К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель





НазваниеК 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель
страница1/5
Дата публикации20.11.2017
Размер0.56 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4   5
МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС

Отдел информационно-библиографической и справочной работы
Казачество в произведениях малых форм

М. А. Шолохова
(К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова)
Реферативный указатель

http://mybook.in.ua/files/books/middle/image_114167_1.jpg http://flagart.ru/int.php?nrzyu=/trcvlkr/odin_raz_v_god_sady_cvetut_lada_dens_skachat_6928_5.jpg http://www.rahvaraamat.ee/images/products/000/088/326/thumbnails/big/76157ced0d467b3b147f228632ee9baec7709b89/%d1%80%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d1%8b-%d0%bc%d0%b8%d1%85%d0%b0%d0%b8%d0%bb-%d1%88%d0%be%d0%bb%d0%be%d1%85%d0%be%d0%b2.jpg

Ростов-на-Дону

2015

Содержание

Предисловие

С. 3



  1. Краткая биография М. А. Шолохова

С. 4-5



  1. Изображение казачества в произведениях малых форм М. А. Шолохова







С. 5 -18

2.1. Рассказ «Родинка»

С. 6-7

2.2. Рассказ «Алешкино сердце»

С. 7

2.3. Рассказ «Бахчевник»

С. 8

2.4. Рассказ «Пастух»

С. 8

2.5. Рассказ «Двухмужняя»

С. 9

2.6. Рассказ «Жеребенок»

С. 9-10

2.7. Рассказ «Коловерть»

С. 11

2.8. Рассказ «Семейный человек»

С. 11

2.9. Рассказ «Лазоревая степь»

С. 12

2.10. Рассказ «Мягкотелый»

С. 12-13

2.11. Рассказ «Нахаленок»

С. 13

2.12. Рассказ «О Донпродкоме и злоключениях заместителя Донпродкомиссара товарища Птицына»

С. 14

2.13. Рассказ «Продкомиссар»

С. 14

2.14. Рассказ «Путь-дороженька»

С. 15

2.15. Рассказ «Чертовщина»

С. 15

2.16. Рассказы «Председатель Реввоенсовета республики», «О Колчаке, крапиве и прочем», «Смертный враг»

С. 15

2.17. Рассказ «Чужая кровь»

С. 16-17

2.18. Рассказ «Шибалково семя»

С. 17-18



  1. Библиография ранних рассказов М. А. Шолохова




С. 18-26

3.1. Издание «Донских рассказов» М. А. Шолохова

С. 18-20

3.2. Художественные особенности рассказов, повестей М. А. Шолохова о казачестве

С. 20-26

3.3. Экранизация и спектакли «Донских рассказов»

С. 26


Предисловие
Реферативный указатель «Казачество в произведениях малых форм М. А. Шолохова» посвящен творчеству русского писателя Михаила Александровича Шолохова.

Наверное, нет в русской литературе ХХ в. другого писателя, чья популярность сравнилась бы с мировым признанием автора «Тихого Дона» – М. А. Шолоховым, лауреатом Нобелевской премии по литературе.

24 мая 2015 года почитатели таланта М.А. Шолохова отмечают его 110-летний юбилей. Самый суровый критик – Время – показал, что интерес к творчеству этого русского гения не ослабевает: читатели разных возрастов, национальностей, стран вновь и вновь обращаются к произведениям Шолохова, заново переживая эпохальные события, отыскивая вместе с героями книг ответы на вечные вопросы.

Вся жизнь и литературная деятельность Шолохова была связана с Доном. Писатель горячо любит свои родные места; в жизни донского казачества он черпает темы, образы, материал для своих художественных произведений. Особенно ярко это проявилось в раннем творчестве писателя – в рассказах под общим названием «Лазоревая степь. Донские рассказы».

Замечательное по яркости и силе художественное изображение жизни донского казачества – важная особенность творческой деятельности Шолохова.

Указатель состоит из трех разделов и начинается с краткого биографического очерка о М. А. Шолохове.

Второй раздел включает в себя историю написания и анализ рассказов из сборника «Донские рассказы». Во втором, основном, разделе рассматриваются формы, сюжетные линии, которые применяет М. А. Шолохов для описания казачества в произведениях малых форм (рассказы, повести, очерки). Проведена аннотация рассказов, где наиболее ярко описывается быт, нравы, ломка уклада донских казаков.

Третий раздел состоит из нескольких подразделов:

- в первом запечатлена история выхода в печать «Донских рассказов»;

- во второй – входит материал о художественных особенностях рассказов, повестей, где освещалась жизнь казаков Дона

- третий посвящен экранизациям произведений «Донских рассказов» М. А. Шолохова.

Внутри раздела документы располагаются в порядке алфавита.

Практическая значимость данного пособия заключается в том, что материал и представленные документы могут быть использованы на уроках литературы в старших классах средних школ, лицеев, гимназий.

Рекомендован широкому кругу читателей.

Составители: гл. библиограф ОИСиБР В.Н. Козлова,

вед. библиогаф ОИСиБР Н. В. Савилкина.


  1. Краткая биография М. А. Шолохова


Шолохов Михаил Александрович родился 11 мая (24 н.с.) 1905 г. на хуторе Кружилинском станицы Вешенской в крестьянской семье. Учился в церковноприходской школе, затем в гимназии, окончив четыре класса.

Начавшаяся революция и гражданская война помешали продолжить образование.

«Поэты рождаются по-разному, – скажет он позже. – Я, например, родился из гражданской войны на Дону».

Шолохов служил в станичном ревкоме, добровольцем вступает в продовольственный отряд. В конце 1922 г., в семнадцать лет, приезжает в Москву, собираясь учиться, пытается поступить на рабфак – не берут: не состоит в комсомоле.

Помощи ждать было неоткуда, живет случайными заработками, поэтому пришлось работать и грузчиком, и каменщиком, и счетоводом, и делопроизводителем, и не оставлял мечту стать писателем. В 1923 году в газете «Юношеская правда» был опубликован первый фельетон «Испытание» за подписью «М. Шолохов». В следующем году увидел свет его первый рассказ «Родинка», а затем повесть «Путь-дороженька». Шолохов примкнул к литературной группе «Молодая гвардия», в которую входили М. Светлов, Ю. Лебединский, А. Фадеев и другие писатели. Все они пришли в литературу обогащенные личным опытом участие в гражданской войне, в строительстве новой жизни. «Молодой писатель растет как писатель только тогда, когда он растет как человек, как боец, растет вместе со всей страной» – говорил Николай Островский. Эти слова полностью можно отнести к Михаилу Шолохову и его товарищам по группе «Молодая гвардия». Эти опыты подтолкнули к созданию «Донских рассказов» (1926 г.), которые сразу обратили на себя внимание.

В 1925 году М. Шолохов возвращается на родину и приступает к главному труду своей жизни – роману

«Тихий Дон». Две первых книги романа вышли в 1928 году. Публикация сопровождалась бурной полемикой: роман о гражданской войне, написанный совсем еще молодым писателем «анафемски талантливо» (по отзыву М. Горького), озадачивал и эпопейным размахом, и умелостью, и авторской позицией. Выход третьей книги романа был приостановлен из-за явно сочувственного изображения Верхнедонского казачьего восстания 1919 года. В возникшей паузе М. Шолохов берется за роман о коллективизации на Дону – «Поднятая целина». К содержанию этой книги претензий не было. Она вышла в 1932

году. И в том же году возобновилась публикация «Тихого Дона» – после вмешательства Сталина в судьбу книги. В 1940 году вышли в свет последние части этой уникальной эпопеи XX века.

М. А. Шолохов ведет большую общественную работу. Он является депутатом Верховного Совета СССР всех созывов, делегатом всех съездов КПСС, начиная с XVIII.

Шолохов – неизменный депутат Вешенского районного и Ростовского областного Советов депутатов трудящихся, много лет подряд избирается членом районного и областного комитетов КПСС. Однако партийная активность первого лица советской литературы (особенно в послевоенные годы) заметно превосходила писательскую: ни в годы войны (военкор «Правды» и «Красной звезды»), ни после из-под его пера не вышло почти ничего, напоминающего автора «Тихого Дона» (кроме, разве что, рассказа «Судьба человека», 1957 г.).

Во время Великой Отечественной войны М. А. Шолохов в качестве корреспондента «Правды» находился на фронтах в действующей армии. Печатал очерки, статьи, корреспонденции, рассказ «Наука ненависти» (1942г.), главы из романа «Они сражались за родину», работа над которым продолжалась до смерти писателя.

В послевоенные годы М. А. Шолохов много работает в области публицистики. Очерки и статьи писателя объединены в сборники «Слово о Родине» (1951 г., 1965г.). В 1956-1957 гг. выходит рассказ «Судьба человека», в 1959-1960 гг. – вторая книга романа «Поднятая целина».

Большое влияние творчество М. А. Шолохова оказало на развитие советской кинематографии, театра и музыки. По его произведениям поставлены кинофильмы «Тихий Дон» (первая экранизация в 1930 г., вторая – в 1957-58 гг.), «Поднятая целина» (первая экранизация – в 1940 г., вторая – в 1960 и 1991 гг.), «Пастух» (1958г.), «Жеребенок» (1960г.), «Нахаленок» (1962г.), «Когда казаки плачут» (1963г.) – по рассказу «О Колчаке, крапиве и прочем», «Донская повесть» (1964 г.) – по рассказам «Родинка» и «Шибалково семя», «Непрошенная любовь» (1964г.) – по рассказу «Чужая кровь».

За «Тихий Дон» М. Шолохов был награжден орденом Ленина, в 1941 году присуждена

Сталинская премия 1й степени. В 1960 году М. Шолохову присуждена Ленинская премия – за вторую книгу «Поднятой целины», а в 1965-м – Нобелевская премия за «Тихий Дон». «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

М. А. Шолохов дважды Герой Социалистического труда, кавалер шести орденов Ленина, почетный доктор нескольких европейских университетов.

Михаил Александрович Шолохов умер 21 февраля 1984 года и похоронен в станице Вешенской, на крутом берегу Дона.



  1. Казачество в произведениях малых форм М. А. Шолохова.


Тема казачества – центральная в творчестве Шолохова. Сам по происхождению казак, он с детства впитал глубокую любовь и уважение к традициям этого славного племени. Шолохов отмечал: «Читатель, даже русский читатель, по сути дела, не знал, кто такие донские казаки. Была повесть Толстого «Казаки», но она имела сюжетным основанием жизнь терских казаков. О донских казаках, по сути, не было создано ни одного произведения. Быт донских казаков резко отличался даже от быта кубанских казаков, не говоря уже про терских, и мне показалось, что надо было начать с описания вот этого семейного уклада жизни донских казаков».

Когда в 1925 году появились «Донские рассказы» двадцатилетнего писателя Михаила Шолохова, читатели сразу почувствовали, что в литературу пришел яркий талант.

Великие исторические перемены в жизни народа Шолохов прослеживает на многочисленных судьбах людей, различных по характерам и общественному положению.

Весь водоворот людских судьбах изображен писателем на фоне природы, полной не умолкающей жизни, которую художник так тонко чувствует и передает с изумительным мастерством. Язык Шолохова, то гневный, то нежный, то заразительно веселый, вобрал в себя все богатства народной речи, ее живость, образность, меткий и острый юмор.

Действие шолоховских произведений, как правило, происходит на Дону, в среде донского казачества. В истории русского народа казачеству принадлежит особая роль. Из среды казачества вышли Разин, Пугачев и другие руководители крестьянских восстаний. Казачество, основавшее «вольницу» на окраине России, защищало границы Российского государства и за это царскими указами было превращено в особое военное сословие, пользовавшееся рядом привилегий. Царское правительство, стараясь подчеркнуть сословные привилегии казачества, натравило казаков на «иногородних» (людей проживающих в казачьих хуторах и станицах, но не пользовавшихся правом владений землей), использовало казачьи войска для подавления революционных выступлений. Казачество, в общем, жило богаче, чем крестьяне других областей России, и это создавало особые трудности и в становлении Советской власти на Дону, и в проведении там социалистического переустройства сельского хозяйства.

На примере жизни Дона, где борьба за советскую власть и коллективизацию приняла особенно острые формы, писатель раскрыл основные черты изменения крестьянской психологии в период перехода к Советской власти.

М. Шолохов начал работать над циклом «Донские рассказы» в 1923 году. В 1926 году в издательстве «Новая Москва» вышла первая большая книга Шолохова «Донские рассказы», куда вошло девятнадцать рассказов. В том же 1926 году в то же издательство выпустило второй сборник рассказов Шолохова «Лазоревая степь», в который вошли двенадцать рассказов, не входивших в первый сборник. Затем сборник «Донские рассказы» в разных составах издавался еще в 1929 году («Роман-газета») и в 1930 году («Массовая библиотека «ЗИФ»). В 1931 году часть этих рассказов составила книгу «Рассказы» (изд. «Никитинские субботники»). И в том же году в издательстве «Московское товарищество писателей» под названием «Лазоревая степь. Донские рассказы. 1923-1925» вышло самое полное собрание этих рассказов с предисловием А. Селивановского. Текст некоторых рассказов, вошедших в этот сборник (например, рассказ «Алешкино сердце»), к сожалению, испорчен редакторским произволом. В последующие годы отдельных изданий этих произведений не было.

«Донские рассказы» в большинстве посвящены гражданской войне, сталкивающей, как врагов, отца с сыном, брата с братом («Родинка», «Бахчевник», «Коловерть»), вызывающей в ее участниках, наряду с дикой жестокостью, и готовность пожертвовать собой для блага революции («Председатель Реввоенсовета республики») и живое сочувствие к более слабым, ломаемым железною поступью войны («Шибалково семя», «Алешкино сердце»).

Шолохов хорошо владеет колоритной крестьянско-казацкой речью, его насыщенный в меру провинциализмами язык крепок и выразителен, персонажи вылеплены четко». Жизнь станицы, ее интересы разделяются гражданской войной на две половины: одна за большевиков, за новь; другая – за «казачью честь», за устои самодержавного строя... Рассказы Шолохова композиционно отчетливы, резки, в них не чувствуется растянутости.

В «Донских рассказах» нет откровенной поэтизации подвига, нет романтических красок, поэтических реквиемов, сопровождающих уходящую жизнь героев революции в романтических повестях Б. Иванова, Б. Лавренева. У Шолохова «безобразно просто» умирали люди, а его замечание о том, что ковыль («седой ковыль – любимый образ романтиков») – всего лишь «поганая белобрысая трава без всякого запаха» как будто развеяло все иллюзии, не оставляя места романтическому пересозданию действительности. Герои «Донских рассказов» не предаются возвышенным раздумьям, они говорят о своем – порой будничном и совсем непоэтичном. В «Донских рассказах» нет сомневающихся, рефлексирующих героев, нет героев, избирающих «третий путь» или позицию «над схваткой». Такова жизнь, но именно такая она прекрасна для Шолохова. Контрасты в его рассказах служат не эмоциональному раскрытию идеального начала, как у романтиков, а воссоздают реальные жизненные конфликты, через которые познается социальный разлом в среде донского казачества. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт.

Как обвинение автору «Донских рассказов» предъявлены «психоз ненависти», «романтика расстрелов», нравственная «глухота», возведение в культ насилия, идеализация методов насилия «во имя высшей правды». Но так ли это? Даже если согласиться с тем, что Шолохов осуждает насилие только со стороны «врага» (а не надо думать, что был только красный террор), это осуждение перерастает в общечеловеческое осуждение отце-сыно-братоубийства. Настойчивое варьирование мотива убийства единокровного, ответного возмездия не может быть объяснено только желанием показать распад казачьего уклада – для этого было бы достаточно одного примера. Чем же объяснить пристрастие Шолохова к такой сюжетной коллизии? Очевидно, желанием писателя исходить из нормы человеческих отношений, которые в условиях патриархального казачьего (в конечном счете, крестьянского быта) ярче всего проявлялась там, где была скреплена узами крови, родственными отношениями. Драматизм рассказа Шолохова как раз и заключается в том, что они с величайшей глубиной раскрыли противоречия между реальностью и идеалом человеческих отношений.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель iconПоложение о проведении регионального этапа Всероссийского конкурса...
Летию со дня рождения писателя, философа А. Н. Радищева, 200-летию со дня рождения поэта М. Ю. Лермонтова, 110-летию со дня рождения...
К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель iconБиблиографический указатель приурочен к столетию со дня рождения...
К 100-летию со дня рождения : библиографический указатель / цбс калининского района [Санкт-Петербурга], црб им. В. Г. Белинского,...
К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель iconЧăваш Республикин ачасене хушма пĕлÿ паракан автономла учрежденийĕ
«Космическая эра», посвященную 55-летию со дня запуска в космос первого искусственного спутника Земли, 105-летию со дня рождения...
К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Киекбаева), М. Хая (Мухамедьярова Х. Г.); 75 – летию со дня рождения Павлова Б. Н., Ягудина М. С., Нугуманова Б. М., Давлетова Г....
К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник материалов межрегиональной нпк, посвящ. 110-летию со дня рождения Х. Туфана, Казань, 2010, с. 68
К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Городская выставка детского творчества, посвященная 110-летию со дня рождения выдающегося художника, иллюстратора детских книг Е....
К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель iconИбрагим гусейнов
Ибрагим Гусейнов: (к 75-летию со дня рождения): Библиогр указатель / Сост. Х. П. Гарунова. – Махачкала. – 2010. … С
К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель icon«Русская музыка XIX века как организующий фактор мировой музыкальной культуры»
Дня рождения М. П. Мусоргского, 170-летию со Дня рождения Н. А. Римского-Корсакова и Году культуры
К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель iconМастер лирического стиха
Мастер лирического стиха: (К 100-летию со дня рождения нар поэта Дагестана): Библиогр указатель / Сост.: П. Гарунова. – Махачкала:...
К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель iconПрограмма IV областного фестиваля социального документального кино...
«Человек в кадре», посвященного 85-летию со Дня рождения В. М. Шукшина и 40-летию выхода на экраны его легендарного фильма «Калина...
К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель iconВ. М. Липкин, Т. В. Овчинникова международная научная конференция...
Академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова Российской академии наук (г. Москва) и Филиале Института (г. Пущино, Московская область)...
К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель iconМетодико библиографическое пособие (к 60-летию со дня рождения первого...
«Время больших перемен». В пособии вы так же найдете беседу «Полет на Луну», примерную схему книжно-иллюстративной выставки «Зовущие...
К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель iconПоложение о всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества,...
О всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества, посвященного 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова
К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель iconПоложение о всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества,...
О всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества, посвященного 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова
К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель iconИнформация мкук «Библиотечная система» о проведенных мероприятиях, посвященных 200 летию со дня
Прошло 200 лет со дня рождения Т. Г. Шевченко славного сына украинского народа, но и сегодня его слово живет среди нас
К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова реферативный указатель iconТема: «своеобразие пейзажа в произведениях м. А. Шолохова»
Целью данной работы является реферативный обзор своеобразия пейзажа в романе «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова и рассказах...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск