Скачать 1.36 Mb.
|
1.Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету « Литература » на уровень среднего общего образования составлена на основе
Обучение проводится с использованием платформы и/или электронных образовательных ресурсов информационно-образовательного портала «Сетевой класс Белогорья» (http://belklass.net). А также порталов «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)» (http://fcior.edu.ru) и «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» ( http://school-collection.edu.ru ). Общая характеристика учебного предмета Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Цели Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:
Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения учебного предмета "Литература на уровне среднего общего образования. В 10 классе выделяется 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). В 11классе выделяется 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). Формы организации учебного процесса, преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета. Особое внимание необходимо уделить методике «медленного» чтения художественного текста с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приемы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т.п.), формированию умения применять знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературных произведений: выявлять характерологические черты персонажей, мотивацию их поступков, их роль в развитии основного действия, определять тему, идею, проблематику, родо-жанровую специфику произведения. Необходимо совершенствовать приемы работы по анализу эпизода или сцены произведения с опорой на сюжетно-композиционные особенности рассматриваемого фрагмента, формировать у учащихся умение определять место или роль фрагмента в произведении. Не менее важным остается формирование у учащихся навыков целостного анализа лирического произведения в единстве формы и содержания. Особо следует обратить внимание на умения учащихся характеризовать эмоциональный тон стихотворения, выявлять черты лирического героя, определять стихотворные размеры. В работе с художественным текстом следует добиваться освоения учащимися литературоведческой терминологии, необходимой для анализа произведения. Особое внимание следует уделить формированию представлений о литературных направлениях, жанре и жанровых разновидностях художественных произведений. Не стоит забывать о важности формирования у школьников навыков «контекстного» рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей: умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии и выстраивать литературные параллели и т.п. Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; просмотр экранизации фильма по изучаемому произведению, диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. Приоритетными видами учебной деятельности являются: - рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы); - репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера); - продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария; - поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; - исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт. Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, поэтому в программе намечены 3 списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Произведения первого списка анализируются на уроках обязательно подробно, произведения второго списка анализируются общо, третий список выносится на специальные уроки внеклассного чтения. Также предусмотрены обзоры произведений (например, «История одного города» Салтыкова-Щедрина М.Е.). Формами контроля становятся такие, как сочинение, промежуточное тестирование. Учебно-методический комплект Программа «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г.И. Беленького. М.: «Мнемозина», 2009) реализуется в таких учебниках, как:
Материал УМК соответствует обязательному минимуму содержания, выраженному в дидактических единицах, доступен для учащихся. Содержание линии соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. Соблюдается точность изложения фактов, ясно и доступно и кратко изложен теоретический материал. Занимательная сторона произведений сочетается с научным характером изложения. Чётко сформулированы понятия. Терминология в данном УМК соответствует общепринятой. Теоретические сведения включены в аннотации к текстам. Соблюдается баланс теоретических положений и фактического материала. В УМК представлены межпредметные и внутрипредметные связи, содержится основной, дополнительный и вспомогательный материал. В учебнике широко представлены разноуровневые вопросы и задания к произведениям, рубрики "Проведите самостоятельное исследование", «Выполните письменную работу», задания по анализу изучаемых произведений, способствующие развитию самостоятельной деятельности, креативного мышления. Программа, учебники, методические рекомендации традиционны и отвечают сложившимся представлениям о преподавании литературы в школе. Современные требования к образованию школьников предполагают воплощение на уровне программ и учебно-методических комплексов компетентностного и деятельностного подходов к обучению всем предметам школьной программы, в том числе и к обучению литературе как учебному предмету. С этой позиции УМК под редакцией Г.И. Беленького отвечает насущным проблемам школьного литературного образования. Разработанные ученым-методистом эвристические вопросы к изучаемым произведениям представляют целостную методическую систему. Работа по здоровьесбережению на уроках литературы и русского языка Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому необходимо уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Для здоровьесберегающей среды следует использовать на уроках литературы следующие приёмы: Ещё на перемене проверить подготовку кабинета к работе, состояние парт, доски, освещённость, проветрить помещение. Каждый ученик приводит в порядок своё рабочее место. Большое значение имеет организация урока. С первых минут урока создается обстановка доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Урок строить в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания. Чередование таких видов работ, как: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Не всем учащимся легко дается литература, поэтому проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, где ведомый более слабый ученик чувствует поддержку товарища. Создание в учебно-воспитательном процессе условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников предполагает следующие моменты в работе:
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы обеспечивает сохранение психического и физического здоровья учащихся, способствует лучшему овладению ими системой знаний, умений и навыков по русскому языку и литературе.
знать/понимать
уметь
|
Рабочая программа по учебному предмету "литература" Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов... | Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень основного общего образования Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов на уровень основного общего образования составлена на основе | ||
Рабочая программа по учебному предмету литература | Рабочая программа по учебному предмету «Литература» | ||
Рабочая программа по учебному предмету литература | Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых... | ||
Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Литература» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ильинская средняя общеобразовательная школа | Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 6 «А» класса гбоу сош №2020 Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред.... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е.... | Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 класса на 2013-2014 учебный год Рассмотрена и рекомендована к утверждению Педсоветом мбоу васильево-Шамшевской сош №8 | ||
Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 класса на 2013-2014 учебный год Рассмотрена и рекомендована к утверждению Педсоветом мбоу васильево-Шамшевской сош №8 | Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П.... | ||
Рабочая программа по предмету «Литература», 10 класс Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов | Рабочая программа по учебному предмету "Литература" Настоящая программа разработана на основе примерной программы Министерства образования РФ для 10- 11 классов общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе | Пояснительная записка рабочая программа по учебному курсу «Литература» Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов... |