Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.)





Скачать 73.63 Kb.
НазваниеКомментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.)
Дата публикации24.09.2013
Размер73.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Федорова В. А.

Учитель русского языка и литературы

КОММЕНТАРИИ

К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 класс

(2011 – 2012 уч.г.)

Билет № 5

  1. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

  2. Портрет Печорина, его роль в создании образа «героя времени» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

  3. Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь резко изменилась? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Вопрос № 1: Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

  1. История возникновения комедии Фонвизина «Недоросль»

Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику.

  1. Комедия Дениса Ивановича Фонвизина « Недоросль» 

Героями комедии являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нем: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.

  1. Значение комедии

Знамнитая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика.

Не довольствуясь одним изображением дворянского "злонравия", писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях.

Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к "благородному" сословию далеко от взгляда стороннего человека. "Я видел, — писал он, — от почтеннейших предков презренных потомков... Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце".

Комедия Фонвизина являет собой подлинный расцвет русской драматургии ХVIII века, но одновременно это — чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней — "Горе от ума" Грибоедова и "Ревизор" Гоголя. "...Все побледнело, — писал Гоголь, — перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума"... В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества... Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая — от дурно понятого просвещения".

Вопрос № 2: Портрет Печорина, его роль в создании образа «героя времени» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

 В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни, почему они “старятся в бездействии”? Роман состоит из пяти частей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”. Каждая из них представляет самостоятельное произведение и в то же время является частью романа.

Раскрывая сложный и противоречивый характер Печорина, автор показывает нам его в разных жизненных ситуациях, в столкновении с разными людьми: с контрабандистами, с горцами, с молодой девушкой-аристократкой, с представителями дворянской молодежи и другими действующими лицами. Перед нами предстает образ одинокого, разочарованного человека, который враждует со светским обществом, хотя и сам является его частью.

 В романе “Герой нашего времени” Лермонтов изображает Печорина реалистически. Печорин - человек тридцатых годов XIX века, и разочарование этого человека в окружающем его обществе сильнее, чем у Онегина.

Печорин - представитель аристократической семье. Природа наделила его острым умом, отзывчивым сердцем и твердой волей. Но лучшие качества этого человека оказались не нужны обществу. “Лучшие мои чувства, боясь насмешки, — говорит Печорин, — я хоронил в глубине сердца”. Он влюблялся и был любим; занялся наукой, но скоро понял, что славы и счастья она не дает. А когда он понял, что в обществе нет ни бескорыстной любви, ни дружбы, ни справедливых гуманных отношений между людьми, ему стало скучно.  Печорин ищет острых ощущений. Ум и воля помогают ему преодолеть препятствия, но он осознает, что его жизнь пуста. И это усиливает в нем чувство тоски и разочарования. Печорин хорошо разбирается в психологии людей, поэтому легко завоевывает внимание женщин, но и это не приносит ему ощущения счастья. Он, как и Онегин, “не создан для блаженства семейной жизни. Жить, как люди его круга, он не может и не хочет”.
    В истории с княжной Мери, которую Печорин влюбил в себя, подчинил своей воле, он предстает и как “жестокий мучитель”, и как глубоко страдающий человек. Измученная Мери вызывает в нем чувство сострадания. “Это становилось невыносимым, — вспоминает он, — еще минута, и я бы упал к ногам ее”.

Лермонтов создал правдивый образ своего молодого современника, в котором отразились черты целого поколения. В предисловии к роману он писал, что Печорин — “это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии”.  В названии романа звучит ирония писателя над своим поколением и над временем, в котором оно живет. Печорин, конечно, не герой в буквальном смысле этого слова. Его деятельность нельзя назвать героической. Человек, который бы мог принести пользу людям, тратит свои силы на пустые занятия.

Автор не стремится ни осудить Печорина, ни сделать его лучше, чем он есть. Нужно отметить, что М. Ю. Лермонтов с большим мастерством раскрыл психологию своего героя. Критик Н. Г. Чернышевский отмечал, что “Лермонтова интересовал сам психологический процесс, его форма, его законы, диалектика души...”

Вопрос № 3: Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь резко изменилась? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)


В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.

Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Интересно отметить, что рассказ сначала назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите» и, наконец, - «После бала».
Для построения рассказа Толстой применяет контрастное изображение двух эпизодов: бал у губернского предводителя и жестокое наказание солдата. Чем ярче, праздничнее и роскошнее видит читатель торжество в начале произведения, тем больше горести и сострадания вызывает вторая часть рассказа.

Полковника на балу Л.Н. Толстой показывает как человека всеми уважаемого. «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик... Сложен ан был прекрасно, с широкой небогато украшенной орденами, выпячивающейся грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами», - так описывает полковника Иван Васильевич.

Весь бал Варенькин отец держался на высоте. Его манеры были налицо. Хоть немного и неуклюже танцевал полковник мазурку, его чувство собственного достоинства прикрывало все недостатки. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала аристократическую сущность полковника и вызывала еще больше восхищения.
Не скрывал Петр Владиславович свою заботу и нежное отношение к дочери. «С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней», - здесь Л.Н. Толстой показывает отцовские чувства полковника. Все заботы Петра Владиславовича были о Вареньке. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», - думал Иван Васильевич, видимо, не без основания.
Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. «К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство», - так отзывался о полковнике Иван Васильевич на балу.

А как же описывает рассказчик полковника во время наказания солдата?
На лице не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от полковника, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.
Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх. Иван Васильевич так описывает наказание солдата: « И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».
Иван Васильевич испытал в то время глубокое чувство стыда за действия полковника. Может быть, это чувство не было столь велико, если бы рассказчик не видел несколько часов назад милого, доброго человека. Ведь разве мог тот Петр Владиславович так поступить?
Герой потрясен жестокостью общества, которому становится чуждым слова «милосердие», «доброта», «справедливость». Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: что ожидает общество, утратившее свое нравственное лицо.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconКомментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.)
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconКомментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.)
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconКомментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.)
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconОтветы на экзаменационные билеты по литературе 11 класс
Содержание билетов полностью соответствует примерным экзаменационным билетам по литературе для образовательных учреждений, осуществивших...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconПояснительная записка к экзаменационным билетам по биологии 9 класс
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconЭкзаменационные вопросы по истории России 9 класс. Источники: Нумерация...
Нумерация билетов соответствует примерным экзаменационным билетам по истории России для 9 кл. (24 билета), 2005/06 уч год, опубликованы...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconПояснительная записка к экзаменационным билетам по физике в 9 классах в 2012 2013 уч году Устный
Устный экзамен по физике – экзамен по выбору, форма проведения которой может быть различной: ответ по билету, защита реферата, собеседование,...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconПояснительная записка к экзаменационным билетам по физике в 9 классах в 2012 2013 уч году Устный
Устный экзамен по физике – экзамен по выбору, форма проведения которой может быть различной: ответ по билету, защита реферата, собеседование,...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconПояснительная записка к экзаменационным билетам по курсу «Обществознание»
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, дошкольного и начального образования
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconОтветы и критерии оценивания Часть 1
Нумерация билетов соответствует примерным экзаменационным билетам по истории России для 9 кл. (24 билета), 2005/06 уч год, опубликованы...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconОлимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов
Нумерация билетов соответствует примерным экзаменационным билетам по истории России для 9 кл. (24 билета), 2005/06 уч год, опубликованы...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconПрактические задания к экзаменационным билетам ( для всех отделений)
...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconЗадачи к экзаменационным билетам по дисциплине хирургия (4 курс) Задача 1
Считает себя больным в течение 7 часов. Заболел остро. Появились боли в эпигастральной области, которые затем переместились в правую...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconРабочая программа по литературе. 9 класс. Автор: Львова М. А., учитель...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Автор: Львова М. А., учитель русск языка и литературы моу гимназии им. А. Л. Кекина, 2011-2012...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconРабочая программа По литературе 5 класс Учитель Попова О. Н
В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год; с авторской программой В. Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconРабочая программа по литературе 5 класс
Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т. Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература...


Школьные материалы



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск