Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное»





Скачать 61.83 Kb.
НазваниеУрок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное»
Дата публикации04.09.2013
Размер61.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
УРОК ОБОБЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ ПО ТЕМЕ

«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ».

Цель: систематизация и обобщение знаний о прилагательном;

уровень сформированности практических умений и навыков.

Задачи.

Учебные:

1) обобщить сведения о роли прилагательных в речи;

2) закрепить умения правильного написания прилагательных;

3) закрепить умение определять синтаксическую функцию прилагательных.

Развивающие:

  1. Развитие речи, внимания, памяти;

  2. развитие творческих способностей учащихся;

  3. развитие способности наблюдать, делать выводы.

Воспитательные:

  1. прививать любовь к родному языку;

  2. прививать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Используемые методы: методы эмоционального стимулирования, беседа, сочетание словесных и наглядных методов, репродуктивные методы, самостоятельная работа, методы письменного контроля, самоконтроля.

уровень сформированности практических умений и навыков.

ХОД УРОКА.

1. Организация начала занятия: сообщение темы, цели, задач урока.

Эпиграф:

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным,

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

- Какая часть речи нужна, чтобы рассказать об удивительном и разном?

- Как рассказали об этой части речи в домашнем сочинении об имени прилагательном?

2. Проверка д/з: сочинение –миниатюра о прилагательном.

Цель: умение писать сочинение на заданную тему (что нового узнали об имени прилагательном в 6 классе).

Учащиеся читают выдержки из домашних сочинений. (См. «Приложение»)

3. Работа с поэтическим текстом.

Цель: закрепление знаний о значении имени прилагательного в речи.

- Уберем из четверостишия М.Ю.Лермонтова прилагательные

Белеет парус ОДИНОКИЙ,

В тумане моря ГОЛУБОМ

Что ищет он в краю ДАЛЕКОМ

Что кинул он в краю РОДНОМ

- Что получилось?

(Не увидели образ одинокого странника.)

-Какие слова помогли поэту создать образ одинокого странника?

(одинокий, далеком, родном)

- А какой литературный прием здесь используется?

(ИНВЕРСИЯ – отступление от обычного , принятого порядка в предложении как средство особой выразительности)

Вывод: прилагательные делают нашу речь выразительнее, эмоциональнее, красочнее; помогают более точно выразить мысли и чувства. «Наша жизнь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской».

4. Устный опрос.

Цель: выявить и закрепить знания теоретического материала по теме.

-Что нового узнали, изучая морфологические особенности прилагательного?

(По значению и форме прилагательные делятся на три разряда).

-Особенности качественных прилагательных?

(Качественные прилагательные имеют степени сравнения).

Упражнение на закрепление материала (устно).

Задание: распределить прилагательные по разрядам.

Учащимся выдаются карточки: красная –качественные,желтая – относительные, зеленая – притяжательные. Учитель называет прилагательное, учащийся поднимает карточку, соответствующую разряду прилагательного.

Русский, великий, могучий, дядин, правдивый, прекрасный, июльский, утренний, бурый, верхний, низкий, июльский, дедушкин, овсяный, черепаший, мягкий, громадный, гусиный.
5. Синтаксический разбор предложения.

Цель: закрепление знаний морфологического разбора прилагательного.

В сильный (3) мороз весело трещат в печи березовые дрова (4).

6. Орфографическая ромашка.

Цель: закрепить умения правильного написания прилагательных.

Прилагательные нужно не только уметь употреблять в речи, находить в тексте, но и правильно писать. С какими орфограммами мы познакомились, изучая прилагательное?

Сформулировать каждое правило.

- НЕ с прилагательными;

- О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательными;

- Н и НН в прилагательными;

- суффиксы К и СК;

- дефисное и слитное написание прилагательными.

Тестовые задания на изученные орфограммы. Из сборника тестовых заданий (стр 40).

1. НЕ с прилагательными.

В каком предложении частица НЕ пишется раздельно?

1) Впереди показалась (НЕ)большая деревушка.

2) Утро оказалось НЕ(удачное)

3) Озеро (НЕ)глубокое, но холодное.

4) Важность этих вопросов далеко (НЕ)одинакова.

2. О-Е после шипящих.

К каком слове пишется буква О?

1) ж…лудевый

2) холщ…вый

3) плач…м

4) глянц..вый

3. Н и НН в прилагательными.

В какой строке все слова пишутся с НН?

1) бритве…ый, цели…ый, комари…ый;

2) безукоризне…ый, костя…ой, лимо…ый;

3) бездо…ый, авиацио…ый, торжестве…ый;

4) песча…ый, отечестве…ый, карма…ый.

4. Суффиксы К и СК.

В какой строке все слова пишутся с с суффиксом –СК-?

1) кузнец…ий, прус…ий, кавказ…ий;

2) дерз…ий, кутаис…ий, Спас…ая (башня);

3) словац…ий, арзамас…ий, бухарес…ий;

4) черкес…Ий, матрос…ий, журналист…ий.

5. Дефисное и слитное написание прилагательными.

Какое слово пишется через дефис?

1) бледно(лицый)

2) лево(бережный)

3) широко(плечий)

4) журнально(газетный)
7. Диктант « Проверь себя» (с последующей самопроверкой).

Цель: уровень сформированности практических умений и навыков.

Учащиеся пишут текст под диктовку, затем сверяют написанное с текстом на карточке, исправляют ошибки.

Было раннее туманное утро. Над деревней раздавались петушиные крики. Мы отправились на рыбалку. Дорога шла равнинной местностью. Мы расположились на песчаном берегу небольшого озера.

Солнце взошло, и на растениях заблестела роса. Ее капельки переливались, как бусинки. Легкий ветерок коснулся серебряной глади озера. В прибрежных кустах завозились утки.
8. Итоговый тест по теме «Имя прилагательное».

Цель: контроль за уровнем знаний учащихся по теме.

А.Б.Малюшкин «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 6 класс». Творческий центр, Москва 2009 (стр.34-37). Всего 18 заданий.
9.Итоги урока.


Предмет

Дата контроля

Форма контроля

Класс

Всего писали

Оценки

% успев

% неуспев.

% на «5» и «4»

«5»

«4»

«3»

«2»

Русский язык

28.01.11

тест



18

3

10

5

0

100

72

31

10. Домашнее задание: упр. № 342.


Приложение №1.
Выдержки из домашнего сочинения.

Признак предмета обозначает,

На вопросы Какой? Чей? отвечает.

По родам, падежам, числам изменяется,

В качестве определения и сказуемого встречается.

С приставкой НЕ синоним подбирается,

Частица НЕ в союзе А нуждается,

НИЧУТЬ. НИСКОЛЬКО, ВОВСЕ, ДАЛЕКО

С частицей НЕ запомнить нам легко.

В ежОвых рукавицах держал учитель нас

И требовал запомнить все правила тотчас.

Про О под удареньем, двойную букву Н…

Но двойку ярко-красную в дневник поставят всем

(Кирпичникова М 6Б)
«Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее, выражают отношение к предметам, о которых говорится:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлю поляной.

(Титова Екатерина)

«Каждая часть речи имеет свои особенности. С помощью прилагательного мы можем многое узнать о предмете: какого он цвета, размера, чей он, и многое другое. Прилагательное всегда связано с именем существительным, потому и имеет такие же признаки…»

(Зызник Никита)

«У известного писателя 18 века Д.И.Фонвизина есть замечательное произведение - комедия «Недоросль».

Митрофанушка, главный герой комедии, изучал русскую словесность. На вопрос что такое прилагательное он ответил следующее: «Имя прилагательное – это дверь, потому что она прилагается к дверному проему».

В его словах есть доля правды. Имя прилагательное всегда связано с именем существительным по смыслу и грамматически».

(Аладина Елизавета)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconУрок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки»
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» icon«Доброе утро, Имя Прилагательное!»
Образовательная: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», обогатить речь новыми словами прилагательными,...
Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconТехнологическая карта урока русского языка. Класс
Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме; урок обобщающего повторения
Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconУрок обобщающего повторения в 4 классе по теме «Zu Hause»
Формирование навыков говорения на основе изученного лексико-грамматического материала
Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconУрок обобщающего повторения по теме «Причастие»
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. №5)
Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» icon«Имя прилагательное»
Образовательные: дать детям представление о грамматических признаках имени прилагательного; формировать умения безошибочно находить...
Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconУрок обобщающего повторения. Климат и человек
Цель: Обобщение знаний учащихся по теме «Климат Челябинской области, Верхнего Уфалея»
Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconПланирование и организация обобщающего повторения курса математики основной школы
К урокам повторения учителя готовятся редко, ошибочно считая, что уроки повторения не требуют особой подготовки, вследствие чего...
Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconУрока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий....
Метапредметная: формирование понимания и владения социальными понятиями «милосердие», «доброта», «забота»
Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconУрок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое стихотворение
Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconУрока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное н и нн...
«Имя прилагательное н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи
Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconУрок систематизации знаний в форме деловой игры по теме «Имя прилагательное»
Автор: Канюкова Е. Н., учитель русского языка, обществознания, права маоу «сош №100»
Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconКонспект урока по русскому языку в 6 классе. Учитель: Ребята, тема...
Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока «Обобщение по теме «Имя прилагательное». ( Слайд №1)
Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconКонспект урока Цели урока
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск