Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…»





Скачать 495.88 Kb.
НазваниеЛитература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…»
страница1/3
Дата публикации12.08.2015
Размер495.88 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа р.п.Межевой
«Рассмотрено» «Утверждено»

Руководитель ШМО Директор МКОУ СОШ р. п. Межевой

_______ / _________ __________/ Е.В.Новикова

Протокол № ___ приказ № _______

от «__» ________2012 от «___»__________ 2012

Рабочая программа учителя

первой категории

Сафиной Веры Юрьевны

по литературе (базовый уровень)

5 А класс

2014-2015 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ
Рабочая программа по литературе. 5а класс

1. Оглавление___________________________________________________________

2. Аннотация___________________________________________________________

3. УМК________________________________________________________________

4. Пояснительная записка________________________________________________

5. Тематическое планирование____________________________________________

6. Календарно- тематическое планирование_________________________________

7. НРК в 5 классе ________________________________________________________

8. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса_____

9. Характеристика КИМов по литературе для 5 класса


АННОТАЦИЯ
Данная рабочая программа составлена по учебнику "Литература. 5 класс" автор В.Я.Коровина и др. М.Просвещение,2010 г. и рассчитана на 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа включает: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; тематическое распределение учебных часов; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, и требования к уровню подготовки оканчивающих 5 класс, НРК по предмету, характеристику КИМов.

Учебно-методический комплекс

Класс

Учебный комплекс для учащихся

Методические пособия для учителя

5

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. Учебник-хрестоматия. Ч. I.II. 5 класс. М.: Просвещение, 2010

  2. Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на CD-R/Сост. В.Я.Коровина,В.П.Журавлев, В.И.Коровин – М.: Просвещение, 2008

  3. «Вокруг тебя – Мир…». Книга для ученика. 5 класс – М.: Международный комитет красного креста, 2001

  1. Программы общеобразовательный учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2009

  2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим. 5 класс. М, Просвещение, 2011.

3.Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе 5 класс к учебнику В.Я.Коровиной «Литература 5 класс». – М.: Экзамен, 2008

4.Золотарева .В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: ВАКО, 2009

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе в 5 классе составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон РФ «Об образовании» от 10.07. 1992 г. №3266-1 (с изменениями, внесенными ФЗ от 08.11.2010 г. №293-ФЗ и вступающим в силу 01.01.2011 г.)

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089)

  • «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ» СанПин 2.4.2.2821-10 от 03.03.2011 г.

  • Приказ МОиН Челябинской области №04-997 от 16.06 2012 г. «О формировании учебных планов ОУ Челябинской области на 2012-2013 учебный год»

  • Информационно-методическое письмо МОиН Челябинской области №24/5135 от 10.07.12 «Об особенностях преподавания учебных предметов в ОУ Челябинской области в 2012-2013 учебном году»

  • Приложение 2 к письму МОиН Челябинской области от 10.07.2012 № 24/5135 «О преподавании учебного предмета «Литература» в 2012-2013 учебном году»

  • Учебный план МКОУ СОШ р.п.Межевой на 2012-2013 учебный год

  • Годовой календарный учебный график МОУ СОШ р.п.Межевой на 2012-2013 учебный год

  • Положение о разработке и утверждении учебных программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МКОУ СОШ р.п.Межевой

Программно-методический комплекс по литературе для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной соответствует требованиям государственного стандарта общего образования УК (авторы-составители В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский) рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников. УМК, в целом, позволяет реализовать цели литературного образования, сформировать ведущие компетенции литературного образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. УК строится на концентрической основе.

В рабочей программе определены ведущие направления литературного образования в 5 классе:

освоение «школы чтения»: чтение, обсуждение и истолкование произведений. На этом этапе формируется личный читательский опыт и навыки анализа прозаических и лирических произведения.

Главной целью образования является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение литературе в данном УМК предусматривает возможность выбора современных подходов изучения литературы: деятельностный, коммуникативный и личностно-ориентированный, которые на первый план выдвигают уроки сотворчества. Ученик с помощью учителя идет к целостному осмыслению литературного явления. В тоже время программа соответствует реализации поисково-исследовательского метода анализа художественного произведения, стимулирующего познавательную и творческую активность учащихся.

Методические возможности УК позволяют строить урок с учетом выбранных целей и индивидуальных особенностей учащихся, их учебной мотивации. Так, например, рубрики «Вопросы и задания», «Литературные места России» обеспечивают возможность систематизации и обобщения знаний по изучаемым разделам, а рубрики «В творческой лаборатории писателя», «Развивает дар слова», «Обогащайте свою речь» - активизация речемыслительной и творческой деятельности. Задания повышенной трудности ориентированы на школьников, мотивированных на участие в олимпиадах. Знакомясь с вопросами, ученик вступает в диалог с авторами учебника и может выбирать задания по интересам: готовить устное сообщение, учить наизусть, исследовать фрагмент текста или писать сочинение.

Учебная хрестоматия включают два блока: художественные тексты, несущие эстетическую информацию, и учебные, выполняющие дидактическую функцию. Дидактический материал излагается сжато и содержательно, биографии писателей, поэтов сопровождаются портретами, фотографиями, иллюстрациями произведений. Учебник завершаются кратким словарем литературоведческих терминов и словарем имен, необходимыми в процессе самостоятельной работы над вопросами и заданиями. УК дополнен пособием «Думаем, читаем, спорим» для учащихся 5 класса. Важный акцент в программе под редакцией В.Я.Коровиной сделан на уроки внеклассного чтения, которые направлены на формирование у школьников читательской культуры и эрудиции. Внеурочное чтение призвано максимально заинтересовать ученика, вызвать желание продолжить чтение произведений изучаемого писателя самостоятельно. Обсуждение понравившихся книг – необходимый этап литературного образования. Уроки внеклассного чтения привлекательны тем, что имеют свои особенности: свободное высказывание по самостоятельно прочитанному произведению. Формы и виды деятельность определяет учитель, но обязательно с учетом интересов школьников. В процессе подготовки к урокам внеклассного чтения учитель выбирает актуальную тему и произведение, организовывает чтение к нужному сроку, выстраивает ряд вопросов для обсуждения. Во всех классах уроки внеклассного чтения проводятся как в рамках программы, так и во внеурочное время, например, на читательских конференциях.

УМК под редакцией В.Я.Коровиной не нарушает преемственности, имеет завершенную линию и соответствует целям и задачам обновленного содержания литературного образования в условиях перехода на новый образовательный стандарт.

Рабочая программа реализует следующие цели и задачи, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта и программой основного общего образования по литературе.

Цели и задачи, связанные с развитием интеллектуальной деятельности:

  • Поддерживать познавательный интерес к предметы;

  • Развивать творческую инициативность учащихся;

  • Сформировать читательские, литературоведческие и коммуникативно-речевые компетенции;

С формированием мировоззренческой позиции:

  • Направлять учебную деятельность школьников на формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, устойчивого интереса к книге как феномену национальной культуры;

  • Способствовать овладению нормами нравственности, регулирующими поведение в обществе;

  • Ориентировать школьников на целенаправленное самосовершенствование в культурном, интеллектуальном и нравственном плане;

С процессом учебной деятельности:

  • Организовать процесс обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;

  • Совершенствовать базовые умения и навыки по предмету;

  • Применять в практике речевого общения (устного и письменного) полученные знания;

С формированием организационной деятельности:

Сформировать у школьников умения:

  • Определять цели и задачи собственной деятельности;

  • Планировать свою деятельность;

  • Осуществлять самоконтроль и самооценку;

    1. Обоснование тематики регионального компонента литературного образования:

Региональный компонент программы соотносится с федеральным и составляет 10% содержания литературного образования:

5 класс- 7 часов;

Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки челябинской области преследующих цели:

  • Приобщить учащихся к основам норм международного гуманитарного права (5-8 классы);

  • Сформировать представления о литературе Южного Урала как о социокультурном феномене (9 классы);

В 5-8 классах за основу реализации регионального компонента взят курс, подготовленный Международным комитетом Красного Креста «Вокруг тебя – Мир…» (авторы: В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголева и др.);

УК «Вокруг тебя – Мир…», рассматривая общечеловеческие проблемы (добра и зла, нравственного выбора сохранения мира и культурных ценностей) на образах мировой классики, позволяет расширить представления учащихся о правах человека, о справедливом (несправедливом) устройстве мира, о жестокостях войны, о принципах гуманизма.

Учебно-тематический план

5 класс

Распределение часов


Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

НРК

Внеклассное чтение

Творческие и контрольные работы

70

2

7

6

10



№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Основное содержание темы

1.

Введение

1

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги. Учебник литературы и работа с ним.

2.

Устное народное творчество

9

Фольклор – коллективное УНТ. Сказки как вид народной прозы. Виды, характе, сказители собиратели сказок. Народная мораль в характере и поступках героев сказки «Царевна-лягушка». Волшебная богатырская сказка героического содержания «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

3.

Из древнерусской литературы

1

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на земле. Теория литературы. Летопись (начальные представления).

4.

Из русской литературы XVIII века

3

Краткий рассказ о жизни М.В.Ломоносова. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случилось вместе два астронома в пиру…»- научные истины в поэтической форме. Юмор стих-я. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).


5.

Из русской литературы XIX века

32

Жанр басни. Истоки басенного жанра. Краткий рассказ о баснописце Крылове. Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и др. в баснях «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне».

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке

Краткий рассказ о поэте В.А.Жуковском. Сходные и различные черты сказки Жуковского «Спящая царевна» и народной сказки. Благородство и жестокость в балладе«Кубок».

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Краткий рассказ о жизни А.С.Пушкина. Анализ стих-я «Няне», пролога к поэме «Руслан и Людмила». «Сказка о мертвой царевне» - истоки, сравнение с народными сказками, народная мораль, нравственность, герои, поэтичность, музыкальность.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте

«Бородино» —Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети».. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...»,«Есть в осени первоначальной.»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.


6.

Из русской литературы XX века

18

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...», А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о В.О.войне

И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

7.

Из зарубежной литературы

6

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


Содержание тем учебного курса

70 учебных часов, 35 недель, 2 урока в неделю
5 класс

Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные- помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-Яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Из русской литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из русской литературы XIX века

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности) «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» -её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения, Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...»,«Есть в осени первоначальной.»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя, «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...», А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


Учебно-тематический план

5 класс

Распределение часов


Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

НРК

Внеклассное чтение

Творческие и контрольные работы

70

2

7

6

10


Разделы программы

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

9

3.

Из древнерусской литературы

1

4.

Из русской литературы XVIII века

3

5.

Из русской литературы XIX века

32

6.

Из русской литературы XX века

18

7.

Из зарубежной литературы

6
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…» iconОтветы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения
В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под редакцией В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2008....
Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…» iconРабочая программа по литературе для 5 класса пояснительная записка
В 2-х частях / Авт сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, М: Просвещение, 2012.; а т ж. Умк вокруг тебя – Мир… Книга...
Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…» iconКоровина В. Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература 5 класс» [Электронный...
Сборник нормативных документов. Литература (Федеральный базисныйучебный план)/ сост. Э. Д. Днепров, А,Г. Аркадьев. 2-е изд., стереотип....
Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» (М.: Просвещение, Москва, 2009)
Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…» iconРабочая программа Предмет: литература
Учебник: Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 4 ч. / авт сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв,...
Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…» iconРабочая программа по литературе 10 класс Количество часов
В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина к учебнику-хрестоматии по литературе; авторы В. Я....
Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…» iconРабочая программа по предмету “Литература
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…» iconРабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе федерального...
Москва: Просвещение, 2011 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. К данному варианту программы прилагается методическое...
Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…» iconОтветственность Цель урока
«Литература. 5 класс» В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, изд. «Просвещение» 2010г
Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…» iconТема урока Кол
«Литература. 5 класс» В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, изд. «Просвещение» 2010г
Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…» iconУрок с использованием икт
«Литература. 5 класс» В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, изд. «Просвещение» 2010г
Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…» iconТема: Путешествие в страну танцев
«Литература. 5 класс» В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, изд. «Просвещение» 2010г
Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…» iconКонспект урока по баскетболу в 8 классе
«Литература. 5 класс» В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, изд. «Просвещение» 2010г
Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…» iconРабочая программа по литературе 10 класс
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина;...
Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…» iconКонспект открытого занятия в творческой группе
«Литература. 5 класс» В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, изд. «Просвещение» 2010г
Литература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост. В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008 «Вокруг тебя Мир…» iconРабочая программа по учебному курсу «Литература» 5 класс Базовый уровень (102 часа)
В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2012 год; с авторской программой В. Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2012 и учебника для учащихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск