Скачать 0.56 Mb.
|
МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС Отдел информационно-библиографической и справочной работы Казачество в произведениях малых форм М. А. Шолохова (К 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова) Реферативный указатель Ростов-на-Дону 2015 Содержание
Предисловие Реферативный указатель «Казачество в произведениях малых форм М. А. Шолохова» посвящен творчеству русского писателя Михаила Александровича Шолохова. Наверное, нет в русской литературе ХХ в. другого писателя, чья популярность сравнилась бы с мировым признанием автора «Тихого Дона» – М. А. Шолоховым, лауреатом Нобелевской премии по литературе. 24 мая 2015 года почитатели таланта М.А. Шолохова отмечают его 110-летний юбилей. Самый суровый критик – Время – показал, что интерес к творчеству этого русского гения не ослабевает: читатели разных возрастов, национальностей, стран вновь и вновь обращаются к произведениям Шолохова, заново переживая эпохальные события, отыскивая вместе с героями книг ответы на вечные вопросы. Вся жизнь и литературная деятельность Шолохова была связана с Доном. Писатель горячо любит свои родные места; в жизни донского казачества он черпает темы, образы, материал для своих художественных произведений. Особенно ярко это проявилось в раннем творчестве писателя – в рассказах под общим названием «Лазоревая степь. Донские рассказы». Замечательное по яркости и силе художественное изображение жизни донского казачества – важная особенность творческой деятельности Шолохова. Указатель состоит из трех разделов и начинается с краткого биографического очерка о М. А. Шолохове. Второй раздел включает в себя историю написания и анализ рассказов из сборника «Донские рассказы». Во втором, основном, разделе рассматриваются формы, сюжетные линии, которые применяет М. А. Шолохов для описания казачества в произведениях малых форм (рассказы, повести, очерки). Проведена аннотация рассказов, где наиболее ярко описывается быт, нравы, ломка уклада донских казаков. Третий раздел состоит из нескольких подразделов: - в первом запечатлена история выхода в печать «Донских рассказов»; - во второй – входит материал о художественных особенностях рассказов, повестей, где освещалась жизнь казаков Дона - третий посвящен экранизациям произведений «Донских рассказов» М. А. Шолохова. Внутри раздела документы располагаются в порядке алфавита. Практическая значимость данного пособия заключается в том, что материал и представленные документы могут быть использованы на уроках литературы в старших классах средних школ, лицеев, гимназий. Рекомендован широкому кругу читателей. Составители: гл. библиограф ОИСиБР В.Н. Козлова, вед. библиогаф ОИСиБР Н. В. Савилкина.
Шолохов Михаил Александрович родился 11 мая (24 н.с.) 1905 г. на хуторе Кружилинском станицы Вешенской в крестьянской семье. Учился в церковноприходской школе, затем в гимназии, окончив четыре класса. Начавшаяся революция и гражданская война помешали продолжить образование. «Поэты рождаются по-разному, – скажет он позже. – Я, например, родился из гражданской войны на Дону». Шолохов служил в станичном ревкоме, добровольцем вступает в продовольственный отряд. В конце 1922 г., в семнадцать лет, приезжает в Москву, собираясь учиться, пытается поступить на рабфак – не берут: не состоит в комсомоле. Помощи ждать было неоткуда, живет случайными заработками, поэтому пришлось работать и грузчиком, и каменщиком, и счетоводом, и делопроизводителем, и не оставлял мечту стать писателем. В 1923 году в газете «Юношеская правда» был опубликован первый фельетон «Испытание» за подписью «М. Шолохов». В следующем году увидел свет его первый рассказ «Родинка», а затем повесть «Путь-дороженька». Шолохов примкнул к литературной группе «Молодая гвардия», в которую входили М. Светлов, Ю. Лебединский, А. Фадеев и другие писатели. Все они пришли в литературу обогащенные личным опытом участие в гражданской войне, в строительстве новой жизни. «Молодой писатель растет как писатель только тогда, когда он растет как человек, как боец, растет вместе со всей страной» – говорил Николай Островский. Эти слова полностью можно отнести к Михаилу Шолохову и его товарищам по группе «Молодая гвардия». Эти опыты подтолкнули к созданию «Донских рассказов» (1926 г.), которые сразу обратили на себя внимание. В 1925 году М. Шолохов возвращается на родину и приступает к главному труду своей жизни – роману «Тихий Дон». Две первых книги романа вышли в 1928 году. Публикация сопровождалась бурной полемикой: роман о гражданской войне, написанный совсем еще молодым писателем «анафемски талантливо» (по отзыву М. Горького), озадачивал и эпопейным размахом, и умелостью, и авторской позицией. Выход третьей книги романа был приостановлен из-за явно сочувственного изображения Верхнедонского казачьего восстания 1919 года. В возникшей паузе М. Шолохов берется за роман о коллективизации на Дону – «Поднятая целина». К содержанию этой книги претензий не было. Она вышла в 1932 году. И в том же году возобновилась публикация «Тихого Дона» – после вмешательства Сталина в судьбу книги. В 1940 году вышли в свет последние части этой уникальной эпопеи XX века. М. А. Шолохов ведет большую общественную работу. Он является депутатом Верховного Совета СССР всех созывов, делегатом всех съездов КПСС, начиная с XVIII. Шолохов – неизменный депутат Вешенского районного и Ростовского областного Советов депутатов трудящихся, много лет подряд избирается членом районного и областного комитетов КПСС. Однако партийная активность первого лица советской литературы (особенно в послевоенные годы) заметно превосходила писательскую: ни в годы войны (военкор «Правды» и «Красной звезды»), ни после из-под его пера не вышло почти ничего, напоминающего автора «Тихого Дона» (кроме, разве что, рассказа «Судьба человека», 1957 г.). Во время Великой Отечественной войны М. А. Шолохов в качестве корреспондента «Правды» находился на фронтах в действующей армии. Печатал очерки, статьи, корреспонденции, рассказ «Наука ненависти» (1942г.), главы из романа «Они сражались за родину», работа над которым продолжалась до смерти писателя. В послевоенные годы М. А. Шолохов много работает в области публицистики. Очерки и статьи писателя объединены в сборники «Слово о Родине» (1951 г., 1965г.). В 1956-1957 гг. выходит рассказ «Судьба человека», в 1959-1960 гг. – вторая книга романа «Поднятая целина». Большое влияние творчество М. А. Шолохова оказало на развитие советской кинематографии, театра и музыки. По его произведениям поставлены кинофильмы «Тихий Дон» (первая экранизация в 1930 г., вторая – в 1957-58 гг.), «Поднятая целина» (первая экранизация – в 1940 г., вторая – в 1960 и 1991 гг.), «Пастух» (1958г.), «Жеребенок» (1960г.), «Нахаленок» (1962г.), «Когда казаки плачут» (1963г.) – по рассказу «О Колчаке, крапиве и прочем», «Донская повесть» (1964 г.) – по рассказам «Родинка» и «Шибалково семя», «Непрошенная любовь» (1964г.) – по рассказу «Чужая кровь». За «Тихий Дон» М. Шолохов был награжден орденом Ленина, в 1941 году присуждена Сталинская премия 1й степени. В 1960 году М. Шолохову присуждена Ленинская премия – за вторую книгу «Поднятой целины», а в 1965-м – Нобелевская премия за «Тихий Дон». «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». М. А. Шолохов дважды Герой Социалистического труда, кавалер шести орденов Ленина, почетный доктор нескольких европейских университетов. Михаил Александрович Шолохов умер 21 февраля 1984 года и похоронен в станице Вешенской, на крутом берегу Дона.
Тема казачества – центральная в творчестве Шолохова. Сам по происхождению казак, он с детства впитал глубокую любовь и уважение к традициям этого славного племени. Шолохов отмечал: «Читатель, даже русский читатель, по сути дела, не знал, кто такие донские казаки. Была повесть Толстого «Казаки», но она имела сюжетным основанием жизнь терских казаков. О донских казаках, по сути, не было создано ни одного произведения. Быт донских казаков резко отличался даже от быта кубанских казаков, не говоря уже про терских, и мне показалось, что надо было начать с описания вот этого семейного уклада жизни донских казаков». Когда в 1925 году появились «Донские рассказы» двадцатилетнего писателя Михаила Шолохова, читатели сразу почувствовали, что в литературу пришел яркий талант. Великие исторические перемены в жизни народа Шолохов прослеживает на многочисленных судьбах людей, различных по характерам и общественному положению. Весь водоворот людских судьбах изображен писателем на фоне природы, полной не умолкающей жизни, которую художник так тонко чувствует и передает с изумительным мастерством. Язык Шолохова, то гневный, то нежный, то заразительно веселый, вобрал в себя все богатства народной речи, ее живость, образность, меткий и острый юмор. Действие шолоховских произведений, как правило, происходит на Дону, в среде донского казачества. В истории русского народа казачеству принадлежит особая роль. Из среды казачества вышли Разин, Пугачев и другие руководители крестьянских восстаний. Казачество, основавшее «вольницу» на окраине России, защищало границы Российского государства и за это царскими указами было превращено в особое военное сословие, пользовавшееся рядом привилегий. Царское правительство, стараясь подчеркнуть сословные привилегии казачества, натравило казаков на «иногородних» (людей проживающих в казачьих хуторах и станицах, но не пользовавшихся правом владений землей), использовало казачьи войска для подавления революционных выступлений. Казачество, в общем, жило богаче, чем крестьяне других областей России, и это создавало особые трудности и в становлении Советской власти на Дону, и в проведении там социалистического переустройства сельского хозяйства. На примере жизни Дона, где борьба за советскую власть и коллективизацию приняла особенно острые формы, писатель раскрыл основные черты изменения крестьянской психологии в период перехода к Советской власти. М. Шолохов начал работать над циклом «Донские рассказы» в 1923 году. В 1926 году в издательстве «Новая Москва» вышла первая большая книга Шолохова «Донские рассказы», куда вошло девятнадцать рассказов. В том же 1926 году в то же издательство выпустило второй сборник рассказов Шолохова «Лазоревая степь», в который вошли двенадцать рассказов, не входивших в первый сборник. Затем сборник «Донские рассказы» в разных составах издавался еще в 1929 году («Роман-газета») и в 1930 году («Массовая библиотека «ЗИФ»). В 1931 году часть этих рассказов составила книгу «Рассказы» (изд. «Никитинские субботники»). И в том же году в издательстве «Московское товарищество писателей» под названием «Лазоревая степь. Донские рассказы. 1923-1925» вышло самое полное собрание этих рассказов с предисловием А. Селивановского. Текст некоторых рассказов, вошедших в этот сборник (например, рассказ «Алешкино сердце»), к сожалению, испорчен редакторским произволом. В последующие годы отдельных изданий этих произведений не было. «Донские рассказы» в большинстве посвящены гражданской войне, сталкивающей, как врагов, отца с сыном, брата с братом («Родинка», «Бахчевник», «Коловерть»), вызывающей в ее участниках, наряду с дикой жестокостью, и готовность пожертвовать собой для блага революции («Председатель Реввоенсовета республики») и живое сочувствие к более слабым, ломаемым железною поступью войны («Шибалково семя», «Алешкино сердце»). Шолохов хорошо владеет колоритной крестьянско-казацкой речью, его насыщенный в меру провинциализмами язык крепок и выразителен, персонажи вылеплены четко». Жизнь станицы, ее интересы разделяются гражданской войной на две половины: одна за большевиков, за новь; другая – за «казачью честь», за устои самодержавного строя... Рассказы Шолохова композиционно отчетливы, резки, в них не чувствуется растянутости. В «Донских рассказах» нет откровенной поэтизации подвига, нет романтических красок, поэтических реквиемов, сопровождающих уходящую жизнь героев революции в романтических повестях Б. Иванова, Б. Лавренева. У Шолохова «безобразно просто» умирали люди, а его замечание о том, что ковыль («седой ковыль – любимый образ романтиков») – всего лишь «поганая белобрысая трава без всякого запаха» как будто развеяло все иллюзии, не оставляя места романтическому пересозданию действительности. Герои «Донских рассказов» не предаются возвышенным раздумьям, они говорят о своем – порой будничном и совсем непоэтичном. В «Донских рассказах» нет сомневающихся, рефлексирующих героев, нет героев, избирающих «третий путь» или позицию «над схваткой». Такова жизнь, но именно такая она прекрасна для Шолохова. Контрасты в его рассказах служат не эмоциональному раскрытию идеального начала, как у романтиков, а воссоздают реальные жизненные конфликты, через которые познается социальный разлом в среде донского казачества. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт. Как обвинение автору «Донских рассказов» предъявлены «психоз ненависти», «романтика расстрелов», нравственная «глухота», возведение в культ насилия, идеализация методов насилия «во имя высшей правды». Но так ли это? Даже если согласиться с тем, что Шолохов осуждает насилие только со стороны «врага» (а не надо думать, что был только красный террор), это осуждение перерастает в общечеловеческое осуждение отце-сыно-братоубийства. Настойчивое варьирование мотива убийства единокровного, ответного возмездия не может быть объяснено только желанием показать распад казачьего уклада – для этого было бы достаточно одного примера. Чем же объяснить пристрастие Шолохова к такой сюжетной коллизии? Очевидно, желанием писателя исходить из нормы человеческих отношений, которые в условиях патриархального казачьего (в конечном счете, крестьянского быта) ярче всего проявлялась там, где была скреплена узами крови, родственными отношениями. Драматизм рассказа Шолохова как раз и заключается в том, что они с величайшей глубиной раскрыли противоречия между реальностью и идеалом человеческих отношений. |
Положение о проведении регионального этапа Всероссийского конкурса... Летию со дня рождения писателя, философа А. Н. Радищева, 200-летию со дня рождения поэта М. Ю. Лермонтова, 110-летию со дня рождения... | Библиографический указатель приурочен к столетию со дня рождения... К 100-летию со дня рождения : библиографический указатель / цбс калининского района [Санкт-Петербурга], црб им. В. Г. Белинского,... | ||
Чăваш Республикин ачасене хушма пĕлÿ паракан автономла учрежденийĕ «Космическая эра», посвященную 55-летию со дня запуска в космос первого искусственного спутника Земли, 105-летию со дня рождения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Киекбаева), М. Хая (Мухамедьярова Х. Г.); 75 – летию со дня рождения Павлова Б. Н., Ягудина М. С., Нугуманова Б. М., Давлетова Г.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сборник материалов межрегиональной нпк, посвящ. 110-летию со дня рождения Х. Туфана, Казань, 2010, с. 68 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Городская выставка детского творчества, посвященная 110-летию со дня рождения выдающегося художника, иллюстратора детских книг Е.... | ||
Ибрагим гусейнов Ибрагим Гусейнов: (к 75-летию со дня рождения): Библиогр указатель / Сост. Х. П. Гарунова. – Махачкала. – 2010. … С | «Русская музыка XIX века как организующий фактор мировой музыкальной культуры» Дня рождения М. П. Мусоргского, 170-летию со Дня рождения Н. А. Римского-Корсакова и Году культуры | ||
Мастер лирического стиха Мастер лирического стиха: (К 100-летию со дня рождения нар поэта Дагестана): Библиогр указатель / Сост.: П. Гарунова. – Махачкала:... | Программа IV областного фестиваля социального документального кино... «Человек в кадре», посвященного 85-летию со Дня рождения В. М. Шукшина и 40-летию выхода на экраны его легендарного фильма «Калина... | ||
В. М. Липкин, Т. В. Овчинникова международная научная конференция... Академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова Российской академии наук (г. Москва) и Филиале Института (г. Пущино, Московская область)... | Методико библиографическое пособие (к 60-летию со дня рождения первого... «Время больших перемен». В пособии вы так же найдете беседу «Полет на Луну», примерную схему книжно-иллюстративной выставки «Зовущие... | ||
Положение о всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества,... О всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества, посвященного 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова | Положение о всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества,... О всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества, посвященного 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова | ||
Информация мкук «Библиотечная система» о проведенных мероприятиях, посвященных 200 летию со дня Прошло 200 лет со дня рождения Т. Г. Шевченко славного сына украинского народа, но и сегодня его слово живет среди нас | Тема: «своеобразие пейзажа в произведениях м. А. Шолохова» Целью данной работы является реферативный обзор своеобразия пейзажа в романе «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова и рассказах... |