Г. Тимашевск 2012 год





НазваниеГ. Тимашевск 2012 год
страница1/7
Дата публикации14.09.2013
Размер0.86 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени А.И. Герцена

муниципального образования Тимашевский район
Профилактика и коррекция оптических нарушений у младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения

Автор: Косых Марина Елисеевна

учитель-логопед

МБОУ СОШ №1

г. Тимашевск

2012 год



  1. Литературный обзор состояния вопроса




    1. История темы педагогического опыта в педагогике


Одна из наиболее острых проблем младшего школьного возраста - проблема хронической неуспеваемости по такому важнейшему предмету как русский язык. Причинами слабого усвоения русского языка являются трудности формирования процесса письма, нарушения овладения письмом, в том числе и специфические. В современной отечественной литературе проблема специфических нарушений письма разработана недостаточно, нет единого определения дисграфии. О.В. Правдина под терминами «дислексия» и «дисграфия» понимает обозначения недостатков письменной речи, Л.Н. Ефименкова - «нарушение письма». 

По мнению И.Н. Садовниковой, основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального или сенсорного развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения. 

Р.И. Лалаева определяет дисграфию как частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в специфических ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
  С точки зрения А.Н. Корнева, правомерно считать специфическим само расстройство и его механизмы, а не ошибки письма, так как точно такие же ошибки встречаются у здоровых детей на начальных этапах обучения, но затем быстро исчезают. Именно при дисграфии они приобретают стойкий характер. 
  А.Н. Корнев предлагает следующее определение дисграфии: «Дисграфией следует назвать стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики» (т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствия грубых нарушений зрения или слуха.
  С 1959 года разработано несколько классификаций дисграфии на основе различных критериев. М.Е. Хватцев классифицирует дисграфии следующим образом:

  • дисграфии на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха;

  • дисграфии на почве расстройства устной речи (графическое косноязычие);

  • дисграфии на почве нарушений произносительного ритма;

  • оптическаядисграфия;

  • дисграфия при моторной и сенсорной афазии.


О.А. Токарева классифицирует акустическую, оптическую и моторную дисграфию.

Виды ошибок письма в первоначальный период обучения грамоте изучался А.Р. Лурией, который классифицировал ошибки письма на основе участия различных анализаторов и показал, что ошибки носят зрительный, слуховой, артикуляционный или графический - двигательный характер. По мнению учёного, при начальном обучении письму встречаются два дефекта зрительной природы. Первый дефект связан с тем, что начертания мало встречающихся букв могут забываться и одни буквы смешиваются с другими. Этот дефект встречается сравнительно редко и быстро преодолевается. Второй дефект встречается чаще, обычно оказывается более стойким и выражается в смешении оптически близких начертаний букв и особенно в трудностях различения пространственного расположения букв. По мнению А.Р. Лурия, наиболее частую форму этих дефектов представляет так называемое зеркальное письмо, чаще всего выражающееся в том, что ребёнок путает близкие по начертанию буквы с-з, б-д, п-т, т-ш и изображает их иногда в зеркальном изображении.

Под руководством Б.Г.Ананьева в начале 50-х годов прошлого столетия было проведено исследование состояния навыков письма у отстающих в учении школьников.

Анализ ошибок в тетрадях по письму показал, что у детей присутствуют следующие виды ошибок:

• звуковые подставки- 13% 
• пространственные ошибки-15%
• количественные (преувеличение или преуменьшение количества букв)-37%
• пропуск и перестановка согласных-8%
• пропуски гласных-23%
• слияние слов-2%.

По мнению Б.Г. Ананьева, пропуск гласных наблюдается чаще пропуска согласных вследствие большей константности последних.
Е.В. Гурьянов подчёркивает зависимость навыков письма от знания технических и графических правил, в связи с чем, он различает ряд технических и графических ошибок.

И.Н. Садовникова выделяет три группы специфических ошибок для удобства их систематизации в целях их детального исследования и лучшей организации коррекционного воздействия:

1. Ошибки на уровне буквы и слога (пропуск букв и слогов, замены букв, смешение букв, перестановки букв и слогов, вставки букв, персеверации и антиципации).

2. Ошибки на у ровне слова (раздельное написание частей слова, слитное написание служебных слов с последующим или предыдущим словом, слитное написание двух самостоятельных слов, случаи грубого нарушения звукового анализа - контаминации («лептбау» - лепят бабу).

3. Ошибки на уровне словосочетания и предложения (отсутствие границ предложений или эти границы обозначаются произвольно, случаи нарушения согласования в роде, числе, падеже, нарушения управления).

А.Н Корнев разработал свой вариант классификации дисграфий:

1. Дисфонологические дисграфии:
  а) паралалические дисграфии (косноязычие в письме);
  б) фонематические дисграфии.
2. Метаязыковые дисграфии:
  а) дисграфии, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза;
  б) диспраксические (моторные) дисграфии, которые проявляются на письме в виде замен букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы или недописывание элементов букв.

По наблюдениям А.Н. Корнева, оптически сходные буквы смешиваются в письме детей сравнительно редко. Механизм возникновения подобных замен букв автор объясняет инертностью стереотипа написания одинаковых начальных элементов букв.

Такой же точки зрения на механизм подобных ошибок придерживается И.Н. Садовникова. Автор устанавливает новый тип ошибок - смешение букв по кинетическому сходству и противопоставляет им пары оптически сходных букв. По мнению И.Н. Садовниковой, смешение оптически сходных букв в письме учащихся массовой школы практически не обнаруживается, а ошибки по кинетическому сходству весьма распространены. Автор приводит примеры смешения в письме букв по кинетическому сходству: о - а (в ударной позиции), б -д, и - у, т - п, х - ж, л - м, Г -Р ,ч-ъ, н-ю, Н-К,У-Ч, П-Т, Л-М, л-я, и-ш, а-д.  Оптические ошибки при письме Р.И. Лалаева объясняет недифференцированностью представлений о сходных формах недоразвития оптико-пространственного восприятия зрительного анализа и синтеза. И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев выделяют из группы оптических ошибок смешения букв по кинетическому сходству, объясняя их несформированностью кинестетической и динамической стороны двигательного акта, медленным формированием кинемы.

Исследования последних десятилетий доказывают, что нередко одной из причин нарушений являются трудности становления процесса латерализации. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга. В случаях задержки процесса латерализации и при различных формах "конфликта доминирования" затруднён корковый контроль за многими видами деятельности. Н. Гражон, Ж. Ажуриагерра выражают мнение, что решающую роль играет не само состояние латералиты, а связанная с нею несформирмированность пространственных представлений и ориентировок. Одной из причин по данным исследования Института Клапереда, в основе отказа от обучения лежит отрицательная связь " Мать – ребёнок", при которой насильное кормлении вызывает сопротивление, что в будущем дети отвергают учителя и знания, как насильно даваемую пищу. Все исследователи отмечают, что учащиеся с нарушением письма допускают большое число ошибок на правила правописания.
Наиболее приемлемой и обоснованной на сегодняшний день является классификация, разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И.Герцена.

Согласно этой классификации, выделяют следующие пять видов дисграфий:

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия, при которой, имеющиеся у ребёнка дефекты звукопроизношения (прежде всего полные звуковые замены) находят своё отражение на письме.

  2. Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (по прежней терминологии - акустическая), в основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи.

  3. Дисграфия на почве не сформированности языкового анализа и синтеза, которая проявляется в неумении учащихся членить речевой поток на составляющие его элементы: предложения - на слова, слова - на слоги и отдельные звуки. Характерны для данного вида дисграфии ошибки на искажение звукослоговой структуры слова, слитное написание предлогов и раздельное написание приставок.

  4. Аграмматическая дисграфия, обусловленная несформированностью у ребёнка грамматических систем словоизменения и словообразования.

  5. Оптическая дисграфия, связанная с недоразвитием оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Чаще всего перечисленные виды дисграфий в разных сочетаниях присутствуют у одних и тех же детей. Эти случаи принято относить к смешанной или сложной дисграфии.

Вопрос распространённости дисграфии у учащихся младших классов изучался в 50-е годы профессором М.Е. Хватцевым. По данным М.Е. Хватцева, число учащихся с дисграфией составляло 6%. По данным англо-американской литературы нарушения чтения и письма встречаются у 15-20% детей школьного возраста, причём нарушениям письма отводится второстепенная роль. Э. Матежек дисорфографию (дисграфию) описывает, как один из вариантов дислексии.

В исследованиях Певзнер М.С., Явкина В.М. приводится показатель-8,7%.

 При безвыборном обследовании письма и чтения у 186 первоклассников, проведённым А.Н. Корневым, дисграфия была обнаружена у 21% детей.

Анализ 300 диктантов, проведённых в 10 школах Петербургского района г.Санкт-Петербурга в 2004 году под руководством Л.Г. Парамоновой, показал, что дисграфия имеется у 53% учащихся вторых классов, причём в большинстве случаев она проявляется как смешанная, т.е. особенно тяжёлая.
Отдельные виды дисграфии в исследовании Л.Г.Парамоновой были представлены следующим образом:

  • акустическая и артикуляторно- акустическая -10,7%;

  • на почве несформированности языкового анализа и синтеза - 42,1%

  • аграмматическая - 5,6%;

  • оптическая - 1,3%.

Л.Г.Парамонова указывает, что общий процент каждого из названных видов дисграфии значительно выше за счёт представленности их ещё и в смешанной форме.

Приведённые статистические данные свидетельствуют о расхождении в количестве учащихся младших классов, страдающих различными видами дисграфий, установленных разными исследователями в разное время. Современные отечественные педагоги подчеркивают важность обнаружения предрасположенности к специфическому нарушению письма еще до поступления в школу, особенно у детей с речевыми нарушениями (М.Безруких, Л.Морозова, 1996) или в самом начале школьного обучения (Т.В. Ахутина, Л.Г. Парамонова, Н.Е. Писарева, Е.А. Михайлова).


    1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.


Логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.

Основная цель службы – оказание логопедической помощи учащимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

Основными задачами логопедической службы являются: диагностика и коррекция нарушений устной и письменной речи, а также своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной ими; пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя главной цели педагогического воздействия – воспитанию всесторонне развитой личности. В МБОУ СОШ №1 г. Тимашевска вопросу речевого развития и коррекции речевых нарушения традиционно уделяется большое внимание. Логопедический пункт был организован в 1995 году. Для логопедических занятий оборудован логопедический кабинет, который оснащен необходимыми диагностическими, методическими, дидактическими материалами. В кабинете имеется магнитофон, компьютер, многофункциональное устройство (цветной принтер и сканер).

Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:

  • Аналитико-диагностическая работа

  • Пропаганда логопедических знаний

  • Профилактическая

  • Коррекционно-развивающая работа

  • Методическая работа

  • Консультативная работа

На логопедические занятия зачисляются учащиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; недостатки произношения - фонетический дефект; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь на логопедические занятия зачисляются обучающиеся, недостатки речи которых, препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

Приём обучающихся с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

По мере выпуска учащихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.

Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября. Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке для последующего распределения по группам, в зависимости от речевого дефекта.

На каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, заполняется речевая карта.

Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов.

Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия. В группы подбираются дети с однородной структурой дефекта.

Более 15 лет работая учителем-логопедом в МБОУ СОШ №1, пришла к выводу о необходимости проведения цикла занятий с первоклассниками по профилактике оптических нарушений и ошибок при письме и чтении букв, имеющих кинетическое сходство. Данный вид работы будет способствовать улучшению письменной речи учащихся, а, следовательно, повышению успеваемости по всем предметам.

В исследовании приняли участие учащиеся первых классов общеобразовательной школы№1 г. Тимашевска Краснодарского края. Исследование проводилось в сентябре - мае 2008 - 2011 года и охватило:

  • 2008 – 2009 учебный год 162 ребенка

  • 2009-2010 учебный год – 139 детей

  • 2010-2011 учебный год – 148 детей

Всего: 449 первоклассников.

Эти же дети были обследованы при переходе во второй класс (октябрь-ноябрь).
Цель исследования:

  1. Выявить:
     1.Частоту распространённости смешений букв по кинетическому сходству;
    2.Частоту распространённости отдельных буквенных замен, имеющих место при оптической дисграфии;
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Тимашевск 2012 год iconГ. Тимашевск, ул. Кооперативная, 8

Г. Тимашевск 2012 год iconДоклад Министра «Об итогах работы транспортного комплекса Республики...
Результаты деятельности за 2012 год продемонстрированы в фильме, в докладе я озвучу основные задачи Министерства и отрасли на предстоящий...
Г. Тимашевск 2012 год iconУрока по географии Кубани в 9 классах. Тема: «Город Тимашевск. Социально-экономическая...
Развивать познавательный интерес к изучению малой Родины, к чтению дополнительной литературы
Г. Тимашевск 2012 год iconПлан заседаний Научно-Технического Совета ано впо «су рао» на 2012-2013 учебный год
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Г. Тимашевск 2012 год iconПланируемый результат (2012 год) Показатели выполнения (результат...
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в...
Г. Тимашевск 2012 год iconОсновные направления развития архивного дела
Оренбургской области от 03. 10. 2012 №405 «О планировании работы архивных учреждений Оренбургской области на 2012 год и их отчетности...
Г. Тимашевск 2012 год icon«Месячник безопасности и профилактики дорожно транспортного травматизма детей»
Заседание мо кл руководителей «Анализ вр за 2011- 2012 уч год, планирование работы на 2012 – 2013 уч год»
Г. Тимашевск 2012 год iconТекстовый отчёт о работе за 2011-2012 учебный год
Музыкальная литература: 1-4 год обучения: учебное пособие/ М. Шорникова. – изд. 15-е – Ростов н/Д: феникс, 2012
Г. Тимашевск 2012 год iconБиблиографический указатель «Труды преподавателей нгуэу за 2012 год»...
Труды преподавателей нгуэу. 2012 год : библиографический указатель / сост.: Юкляевская А. В., Ломега Н. Ю.; Новосиб гос ун-т экономики...
Г. Тимашевск 2012 год iconПлатежей за пользование природными ресурсами и земельного налога....
На сегодняшнем заседании Коллегии мы подведём итоги работы Министерства экологии и природопользования Московской области за прошедший...
Г. Тимашевск 2012 год iconАнализ учебно-воспитательной работы Юбилейной средней общеобразовательной...
Цель анализа: оценка деятельности педагогического коллектива, разработка задач на 2012-2013 учебный год
Г. Тимашевск 2012 год iconВыписка из приказа №221 по мбоу буревестниковской средней общеобразовательной...
Мбоу буревестниковской средней общеобразовательной школе «О тарификации на 2012-2013 учебный год» от 1 сентября 2012 года
Г. Тимашевск 2012 год iconПротокол от №
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Г. Тимашевск 2012 год iconАнализ работы мбоу «сош с. Мескер-Юрт» за 2011-2012 учебный год
В 2011-2012 уч год в педагогической состав средней общеобразовательной школы входило 85человек
Г. Тимашевск 2012 год iconПлан работы районного методического объединения учителей математики...
Анализ работы районного методического объединения за 2010/2011 учебный год, постановка целей и задач на 2011/2012 учебный год и определение...
Г. Тимашевск 2012 год iconДисциплина «Этика»
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск