослых»

Вильгельм Гауф. «Маленький Мук». Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Н.Д.Телешов «Белая цапля». Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Литературный герой. Портрет. Г.-Х.Андерсен. «Русалочка». Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. А.Н.Толстой «Русалка». М.Ю.Лермонтов «Русалка». В.В.Вересаев. «Состязание». Литературная сказка.

Тема 4: «То времена, то деяния…»

Литература и фольклор. Былина как жанр УНТ. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Эпос разных народов. Эпос как род литературы. Героический эпос. Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Мифы Древней Греции. Гомер. Поэма «Одиссея». Мифологическая основа античной литературы. Приключения Одиссея и его спутников. Жажда странствий, познания нового. Испытания, через которые проходят герои эпоса. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея».

Тема 5: «Открывая мир вокруг»

И.С.Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести. И.С.Тургенев. «Бирюк». Л.Н.Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Стихотворения о войне: М.Ю.Лермонтов «Сон». С.Гудзенко «Перед атакой». Б.Окуджава «До свидания, мальчики…». К.Симонов «Жди меня». М.Петровых «Апрель 1942 года». Б.Слуцкий «Лошади в океане». Ритм, рифма. Размер. Строфа. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. А.Грин. «Четырнадцать футов». О.Генри «Последний лист». Сюжет и композиция. А.С.Пушкин «Выстрел». А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Нравственная проблематика произведения. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа.

Тема 6: «Смеясь сквозь слёзы…»

Жанр басни, история его развития. И.А.Крылов. Басни. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова. М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сатирических литературных сказок. А.П.Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль художественной детали. Смысл названия. Юмористический рассказ. Роберт Бёрнс. Эпиграммы и эпитафии. И.Ильф, Е.Петров. «Любители футбола». Джером К.Джером. «Трое в лодке, не считая собаки».

Аннотация к рабочей программе по литературе для 8 класса

  1. Программа по литературе. 8 класс

  2. 105 часов

  3. Павлович И.В.

  4. Определяются следующие цели образования школьников по литературе в 8 классе:

  1. Иметь представление о литературных направлениях/методах/течениях: классицизме, сентиментализме, романтизме;

  2. Знать сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе.

  3. Уметь размышлять о человеке, о его месте в мире, о его непохожести на других людей; уметь отстаивать свою точку зрения, а также понять иную жизненную позицию; участвовать в диспутах на уроках, подразумевающих использование данной образовательной технологии; уметь размышлять, чувствовать, постигать внутреннее, глубинное родство разных видов искусства; уметь соотносить изученное произведение со временем его написания и с литературными направлениями.




  1. Структура курса




  1. Введение (1 ч).

Главный предмет познания в литературе. Человек как основной объект изображения в литературе. Художественный образ и образность в литературе. Образное отражение жизни в искусстве. Связь художественного образа с развитием литературного процесса.
I. Человек толпы – человек в толпе (15 ч).

Реалистический взгляд художника на мир. Общество и личность, социальные отношения как объект искусства. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя.

Для текстуального изучения.

Н.В. Гоголь «Шинель» (в сокращении). Протест против социального неравенства и несправедливости. Типический характер Башмачкина.
«Ревизор». Система образов в комедии. Мастерство сатирического изображения действительности.
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Образ Журдена. Жизненная позиция героя. Авторские приемы создания образа.

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Проблема нравственного сознания личности. Разрушительная сила воинствующего невежества

Теория литературы.

Тип литературного героя, типический характер, художественный образ, «маленький человек» в литературе. Юмор, ирония, сатира, сарказм, как средства выражения авторской позиции и как способ создания характера героя. Комедия как драматургический жанр.
II. Человек размышляющий... (10 ч).

Вечный поиск смысла жизни литературными героями. Идеал и действительность в литературе. Для текстуального изучения.

В. Шекспир «Гамлет». Мыслящие герои. Мечты и их крушение.
Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни.
А.П. Чехов «Крыжовник». Ответственность героя за выбор жизненной философии.
Для обзорного изучения.

Т.Н. Толстая «Река Оккервиль». Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью.
Теория литературы. Трагедия как драматургический жанр. Драматургический конфликт. Рассказ как эпический жанр.

III. Человек чувствующий... (10 ч).

Мир чувств литературного героя. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.
Для текстуального изучения.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Изображение чувств героев в повести. Глубокое проникновение в человеческую душу.

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе» как лирическая исповедь автора. «Русский язык». Любовь к родине, способ ее выражения в стихотворении.
Стихи о родине: Ф. Тютчев «Умом Россию не понять...», А. Блок «Россия», Е. Евтушенко «Идут белые снеги», А. Галич «Когда я вернусь...». Тема Отчизны в лирике. Родина в системе ценностей героев.

Для обзорного изучения.

Ф. Саган «Здравствуй, грусть» (главы). Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Необходимость бережного отношения к чувствам других.
С.Д. Довлатов «Наши» (в сокращении). Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героя. Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны.
Теория литературы. Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев. Стихотворение в прозе как жанр.

IV. Человек действующий... (26 ч).

Идеалы свободы и справедливости в литературе. Герои-борцы. Героический характер. Субъективное и объективное начала в изображении героев. Подвиг как нравственная категория.
Для текстуального изучения.

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Герои-личности в «Песне...». Калашников и Кирибеевич. Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость. Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей.

«Мцыри». Романтический герой поэмы. Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (в сокращении). Вольный мир Запорож-ской Сечи в изображении Гоголя. Остап и Андрей. Прием контраста в изображении героев. Героический характер Тараса Бульбы.
Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос», «Русские женщины» (в сокращении). Самоотверженность героинь поэм. Поступок героя как способ создания характера.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Герой пассивный и герой действующий: Костылин и Жилин. Современное прочтение рассказа.

Для обзорного изучения.

М. Сервантес «Дон Кихот» (главы). Дон Кихот – борец с несправедливостью или пародия на рыцаря

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин». Национальный русский характер, героическое начало в думе.
Б. Васильев «Завтра была война» (главы). Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Жажда личного подвига.

Дж. Олдридж «Последний дюйм» (в сокращении). Преодоление героем собственного страха и бессилия.

Теория литературы.

Героический характер в литературе. Прием контраста как способ создания характера. Способы создания характера литературного героя (обобщение). Соединение субъективного и объективного как основа создания художественного образа.
V. Большой «маленький человек» (5 ч).

Человек как главная ценность в мире и в литературе. Гуманистический характер художественной литературы.

Для текстуального изучения.

М. Горький «Симплонский туннель» (из «Сказок об Италии»). Великая сила маленького человека.
Э. Хемингуэй «Старик и море» (в сокращении). Философский смысл повести. Сила характера старика.

Для обзорного изучения.

В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева». Бой героя за свое человеческое Я.
Теория литературы. Развитие жанра сказки в литературе. Многообразие типов литературных героев. Герой – характер – образ (соотношение понятий).
Обобщение (1 ч).

Развитие речи.

Изложение на основе литературно-художественных текстов.
Дневник читателя. Выписки из книги.

Сочинение–характеристика образа героя. Сочинение–обобщающая характеристика группы героев.

Сочинение стихотворения в прозе. Сочинение–монолог литературного героя. Сочинение дискуссионного характера. Сопоставление различных редакций, переводов одного и того же произведения.

Чтение и изучение произведений – 87 ч.

Развитие речи – 18 ч.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» iconНазвание раздела, темы
«От чего захватывает дух». Введение в книгу. Н. С. Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны»
Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» iconТематическое планирование курса литературы в V x класс
Цели и задачи предмета "Литература". Литература как искусство слова. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное...
Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» iconТематическое планирование курса литературы в 8 классе
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства
Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет
Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература как вид искусства. Литературоведение как наука. Закономерности литературного процесса. Литературные роды, виды и жанры....
Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства
Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» iconПояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение...
Как и в средних классах, литература в 10 и 11 классах изучается как вид искусства, а элементы истории и теории литературы в основном...
Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» iconПояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение...
Как и в средних классах, литература в 10 и 11 классах изучается как вид искусства, а элементы истории и теории литературы в основном...
Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» iconЛитература Класс 7
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития
Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» iconТема Количество часов
Введение. Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека
Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» iconТематическое планирование по литературе 7 9 класс
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства
Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» iconУрок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других...
Анализ основных открытий Н. И. Лобачевского и Н. Коперника в сравнении с существующими теориями Евклида и Птолемея
Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» iconКалендарно-тематическое планирование по литературе 5 класс
Литература как искусство слова. Взаимоотношения литературы и других видов искусств. Фигуры речи
Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как вид искусства. Часть От чего захватывает дух. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» iconТематическое планирование Литература 9 класс № п\п Тема Основные...
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск