Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
|
| Замолоцких Е.Г.
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № от
|
Учебно-методический комплекс
по модулю Философия художественного творчества
(спецкурс)
Факультет Филологический
Направление: Педагогическое образование
Кафедра: русской и зарубежной литературы
Составитель: д.ф.н., проф. И. В. Гречаник
Москва-2012
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой
_______________________
___________(ФИО) Решение заседания
кафедры Протокол № __
«___» ___________200_г.
Программа модуля «Философия художественного творчества» (спецкурс)
Направление: Педагогическое образование
Профиль: филологическое образование Составитель: _д.ф.н., проф. И. В. Гречаник______________________
Москва-2012
Настоящий курс является органическим дополнением к общему курсу русской литературы ХIХ века, читаемому на факультете русского языка и литературы для БАКАЛАВРОВ филологического образования и одновременно весьма существенным дополнением к курсу методики преподавания литературы как корректирующий некоторые традиционные установки к преподаванию литературы в школе. В ходе изучения дисциплины осуществляется знакомство студентов с ключевыми проблемами философии русской литературы, которые являются актуальными на сегодняшний день. Преподаватель должен помочь студентам разобраться в сложном и противоречивом потоке мнений и суждений, привить способность самостоятельно осуществлять литературоведческий анализ.
Курс лекций рассматривает проблемы философии истории русской литературы ХIХ и XX веков в свете новых методологических подходов к истории русской литературы, с учётом перспектив, открывшихся перед наукой вследствие освобождения от догматических установок, вызванных некорректной идеологизацией некоторых методологических принципов в предшествующий период изучения истории литературы, огромные научные достижения которого при этом не отрицаются.
История русской литературы рассматривается на примерах творчества крупнейших писателей-классиков в связи с проблемами духовности и нигилизма, историзма (в широком смысле), а также в связи с проблемой художественных открытий в русской литературе названного периода. Такой подход даёт возможность выявить существенные стороны произведений литературы, ранее рассматриваемой по преимуществу как социальное и художественное явление (что важно, но не исчерпывает важнейших её сторон). Духовная составляющая литературы не может быть сведена ни к форме общественного, ни к форме художественного сознания. Она содержит отражённый в художественном слове духовный опыт. Этот духовный опыт выявляется в особенностях художественных открытий и сказывается на характере исторического развития литературы, на литературном процессе.
В курсе рассматриваются также смысл и влияние философской составляющей на содержательность и формы художественной выразительности поэтических образов крупнейших писателей.
Лекционный курс (предполагающий наличие у студента конспекта по прочитанной теме) построен по принципу проблемного изучения, раскрывает ключевые, опорные вопросы, которые имеют принципиальное значение для понимания закономерностей литературного процесса или творчества какого-либо писателя, рассматриваемые нами с учётом духовно-нравственного компонента, с учётом 1000-летней русской культурной традиции. Также курс предполагает целостное и углублённое знание художественных текстов рассматриваемых произведений и пристальное ознакомление с философским аспектом анализа художественных произведений в целом и основных образов-характеров.
Для самостоятельного изучения отводятся темы, которые ранее рассматривались в тех или иных курсах, хорошо разработаны в научных монографиях, учебных пособиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении. Рекомендуются те исследования, в которых отражено современное понимание рассматриваемых проблем.
1. Пояснительная записка
Цель: рассмотрение философских основ художественной литературы XX века с учётом специфики национального мирочувствования и мироосмысления.
Задачи:
- выявить особенности русской литературы в контексте национальной культуры и традиционных ценностей, отразившихся в зеркале философии;
- обозначить философские основы творчества крупных представителей литературы в разные периоды XX века;
- утвердить методологию философского изучения художественного творчества как продуктивную исследовательскую доминанту.
Объем в ЗЕ: ___________________1_____________________
Время изучения: курс_____4_______семестр________7_________
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
История русской литературы, Введение в литературоведение, Введение в философию.
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
История русской литературы, История Зарубежной литературы, педагогическая практика, методика преподавания литературы.
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:
инструментальный ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
- понимание сути философии художественного творчества.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
- анализ художественного текста в дискурсе философского знания.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
- использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения.
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: имитационные упражнения.
2 уровень сложности: кейс.
3 уровень сложности: проект. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
30/70 % - инструментальный кластер Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Понятие о философии. Образ философского мышления.
| Конспекты, презентации
|
|
| Рабочая тетрадь
| Проверка: - конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Основные концепции творчества.
| Конспекты, презентации
|
|
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Поиски новой философской парадигмы на рубеже XIX–XX вв..
| Конспекты, презентации
|
|
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Отход от кантовской философии позитивизма. Тяга к идеализму.
| Конспекты презентации
|
|
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Идеи обновления христианства. Искания Д.С. Мережковских.
| Конспекты, презентации
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Марксизм как социально-философский ориентир. Отражение марксистских идей в творчестве М. Горького, А. Серафимовича, Д. Бедного и др.
| Конспекты, презентации
|
|
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Народные утопии и идеи царства Божьего на земле. Творческие искания А. Платонова.
| Конспекты, презентации
|
|
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Влияние на русскую культуру философии Ф. Ницше. Трактат В. Соловьёва «Оправдание добра» как диалог с Ницше. Ницшеанские мотивы в творчестве А. И. Куприна.
| Конспекты, презентации
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Воздействие на философскую мысль России теорий З. Фрейда. Неофрейдизм и концепция коллективного бессознательного К. Юнга. Теория архетипов.
| Конспекты, презентации
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Искания В.В. Розанова. В.В. Розанов и Ф.М. Достоевский. Розановские мотивы в литературе XX века. «Бесконечный тупик» Д. Галковского.
| Конспекты, презентации
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Религиозная философия «Вех». Протест против революционного диктата над личностью. Сборник «Из глубины».
|
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Русский космизм: учения К. Циолковского, В. Вернадского, Н. Фёдорова, А. Чижевского. Философские основы творчества Н. Заболоцкого.
|
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Проблемы мифотворчества. Общая актуализация всех форм архаического искусства. Неомифологизм символистов. Творчество А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова.
|
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Модернизм как новый тип художественного и философского сознания. Повышение степени саморефлексии. Беспристрастность и описательность художника. Творчество имажинистов. Влияние феноменологии в гуссерлианском понимании.
|
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Концепция личности. «Религия личности» по Ницше. Способность личности к диалогу по М. Бахтину и М. Буберу. Понятия об эгоцентрической, амбивалентной и соборной личностях.
|
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Экзистенциальные мотивы. Понятие об экзистенциализме. Философия М. Хайдеггера. Пограничные ситуации. Жизни и смерть как основная оппозиция. Слияние экзистенциальных мотивов с эсхатологическими. Акцентирование темы смерти в искусстве.
|
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Амбивалентность этических ценностей как антидоминанта русской культуры. Противоречивость философских настроений личности на сломе эпох. Кризисное сознание, эстетизация безобразного как предтеча постмодернизма.
|
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Альтернатива «Восток – запад» как глобальная тема русской литературы. Философия В. Соловьёва. Идеи панмонголизма, скифства в творчестве литературной группы «Скифы».
|
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| «Скифские» мотивы творчества Иванова-Разумника, Брюсова, Блока, Белого. «Азиатская» концепция русской революции.
|
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Философия О. Шпенглера. «Труд «Закат Европы». Статья М. Горького «Две души».
|
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Иннонациональные мотивы в русской литературе. Тема Кавказа. Идеи евразийства.
|
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Любовь, творчество, вера как философские категории в творчестве художников второй половины XX столетия.
|
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Новые поиски «русской идеи» во второй половине XX века.
|
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Философские мотивы в творчестве В. Распутина, В. Шукшина, Ф. Абрамова, Б. Можаева, В. Астафьева, Л. Бородина.
|
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| «Почвенная» философия творчества В. Галактионовой, А.и К. Смородиных.
|
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Понятие о философской лирике. Философская лирика Н. Рубцова, В. Соколова, А. Передреева, Н. Тряпкина, А. Жигулина, Э. Балашова. Традиции М.И. Ломоносова, Г.Р. Державина, Ф.И. Тютчева.
|
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Философские мотивы поэзии Ю.П. Кузнецова. Кузнецов-философ.
|
|
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Религиозная философия конца XX века в литературе.
|
| Реферирование, эссе
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Религиозно-философская лирика иеромонаха Романа.
|
| Реферирование, эссе
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- понимание сути философии художественного творчества.
| Религиозно-философские мотивы современной прозы (В. Дворцов, Л. Бородин)
|
| Реферирование, эссе
| Кейс, реферирование
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
|
2. Объем модуля и виды учебной работы
(по каждой форме обучения)
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
|
|
|
| 36 ч.
| 36 ч.
| 7
| Филологический/ педагогическое образование
| Философия художественного творчества
| Лекции
| 16 ч.
|
|
| Практические/семинарские
| 20 ч.
|
|
| Лабораторные
| -
|
|
| Консультации
| -
|
|
| Курсовые/рефераты
| -
|
|
| Контрольные работы
| -
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
| 6
|
|
| Общий объем часов по дисциплине
| 42
|
|
| 3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий (по каждой форме обучения)
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
| 1.
| Понятие о философии. Образ философского мышления.
| 2
|
| 2
| 2.
| Основные концепции творчества.
| 2
|
| 2
| 3.
| Поиски новой философской парадигмы на рубеже XIX–XX вв..
| 2
|
| 2
| 4.
| Отход от кантовской философии позитивизма. Тяга к идеализму.
| 2
|
| 2
| 5.
| Идеи обновления христианства. Искания Д.С. Мережковских.
| 2
|
| 2
| 6.
| Марксизм как социально-философский ориентир. Отражение марксистских идей в творчестве М. Горького, А. Серафимовича, Д. Бедного и др.
| 2
|
| 2
| 7.
| Народные утопии и идеи царства Божьего на земле. Творческие искания А. Платонова.
| 2
|
| 2
| 8.
| Влияние на русскую культуру философии Ф. Ницше. Трактат В. Соловьёва «Оправдание добра» как диалог с Ницше. Ницшеанские мотивы в творчестве А. И. Куприна.
| 2
|
| 2
| 9.
| Воздействие на философскую мысль России теорий З. Фрейда. Неофрейдизм и концепция коллективного бессознательного К. Юнга. Теория архетипов.
|
| 2
| 2
| 10.
| Искания В.В. Розанова. В.В. Розанов и Ф.М. Достоевский. Розановские мотивы в литературе XX века. «Бесконечный тупик» Д. Галковского.
|
| 2
| 2
| 11.
| Религиозная философия «Вех». Протест против революционного диктата над личностью. Сборник «Из глубины».
|
| 2
| 2
| 12.
| Русский космизм: учения К. Циолковского, В. Вернадского, Н. Фёдорова, А. Чижевского. Философские основы творчества Н. Заболоцкого.
|
| 2
| 2
| 13.
| Проблемы мифотворчества. Общая актуализация всех форм архаического искусства. Неомифологизм символистов. Творчество А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова.
|
| 2
| 2
| 14.
| Модернизм как новый тип художественного и философского сознания. Повышение степени саморефлексии. Беспристрастность и описательность художника. Творчество имажинистов. Влияние феноменологии в гуссерлианском понимании.
|
| 2
| 2
| 15.
| Концепция личности. «Религия личности» по Ницше. Способность личности к диалогу по М. Бахтину и М. Буберу. Понятия об эгоцентрической, амбивалентной и соборной личностях.
|
| 2
| 2
| 16.
| Экзистенциальные мотивы. Понятие об экзистенциализме. Философия М. Хайдеггера. Пограничные ситуации. Жизни и смерть как основная оппозиция. Слияние экзистенциальных мотивов с эсхатологическими. Акцентирование темы смерти в искусстве.
|
| 2
| 2
| 17.
| Амбивалентность этических ценностей как антидоминанта русской культуры. Противоречивость философских настроений личности на сломе эпох. Кризисное сознание, эстетизация безобразного как предтеча постмодернизма.
|
| 2
| 2
| 18.
| Альтернатива «Восток – запад» как глобальная тема русской литературы. Философия В. Соловьёва. Идеи панмонголизма, скифства в творчестве литературной группы «Скифы».
|
| 2
| 2
| 3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Основы философии творчества
| Понятие о философии. Образ философского мышления.
Основные концепции творчества.
Поиски новой философской парадигмы на рубеже XIX–XX вв..
Отход от кантовской философии позитивизма. Тяга к идеализму.
Идеи обновления христианства. Искания Д.С. Мережковских.
Марксизм как социально-философский ориентир. Отражение марксистских идей в творчестве М. Горького, А. Серафимовича, Д. Бедного и др.
Народные утопии и идеи царства Божьего на земле. Творческие искания А. Платонова.
Влияние на русскую культуру философии Ф. Ницше. Трактат В. Соловьёва «Оправдание добра» как диалог с Ницше. Ницшеанские мотивы в творчестве А. И. Куприна.
Воздействие на философскую мысль России теорий З. Фрейда. Неофрейдизм и концепция коллективного бессознательного К. Юнга. Теория архетипов.
Искания В.В. Розанова. В.В. Розанов и Ф.М. Достоевский. Розановские мотивы в литературе XX века. «Бесконечный тупик» Д. Галковского.
| Сентябрь
|
| 2.
| Ключевые тенденции философии творчества
| Любовь, творчество, вера как философские категории в творчестве художников слова.
Концепция личности. «Религия личности» по Ницше. Способность личности к диалогу по М. Бахтину и М. Буберу. Понятия об эгоцентрической, амбивалентной и соборной личностях.
Понятие о философской лирике. Философская лирика Н. Рубцова, В. Соколова, А. Передреева, Н. Тряпкина, А. Жигулина, Э. Балашова. Традиции М.И. Ломоносова, Г.Р. Державина, Ф.И. Тютчева.
| Октябрь
|
| 3.
| Философия творческих исканий первой половины XX века
| Экзистенциальные мотивы. Понятие об экзистенциализме. Философия М. Хайдеггера. Пограничные ситуации. Жизни и смерть как основная оппозиция. Слияние экзистенциальных мотивов с эсхатологическими. Акцентирование темы смерти в искусстве.
Амбивалентность этических ценностей как антидоминанта русской культуры. Противоречивость философских настроений личности на сломе эпох. Кризисное сознание, эстетизация безобразного как предтеча постмодернизма.
Альтернатива «Восток – запад» как глобальная тема русской литературы. Философия В. Соловьёва. Идеи панмонголизма, скифства в творчестве литературной группы «Скифы».
«Скифские» мотивы творчества Иванова-Разумника, Брюсова, Блока, Белого. «Азиатская» концепция русской революции.
Философия О. Шпенглера. «Труд «Закат Европы». Статья М. Горького «Две души».
Иннонациональные мотивы в русской литературе. Тема Кавказа. Идеи евразийства.
| Ноябрь
| ноябрь
| 4.
| Философия творческих исканий второй половины XX века – начала XXI в.
| Новые поиски «русской идеи» во второй половине XX века. Философские мотивы в творчестве В. Распутина, В. Шукшина, Ф. Абрамова, Б. Можаева, В. Астафьева, Л. Бородина.
«Почвенная» философия творчества В. Галактионовой, А.и К. Смородиных. Религиозноф-философские искания. Лирика Иеромонаха Романа.
|
| декабрь
|
|