Скачать 155.2 Kb.
|
План -конспект урока «Бессоюзные сложные предложения» 1.Ф.И.О. Мадьярова Чулпан Вильевна 2.Место работы: МАОУ СОШ №48 3.Должность:учитель 4.Предмет: русский язык и литература 5.Класс: 9 «Б» 6.Тема и номер урока в теме: №1 «Бессоюзные сложные предложения» 7.Базовый учебник: С.Г. Бархударов 8.Цель урока: Образовательная: усвоение обучающимися особенностей знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями; определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания. Развивающая: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала. 9.Задачи: -ОБУЧАЮЩИЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. -РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать. -ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 1)формировать их личностную позицию; 2)воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля. 10.Тип урока: урок овладения учащимися новыми знаниями 11.Формы работы учащихся: технологические формы деятельности обучающихся в соответствии с учебными заданиями ,универсальные учебные действия 12.Необходимое техническое оборудование: ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ): 1.Запись на доске: - тема урока; - стихотворный текст для анализа; - дополнительное задание. 2. Таблицы орфограмм и пунктограмм (на вспомогательной доске). 3. Карточки с образцами заданий и правильными ответами для независимых экспертов (участников семинара). 4. На рабочем столе учащихся: Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.Чешко.- 43-е изд. – М. : Просвещение, 2003.; тетради, ручки и карандаши. 13.Структура и ход урока: СТРУКТУРА УРОКА: -Организационный этап. -Работа с эпиграфом к уроку. -Сообщение темы урока и постановка целей. -Работа учащихся с электронным образовательным ресурсом. -Работа с предложениями с опорой на домашнее задание. -Самостоятельная работа с последующей проверкой. -Проверка самостоятельной работы. -Дополнительное задание ( работа с интерактивной доской) -Подведение итогов урока. -Запись текста под диктовку. -Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. ХОД УРОКА 1. Организационный этап. -Подготовка учащихся к работе на уроке. -Взаимное приветствие учителя и учащихся. -Визуальный контроль готовности к уроку. -Работа с журналом. 2. Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске). ● Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф. Нет, не гибнет в жизни большой Всё, на что сердце твоё откликается. Живи беспокойно, живи с маетой: С доброты человек начинается. ●Выразительное чтение эпиграфа учащимся. ●Все ли слова вам знакомы и понятны? Маета - собственно русское образование от существительного мая –“тяжелая работа, мученье” посредством суффикса -ет-. ●Запись эпиграфа в тетрадях. ●Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы. (С доброты человек начинается) ●Настроимся на разговор о доброте. ●Проверка домашнего задания. Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске. (Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие) ●Какой смысл заключает в себе слово “доброта”? (Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим) Выполните задание под номером один. №1. Задание к эпиграфу Задание для первого уровня: объясните правописание выделенных букв в словах, сформулируйте данную орфограмму. (правописание безударных гласных в корне слова, проверяемые ударением) -Задание для второго и для третьего уровней: найдите и сформулируйте известные вам орфограммы. (правописание безударных гласных в корне слова, проверяемые ударением; правописание окончаний глаголов; непроизносимые согласные; правописание приставок; правописание гласных после шипящих) -Слова какой части речи преобладают в стихотворной строфе? (глаголы) - Какую роль играют глаголы в этом тексте? (побуждение к действию) - Определите структуру предложений и объясните знаки препинания в них. (1-ое предложение - сложное с разными видами связи: бессоюзной и союзной, где использовано сложноподчиненное предложение с придаточным местоименно-определительным) (2-ое предложение - сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом ) -Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию. (Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза) 3. Сообщение темы урока и постановка целей. Бессоюзные сложные предложения. (Тема урока записана на доске) Как вы уже поняли, на уроке пойдет речь о бессоюзных предложениях. Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем об этих предложениях и знаках препинания в них. - Актуализация уже имеющихся знаний. 1)Какое предложение называется бессоюзным? (Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения) 2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных? (Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, врем,, дополнение, противопоставление) 3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения? (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) 4) Электронное задание 1 вариант: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3e2e556-556a-4604-aae0-0cd654ddcffd/%5BRUS9_216%5D_%5BIA_076%5D.swf
2 вариант
5.Работа с предложениями с опорой на домашнее задание. Дома вы ознакомились с параграфом 85 и составили опорный конспект. Используя свой конспект, вы должны выполнить задание под номером два. (Самостоятельная письменная работа в разноуровневых группах) 6. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Задание для первого уровня: выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему? Во время проверки начертите схемы предложений. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу. Желаешь себе добра – не делай зла другому. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена. Задание для второго уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку. Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. Доброта – качество ( ) излишек доброты нам не вредит. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт. Задание для третьего уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку. 1.Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле. 2.Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу. 3.Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому. 4.Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему. 5.У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена. 6.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки. 7.Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 8.Доброта ( ) качество ( ) излишек доброты нам не вредит. 9.Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт. 7.Проверка самостоятельной работы. Первый уровень. (проверка осуществляется учителем в индивидуальном порядке - 1-2-е работы) У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (это сложносочиненное предложение) Второй уровень (учащийся работает у доски ) 1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение]. (вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое –знаем) 2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение]. (вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно) 3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина]. (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как) -Выставление оценки- Третий уровень. (учащийся работает у доски ) 1.Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу. [ ] - [сравнение]. (вторая часть предложения содержит сравнение; можно проверить союзом словно или как) 2.Желаешь себе добра – не делай зла другому. [условие] – [ ]. (первая часть содержит условие) 3. Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки. [условие] – [ ]. (в первой части указывается условие, о чем говорится во второй части; проверочный союз – если) 4. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. [противопоставление]. (вторая часть предложения противопоставляется первой части; можно между частями вставить союз а) -Выставление оценки- 8.Дополнительное задание. На интерактивной доске задание: - Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; 1.расставьте знаки препинания. 2.С детских лет постигаем мы истину… 3.Держится мир на доброте… Хочешь изменить мир к лучшему… Проверка задания будет осуществляться после урока (по желанию учащихся). 9.Подведение итогов урока. 1) Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения? ●Обратите внимание на эпиграф. ●Почему автор использует бессоюзное предложение? (Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным) 10.Запись текста под диктовку. №3. Подготовьте выразительное чтение текста, обращая внимание на интонацию и выбор знаков препинания в предложениях. О доброте Мы порой не ощущаем вечности добра, разменной монетой его живем: ты – мне, я – тебе. А ведь мудрость щедрости только в одном: я – всем. Память и доброта в человеке неотделимо живут и пожалованы ему природой, чтобы щедро одаривать других и тем крепить меж людьми связь человеческую. Беспамятливый и скупой что усохшее дерево: ни глубин прошлого корнями не ощутит, ни шумливой кроной в будущее не заглянет. Не человек, а сирота вселенская. - Выразительное чтение текста учащимся. - Запись текста под диктовку. 11.Домашнее задание. Задание по группам. Задание для первого уровня. Работа с текстом. Начертите схемы бессоюзных сложных предложений. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях. Укажите части речи в 1-2-м предложениях. Произведите словообразовательный разбор слова беспамятливый. Задание для второго уровня. Напишите сочинение-рассуждение по записанному вами тексту. Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте. Задание для третьего уровня. Напишите небольшое сочинение с использованием БСП на тему “Добрый человек в моем понимании”. 12.Слово учителя. Сегодня мы с вами говорили о таком качестве человека как доброта. Давайте, вспомним синонимы к этому слову (чтение слов с доски). Помните: с доброты человек начинается! Безмерное богатство – доброта. И пусть ее надолго хватит. Человек настоящий всегда Щедро добро свое тратит.
|
Конспект урока определение глагола как части речи фио андюкова Елена... Базовый учебник Русский язык. 2 класс. Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В | Конспект урока. Фио : Калиева Санья Казикановна Место работы: маоу... Цель урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся; совершенствование употребления Present Continuous Tense (Настоящее... | ||
Конспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна... Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского | Конспект урока тема урока: «Альдегиды» Ф. И. О.(полностью) Кошурина... Цель урока: формирование представления об альдегидах как органических соединениях | ||
Конспект урока русского языка Тема: Непроизносимые согласные фио... Базовый учебник Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. 2класс часть М. Просвещение 2012г | Конспект урока вирусы фио тюшина Н. Д. Место работы мбоу «сош №3»... Цель урока: формирование знаний о строении вирусов, их многообразии и размножении. Болезни, вызываемые вирусами | ||
Конспект урока Урок-игра «Весёлое соревнование» фио: Истомина Ольга... Базовый учебник: «Enjoy English 2 Part 1» Часть 1 (3 класс) авторы: М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. В. Добрынина, Н,Н,Трубанёва.... | Конспект урока тема: "Что такое наречие?" Автор: Окишева Татьяна... ... | ||
Конспект урока Реки. Ф. И. О: Ахметова Людмила Геннадьевна Место... Цели урока: продолжить знакомить детей с водными ресурсами и их использование в жизни | Конспект урока «Цветок и плод» фио юсова Светлана Леонидовна Место... Цель урока: изучить особенности цветка как органа размножения растения; познакомиться с разнообразием цветков и плодов | ||
Конспект урока тема урока: Виды односоставных предложений фио: Фурман... Базовый учебник: Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. Под ред. Шанского Н. М. Русский язык. М.:... | Конспект урока «Восточные славяне» фио: Шмик Татьяна Ивановна Место... Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о занятиях, быте, верованиях и общественном устройстве восточных славян | ||
Конспект урока Учитель: Вахрушева Татьяна Николаевна маоу «Италмасовская сош» Предмет: английский язык Класс: 6б умк: New Millennium/ Английский язык нового тысячелетия (Н. Н. Деревянко, С. В. Жаворонкова) | Аникина Тамара Анатольевна маоу сош №6 1 учитель русский язык и литература | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Должность, место работы: учитель истории и обществознания, маоу сош №1 п. Забайкальск | Конспект урока бессоюзное сложное предложение (Тема урока) фио (полностью) Бессоюзное сложное предложение 1урок в разделе «Бессоюзные сложные предложения»;порядковый номер в тематическом планировании№45 |