В помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы





Скачать 74.86 Kb.
НазваниеВ помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы
Дата публикации25.08.2013
Размер74.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
В помощь юному исследователю
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАПИСАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ: В этом разделе, обычно не превышающем 1 страницы, описывают степень изученности проблемы другими авторами, ее актуальность, цели и задачи. Во введении желательно обосновать выбор объекта исследования.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ: Этот раздел пишут так, чтобы читатель, при необходимости мог повторить данную работу, а так же был в состоянии судить, насколько велик и репрезентативен собранный материал, каковы возможные источники ошибок при сборе материала, обработке и интерпретации данных. В связи с этим в разделе указывают: когда, где и при каких условиях был собран данный материал, описывают способы получения и фиксации данных, способы обработки собранного материала. Если исследования проводили по стандартной методике, то лишь указывают ее название и дают ссылку на источник, в котором она подробно описана. Модифицированные и оригинальные методики описывают подробно, обосновывая необходимость применения именно этих способов получения информации. Здесь же перечисляют приборы и инструменты, которыми пользовались, указывают точность измерений и объем собранного материала.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЙ: В зависимости от целей и задач работы этот раздел может сильно варьировать по объему. Обычно здесь дают краткую физико-географическую характеристику местности, в которой проходили исследования и описание растительности. Здесь же можно привести и подробные описания полигонов, площадок, учетных линий, маршрутов и т.п., но обычно их располагают в следующем разделе.

РЕЗУЛЬТАТЫ: Это основной раздел, в нем подробно излагают результаты исследования. Основное за чем необходимо следить при описании результатов – это однозначность их понимания при прочтении. Приводить в тексте нужно только те данные, которые далее будут затронуты в обсуждении. (Последнее не относится к отчету, где обсуждение, как таковое, нередко отсутствует.) При написании этого раздела следите за логикой изложения, двигаясь от простого к сложному, группируя однородный материал в логические «блоки». При необходимости полезно выделить подразделы.

При написании раздела «Результаты» применяют иллюстративный материал (таблицы, графики, рисунки, схемы и т.п.), но его используют не для украшения работы, а исключительно как способ более тонкой, логичной и компактной подачи материала. Помните – громоздкие «результаты» свидетельствуют о недостаточно качественно проведенной обработке.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ: Этот раздел включает в себя решение вопросов, которые поставлены в разделе «введение», сопоставление материалов изложенных в подразделах «результатов» между собой, а также с ранее опубликованными данными других авторов. В итоге выявляют общие закономерности, причинно-следственные связи, зависимости. Если позволяют силы, то здесь же полезно оценить место полученных результатов в системе научного знания, т.е. согласуются или противоречат найденные закономерности имеющимся по вопросу исследований теориям, гипотезам.

ВЫВОДЫ – четко сформулированные, обычно пронумерованные итоги «обсуждения». Стандартная ошибка – приведение в разделе «выводы» конспективного изложения «результатов». Если четких выводов сделать не удалось, а это случается весьма часто, особенно при непродолжительных исследованиях, то пишут «общие закономерности» или «резюме», где итоги работы излагают в более пространной форме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Здесь пишут о дальнейших перспективах работы и приносят благодарности, тем, кто помогал авторам в работе.

Вполне допустимо «выводы» («резюме», «общие закономерности») и «заключение» при необходимости объединить в один раздел.

ЛИТЕРАТУРА: Здесь в алфавитном порядке, по фамилии первых авторов, указывают полные библиографические данные тех источников, которые были процитированы в тексте. Если есть ссылки на несколько статей одного автора, то в списке литературы их располагают в хронологическом порядке, причем, сначала упоминают работы, написанные одним автором, а затем в соавторстве с другими исследователями. Статьи на иностранных языках располагают в списке цитированной литературы после отечественных, также выстраивая их в алфавитном порядке (алфавит латинский).
ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
На титульном листе работы должна быть представлена следующая информация: название работы, инициалы и фамилия автора (авторов) и руководителя, на базе какой организации выполнена работа, год написания.

Если работа выполнена коллективом авторов, то их фамилии упоминают обычно в таком порядке: первой пишут фамилию автора писавшего данную работу, соавторов упоминают в алфавитном порядке или, что бывает реже, с учетом степени участия каждого.

Названия видов животных, растений, микроорганизмов в тексте приводят на русском языке и лишь при первом упоминании, в скобках дают латинское название и указывают автора, впервые описавшего этот вид (обычно курсивом).

Ссылки в тексте на другие источники делают разными способами. Например: «Как известно, у Байкала проходит восточная граница ареала сибирского крота (Огнев, 1928; Фетисов и др., 1937; Строганов, 1957; и др.)» или «Н.В.Дылис с соавторами (1965) выделяют несколько формаций, расположенных в следующем порядке…». В конце работы должен быть приведен список процитированной литературы с полными библиографическими данными источников (см. выше).

Иногда работы в списке процитированной литературы нумеруют и в тексте, в скобках вместо указания фамилии автора и года издания, указывают номер по списку литературы. Например: «…восточная граница ареала дальневосточного лесного кота (5; 12; 14;)». Такой способ цитирования менее удобен, и в последнее время он встречается все реже и реже.

Иллюстрации - наглядное отображение материала. Это таблицы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии, схемы, карты и т.п. каждая иллюстрация должна иметь название, точно отражающее ту информацию, которую она несет. Название должно быть тщательно продумано и, по возможности, лаконично.

Все иллюстрации нумеруются. Отдельная нумерация для таблиц и отдельная для рисунков. Рисунком считают все иллюстрации, не относящиеся к таблицам. Иногда отдельную нумерацию вводят для фотографий. В тексте иллюстрации располагают (и нумеруют) по мере их упоминания. Например: «Численность лесных мышей в биотопе №1 заметно выше (табл.3)», «Серая полевка – фоновый вид лесов Приамурья (фото 1)», «Границы индивидуальных участков самца №4 и самца №8 не соприкасаются (рис.7)».

Таблицы и рисунки должны иметь пояснительные подписи, позволяющие читателю разобраться в том, что и где изображено, что отображает каждая цифра, в каких единицах проводили измерения, обязательна расшифровка нестандартных условных знаков. Для иллюстраций, заимствованных у других авторов, после названия необходимо дать ссылку на источник.

Таблицы. Служат для подачи материала в сжатом виде, при котором возможно сравнивать приводимые величины между собой. Содержат обычно средние величины, которые следует приводить со значениями ошибок. Как иллюстративный материал можно использовать таблицы со значениями «много», «мала», «часто», «редко», «есть», «нет», и т.д., но основная задача таблиц – нести фактический материал – это наиболее удобная форма его хранения.

Графики. Их задача – отражать количественную зависимость какого-либо показателя (показателей) от действия определенного фактора. Сравнение на графике нескольких итоговых, не зависящих друг от друга показателей – есть грубая ошибка. На каждой из осей графика должна быть нанесена шкала, в конце ее указан показатель и единицы измерения, в которых он отложен на оси. При нанесении на график нескольких кривых, их необходимо изображать разной штриховкой, а также отмечать все точки, по которым строили график. При необходимости для этих точек можно привести размер ошибок, отложив их в масштабе вертикальной шкалы по обе стороны от каждой точки.

Гистограмма. Наглядная форма отображения количественных соотношений, порой даже не связанных объектов или динамических процессов, когда их нельзя вычертить на графике, т.е., у исследователя нет оснований полагать, что соединяя точки на графике, он не допускает серьезных искажений.

Диаграмма. На ней показывают соотношение между долями, составляющими в сумме 100%. Диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, выделенные цветом или штриховкой. Величина каждого сектора пропорциональна доле, которую он означает (1% + 3,6О). Внутри сектора или рядом с ним указывают цифрами величину, обозначенную этим сектором.

Карты, планы, схемы, рисунки. Здесь обычно не возникает существенных затруднений. Необходимо помнить о том, что подобные иллюстрации должны быть выполнены в масштабе, который обязательно учитывают либо в численном выражении, либо в линейном. Последний вариант предпочтительней, т.к. при увеличении или уменьшении рисунка (схемы, плана) масштаб сохраняется. Карты и планы необходимо ориентировать по сторонам света. Острый конец стрелки на иллюстрации обозначает направление на север. Традиционно карты и планы ориентируют северной стороной кверху.
КАК СДЕЛАТЬ ДОКЛАД.
Исследователь не может и не должен замыкаться в себе – необходимо творческое общение с заинтересованными людьми. Лучший способ для этого – участие в научных конференциях, которые не только расширяют кругозор участников, но и способствуют профессиональному росту докладчика и слушателей.
Основные правила подготовки и требования к докладу.


  1. Доклад не должен быть длинным. Средний слушатель активно воспринимает информацию в течение 10-15 минут. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы изложить свои материалы и соображения. Для сравнения напомним, что продолжительность доклада кандидатской диссертации во время ее защиты – 20 минут.




  1. Текст доклада (или тезисы) должен быть составлен, исходя из отведенного на него времени (10-15 минут – 3-4 страницы машинописного текста). Сэкономить время можно, поместив фактический материал в таблицы и другие наглядные иллюстрации. В процессе доклада лишь обращая внимание слушателей на ту или иную таблицу, график, схему.




  1. Таблицы должны быть выполнены на больших листах бумаги (ватман) тушью или толстым фломастером (маркером), иметь названия, подписи. Цифры и текст должны быть различимы с последних рядов аудитории. Полезно пронумеровать иллюстрации и развесить их по порядку упоминания в докладе (что тоже экономит время). При использовании цветных иллюстраций не употребляйте белее четырех цветов, так как пестрота изображения осложняет восприятие.




  1. Если вы хотите не просто «отметиться» на конференции, а еще и донести результаты Ваших исследований до слушателей, то доклад необходимо «делать», а не читать по бумажке. Для того чтобы доклад прошел успешно, необходимо (особенно для начинающих), уже хорошо владея материалом, развесив дома таблицы и рисунки доложить материал вслух самому себе или мебели, лучше перед зеркалом, при этом постоянно сверяясь со временем (поместив часы в пределах видимости). Когда Вы сделаете доклад не сбиваясь, ровно и укладываясь во времени, повторите то же самое наиболее стойким друзьям или родственникам. На публике делать доклад труднее.

Желаем Вам успехов!

Материал подготовлен

детским эколого-биологическим

центром «Натуралист»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы iconПравила оформления списка литературы и ссылок на источники в исследовательской...
Памятка № оформление списка использованных источников и литературы. Оформление внутритекстовых сносок
В помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы iconПамятка юному исследователю
В последние десятилетия в развитых странах мира общество предъявляет профессиональные требования к молодым людям все в более раннем...
В помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы iconПравила написания и оформления рефератА
Стандартные поля: 3 см – с левой стороны, 1,5 см – с правой стороны, 2 см – нижний и верхний поля. Шрифт Times New Roman (14 пт),...
В помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы iconПамятка юному исследователю Учимся писать реферат реферат
Реферат – краткое изложение сути исследуемой проблемы, где автор приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на...
В помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы iconКомплексный план гбоу спо «Самарский медико-социальный колледж» на 2013-2014 учебный год
План учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов
В помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В методических рекомендациях представлены требования к календарно-тематическому плану работы воспитателя группы продленного дня;...
В помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы iconСтилистика и литературное редактирование план лекционных занятий
«Зарубежная филология». Указания содержат требования к дипломному проекту, образцы оформления дипломного проекта и его отдельных...
В помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы iconТребования к реферату
Цель написания реферата состоит в расширении кругозора студентов, приобретение знаний и навыков исследовательской и практической...
В помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы iconМетодика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению
...
В помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы iconПримерный перечень тем для написания рефератов
Экономика Руси периода монгольского владычества. Русь Московская: проблемы становления
В помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы iconПримерный план работы педагога над темой по самообразованию
Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта
В помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы iconПлан организации научно-исследовательской работы студентов медицинского...
Обсуждение стратегии выбора темы нирс зав кафедрами совместно с главными специалистами мз рб и разработка исследовательской деятельности...
В помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы iconСодержание и требования к научному рефератУ
Примерный перечень тем для написания рефератов по специальности 14. 03. 06 – фармакология, клиническая фармакология
В помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приложение 1: «Примерный учебно-тематический план по организации работы с отрядом юидд»
В помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы iconПримерный перечень тем для написания рефератов по курсу «История»...

В помощь юному исследователю примерный план написания исследовательской работы icon5. примерный перечень вопросов к зачету
Гипертоническая болезнь: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Гипертонический криз, обморок, первая медицинская...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск